Синдром эмоционального выгорания



Дата23.04.2016
Размер55 Kb.
ТипЛекция
Лекция

Синдром эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений ). МКБ 10 - Z73.0 - Переутомление
Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты:

- эмоциональной;

- когнитивной;

- физической энергии.

Проявляется синдром в симптомах:

- эмоционального;

- умственного истощения;

- физического утомления;

- личностной отстраненности;

- снижения удовлетворения от исполненной работы.

Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. В обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и др.)

Синдром эмоционального выгорания – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.

Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:



1. предельное истощение;

2. отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы;

3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно. Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:



  1. физические симптомы - усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия, язвы, нарывы, сердечные болезни;

  2. эмоциональные симптомы - недостаток эмоций, неэмоциональность, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни. Безразличие и усталость. Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность. Раздражительность, агрессивность. Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться Депрессия, чувство вины. Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания. Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив. Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.) Преобладает чувство одиночества.

  3. Поведенческие симптомы - рабочее время больше 45 часов в неделю Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка. Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств. Несчастные случаи ( например, травмы, падения, аварии и т.д.). Импульсивное эмоциональное поведение.

  4. Интеллектуальное состояние - уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе. Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе.) Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни. Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу. Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям. Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании). Формальное выполнение работы.

  5. Социальные симптомы - нет времени или энергии для социальной активности. Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби. Социальные контакты ограничиваются работой. Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе. Ощущение изоляции, непонимания других и другими. Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Рассмотрим факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями. К организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся следующие:

  • высокая рабочая нагрузка;

  • отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;

  • недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное;

  • невозможность влиять на принятие важных решений;

  • двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование);

  • однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;

  • необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным;

  • отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы

К профессиональным факторам риска относят: «помогающие», альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям (врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя и даже священнослужители). Также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами. В медицине это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями. В последнее время концепция синдрома эмоционального выгорания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен (например, программисты). Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).

Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания.

Анализу подвергаются аспекты заботы: качество заботы о себе, способы реализации. Например, хорошо ли профессионал о себе заботится? Вы смотрите, как он выглядит. Как одет. Спрашиваете о финансовом благополучии, о семейном положении. Интересуетесь, когда последний раз отдыхал, где был в отпуске? Что любит кушать, часто ли балует себя любимой едой? Хорошо ли спит? Человек, который имеет навыки заботы о себе - делает всё это с удовольствием, ему нравится ухаживать и следить за собой. Он заботиться о своем эмоциональном и социальном благополучии. Он имеет семью, которая поддерживает его, друзей, хобби. Он зарабатывает достаточно денег, чтобы реализовать эту заботу о себе. Человек , имеющий низкий уровень заботы о себе, равнодушен к внешнему виду, еде, сну, запущен и неухожен. «Что Вы любите делать? Что делаете с удовольствием?» - вопросы, которые мы задаем для стимуляции интереса к себе и жизни, для нахождения ресурсов и источников поглаживаний. В виде домашних заданий мы предлагаем «пораженным» профессионалам написать списки любимых занятий и реализовывать их на практике.

Далее анализируются способы реализации заботы о себе. Как «пораженный» профессионал проявляет заботу о себе? Его забота о себе направлена на здоровье, профессиональное развитие, на перемены? Или его забота ярче проявляется в жалости к себе, когда он болен, обижен или оскорблен другим человеком, например, клиентом или начальником? Если это так, то несколько сеансов уделяется тому, чтобы научить профессионала более эффективной заботе о себе. Он должен научиться находить здоровое начало в себе и в каждом своем клиенте, ценить 
здоровье и успешность, опираться на них, как на ресурс. Он учиться мотивировать себя и своих клиентов, что здоровье всегда интереснее и увлекательнее, чем болезнь. Работа с профилем поглаживаний. Умение просить, получать, давать поглаживания. Навыки говорить «нет», отказ от пинков. В группе или индивидуальной работе в терапевтическом альянсе проверяются новые навыки поведения. Как домашнее задание дается формирование банка поглаживаний.

Второе эго-состояние, которое анализируется у подверженного выгоранию профессионала аспекты самокритики. Чему профессионал уделяет предпочтение: своим промахам и просчетам или достижениям и успехам? Деструктивная самокритика создает препятствия любым успехам.



Дебрифингдноразовая слабоструктурированная психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму).проводится сразу после события, которое явилось сильным стрессором для профессионалов, участвующих в нем. Например, провели четыре дебрифинга для психологов и психотерапевтов, которые участвовали в оказании психологической помощи жертвам теракта на Дубровке в октябре 2002 года в Москве.

Дебрифинг состоит из 5 обязательных этапов.



Первый этап посвящается созданию целостной картины того, что произошло. Участники дебрифинга рассказывают о том, как знали о случившемся событии,

что сделали, где находились, с кем работали в тот момент


Второй этап посвящен работе с чувствами, переживаемыми в момент происшествия. На этом этапе использовали техники арт-терапии. Участники дебрифинга рисовали рисунки на темы: «Мои чувства во время теракта», «Мои чувства сейчас». Участники группы дают свои ассоциации на рисунки, озвучивая проекции своих чувств, используя материал рисунков. В заключении создается единая композиция из рисунков участников. 
На третьем этапе работы обсуждаются изменения, которые произошли с участниками события после него. Эти изменения могут быть не только позитивными, например, острое ощущение жизни и счастья, что все позади и кончилось благополучно. 
Часто появляются психосоматические реакции, тревожность, страхи.

Четвертый этап посвящен информации, который дает ведущий дебрифинга о реакциях, которые могут появиться; о том, что происходит в кризисных ситуациях. 
Пятый обязательный этап – нахождение позитивного смысла в произошедшем событии и поиск перспектив. 

Вы говорите коллеге: «Да я понимаю, что эта ужасная картина стоит у вас перед глазами и вам хочется освободиться от неё. Что вы чувствуете? Какие ассоциации это у вас вызывает?» И он будет говорить о беспомощности, бессилии, случившемся когда-то в его жизни, давно. И эта цель дебрифинга – освободить его от бессилия, от сомнений.




Каталог: docs -> metod -> lenskih
lenskih -> Преподаватель Ленских Ольга Викторовна 2015 г лекция № Иммунопатологические процессы. Аллергические реакции Вопросы, рассматриваемые в лекции
lenskih -> Реферат неотложные (ургентные) состояния в психиатрии
lenskih -> Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга
lenskih -> Лекция №5 Стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство Рассматриваемые вопросы
lenskih -> Преподаватель Ленских Ольга Викторовна 2015 г лекция №6 Патофизиология боли Вопросы, рассматриваемые в лекции
lenskih -> Владимир Михайлович Бехтерев
lenskih -> Опорные конспекты с заданиями для внеаудиторной
lenskih -> Реферат Системный остеопороз, как причина возрастных изменений опорно-двигательного аппарата
lenskih -> Лекция №6 Психосоматические заболевания Рассматриваемые вопросы


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница