Содержание
С.
Введение 3
Раздел 1. Концепции развивающего обучения 6
Анализ современных концепций развивающего обучения 6
Раздел 2. Развивающее обучение информатике 18
Это зачем? 46
Раздел 3. Экспериментальная работа по апробации комплекта занятий по теме «PowerPoint» по информатике с применением развивающих технологий. 47
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Приложения 63
Приложение 1. 64
Приложение 2. 65
по теме «PowerPoint» по информатике с применением развивающих технологий. 65
Занятие № 1 68
Занятие № 2 72
Заголовок слайда 74
Занятие № 3 77
Занятие № 4 81
Занятие № 5 84
Введение
Говорили, что скоро взамен теперешних шпаргалок появятся электронные,
т.е. «микромозг» величиной с косточку от вишни…
которая всегда и всюду подскажет все,
что окажется в данный момент необходимым.
Но Пиркс не верил в это, считая – и не без оснований,
что когда появится такой аппарат, уже не нужны будут курсанты.
С.Лель. «Испытание»
Прошло много времени, с того момента, как начались преобразования в стране. Большие изменения произошли и в сфере образования: появились разнотипные учебные заведения, разработан новый образовательный стандарт, стали более гибкими, вариативными формы и сроки обучения. Важным субъектом образования выступают теперь родители, предъявляющие повышенные требования к качеству преподавания, оказывающие материально-финансовую поддержку школе. Особое внимание родители обращают на изучение в школе такой образовательной дисциплины как «Информатика».
Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагогической наукой задачу организовать подготовку школьников таким образом, чтобы они были готовы осмысленно и творчески использовать информационные технологии в своей учебной и профессиональной деятельности. Для того, чтобы осуществить такую подготовку нужно создать наиболее благоприятные условия для развития ученика как индивидуальности.
Информатика подходит для осуществления этих условий как нельзя более кстати, т.к. включает в себя некоторые части многих образовательных областей (физика, математика, а также область творческого исследования (рисование, литература) и др. (в зависимости от линии изучения информатики). Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, траектория его собственного развития ему еще не ясна. И не стоит с этим торопиться. Большую помощь в раскрытии ребенка как личности может сыграть изучение фундаментальных основ информатики (теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии и социальная информатика).
Основная и очень ответственная задача учителя — раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности.
И только когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять формы его дальнейшего обучения.
Все выше изложенное показывает, что в новых социально – экономических условиях существует противоречие между:
- требованиями, предъявляемыми к конкурентоспособности выпускников школ и неспособностью традиционной системы контроля качества знаний обеспечить высокий уровень усвоения знаний;
- между необходимостью осуществления развивающего обучения и неспособностью традиционного образования обеспечить его;
- между требованием Государственного стандарта образования, учета особенностей подготовки и отсутствием разработанного содержания предметного образования, в частности по курсу информатики.
Эти противоречия определяют актуальность проведения исследования по применению развивающей технологии на уроках информатики.
Тема исследования определила объект, предмет, цели и задачи исследования, а также его гипотезу.
Объект исследования: содержание и процесс обучения через применение развивающих технологий.
Предмет исследования: развивающие технологии на уроках информатики как средство повышения качества знаний.
Цель исследования: изучение проблемы применения развивающих технологий на уроках информатики и соотнесение полученных результатов исследований через разработку комплекта занятий по информатике, и апробации его эффективности.
В основу исследования положена гипотеза: применение технологий развивающего обучения на уроках информатики положительно влияет на качество знаний учащихся.
Для проверки рабочей гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы по вопросу развивающего обучения;
- раскрыть суть концепций развивающего обучения;
- составить комплект занятий с применением технологии развивающего обучения;
Теоретическими основами проведенного исследования являются:
Проблемы развивающего обучения (Давыдов В. В.)
Формирование творческого мышления (Селевко Г.К.)
Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения (Субботина Л.Ю.)
Развивающее обучение (Якиманская И.С.)
Развитие личности в обучении (Шиянов Е.Н. Котова И. Б.)
Практическая значимость выполненной работы заключается в возможности её практического использования в рамках образовательного процесса в средней школе.
Методы исследования
Организация исследования
Практическая значимость исследования
Основные положения, выносимые на защиту
Структура работы
Поделитесь с Вашими друзьями: |