Сестринское дело в Арктическом регионе: образование, практика, наука



Скачать 393.38 Kb.
страница1/4
Дата23.09.2017
Размер393.38 Kb.
  1   2   3   4

c:\users\rahmetovanv\desktop\logo2.pngc:\users\rahmetovanv\desktop\header_logo.png

Министерство здравоохранения Архангельской области

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

АРОО «Объединение медицинских работников Архангельской области»



Сестринское дело в Арктическом регионе:

образование, практика, наука

Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию создания факультета высшего сестринского образования


f:\конференция 21-22 апреля\фотки всо\000082c4.jpg

21-22 апреля 2017 года

Архангельск
УДК 614.2

ББК 51.3


Редакционная коллегия: кандидат медицинских наук, доцент

Владимир Александрович Плаксин

Надежда Владимировна Рахметова

Размещается по решению редакционно-издательского совета

Северного государственного медицинского университета
Сестринское дело в Арктическом регионе: образование, практика, наука. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию создания факультета высшего сестринского образования, 21-22 апреля 2017 г. – Архангельск: Северный государственный медицинский университет, Электронное издание, 2017. - 70 с.

В сборнике представлены материалы научных и практических работ специалистов сестринского дела с разных регионов Российской Федерации. Поднимается широкий круг проблем, связанных с качеством оказания сестринской помощи. Материалы конференции будут интересны как студентам, так и молодым специалистам, ученым, практикам.


Работы печатаются в авторской редакции.
УДК 614.2

ББК 51.3

© Северный государственный



медицинский университет, 2017
СОДЕРЖАНИЕ



Стр


Плаксин В.А., Рахметова Н.В. 20-летию создания факультета Высшего сестринского образования посвящается…


4

Барабанова Т.В., Копеина С.А., Козычко Л.С. Соблюдение этических принципов в современной сестринской онкологической практике


9

Бобрецова С.В., Плаксин В.А. Подходы к формированию здорового образа жизни у сестринского персонала


13

Гореликова Е.В. Актуальность обучения медицинских сестер инфекционной безопасности в современных условиях

20


Ивонинская С.В. Анализ уровня информированности пациентов офтальмологической больницы о глаукоме

22


Иконникова Н. С. Плакидин В.Г. Роль медицинской сестры в профилактике пролежней у пациентов на постельным режиме

28


Лаптева Е.С., Петрова А.И, Поплевченкова Е.А., Рылло Г.А., Дьячкова-Герцева Д.С. Оптимизация менеджмента школ здоровья по коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков


33


Максимова Л.Н. Основные направления профилактической деятельности медицинских сестер в структуре амбулаторно-поликлинической помощи

39


Орлова И.В., Бобрецова С.В. Оптимизация сестринского ухода за пациентами, страдающими психическими расстройствами в пожилом и старческом возрасте


44


Пепеляева Т.В., Пищулева Т.В. Бронхиальная астма у детей как медико-социальная проблема

53


Рыбак М.В. Роль главной медицинской сестры в повышении качества медицинской помощи на примере ГОБУЗ «МГП № 4»

55


Цысс Л.В. Подготовка студентов медицинского колледжа к проведению санитарно-просветительной работы в условиях внеучебной проектной деятельности

61


Шаец А. С., Плаксин В.А. Профилактические мероприятия против алкогольной зависимости среди медицинских работников

64



20-летию создания факультета Высшего сестринского образования посвящается…

Плаксин В.А., Рахметова Н.В.

Северный государственный медицинский университет, Архангельск
Необходимость подготовки менеджеров учреждений здравоохранения в конце прошлого столетия была продиктована широким внедрением рыночных отношений в здравоохранение, потребовавших высокой эрудиции руководителей всех рангов в вопросах экономики, права, психологии трудовых отношений, новых технологий управления; материально-технического и лекарственного обеспечения, научной организации труда в учреждениях здравоохранения с различными формами собственности. В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию № 313 от 28.06.1991 г., специальность «Сестринское дело» вошла в перечень специальностей высшего медицинского образования и была закреплена за учебно-методическим объединением (УМО) по медицинскому и фармацевтическому образованию. Первые факультеты высшего сестринского образования (ВСО) были созданы в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете (1991 год), затем в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова (1992 год). Перед вузами, приступившими к обучению специалистов нового профиля, была поставлена стратегическая цель – подготовить квалифицированные управленческие и педагогические кадры в области «Сестринского дела», способные на высоком профессиональном уровне решать задачи развития отрасли.

В апреле 1997 года в Архангельской государственной медицинской академии был создан Факультет медицинского менеджмента (далее - Медицинских сестер с высшим образованием – медицинского менеджмента). Это был 16-й факультет Высшего сестринского образования в России. А уже с 1 сентября 1997 года на вновь созданном факультете началась подготовка специалистов сестринского дела с квалификацией «Менеджер».

Подготовка студентов первоначально осуществлялась только по очной (дневной) форме обучения. Но, в связи с происходящими переменами повысилась заинтересованность медицинских сестер со стажем в обучении на факультете ВСО. Учитывая это, в 1998 году была введена очно-заочная (вечерняя) форма подготовки специалистов на факультете. А в 1999 году на факультете было открыто и заочное отделение. Начало подготовки специалистов по заочной форме обучения было связано в первую очередь с необходимостью предоставить возможность получения высшего сестринского образования медицинским сестрам, уже занимающим управленческие должности в учреждениях здравоохранения и не имеющим возможность совмещать работу и обучение по дневной или вечерней форме обучения.

Первым деканом факультета (1997 – 2005 гг.) стала доцент Лисишникова Людмила Петровна, внесшая большой вклад в его становление и развитие.

С целью доступности образования, в сентябре 2000 года на базе Северодвинского медицинского училища было создано структурное подразделение Архангельской государственной медицинской академии – Северодвинский институт медицинского образования (СИМО) АГМА. В структуре СИМО был организован филиал факультета ВСО, где осуществлялась подготовка менеджеров – медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений г. Северодвинска по заочной форме обучения.

В 2001 году правильно и своевременно был сделан выбор в пользу заочной формы обучения, которая, как показало время, является самой востребованной среди специалистов сестринского дела. С 2004 года подготовка по данной специальности велась уже только по заочной форме обучения.

Важным событием в развитии факультета ВСО стало создание в 1999 году на кафедре поликлинической терапии курса сестринского дела (решение Ученого Совета СГМУ от 17.03.1999 г.), реорганизованного в 2002 году в кафедру сестринского дела (решение Ученого Совета СГМУ от 21.06.2002 г.). Профильная кафедра являлась методическим и учебно-научным структурным подразделением факультета ВСО, осуществляющим учебную, организационно-методическую и научно-исследовательскую работу по сестринскому делу. С первых дней работы курс, а затем и кафедру возглавлял доцент Плакидин Виктор Геннадьевич. Большую помощь на этапе организации курса сестринского дела оказала Мельникова Марина Александровна – преподаватель Архангельского медицинского колледжа. Все это время коллектив кафедры состоял из опытных квалифицированных специалистов, тропных к сестринскому делу – это Плаксин Владимир Александрович, Дроздович Елена Леонидовна, Хабарова Юлия Александровна, Хлопина Инна Анатольевна, Тарасова Надежда Константиновна, Лазурко Ольга Яковлевна, Сизюхина Наталья Николаевна и др. Они стали наставниками выпускников факультета, которые остались преподавателями на кафедре сестринского дела.

Обучение на факультете имело ряд особенностей, отличающих его от подготовки специалистов на других факультетах. Студенты, кроме гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических дисциплин изучали административно-управленческие и психолого-педагогические дисциплины, необходимые им в практической деятельности. Необходимо было создать методическое обеспечение по данной специальности. Только внутривузовская межкафедральная интеграция позволила осуществить оптимизацию учебных программ и преодолеть трудности, возникшие в период становления нового факультета. Большой вклад в развитие факультета Высшего сестринского образования и непосредственно подготовку квалифицированных сестринских кадров внесли сотрудники кафедры Общественного здоровья и здравоохранения – профессор Вязьмин Александр Михайлович, старший преподаватель Удалова Лидия Селиверстовна, доценты Громова Людмила Евгеньевна, Дьячкова Марина Геннадьевна, Варакина Жанна Леонидовна, Заросликова Любовь Альбертовна и кафедр Педагогики и Психологии – доценты Селезнева Дина Алексеевна, Щукина Евгения Георгиевна, Миткевич Владимир Анатольевич, Голдобина Татьяна Александровна, Васильева Елена Юрьевна, преподаватели Кузнецова Анна Александровна и Низовцева Татьяна Резовна.

С 1 апреля 2002 года решением Ученого Совета СГМУ от 20.02.2002 г. факультет был переименован в факультет Высшего сестринского образования.

Но, так как сестринское образование в России имеет многоуровневый характер и включает последовательное освоение программ профессионального образования: базового и/или повышенного уровня в средних медицинских учебных заведениях и высшего образования в медицинских вузах, то, в целях дальнейшего повышения качества подготовки сестринских кадров и обеспечения непрерывности их профессионального роста в Северном государственном медицинском университете был создан 1 февраля 2006 года Институт сестринского образования (решение Ученого Совета СГМУ от 07.09.2005 г.). В состав Института сестринского образования (ИСО) первоначально вошли: факультет Высшего сестринского образования, университетский колледж (далее – отделение среднего профессионального образования) и кафедра сестринского дела. Деканом факультета ВСО на правах директора Института сестринского образования стала д.м.н., профессор Светличная Татьяна Геннадьевна. Немного позже (в сентябре 2006 г.) в Институте появилось отделение последипломной подготовки специалистов сестринского дела, куратором которого стал доцент Плаксин Владимир Александрович.

Институт сестринского дела как единая структура просуществовал до 2011 года (решение Ученого Совета СГМУ от 27.04.2011 г.). Затем, в связи с нестабильной экономической ситуацией в России, а соответственно и в Российском образовании, возникшие финансовые проблемы привели к решению о реструктуризации Института сестринского образования. Высшее сестринское образование перешло на факультет управления и экономики, среднее профессиональное образование продолжило свое существование на факультете менеджмента и информатики, а последипломной подготовкой сестринских кадров стал заниматься факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. А кафедра сестринского дела, в связи с уменьшением учебной нагрузки вновь приобрела статус курса и вошла в состав кафедры поликлинической терапии.

После четырёхлетнего периода «раздельного» образования специалистов сестринского профиля в связи с вхождением университета в систему Непрерывного медицинского образования (НМО) возникла необходимость в интеграции многоуровневой системы подготовки специалистов сестринского дела, в совершенствовании учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы и практики сестринского дела, а соответственно сестринской помощи населению. Для решения этих задач в СГМУ был создан Факультет сестринского образования (решение Ученого Совета СГМУ от 23.06.2015 г.). В состав факультета вошли отделение высшего сестринского образования, среднего профессионального образования (из факультета менеджмента и информатики) и отдел сестринского образования (из факультета ПК и ППС). Возглавил факультет сестринского образования и является деканом по настоящее время доцент Плаксин Владимир Александрович.

С момента открытия факультета Высшего сестринского образования подготовлено 718 специалистов с высшим сестринским образованием, 42 из них закончили университет с дипломами «с отличием». При этом по очной форме на факультете ВСО обучился 91 специалист (всего было 4 выпуска), по очно-заочной форме – 41 специалист (всего было 3 выпуска). Превалирующее большинство специалистов обучалось по заочной форме – выпущено 586 специалистов сестринского дела с квалификацией «менеджер». Всего состоялось 13 выпусков «заочников».

Многие выпускники продолжили обучение в интернатуре на кафедре Общественного здоровья и здравоохранения и получили сертификаты по специальности «Управление сестринской деятельностью». Три выпускника 2001 года прошли обучение в педагогической интернатуре на базе университетского колледжа.

Выпускники факультета состоялись как специалисты и работают в различных сферах деятельности: в лечебно-профилактических учреждениях всех форм собственности, в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в научно-исследовательских учреждениях, в органах власти, в фармацевтических, страховых и медицинских компаниях, а также становятся индивидуальными предпринимателями в различных сферах бизнеса. Среди выпускников факультета есть несколько кандидатов и докторов наук. География трудоустройства также обширна – охватывает не только весь Северо-Западный регион, а и другие регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья.

В настоящее время факультет сестринского образования успешно выполняет задачи непрерывного медицинского образования в области подготовки сестринских кадров с высшим и средним профессиональным образованием, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела. На данный момент на факультете обучаются по программе высшего образования 32 студента и по программам среднего профессионального образования 209 студентов (по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Лабораторная диагностика»). Регулярно проходит обучение по программам дополнительного профессионального образования по всем специальностям среднего медицинского образования с объемом 678 специалистов в год. Студенты факультета как самостоятельно, так и совместно с преподавателями университета участвуют в научно-исследовательских проектах, профессиональных конкурсах, общественно-значимых мероприятиях различных уровней. Факультет сестринского образования тесно сотрудничает с АРОО «Объединение медицинских работников Архангельской области», совместно развивая непрерывное сестринское образование в Архангельской области. Руководителями ОМРАО (АМРАО) в различные годы являлись выпускники факультета Высшего сестринского образования.

За двадцать лет много сделано, за прошедшие годы деятельность факультета неоднократно получала высокую оценку, но еще больше предстоит сделать. Факультет сестринского образования оказывает большое влияние на формирование и развитие сестринского дела в регионе. Модернизируя свои учебно-научные структуры, повышая качество обучения, расширяя спектр научных исследований, факультет сестринского образования тем самым оказывает воздействие на улучшение качества жизни в Архангельске и всем Арктическом регионе, предоставляя населению широкий спектр профессионально-образовательных услуг, организуя различные виды профессиональной подготовки, а соответственно повышая качество медицинской помощи.

Соблюдение этических принципов в современной сестринской онкологической практике

Барабанова Т.В., Копеина С.А., Козычко Л.С.

ГБУ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер»

АРОО «Объединение медицинских работников Архангельской области»

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали обществ, существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. [4]

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое отображение эти нормы первоначально нашли в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение.

В этических явлениях присутствуют два момента: личный (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок) и внеличностный, объективный (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности. Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и сознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях). [3]

При работе с пациентами со злокачественными новообразованиями соблюдение этических и деонтологических принципов имеет особое значение. Это связано с тем, что на состояние этих пациентов болезнь оказывает особенно сильное психотравмирующее влияние. По данным многих авторов, у преобладающего большинства таких пациентов выявляются признаки обсессивно-фобических и астенодепрессивных нарушений психики. Это проявляется эмоциональной лабильностью, навязчивым страхом смерти, подавленностью и уходом в себя, преобладанием тревожно-мнительных черт, ощущением обреченности, безнадежности из-за своего заболевания, бесперспективности дальнейшей жизни, суицидальными мыслями. Однако на практике эмоциональное состояние больного часто не берется в расчет, особенно молодыми врачами, что, несомненно, усугубляет не только психологический, но и соматический статус пациента. [1]






В «Программе развития сестринского дела в России на 2010 – 2020 г.г.» одним из основных направлений научных исследований в области сестринского дела является разработка организационных моделей и новых технологий сестринской практики. Одной из таких инновационных моделей является организация и работа «школ пациентов».

Школа для пациентов - это совокупность средств и методов индивидуального и группового подхода к пациентам, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни [6].

Вот уже более 2 лет в ГБУ АО «АКОД» осуществляет работу «школа онкологического пациента», организованная для занятий с женщинами, получающими лечение в диспансере по поводу рака молочной железы.

В структуре онкологической заболеваемости женского населения по АО в 2013 году заболевание РМЖ заняло первое место и составило – 11,3%. Диагноз онкологическое заболевание, предстоящие операция и лечение химиотерапевтическими препаратами, лучевая терапия – причины постоянного эмоционального напряжения, беспокойства, тревоги и страха у пациентов. Современное лечение онкологических больных является сложной задачей, в решении которой принимают участие врачи различных специальностей: хирурги, врачи-радиологи, врачи-химиотерапевты, психологи. Такой подход к лечению пациентов требует также и от онкологической медицинской сестры решения многих разнообразных задач. Таким образом, медицинская сестра в онкологической клинике играет сразу 4 большие профессиональные роли: специалист-практик, преподаватель, консультант, исследователь. Медицинская сестра не просто исполнитель назначений врача, но и в силу особенностей профессии в общении с пациентами ей приходится быть и психологом, и педагогом .

Информация, которую пациенты получают в школе, нацелена снизить уровень тревожности, и помочь создать благоприятный психологический фон, в результате чего можно избежать возникновения осложнений и сократить время пребывания в лечебном учреждении. Важно подчеркнуть, что каждый пациент индивидуален, и его организм по-разному реагирует в восстановительном послеоперационном периоде, на действие одних и тех же химиотерапевтических препаратов, на реакцию организма во время лучевой терапии, поэтому одним из ключевых факторов успешного лечения является информированность пациента. [6]

Постепенно онкологический пациент психологически адаптируется к своему заболеванию. А.В. Гнездилов различает несколько стадий адаптации: психологический шок; «реакция отрицания» (неприятие болезни); агрессия (как ответ на «несправедливость судьбы»); депрессия (подавленное состояние); принятие болезни (успокоение, согласие с «неизбежностью судьбы», относительно гармоничное внутреннее состояние). Чтобы пройти эти стадии, необходимо время, длительность такого периода индивидуальна (месяцы, годы). Это время для адаптации к новой реальности, условиям стационара, медперсоналу, болезни, предстоящему лечению, возможному уходу из жизни.

В книге «Психология и психотерапия потерь» (2002) А.В. Гнездилов, объясняя психологические реакции больных с генерализацией опухоли, пишет, что их можно сравнить с чувствами невинно приговоренных к смертной казни без объявления срока исполнения. Это связано с представлением о раке как о неизлечимом, мучительном, смертельном заболевании, что вызывает в больном страх смерти, неуверенность, подавляет волю и чувство человеческого достоинства. [2]

Этико-деонтологические принципы в онкологии заслуживают внимания любого медицинского работника, встречающегося в своей практике с онкологическими больными. В то же время многообразие возникающих ситуаций и личностей больных не позволяет привести подходящее к каждому случаю деонтологическое правило. Поэтому необходимо развивать в себе медицинскую интуицию и навыки общения. [4]

Важно умение слушать, улавливая настроение больного, мягко направлять разговор в нужное русло, отвечать на сложные вопросы (об истинном диагнозе и прогнозе заболевания), давая информацию, адекватную психологическому состоянию пациента. При этом недопустима необдуманная откровенность. По этому поводу П. Дарнфорд в книге «Раздели этот путь» (2003) пишет: «Избавь меня от врача, который, стоя у меня в ногах, вдруг заявит: «Хотите знать правду?» - и конечно же я отвечу: «Да, хочу». Поделившись со мной этой правдой, они свалят всю ее тяжесть на мои уже без того ослабевшие плечи и уйдут с легким сердцем, оставляя меня молча страдать бессонными ночами. Неужели нельзя было пройти через это вместе со мной, моим шагом, не спеша?» [5]

Старайтесь создать у пациента состояние психологического комфорта и доверия к медицинскому персоналу и, независимо от стадии заболевания, поддерживать уверенность в получении им помощи.



Список литературы

  1. Глазырина О.В., Минич И.С. Влияние психоэмоциональных факторов на процесс выздоровления пациентов/О.В.Глазырина.И.С.Минич// Сестринское дело.-2010.-№4.-С.42-44.

  2. Гнездилов А.В., Психология и психотерапия потерь. — СПб.: Издательство «Речь», 2002.

  3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: 2008.

  4. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. – Мн.: изд. В.М. Скакун,2010.

  5. Магазаник Н. А. Искусство общения с онкологическими больными. - М.: Медицина, 1991. -110 c

  6. Михайлова Н.В., Калинина А.М., Олейников В.Г.и др. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2004; 2: 3-10.

  7. Этический Кодекс медицинской сестры России (принят РАМС, 1997 г.)


Подходы к формированию здорового образа жизни у сестринского персонала

Бобрецова С.В., Плаксин В.А.

ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница №2 СМП»

Северный государственный медицинский университет, Архангельск
Труд медицинских сестер стационаров скорой медицинской помощи характеризуется значительным нервно-эмоциональным напряжением, нередко требующим больших физических усилий и выносливости, внимания и высокой трудоспособности в экстремальных условиях. Формирование здорового образа жизни в сложных производственных условиях является главным рычагом в укреплении здоровья сестринского персонала через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьбе с негативными социально-гигиеническими факторами.

Участие медицинских сестер в формировании основ здорового образа жизни, как своего, так и ближайшего окружения в пропаганде здоровья, создании у населения позитивной мотивации на здоровье и деятельность, его обеспечивающую, возможно лишь при понимании каждым медицинским работником необходимости соблюдения правил здорового образа жизни. В связи с этим представляется интересным выявление отношения сестринского персонала к здоровью как определенной ценности: на поведенческом уровне, предполагающем его реализацию в образе жизни; на вербально-аксиологическом, определяющем место здоровья в личной иерархии ценностей.

Цель нашего исследования – изучить подходы к формированию здорового образа жизни у сестринского персонала в условиях промышленного города.

МЕТОДИКА. Методом типологического отбора были обследованы 83 медицинских сестры ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница №2 скорой медицинской помощи». Участвовали три целевые возрастные группы 20—24 лет (20 чел.), 24—29 лет (30 чел.) и 30—34 лет (33 чел.). Средний возраст респондентов составил 28 лет.

Качественное определение различных сторон образа жизни сестринского персонала проводилось методом анкетного опроса с последующей обработкой представленных анкет. Для исследования использовалась разработанная нами опрос-анкета «Ваш образ жизни», состоящая из вопросов, сгруппированных в 5 блоков.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. В результате проведенного анкетирования медицинских сестер мы выяснили, что в числе основных жизненных ценностей 60,2% участников исследования главной для себя назвали здоровье, 21,7% — семейное благополучие, 12,1% — материальное благосостояние.

Полученный результат может говорить о том, что в исследуемых группах здоровье является истинной ценностью. В число прочих жизненных ценностей вошли любовь (2,4%), красота (2,4%), работа (1,2%).

Известно, что образ жизни человека во многом зависит от мотиваций и жизненных установок, которые определяют его жизненные потребности.

Средние медицинские работники среди ведущих мотивов ведения здорового образа жизни на 1-м месте указали прочную семью (37,3%), на 2-м – экономическую независимость (25,2%), на 3-м месте – всестороннее развитие личности (16,9%). На обеспечение долгожительства как главный мотивационный фактор указали 13,3% респондентов, на достижение профессиональных успехов — 7,2%.

В ходе анкетирования 98,8% участников опроса подтвердили, что здоровый образ жизни необходим, а наиболее оптимальным путем улучшения здоровья является изменение образа жизни.

Между тем, осознавая ценность здоровья, лишь немногие предпринимали практические шаги по его сохранению и укреплению. Человек не сможет сохранить здоровье, если его организм подвергается влиянию факторов риска, а лучший способ уберечь себя от болезней — следовать принципам здорового образа жизни.

В структуре факторов образа жизни, имеющих наибольшее влияние на здоровье, респондентами были названы: психоэмоциональные стрессы (38,6%), наличие вредных привычек (25,2%), фактор питания (16,9%), физическая активность (12,1%), соблюдение режима труда и отдыха (7,2%).

Полученный результат говорит о том, что, по мнению респондентов, ведущим фактором образа жизни, приводящим к нездоровью, являются психоэмоциональные стрессы.

Исследование распространенности данного фактора риска в изучаемой профессиональной группе показало, что 84,3% анкетируемых имели стрессовые ситуации. Однако анализ методов борьбы с постстрессовым расстройством свидетельствует о том, что большая часть респондентов (58 чел., 69,9%) не всегда может справиться со стрессовой ситуацией. Из них 20 участников опроса (34,5%) отметили полное отсутствие возможности противостояния стрессу, 38 медицинских сестер (65,5%) иногда могут справиться со стрессовой ситуацией. Только 25 респондентов (30,1%) заявили, что всегда смогут расслабиться и быстро успокоиться после стресса.

Среди способов выхода из стрессовой ситуации респонденты наиболее часто называли переключение на физическую активность (36,5%) и обсуждение проблем с близкими людьми (27,0%). В единичных случаях респонденты использовали аутогенную тренировку, посещение психолога, психоанализ (4,8%).

Немаловажным условием ведения здорового образа жизни является отказ от вредных привычек.

По данным нашего исследования, на момент опроса не курили 65,1% исследуемых, 34,9% имели эту вредную привычку. Выявлено, что среди медицинских сестер курили ранее 21,7%; 43,4% никогда не курили.

Анализ интенсивности курения показал, что среди сестринского персонала, имевшего эту вредную привычку, 86,2% курили в сутки до 10 сигарет, 13,8% – 10-20 сигарет. Следовательно, среди курящих медсестер 1/6 составляли респонденты, злоупотребляющие никотином.

Причинами приобщения к курению медицинские сестры считали: в 31,0% – снятие напряжения, в 27,6% – «плохую компанию» и любопытство. При этом 41,4% участников опроса затруднились ответить на данный вопрос.

Среди респондентов 20,7% имели стаж курения от 10 до 14 лет, 62,1% - от 5 до 10 лет. При исследовании желания бросить курить было выявлено, что 51,7% хотели бы прекратить курение.

Было выявлено, что 10,3% медсестер курили в присутствии детей, что, с одной стороны, негативно отражается на их здоровье, с другой – способствует распространению курения среди детей. Семья играет большую роль в формировании поведения подрастающего поколения, а пассивное курение является одним из негативных факторов, влияющих на здоровье, особенно детей.

Рациональное питание составляет основу здорового образа жизни. Требования к нему слагаются из требований к пищевому рациону, режиму питания и условиям приема пищи.

При изучении режима питания мы выяснили, что 40 респондентов (48,2%) имели трехразовый режим питания, 15 (18,1%) — двухразовый. Лишь у 28 участников опроса (33,7%) прием пищи происходил более четырех раз в день.

Не соблюдали рациональный режим питания 2/3 сестринского персонала. Причем многие связывали данный факт с неудобным графиком работы и отсутствием условий нормального приема пищи на рабочем месте.

При изучении пищевого рациона сестринского персонала мы выяснили, что рацион 55 респондентов (66,3%) отличался однообразием.

Включали в свой ежедневный рацион свежие овощи и фрукты 53 респондента (63,8%).

Известно, что Всемирная организация здравоохранения рекомендует потреблять не менее 400 г свежих овощей и фруктов (не считая картофеля) в день. Между тем, согласно полученным результатам, абсолютное большинство респондентов (88,7%) потребляли менее рекомендованной ВОЗ нормы фруктов и овощей

Важным аспектом здорового образа жизни, безусловно, является физическая активность. В нашем исследовании нас интересовало наличие этого фактора как в быту, так и на рабочем месте респондентов.

Мы выяснили, что уделяли достаточно времени своему физическому здоровью (не реже 3 раз в неделю) 18 респондентов (21,7%). Из них 15 участников опроса (83,3%) занимались в спортзале и посещали бассейн, регулярно выполняли утреннюю гимнастику 3 респондента (16,7%). На наличие энергичной физической активности в виде работы по дому и занятий на даче в весенне-осенний период указали 11 участников опроса (13,3%).

В ходе нашего исследования 49,4% анкетируемых медицинских сестер указали на то, что соблюдали режим труда и отдыха.

Обычный ночной сон для основной части участников опроса (69,9%) составлял 7 часов и более, для 24,1% — 5-6 часов в сутки, для 6,0% — менее 5 часов.

Однако на неполноценный сон предъявляли жалобы 94,0% респондентов (78 чел.). Мы выяснили, что для различных возрастных групп медицинских сестер причины недосыпания следующие: стрессы — 46,2%, неудобный график работы — 25,6%, увлечение телепередачами — 14,5%, беспокойство из-за членов семьи — 12,8%.

Следовательно, сон основной части респондентов нельзя назвать достаточным.

На наличие регулярных выходных и отпуска указали 57,8% медицинских сестер. Работали сверхурочно 42,2%. Основным побудительным мотивом к этому, по мнению респондентов, являлось желание больше заработать.

В выходные дни 43,3% респондентов предпочитали заниматься домашними делами, и лишь 28,9% участников опроса выезжали на природу или посещали спортзал и бассейн. Предпочитали отдыхать на диване 18,1% респондентов, 9,6% посещали культурные мероприятия.

Более половины семей (51,8%) проводили отпуск, выезжая на юг или в среднюю полосу. Альтернативной формой отдыха во время отпуска были поездки в деревню, работа на даче. Туристическим походам во время отпуска отдавали предпочтение лишь 6,0% анкетируемых. Предпочитали свой отпуск проводить в спокойной обстановке и среди близких 24,1% участников опроса.

Приведенные данные могут говорить о том, что в исследуемых группах предпочтение отдается пассивным видам отдыха.

ВЫВОДЫ:


  1. Несмотря на понимание значимости ведения здорового образа жизни, в действительности существуют значительные расхождения между декларируемыми ценностями по сохранению здоровья и реально осуществляемыми анкетируемыми в повседневной жизни действиями.

  2. Из факторов риска для здоровья медицинского персонала наиболее мощным по силе отрицательного воздействия является эмоциональный стресс, сопряженный со специфическими психоэмоциональными особенностями труда медицинских работников. Несмотря на высокую психоэмоциональную нагрузку, сестринский персонал не обладает стрессоустойчивостью и, что наиболее важно, не использует должные механизмы психологической саморегуляции.

  3. Результаты исследования подтвердили наличие проблемы табакокурения среди сестринского персонала. Тот факт, что большая часть респондентов хотела бы бросить курить, дает благодатную почву для проведения мероприятий по снижению табакокурения среди медицинских сестер.

  4. В плане гигиены питания обращают на себя внимание два факта: первый — значительное количество лиц, не придерживающихся режима в питании, второй — преобладание углеводистой модели питания, не отвечающей физиологическим потребностям организма человека. Следует отметить, что вопросы здорового питания сестринского персонала требуют более глубокого изучения и дальнейших исследований.

  5. Анализ интенсивности физической активности также нуждается в дополнительных исследований. Наши данные говорят о том, что респонденты не отличаются высокой физической активностью и связывают это со значительной профессиональной физической нагрузкой.

Выявление вышеперечисленных фактов является основой для разработки программ реабилитации медицинского персонала в крупных учреждениях здравоохранения по сохранению здоровья работников. Для повышения мотивации сестринского персонала к ведению здорового образа жизни считаем необходимым:

  1. Усилить практические навыки по основам здорового образа жизни в профессиональной подготовке сестринского персонала.

  2. Стимулировать морально и материально сотрудников, поддерживающих здоровый образ жизни.

  3. Организовать постоянно действующие семинары по теоретическим вопросам здорового образа жизни на базе поликлинических «Школ здоровья», обращая особое внимание на проблемы рационального питания, отказа от курения, повышение физической активности сестринского персонала, а также обучение методам релаксации.

  4. Создавать специальные группы здоровья для медицинских работников на базе лечебно-профилактических учреждений под руководством инструкторов лечебной физкультуры.

Список литературы

  1. Бабанов С.А. Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания / С.А. Бабанов, О.Н. Ивкина // Сестринское дело. – 2010. - №7. – С. 8-12.

  2. Вартапетова Н.В., Карпушкина А.В. Формирование здорового образа жизни: основные стратении // Здравоохранение. - 2011. - №9. – С. 76-84.

  3. Косарев, В. В. Труд и здоровье медицинских работников / В. В. Косарев, С. А. Бабанов // Медсестра. – 2009. - № 2. – С. 18-27

  4. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р. Г. Оганова, Р. А. Хальфина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 464 с.

Актуальность обучения медицинских сестер инфекционной безопасности в современных условиях

Гореликова Е.В.

АНО ДПО «Пермский институт повышения квалификации работников здравоохранения», Пермь

Профессиональная деятельность медицинских сестер связана с высоким риском инфицирования инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи (такие как ВИЧ-инфекция, вирусные парентеральные гепатиты, туберкулез и т.д.), а также заражением данными инфекциями пациентов.

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи в последние годы приобрели исключительно большое значение для всех стран мира. Проблема инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, чрезвычайно актуальна для всех учреждений здравоохранения любого профиля. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи ухудшают прогноз заболеваний, вызывают страдания пациентов, продлевают госпитализацию и приводят к дополнительным затратам системы здравоохранения.

Факты, приводимые зарубежными и отечественными исследователями, позволяют утверждать, что инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи возникают у 6-12% больных, поступающих в медицинские организации. В России по данным официальной статистики ежегодно регистрируется примерно 30 тысяч случаев инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи [3].

Современные медицинские организации представляют собой сложные экологические системы. Работающие в них сотрудники и пациенты, приходящие на прием ежедневно контактируют с различными факторами инфекционной природы, несомненно, оказывающими влияние на их здоровье и работоспособность.

Во главе всей этой многогранной работы по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи стоит медицинская сестра как основной организатор, исполнитель и ответственный контролер, правильность действий которой зависят oт знании и практических навыков[2].

Для предупреждения воздействий производственных условий и поддержания безопасности в работе, медицинская сестра должна уметь использовать важнейшие средства и приемы защиты. Сознательное отношение и тщательное выполнение медицинским персоналом требований противоэпидемического режима предотвратит профессиональную заболеваемость сотрудников и инфицирования пациентов, что позволит в значительной степени снизить риск заболевания инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Соблюдение правил инфекционной безопасности медицинской сестрой на рабочем месте является неотъемлемой частью ее профессиональной деятельности. 

Между тем, инфекционная безопасность пациентов и персонала в медицинских организациях остается предметом пристального внимания для учреждений здравоохранения и учреждений федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [1].

На основании изложенного выше, целью и задачей нашей организации дополнительного профессионального образования является повышение уровня знаний и умений в сфере инфекционной безопасности.

Обучение проводится по утвержденным программам дополнительного профессионального образования. Занятия проводятся высококвалифицированными специалистами в симуляционно-тренинговом манипуляционном центре в виде бинаров, где слушатели могут отработать практические навыки.

Таким образом, полученные медицинскими сестрами знания и умения в свете нового санитарного законодательства, снизят риск возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи в медицинских организациях.

Литература:


  1. Федеральный закон от 30.03.2011 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

  2. Агкацева С. А. Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. Алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры. //Феникс. 2006. 168с.

  3. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. СПб. 2009. 734с.




Анализ уровня информированности пациентов офтальмологической больницы о глаукоме

Ивонинская С.В.

ГАУЗ АО «Архангельская клиническая офтальмологическая больница
Глаукома - одно из наиболее распространенных глазных заболеваний, которое может привести к серьезным необратимым изменениям и значительной потере зрения, вплоть до полной слепоты.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), количество глаукомных больных в мире колеблется от 60,5 до 105 млн. человек, причем в ближайшие десять лет оно увеличится еще на 10 млн. По литературным данным, в мире каждую минуту от глаукомы слепнет один человек, а каждые 10 минут - один ребенок. В настоящее время в России на официальном учете состоит 1 180 708 пациентов с глаукомой (данные 2013 года, источник www.mednet.ru), что практически вдвое меньше предполагаемых расчетных показателей.

В течение последних лет глаукома является одной из главных причин необратимой слепоты в нашей стране. В настоящее время среди незрячих лиц старшей возрастной группы, инвалидность вследствие глаукомы находится на первом месте. Наблюдаемый неуклонный и стабильный рост заболеваемости в разных демографических группах, хроническое течение с прогрессирующим ухудшением зрительных функций, приводящим в конечном итоге к потере работоспособности, сопровождающимся высоким процентом инвалидизации и значительными затратами больного и государства в целом - позволяют говорить о глаукоме, как о медико-социальной болезни. В связи с этим борьба с глаукомой является государственной задачей, для решения которой необходимо проведение активных и широких мер по ее своевременной диагностике и лечению.

Глаукома – группа хронических заболеваний глаз с различной этиологией, сопровождающихся триадой признаков: периодическим или постоянным повышением внутриглазного давления (выходящим за пределы толерантного), атрофией зрительного нерва и характерными изменениями поля зрения [2].

Различают две основные формы глаукомы: открытоугольная и закрытоугольная. Кроме того, существуют врожденная глаукома, ювенильная, различные формы вторичной глаукомы, в том числе связанные с аномалиями развития глаза. Среди клинических форм заболевания на открытоугольную глаукому приходится до 72% всех случаев глаукомы. В отличие от закрытоугольной глаукомы, для которой характерно острое течение: боль в глазу, в надбровной области, головная боль, тошнота, появление радужных кругов вокруг источников света, открытоугольная глаукома в большинстве случаев возникает и прогрессирует незаметно для больного, который не испытывает никаких неприятных ощущений и обращается к врачу уже на поздней стадии заболевания.

До сих пор неизвестно, что является причиной возникновения глаукомы, но доказано, что повышенное внутриглазное давление – ведущий фактор риска. К факторам риска развития глаукомы относят также: возраст более 40 лет, наличие глаукомы у ближайших родственников, сахарный диабет, сопутствующие заболевания сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, артериальная гипер- и гипотония, вегето-сосудистая дистония, мигрень и т.д.), близорукость, наличие ранней старческой дальнозоркости, длительное применение стероидов, индивидуальные особенности анатомии дренажной системы глаза.

Ежегодно в России заболевают глаукомой более 50 тысяч человек. Ввиду значительной утраты зрительных функций глаукома приводит к ограничению основных категорий жизнедеятельности – самообслуживанию, мобильности, трудовой деятельности, что и обуславливает тяжелую степень инвалидизациии данных лиц.

Современной науке известен только один способ предупреждения слепоты при глаукоме – своевременное распознавание и правильное лечение. Благодаря ранней диагностике и современным методам лечения большинству больных удается сохранить зрение и радость восприятия окружающего мира. Эффективная работа по раннему выявлению глаукомы, диспансерному наблюдению пациентов невозможна без активного участия в ней среднего медицинского персонала.

Хроническое течение глаукомы, необходимость наблюдения больных и их лечения в течение всей жизни обусловливает важность хорошей информированности пациента о собственном заболевании как одного из основных факторов длительного сохранения зрительных функций. Для эффективного лечения пациент должен стать активным и компетентным помощником врача. Крайне низкий уровень информированности пациентов с глаукомой о собственном заболевании отмечают многие отечественные и зарубежные авторы. Попыткой ликвидировать этот информационный пробел является создание во многих регионах новой формы работы с пациентами – Школы глаукомного больного.

Основная цель школы – формирование у больного устойчивой мотивации к выполнению назначений врача даже при отсутствии жалоб и субъективных проявлений заболевания. Необходимо научить больного жить с глаукомой с минимальной потерей качества жизни. Этим определяется основная тематика школ: вопросы образа жизни, допустимых нагрузок, питания, медицинского наблюдения, самоконтроля за зрительными функциями, информация о препаратах, снижающих внутриглазное давление, о хирургическом и лазерном лечении заболевания.[1]

В январе 2016 г на базе консультативно-диагностической поликлиники Архангельской клинической офтальмологической больницы был создан Глаукомный центр со школой для больных глаукомой.  Создание этого центра побудило нас провести исследование среди пациентов больных глаукомой с целью оценить знания пациентов о своем заболевании и выяснить насколько необходимо создание  школ для пациентов с глаукомой.  

Объектами  исследования  стали  пациенты ГАУЗ АО «Архангельская клиническая офтальмологическая больница». Цель исследования – провести анализ уровня информированности пациентов о заболевании глаукома. Для проведения исследования  нами была разработана специальная анонимная анкета. В анонимном анкетировании приняли участие 200 пациентов, имеющих заболевание глаукома: 61,4% опрошенных составили женщины, 38,6% - мужчины,  городские жители составили — 77,1%, сельские жители – 22,9% . 

По возрасту респонденты распределились следующим образом: 30-39 лет - 2,4%, 40-49 лет – 4,8%, 50-59 лет – 23,5%, 60-69 лет – 39,2%, 70-79 лет – 25,3%, старше 80 лет - 4,8%. Абсолютное большинство опрошенных - 88%  составили пациенты от 50 лет и до 79 лет, т.е. пациенты среднего, пожилого и старческого  возраста.  

По социальному статусу абсолютное большинство опрошенных составили пенсионеры -  79,6%,  рабочие — 7,8%,  служащие — 7,2%,   предприниматели — 3,6% ,  неработающие — 1,8%.

При ответе на вопрос анкеты про обстоятельства, при которых пациентам был поставлен диагноз глаукома  более половины пациентов - 64,4% ответили - при самостоятельном обращении их к врачу, при профилактическом осмотре — 25,9%, при диспансеризации - 9,7%  пациентов, что свидетельствует о том, что всем пациентам необходимы знания о глаукоме, чтобы они могли вовремя обратиться к офтальмологу.

Из опроса пациентов выяснилось, что более половины — 56% пациентов наблюдается с диагнозом глаукома - от 2 до 10 лет, 18,7% - наблюдаются 11 лет и более, также почти пятая часть - 19,9% составили пациенты, наблюдающиеся до 1 года, т.е. у которых глаукома выявлена совсем недавно, а значит в первую очередь именно им необходимы знания о глаукоме. Затруднились с ответом – 5,4% опрошенных.

По поводу глаукомы посещают офтальмолога 3 и более раз в году только 50% пациентов; 40,4% пациентов посещают врача 1-2 раза в год, что является недостаточным;  остальные пациенты или не посещают врача совсем или делают это от случая к случаю, т.е. необходима разъяснительная работа с пациентами.

Основными источниками знаний пациентов о глаукоме  стали медработники  только  для  68,4% пациентов, из интернета и СМИ знания получили 23,1% пациентов,  от родственников и знакомых – 5,7% пациентов, 2,8% пациентов вообще не получали информации о глаукоме, т.е. разъяснительная работа медработниками с пациентами о глаукоме ведется   явно недостаточно.

90,4% пациентов с глаукомой закапывают глазные капли регулярно, 4,2% пациентов закапывают глазные капли иногда, по мере возможностей или очень редко, 4,2% затруднились с ответом, 1,2% - не закапывают глазные капли. Из числа пациентов нерегулярно закапывающих капли основной причиной нерегулярного закапывания была названа - высокая стоимость глазных капель — 14,5% пациентов; забывают закапывать капли — 3,6% пациентов, не подходят капли, редко бывают дома  - 3% пациентов.

Технике закапывания глазных капель обучали медработники только 59,1% пациентов, остальные 40,9% пациентов никто не обучал (32,5%) или обучали родственники (8,4%), т.е. есть опасность, что алгоритм выполнения данной процедуры большинством больных не соблюдается.

Считают опасным заболевание глаукома — 93,4% пациентов, остальные 6,6% затруднились с ответом, т.е. не уверены в своих знаниях.

На вопрос о наличии хронических заболеваний 80,5% пациентов с глаукомой ответили, что имеют сопутствующие хронические заболевания: на 1 месте стоит гипертоническая болезнь — ее имеют 39% пациентов, на 2 месте — заболевания сердца - у 18,9% пациентов;  другие заболевания — ЖКТ, астма и др. – имеют 15,8% пациентов, сахарный диабет имеют 6,8% опрошенных. Отметили отсутствие заболеваний -  19,5 %  пациентов.

Удовлетворены организацией работы медперсонала своей поликлиники с пациентами с глаукомой только — 45,2% пациентов, не полностью удовлетворены или не удовлетворены совсем — 54,8% пациентов, что говорит о недостаточной организации работы медперсонала с пациентами. 

По мнению 46,8% пациентов медперсоналу для улучшения работы с пациентами с глаукомой необходимо в первую очередь проводить разъяснительную работу, по мнению 27,7% пациентов - создавать школы для больных глаукомой, 14,4% пациентов предлагают раздавать печатные материалы о глаукоме. 3,7% пациентов предложили другие варианты: чаще проводить осмотры офтальмологом, получать рекомендации врача в письменном виде, оказывать денежную помощь при покупке лекарств и др.

По результатам анкетирования большинство пациентов — 58,2%  не знают факторов риска развития глаукомы. Из факторов риска развития глаукомы чаще назывались — наследственность - 11,2%, гипертоническая болезнь — 6,1%, физическая нагрузка — 5,1%, сахарный диабет — 4,6%, повышение глазного давления — 3,6%, возраст — 2,6% .  Из других факторов — 8,6% -  назывались вредные привычки, стресс, травмы головы,  дальнозоркость, снижение иммунитета, хронические заболевания и т.д.

Также почти половина опрошенных пациентов — 44,5% затруднились назвать основные признаки глаукомы.   Такие  признаки глаукомы как снижение зрения, пелена, туман в глазах назвали 22,3% пациентов;  боли, тяжесть в глазах — 12,5%;  сужение поля зрения — 8,7%, ощущение инородного тела в глазу – 3,3%. Другие признаки глаукомы назвали 8,7% пациентов: изменение цветоощущения, радужные круги, мушки в глазах, жжение, зуд в глазах, головная боль, воспаление глаз и др.

Половина респондентов — 50,6%  не знают о возможных осложнениях глаукомы,   41,6% — назвали осложнением — слепоту, потерю зрения,  7,8% — назвали снижение остроты зрения.

Свои знания о глаукоме достаточными считают всего 8,4% пациентов;  недостаточными - 68,7%, знания о глаукоме совсем отсутствуют у 15,1% опрошенных;  7,8% затруднились с ответом.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы:


  • только 50% пациентов с глаукомой посещают офтальмолога регулярно 3 и более раз в году;

  • медработники стали основными источниками знаний о глаукоме только для 68,4% пациентов;

  • 40,9% опрошенных пациентов с глаукомой не обучались технике закапывания глазных капель или их обучали родственники;

  • не полностью удовлетворены или не удовлетворены совсем организацией работы медперсонала своей поликлиники с пациентами с глаукомой— 54,8% пациентов;

  • 58,2% пациентов не знают факторов риска развития глаукомы;

  • почти половина опрошенных пациентов — 44,5% затруднились назвать основные признаки глаукомы;

  • 50,6% пациентов не знают о возможных осложнениях глаукомы;

  • 83,8% пациентов считают свои знания о глаукоме недостаточными или они отсутствуют совсем; 7,8% пациентов затруднились с ответом.

Итак, проведенный нами анализ уровня информированности пациентов о заболевании глаукома показал, что пациенты имеют действительно низкий уровень информированности о собственном заболевании, пациенты крайне нуждаются в создании школ глаукомного больного, где они смогут не только получать знания о факторах риска, признаках, осложнениях, методах лечения глаукомы, но и получать рекомендации по питанию, образу жизни, обучаться технике закапывания глазных капель, методам самоконтроля состояния и т.д.

Глаукому нельзя вылечить, но можно остановить ее развитие и предотвратить слепоту, если заболевание выявлено рано, а больной находится под постоянным диспансерным наблюдением и выполняет все рекомендации врача [3].

Результаты проведенного нами исследования показывают, что для улучшения информированности и повышения качества жизни пациентов с глаукомой необходимо создание на базе лечебных учреждений школ для пациентов с глаукомой. Обучение в школе позволит пациентам приобретать и поддерживать навыки, необходимые для ведения оптимального образа жизни при наличии глаукомы. Занятия помогут усилить контроль за эффективностью терапии, повысить приверженность больных к лечению, сохранить их трудоспособность.

Список литературы:


  1. Каталог: student -> faculty -> faculty -> sestr obraz
    faculty -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
    faculty -> Цели и задачи дисциплин Цель изучения дисциплины
    faculty -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины
    faculty -> Структура и содержание рабочей программы электива Цель и задачи освоения дисциплины
    faculty -> Перечень вопросов
    faculty -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
    faculty -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Эндодонтия Основная образовательная программа 060201 «Стоматология» Утверждено на заседании
    faculty -> Рабочая учебная программа по дисциплине История медицины­­­­­­­­­ ­ По направлению подготовки
    sestr obraz -> «Стоматология профилактическая»

    Скачать 393.38 Kb.

    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница