Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине



страница1/12
Дата23.04.2016
Размер0.97 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
c:\users\ushmanovaav\documents\scanned documents\рисунок.jpg

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
I. Рабочая учебная программа (приложение 1)

Тематический план лекций (приложение 2)

Тематический план практических занятий (приложение 3)
II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4)
III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 6)
IV. Средства оценки компетенций (приложение 7)

c:\users\ushmanovaav\documents\scanned documents\рисунок.jpg


1. Цель и задачи освоения дисциплины


    1. Цель преподавания дисциплины.

Знать основы внутренних болезней, имеющие важное значение для подготовки врачей-биохимиков. Заболевания внутренних органов можно выявить, изучив изменения в составе биологических сред организма (крови, мочи, спинномозговой жидкости и т.д.). Эти знания позволяют своевременно выявить эти заболевания и целенаправленно лечить болезни.


    1. Задачи изучения дисциплины.

      1. Обеспечить усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся нозологических форм заболеваний внутренних органов.

      2. Научить диагностике и лечению неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов.

      3. Показать связь заболеваний внутренних органов с изменениями со стороны биологических сред организма и возможность участия врачей-биохимиков в профилактике, лечении заболеваний внутренних органов.


2.Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Внутренние болезни» изучается в восьмом, девятом и десятом семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования 060601 Медицинская биохимия.

В состав дисциплины «внутренние болезни» входят учебные модули:



I. Пропедевтика внутренних болезней.

II. Внутренние болезни.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история Отечества, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, эмбриология нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология);



- в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, общая хирургия, лучевая диагностика, неврология, медицинская генетика).
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-5

Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

ОК-8

Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну







ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

ПК-3

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК-5

способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных , написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

ПК-9

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК-22

Способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний. Используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах

ПК-23

Способностью и готовностью поставить диагноз, с учетом Международной статической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)

ПК-27

Способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях

ПК-28

Способностью и готовностью анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний

ПК-45

Способностью и готовностью управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики. Лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- факторы, формирующие здоровье человека; заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием различных факторов; общую семиотику внутренних болезней;

- этиологию и патогенез основных заболеваний человека; основные симптомы и синдромы, осложнения и исходы;

- клинические и лабораторно-инструментальные методы исследования центральной нервной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, крови, мочевыделительной системы, желудочно-кишечного тракта, печени; их возможности при исследовании функции различных органов и систем; биохимические методы исследования биологических жидкостей; принципы лечения основных заболеваний.


Уметь:

- провести опрос терапевтического пациента, физикальное обследование, выделить основные симптомы и синдромы, сформулировать предварительный диагноз;

- составить схему лабораторно-инструментального обследования пациента, оценить её результаты; поставить окончательный диагноз и определить тактику лечения;

- оказать первую медицинскую помощь при неотложных терапевтических состояниях.


Владеть:

- сбора анамнеза больного с терапевтической патологией;

- обследования больного по определенной схеме;

- оформления учебного эпикриза;

- оценки анализов крови, мочи, мокроты, копрограммы, ликвора, желудочного сока, желчи, биохимических анализов;

- расшифровки ЭКГ, расшифровки рентгенограмм, спирограмм;

- проведения реанимационных мероприятий (массаж сердца, дыхание рот в рот);

- оказания помощи при неотложных состояниях, таких как: обморок, коллапс, шок, аритмии, острая сердечная и дыхательная недостаточность, аллергические реакции, гипертонический криз, стенокардия, инфаркт миокарда, кровотечения, комы, отравления;



- навыком соблюдения правил врачебной этики и деонтологии.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 14 зачетных единиц.



Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

504

8,9,10

В том числе:







Лекции (Л)

100

8,9,10

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

-

-

Лабораторные практикумы (ЛП)

-

-

Клинические практические занятия (КПЗ)

210

8,9,10

Самостоятельная работа (всего)

158

8,9,10

Экзамен

36

10

Общая трудоемкость (час.)


504

8,9,10



Наименование модулейдисциплины

Всего часов

Семестр

1. Пропедевтика внутренних болезней

50

8

2. Внутренние болезни

454

8, 9, 10

Общая трудоемкость (час.)


504





I. Модуль «Пропедевтика внутренних болезней»

4.1. Объем модуля и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

50

8

В том числе:







Лекции (Л)

30

8

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

-

-

Лабораторные практикумы (ЛП)

-

-

Клинические практические занятия (КПЗ)

20

-

Самостоятельная работа (всего)

18

8

В том числе:







Решение тестовых заданий

Анализ ЭКГ, интерпретация лабораторных анализов

Реферативное сообщение/презентация


18

8

Экзамен

-

-

Общая трудоемкость (час.)


50

8


5. Содержание модуля

5.1. Содержание разделов модуля





п/п

Наименование раздела модуля

Содержание модуля

1

2

3

1

Общие вопросы

Внутренняя медицина и ее место в ряду других медицинских дисциплин. Краткая история развития учения о диагностических методах и заболеваниях внутренних органов. Отечественные терапевтические школы. Врачебная этика и деонтология. Задачи пропедевтической, факультетской и госпитальной клиник внутренних болезней. Методология синдромного диагноза.

2

Основные методы клинического обследования больного

Расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Значение истории болезни и ее основные разделы.

3

Семиотика заболеваний органов дыхания и основные клинические синдромы.

Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями органов дыхания.

Основные клинические синдромы при заболеваниях системы органов дыхания:

Синдром нарушения бронхиальной проходимости(синдром бронхоспазма);

синдром уплотнения легочной ткани (долевого и очагового);

синдром полости в легком;

синдром повышенной воздушности легочной ткани (эмфизема легких);

синдром скопления жидкости в плевральной полости (гидроторакс);

синдром скопления воздуха в плевральной полости (пневмоторакс);

синдром недостаточности функции внешнего дыхания (острой и хронической);

рестриктивная и обструктивная дыхательная недостаточность.



4

Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системыи основные клинические синдромы

Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Основные клинические синдромы и физикальные изменения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

синдром артериальной гипертензии;

синдром ишемии миокарда (стенокардия);

синдром некроза сердечной мышцы;

синдром острой и хронической сердечной недостаточности;

синдром острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок)

Электрокардиография в кардиологической практике.Теории формирования ЭКГ кривой. Значение зубцов и интервалов ЭКГ. Методика анализа ЭКГ. ЭКГ отведения (основные, грудные, усиленные от конечностей, дополнительные). Диагностические возможности (пробы с физической нагрузкой, ЧПЭКС). Фармакологические пробы.



5

Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта и основные клинические синдромы

Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Основные клинические синдромы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта:

синдром дисфагии;

синдром кишечной колики;

синдром пищеводного, желудочного и кишечного кровотечения


6

Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны.

Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями печени и гепатобилиарной зоны.

Основные клинические синдромы при заболеваниях печени и гепатобилиарной зоны:

синдром желтухи: паренхиматозной (печеночной), механической (подпеченочной), гемолитической (надпеченочной);

синдром портальной гипертензии;

гепатолиенальный синдром;

синдром печеночной недостаточности (печеночная кома);

синдром желчной колики


7

Семиотика заболеваний мочевыделительной системы

Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями мочевыделительной системы.

Основные клинические синдромы при заболеваниях мочевыделительной системы:

синдром почечной колики;

мочевой сидром;

отечный синдром. Нефротический синдром;

синдром артериальной гипертензии;

синдром почечной эклампсии;

синдром почечной недостаточности (острой и хронической).



8

Семиотика заболеваний системы кроветворения

Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями кроветворной системы.

Основные клинические синдромы при заболеваниях системы кроветворения:

синдром анемии;

лимфомиелопролиферативный синдром;

геморрагический синдром


5.2. Разделы модуля и виды занятий






п/п

Наименование раздела модуля

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Общие вопросы

1

-

-

-

-

1

2

2.

Основные методы клинического обследования больного

1

-

-

-

1

1

3

3.

Семиотика заболеваний органов дыхания и основные клинические синдромы.

2

-

-

-

4

4

10

4.

Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системыи основные клинические синдромы

4

-

-

-

5

4

13

5.

Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта и основные клинические синдромы

2

-

-

-

3

2

7

6.

Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны.

2

-

-

-

2

2

6

7.

Семиотика заболеваний мочевыделительной системы

1

-

-

-

3

1

5

8.

Семиотика заболеваний системы кроветворения

1

-

-

-

2

1

5




Всего:

14

-

-

-

20

16

50



6. Интерактивные формы проведения занятий
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. При проведении клинических практических занятий по модулю «Пропедевтика внутренних болезней» ведется отработка практических навыков и умений обследования пациента студентами непосредственно в условиях клинической больницы. В ходе практических занятий ведется разбор конкретных клинических ситуаций с определением и формулировкой клинических синдромов у больных терапевтического профиля.





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Общие вопросы

Реферативное сообщение

0,5

2

Основные методы клинического обследования больного

Реферативное сообщение

0,5

3

Семиотика заболеваний органов дыхания и основные клинические синдромы.

Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза

1

4

Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системыи основные клинические синдромы

Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза

1

5

Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта и основные клинические синдромы

Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза

1

6

Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны.

Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза

1

7

Семиотика заболеваний мочевыделительной системы

Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза

1

8

Семиотика заболеваний системы кроветворения

Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза

1

Итого (час.)

7

Итого (% от аудиторных занятий)

14%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела модуля

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Общие вопросы

Реферативное сообщение/презентация

Доклад/

презентация



2

Основные методы клинического обследования больного

Реферативное сообщение/презентация

Доклад/

презентация



3

Семиотика заболеваний органов дыхания и основные клинические синдромы.

Интерпретация лабораторных анализов

Решение ситуационных задач



Собеседование

4

Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системыи основные клинические синдромы

Анализ ЭКГ, интерпретация лабораторных анализов

Решение ситуационных задач




Собеседование

5

Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта и основные клинические синдромы

Интерпретация лабораторных анализов

Решение ситуационных задач



Собеседование

6

Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны.

Интерпретация лабораторных анализов

Решение ситуационных задач



Собеседование

7

Семиотика заболеваний мочевыделительной системы

Интерпретация лабораторных анализов

Решение ситуационных задач



Собеседование

8

Семиотика заболеваний системы кроветворения

Интерпретация лабораторных анализов

Решение ситуационных задач



Собеседование


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, решение задач).

Перечень тем рефератов, докладов, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации (экзамен)

Экзамен проводится в 10 семестре в виде комплексного экзамена по дисциплине.



Вопросы к экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9.Учебно-методическое обеспечение модуля

9.1. Основная литература

  1. Внутренние болезни [Электронный ресурс] : в 2 т.: учеб. для студентов мед. вузов/ под. ред. Н.А. Мухина [и др.]. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.

  1. Внутренние болезни. 333 тестовые задачи и комментарии к ним [Электронный ресурс] : учебное пособие/ Л. И. Дворецкий [и др.]. -2-е изд.. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -160 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.

  1. Внутренние болезни: руководство к практ. занятиям по факультетской терапии [Электронный ресурс] : учебное пособие/ А. А. Абрамова [и др.] ; ред. В.И. Подзолков. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. -640 с.: ил. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.

  1. Маколкин В.И. Внутренние болезни [Электронный ресурс] : учебник/ Маколкин В.И., С. И. Овчаренко. -6-е изд., испр. и доп.. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -768 с.: ил. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.

  1. Маколкин В. И. Внутренние болезни [Текст] : учеб. для вузов/ В. И. Маколкин, С. И. Овчаренко, В. А. Сулимов. -6-е изд., перераб. и доп.. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -764 с.

  1. Стрюк Р. И. Внутренние болезни [Электронный ресурс] : учебник/ Р. И. Стрюк, И. В. Маев. -2-е изд., испр. и доп.. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -544 с.: ил. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.

9.2. Дополнительная литература



  1. Бокарев И.Н. Внутренние болезни: дифференциальная диагностика и лечение. Учебное пособие. М. - 2010. – 1006 с.

  2. Вебер В.Р. Лабораторные методы исследования. Учебное пособие. М. – 2008. – 496 с.

  3. Ивашкин В. Т. Пропедевтика внутренних болезней. Кардиология : учеб.пособие для высш. проф. образования / В. Т. Ивашкин, О. М. Драпкина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 266, [1] с. : ил., цв. ил. - Библиогр.: с. 267

  4. Ивашкин В. Т. Пропедевтика внутренних болезней. Пульмонология : учеб.пособие для высш. проф. образования / В. Т. Ивашкин, О. М. Драпкина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 174, [1] с. : ил., цв. ил. - Библиогр.: с. 175

  5. Лис М.А., Солоненко Ю.Т., Соколов К.Н.. Пропедевтика внутренних болезней. М., 2011.

  6. Орлов В.Н. Руководство по электрокардиографии. М.: Мед.информ. агенство, 1999.

  7. Основы семиотики заболеваний внутренних органов : учеб.пособие / А. В. Струтынский [и др.]. - 5-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2008. - 298,[6] с. : ил.

  8. Практикум по пропедевтике внутренних болезней. Учебное пособие для медицинских вузов. Под ред. Ж.Д. Кобалава и В.С. Моисеева.М., 2008, 208 с.


10. Материально-техническое обеспечение модуля

  1. Пациенты клинических отделений.

  2. Оборудованные аудитории (аудиторные столы, аудиторные стулья).

  3. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, маркеры.

  4. Наглядные пособия: муляжи, наглядные пособия, таблицы, электрокардиограммы, наборы лабораторных данных.


II. Модуль «Внутренние болезни»

4.1. Объем модуля и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

276

8, 9, 10

В том числе:







Лекции (Л)

86

8, 9, 10

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

-

-

Лабораторные практикумы (ЛП)

-

-

Клинические практические занятия (КПЗ)

190

8, 9, 10

Самостоятельная работа (всего)

142

8, 9, 10

В том числе:







История болезни (написание и защита)

Другие виды самостоятельной работы

Решение ситуационных задач

Решение тестовых заданий

Анализ ЭКГ, интерпретация лабораторных анализов

Реферативное сообщение/презентация


142

8, 9, 10

Экзамен

36

10

Общая трудоемкость (час.)


454

8, 9, 10


5. Содержание модуля
5.1. Содержание разделов модуля



п/п

Наименование раздела модуля

Содержание модуля

1

2

3

1

Кардиология

Аритмии и блокады сердца.

Определение. Этиология. Электрофизиологические механизмы. Классификация. Оценка переносимости аритмий. Клиника, диагностика, осложнения. Виды лечения. Отдельные виды аритмий (электрокардиографические признаки, купирование, профилактика).

Артериальная гипертензия. Распространенность артериальной гипертензии. Определение. Патогенез. Классификация. Стратификация риска. Понятие о симптоматических гипертониях с элементами дифференциального диагноза. Клиника. Основные синдромы. Осложнения. Гипертонические кризы. Тактика лечения больных с артериальной гипертонией.

Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия. Определение ИБС. Факторы риска. Этиология и патогенез. Классификация. Дифференциальный диагноз при болях в грудной клетке. План обследования больного с ишемическим болевым синдромом. Виды стенокардии. Понятие об остром коронарном синдроме. Принципы лечения стабильной и нестабильной стенокардии.

Инфаркт миокарда.

Определение. Этиология, патогенез. Классификация. Клиническая картина. Основные синдромы. Изменения на ЭКГ при инфаркте миокарда. Диагностические критерии. Основные осложнения. Лечение в зависимости от стадии инфаркта миокарда.

Острая сердечно-сосудистая недостаточность (отек легких, коллапс, шок). Неотложная помощь при нарушениях сердечного ритма.

Этиология, патогенез отека легких. Клиника, диагностика. Неотложная помощь. Острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс, шок. Этиология, патогенез. Клинические проявления. Кардиогенный шок. Клиника, диагностика, неотложная помощь.

Неотложная помощь при нарушениях сердечного ритма: экстрасистолии высоких градаций, при тахиаритмиях (пароксизмальной тахикардии, мерцательной аритмии, трепетания предсердий), при брадиаритмиях (остановке синусового узла, полной атриовентрикулярной блокаде). Острая остановка кровообращения. Определение. Механизм возникновения внезапной коронарной смерти при острой ишемии миокарда. Факторы риска. Предвестники внезапной смерти (фибрилляция желудочков) в острой стадии инфаркта миокарда. Профилактика внезапной смерти у больных ИБС.


2

Пульмонология

Пневмонии.

Этиология, патогенез. Факторы риска пневмоний. Классификация. Клинико-морфологическая характеристика пневмоний. Дифференциальная диагностика, стадии течения, степени тяжести. Осложнения. Принципы лечения.

Бронхиальная астма.

Распространенность. Классификация бронхиальной астмы. Этиология, патогенез. Роль воспаления, экзо- и эндоаллергенов, наследственно-конституциональных факторов. Клиника. Диагностические критерии. Степени тяжести бронхиальной астмы. Осложнения. Ступенчатая терапия бронхиальной астмы. Астматический статус. Предрасполагающие факторы. Критерии диагноза, стадии течения. Лечение астматического статуса по стадиям.

Синдром удушья. Дифференциальный диагноз. Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА).

Синдром удушья при следующих состояниях: сердечной астме, отеке легких, тромбоэмболии легочной артерии, бронхиальной астме, аллергическом отеке Квинке, попадании инородного тела в верхние дыхательные пути. Клиника, дифференциальная диагностика.



3

Гастроэнтерология

Хронический гастрит (ХГ). Язвенная болезнь.

Хронический гастрит. Определение. Распространенность ХГ. Классификация. Этиология, ведущие экзогенные и эндогенные факторы, роль Helikobacterpilori. Патогенез. Клинические синдромы. Диагностика ХГ. Характеристика атрофического и неатрофического гастритов. Осложнения. Лечение аутоиммунного гастрита и хронического неатрофического гастрита. Профилактика ХГ.

Язвенная болезнь. Этиология. Патогенез. Основные и предрасполагающие этиологические факторы. Факторы защиты и агрессии. Клинические синдромы. Зависимость клиники от локализации язвы. Диагностика, дифференциальная диагностика. Осложнения. Лечение. Базисная терапия язвенной болезни. Показания к хирургическому лечению язвенной болезни.

Хронический холецистит. Хронический панкреатит.

Хронический холецистит. Этиология. Патогенез. Значение инфекции, нарушения моторики, холелитиаза. Классификация. Клинические синдромы. Диагностика. Возможности инструментальной диагностики. Осложнения. Принципы лечения.

Хронический панкреатит. Этиология, патогенез хронического панкреатита. Роль алкоголя в возникновении заболевания. Первичные и вторичные панкреатиты. Классификация. Клинические синдромы. Диагностика. Принципы лечения.

Хронический гепатит. Цирроз печени.

Этиология. Вирусная инфекция, алкоголь, промышленные вредности, различные медикаменты. Патогенез. Классификация. Клинические и лабораторные синдромы при заболеваниях печени (воспаления, цитолиза, холестаза, клеточной недостаточности). Особенности течения различных форм хронических гепатитов. Диагностика и дифференциальная диагностика. Течение и исходы болезни. Принципы лечения.

Определение цирроза печени. Этиология, патогенез. Классификация. Клинико-морфологические синдромы. Течение. Диагностика. Осложнения. Лечение цирроза печени. Диета. Противовирусное лечение. Медикаментозная терапия. Лечение осложнений.

Неотложные состояния в гастроэнтерологии. Печеночная кома. Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Кровотечения. Желчно-каменная болезнь. Обострение хронического панкреатита. Печеночная кома. Неотложная помощь.



4

Нефрология

Гломерулонефриты.

Острые и хронические гломерулонефриты. Этиология и патогенез. Классификация. Клинические формы хронических гломерулонефритов: гипертоническая, нефротическая, смешанная, латентная. Диагностика. Осложнения. Принципы лечения.

Хроническая болезнь почек. Хроническая почечная недостаточность (ХПН). Острое повреждение почек (ОПП).

Этиология ХПН. Патогенез. Основные клинические синдромы ХПН. Диагностика. Стадии ХПН. Показатели ХПН. Уремия – терминальная стадия ХПН. Изменения в полости рта. Методы лечения. Показания к хроническому гемодиализу. Трансплантация почек. Понятие об остром повреждении почек. Этиология ОПП. Механизмы развития. Клиническая картина, степени тяжести ОПП. Лечение. Показания к заместительной почечной терапии. Исходы. Профилактика.



5

Ревматология

Острая ревматическая лихорадка. Распространенность. Этиология. Определение. Патогенез. Классификация. Диагностические критерии (основные, дополнительные). Степени активности и ее клинические проявления. Лабораторная диагностика, основные этапы лечения и профилактики.

Пороки сердца.

Митральные пороки сердца (митральный стеноз и митральная недостаточность). Распространенность. Этиология. Определение. Патофизиология пороков. Прямые и косвенные диагностические признаки. Основные методы коррекции пороков. Аортальные пороки сердца (аортальный стеноз и недостаточность клапана аорты). Распространенность. Этиология. Определение. Патофизиология пороков. Прямые и косвенные диагностические признаки. Основные методы коррекции митральных и аортальных пороков. Возможные осложнения.

Диффузные заболевания соединительной ткани (ДЗСТ). Ревматоидный артрит.

Определение ДЗСТ. Этиология, патогенез. Основные клинические синдромы. Общие подходы к диагностике ДЗСТ. Принципы лечения ДЗСТ. Особенности отдельных нозологических форм ДЗСТ: СКВ, системная красная волчанка, дерматомиозит, синдром Шегрена, системные васкулиты. Ревматоидный артрит. Клиника, диагностика, лечение.


6

Гематология

Анемии.

Определение. Классификация. Причины. Основные синдромы. Особенности патогенеза, клиники, гемограмм при В12-дефицитной, железодефицитной, острой постгеморрагической, апластической, гемолитической анемиях. Лечение и профилактика анемий.

Лейкозы.

Определение. Острых и хронических лейкозов. Классификация. Этиология и патогенез. Клиника острых лейкозов. Изменения в полости. Лабораторные и инструментальные методы диагностики. Течение. Принципы лечения. Прогноз.

Геморрагические диатезы.

Определение. Этиология. Механизмы кровотечений при различных геморрагических диатезах. Геморрагический васкулит (болезнь Шенлейн-Геноха). Тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа). Гемофилии, цинга. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Методы профилактики.



7

Эндокринология

Сахарный диабет.

Определение заболевания. Этиология. Факторы риска. Патогенез. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Лечение.

Диффузный токсический зоб. Этиология, патогенез. Клинические проявления. Лабораторные и инструментальные методы диагностики. Лечение. Прогноз. Методы профилактики.

Неотложные состояния в эндокринологии. Диабетические комы.

Неотложные состояния при эндокринных заболеваниях. Гипогликемическая и кетоацидотическая комы. Неотложная помощь.


8

Острая лучевая болезнь

Острая лучевая болезнь. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика, прогноз.

5.2. Разделы модуля и виды занятий






п/п

Наименование раздела модуля

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Кардиология

26

-

-

-

65

40

131

2

Пульмонология

8

-

-

-

20

15

43

3

Гастроэнтерология

14

-

-

-

30

15

59

4

Нефрология

8

-

-

-

15

12

35

5

Ревматология

8

-

-

-

10

10

28

6

Гематология

10

-

-

-

25

25

60

7

Эндокринология

8

-

-

-

15

15

38

8

Военно-полевая терапия

4

-

-

-

10

10

24







86

-

-

-

190

142

418


6. Интерактивные формы проведения занятий
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. При проведении клинических практических занятий по модулю «Внутренние болезни» широко используется курация пациентов с основной нозологией согласно тематике клинических практических занятий. Проводятся клинические разборы курируемых больных, во время которых студенты вовлекаются в дискуссию по разбираемому больному, активно обсуждаются анамнез и выявленные физикальные данные у пациента, оцениваются лабораторные и инструментальные исследования, выявляются факторы риска заболевания, клинический диагноз, а также студенты раскрывают принципы лечения основного заболевания у конкретного больного. Проводятся разборы клинических ситуаций по предложенным ситуационным задачам.





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Кардиология

Клинический разбор

12

2

Пульмонология

Клинический разбор

4

3

Гастроэнтерология

Клинический разбор

10

4

Нефрология

Клинический разбор

6

5

Ревматология

Клинический разбор

4

6

Гематология

Клинический разбор

6

7

Эндокринология

Клинический разбор

8

8

Острая лучевая болезнь

Реферативное сообщение

2

Итого (час.)

52

Итого (% от аудиторных занятий)

18,8%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела модуля

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Кардиология

Курация больного.

Собеседование

2

Пульмонология

Курация пациента.

Собеседование

3

Гастроэнтерология

Курация тематического больного.

Собеседование

4

Нефрология

Курация пациента.

Собеседование

5

Ревматология

Курация тематического больного.

Собеседование

6

Гематология

Курация пациента.

Собеседование

7

Эндокринология

Курация тематического больного.

Собеседование

8

Острая лучевая болезнь

Реферативное сообщение/презентация

Доклад/

презентация




8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, решение задач).

Перечень тем рефератов, докладов, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации (комплексный экзамен)

Этапы проведения экзамена


1. Этап – итоговое тестирование
2. Этап – контроль практических умений (решение ситуационной задачи, расшифровка ЭКГ)
3. Этап – собеседование
9.Учебно-методическое обеспечение модуля

9.1. Основная литература

  1. Внутренние болезни [Электронный ресурс] : в 2 т.: учеб. для студентов мед. вузов/ под. ред. Н.А. Мухина [и др.]. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.

  1. Внутренние болезни. 333 тестовые задачи и комментарии к ним [Электронный ресурс] : учебное пособие/ Л. И. Дворецкий [и др.]. -2-е изд.. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -160 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.

  1. Внутренние болезни: руководство к практ. занятиям по факультетской терапии [Электронный ресурс] : учебное пособие/ А. А. Абрамова [и др.] ; ред. В.И. Подзолков. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. -640 с.: ил. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.

  1. Маколкин В.И. Внутренние болезни [Электронный ресурс] : учебник/ Маколкин В.И., С. И. Овчаренко. -6-е изд., испр. и доп.. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -768 с.: ил. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.

  1. Маколкин В. И. Внутренние болезни [Текст] : учеб. для вузов/ В. И. Маколкин, С. И. Овчаренко, В. А. Сулимов. -6-е изд., перераб. и доп.. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -764 с.

  1. Стрюк Р. И. Внутренние болезни [Электронный ресурс] : учебник/ Р. И. Стрюк, И. В. Маев. -2-е изд., испр. и доп.. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -544 с.: ил. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/.


9.2. Дополнительная литература

  1. Davidson`s Principles and Practice of Medicine/ ed. N. A. Boon [et al.]. -20th. ed.. -Edinburgh: ELSEVIER, 2008. -1381 p.: il.

  2. Внутренние болезни. Тесты и ситуационные задачи : учеб.пособие для вузов / В. И. Маколкин [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 295 с. : ил.

  3. Внутренние болезни: Военно-полевая терапия : Учеб.пособие для студентов мед.вузов/ Под ред.: А.Л.Ракова, А.Е.Сосюкина. -СПб.: Фолиант, 2003. -383 с.

  4. Воробьев А.С. Электрокардиография : пособие для самостоят. изучения/ А. С. Воробьев. -СПб.: СпецЛит, 2011. -454, [1] с.: ил.

  5. Громнацкий Н. И. Внутренние болезни : учеб.для студентов мед. вузов / Н. И. Громнацкий. - М. : МИА, 2010. - 682 с. : ил. - Предм. указ.: с.650-682

  6. Дедов И.И. Эндокринология : учеб. для студентов мед. вузов/ И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -422 с: ил., цв.ил.

  7. Моисеев В. С. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологией : рук-во для врачей / В. С. Моисеев, Ж. Д. Кобалава, С. В. Моисеев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 828,[4] с. - Библиогр. в конце разд. - Предм. указ.: с.821-828

  8. Мурашко В.В. Электрокардиография : учеб. пособие/ В. В. Мурашко, А. В. Струтынский. -9-е изд.. -М.: МЕДпресс-информ, 2008. -313,[7] с.: ил.

  9. Смолянинов А. Б. Клинико-лабораторная и функциональная диагностика внутренних болезней : учеб.пособие / А. Б. Смолянинов. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 142,[1] с. : ил. - Библиогр.: с.143

  10. Факультетская терапия, общая физиотерапия,ВТ


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  1. www.consilium-medicum.com.

  2. www. ossn.com.


10. Материально-техническое обеспечение модуля

  1. Пациенты клинических отделений.

  2. Оборудованные аудитории (аудиторные столы, аудиторные стулья).

  3. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, маркеры.

  4. Наглядные пособия: муляжи, наглядные пособия, таблицы, электрокардиограммы, наборы лабораторных данных.



11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор

Миролюбова О.А.




Ассистент, к.м.н.

Семенова И.А.






















Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

СГМУ, кафедра госпитальной терапии

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор

Мартюшов С.И.



























Приложение 2



Каталог: student -> faculty -> faculty -> bio -> medbio -> student -> folder
folder -> Цели и задачи дисциплин Цель изучения дисциплины
folder -> Структура и содержание рабочей программы электива Цель и задачи освоения дисциплины
folder -> Цели и задачи производственной практики
folder -> 1. Цели и задачи изучения дисциплины
folder -> Учебно-методический комплекс по дисциплине
folder -> 1. Цель и задачи учебной практики
folder -> Структура и содержание рабочей программы электива Цель и задачи освоения дисциплины
folder -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
folder -> Структура и содержание рабочей учебной программы дисциплины I. Цели и задачи изучения дисциплины
folder -> 1. Цели и задачи изучения дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




©zodomed.ru 2024


    Главная страница