-
Цели и задачи дисциплин
Цель изучения дисциплины «Педиатрия» - изучение теоретических и методических основ педиатрии, необходимых для обеспечения комплексного диагностического процесса при различных патологических состояниях детского возраста.
Задачи дисциплины:
- Формирование у студента системных знаний об основных закономерностях функционирования систем организма и механизмах их регуляции у ребенка;
- Обучение студентов получению объективных данные при обследовании ребенка, их интерпретации с учетом анатомо-физиологических особенностей ребенка и возрастных норм;
- Обучение принципам диагностики наиболее часто встречающихся заболеваний раннего и старшего возраста;
- Формирование представления о принципах лечения, профилактики и прогнозирования наиболее частых заболеваний детского возраста;
- Привитие навыков диагностического мышления, а также умение самостоятельно выработать алгоритм диагностического поиска.
- Обучение самостоятельной работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой — ведение поиска, использование полученной информации для решения профессиональных задач
2. Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060601 «Медицинская биохимия» (квалификация «специалист»)
Дисциплина ориентирует на профессиональные виды медицинской деятельности — самостоятельную работу в области исследований природы и механизмов развития патологических процессов, а также для совместной работы с врачами-лечебниками по постановке диагноза, для совершенствования существующих и разработки новых методов диагностики и лечения.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
-
-
3.1. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
|
Компетенции
|
ОК-№
|
Общекультурные компетенции
|
ОК-1
|
Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
ОК-5
|
Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
|
ОК-8
|
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, сохранение врачебной тайны, соблюдение законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией.
|
|
|
ПК -№
|
Профессиональные компетенции
|
ПК-1
|
Способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность
|
ПК-2
|
Способностью и готовностью к анализу медицинской информации при помощи системного подхода, к восприятию инноваций в целях совершенствования своей профессиональной деятельности, к использованию полученных теоретических, методических знаний и умений по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным (в том числе биохимическим) дисциплинам, в научно-исследовательской, лечебно-диагностической, педагогической и других видах работ
|
ПК-3
|
Способностью и готовностью устанавливать диагноз с учетом законов течения патологии на клеточном и молекулярном уровне, использовать данные анамнеза, физикальных, биохимических, иммунологических, медико-генетических, инструментальных методов в диагностике и мониторинге патологии
|
ПК-4
|
Способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать основные методики оценки функционального состояния организма человека, понимание процессов старения организма, физиологических особенностей стареющего организма для более успешной лечебно-диагностической деятельности
|
ПК-5
|
Способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения
|
ПК-8
|
Способностью и готовностью анализировать роль социальных, экологических и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития заболеваний, оценивать функциональные и биохимические изменения при различных заболеваниях и патологических процессах, проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы и принципы диагностики
|
ПК-10
|
Способностью и готовностью использовать алгоритм диагностики детских заболеваний, выполнять и интерпретировать результаты пропедевтических, лабораторных и инструментальных методов диагностики
|
ПК-14
|
Способностью и готовностью на основании адекватно проведенного общего клинического, лабораторного и инструментального обследования установить и правильно сформулировать диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)
|
ПК-18
|
Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинским персоналом, пациентами
|
ПК-19
|
Способностью и готовностью использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, проводить санитарно-просветительскую работу, консультирование пациентов по медицинским проблемам, лежащим в сфере своей профессиональной деятельности
|
ПК-20
|
Способность и готовность назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение с соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями
|
ПК-21
|
Способность и готовность осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке
|
ПК-22
|
Способностью и готовностью соблюдать основы законодательства в отношении юридической ответственности врача
|
ПК-26
|
Способностью и готовностью понимать и анализировать биохимические, физико-химические, молекулярно-биологические механизмы развития патологических процессов в клетках и тканях организма человека
|
ПК-31
|
Способностью и готовностью к чтению лекций, проведению лабораторных, практических, клинико-практических занятий с обучающимися по естественнонаучным, медико-биологическим и клиническим проблемам в медицинских вузах и колледжах
| -
-
3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен
-
-
ЗНАТЬ:
-
цель, задачи дисциплины, ее значение для своей будущей профессиональной деятельности;
-
цели и задачи педиатрии, ее значение для своей будущей профессиональной деятельности;
-
качественные и количественные различия между здоровьем и болезнью, этиологию, патогенез и клинику наиболее часто встречающихся заболеваний, принципы их профилактики, лечения, а также общие закономерности нарушений функций систем: анатомо-физиологические особенности органов и систем ребёнка, особенности метаболизма и физиологических констант основных процессов в разные возрастные периоды;
-
основные и вспомогательные лабораторные и инструментальные методы исследования, их диагностическую и дифференциально-диагностическую ценность;
-
показания и противопоказания к использованию лабораторных, инструментальных и других методов исследования;
-
принципы действия, область применения современной биохимической аппаратуры и методических подходов к клинической диагностики;
-
Основные нормативные показатели физиологических функций у детей в норме и при патологических процессах
-
принципы решения деонтологических задач, связанных со сбором информации о состоянии здоровья ребенка, диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний у детей.
-
УМЕТЬ:
-
собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья, нервно-психическом и физическом развитии ребенка;
-
производить расспрос ребенка, его родственников: выявлять жалобы, собирать анамнез жизни и анамнез болезни, эпиданамнез;
-
сделать вывод о состоянии здоровья ребенка, уровне его нервно-психического и физического развития, выделить предрасполагающие факторы, фоновые заболевания, влияющие на развитие данного заболевания;
-
расшифровывать электрокардиограммы и оценивать результаты иммунологических, медико-генетических исследований:
-
совместно с врачами-специалистами участвовать в разработке новых методов диагностики, составлять план лабораторно-инструментального исследования при определенной патологии у детей;
-
совместно с врачами-лечебниками осуществлять диагностику заболеваний, совершенствовать существующие и разрабатывать новые методы диагностики;
-
формулировать задачу исследования, адекватно задаче выбирать объект и использовать современные физико-химические, биохимические и медико-биологические методы исследования;
-
для решения проблем практического здравоохранения (сердечно-сосудистые заболевания, онкология, заболевания эндокринной системы, медицинская генетика и др.) совместно с врачом-специалистом устанавливать с помощью современной биохимической техники диагноз больных с основными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеотделения эндокринной системы, при расстройствах обмена веществ, заболеваниях крови и кроветворных органов;
-
совместно с врачами-специалистами разрабатывать внедрять новые методы диагностики, выполнять биологическое, биохимическое и математическое моделирование патологических процессов на различных уровнях организации живых систем:
-
пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой для здоровья.
ВЛАДЕТЬ:
-
основными представлениями о возрастной динамике параметров и функций организма ребёнка и их изменении в условиях наиболее часто встречающихся патологических процессов;
-
навыками расшифровки результатов функциональных и лабораторных методов обследования в разные периоды жизни (оценка результатов основных лабораторных исследований);
-
правилами интерпретации данных, полученных при использовании рутинных и дополнительных методов функциональной и лабораторных диагностики.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3_ зачетных единицы.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
№ _9_
|
Аудиторные занятия (всего)
|
72
|
72
|
В том числе:
|
|
|
Лекции (Л)
|
22
|
22
|
Клинические практические занятия (ПЗ)
|
50
|
50
|
Семинары (С)
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
36
|
36
|
Экзамен
|
|
|
Общая трудоемкость (час.)
|
108
|
108
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
Модуль 1.
Введение в предмет. Физическое развитие. Нутрициология. Гастроэнтерология.
|
Методы оценки физического развития детей и пропорций тела в возрастном аспекте. Расчёт поверхности тела, мышечной массы, жировой ткани и воды в организме ребёнка различного возраста.
Составление рационов питания здоровым и больным детям различного возраста. Принципы расчёта потребностей детей в основных пищевых ингредиентах /белки, жиры, углеводы/, энергии, витаминах, минеральных веществах в возрастном аспекте.
Диагностика и функциональные методы исследования при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени у детей. Понятие о токсикозе и эксикозе у детей. Диагностика. Степени тяжести и типы дегидратации. Методы коррекции. Заболевания желудка и 12-перстной кишки в старшем детском возрасте, методы диагностики и принципы терапии.
|
2
|
Модуль 2.
Пульмонология. Кардиология. Нефрология.
|
Оценка функции органов дыхания у детей. Особенности функциональных нарушений дыхания при заболеваниях у детей различного возраста. Методы диагностики. Принципы терапии.
Оценка функции сердечно-сосудистой системы у детей, Функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы у детей при ревматизме, врожденных и приобретённых пороках сердца, миокардитах, фиброэластозе, нейро-сосудистой дистонии и при поражении других органов и систем.
Клиническая, лабораторная и инструментальная диагностика заболеваний почек и мочевыводящих путей у детей. Оценка нормальных и патологических показателей различных лабораторных и других параклинических исследований функции почек у детей.
|
3
|
Модуль 3.
Гематология Эндокринология.
|
Анемии у детей раннего и старшего возраста. Методы диагностики. Дифференциальная диагностика различных видов анемий в детском возрасте. Оценка гематологических лабораторных показателей в норме и при патологии у детей различного возраста.
Геморрагические диатезы у детей Лабораторная диагностика различных форм. Принципы терапии.
Лейкозы и лимфопролиферативные заболевания в детском возрасте. Клинико-морфологические и иммунологические варианты. Методы диагностики. Принципы терапии на современном этапе.
Эндокринные заболевания у детей. Патология щитовидной железы у детей: гипотиреоз, диффузный токсический зоб, аутоиммунный тиреоидит. Йоддефицитные заболевания. Методы диагностики. Принципы терапии.
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
С
|
ЛП
|
КПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
Модуль 1.
Введение в предмет. Физическое развитие. Нутрициология. Гастроэнтерология.
|
10
|
|
|
|
15
|
11
|
36
|
2
|
Модуль 2.
Пульмонология. Кардиология. Нефрология.
|
4
|
|
|
|
15
|
11
|
30
|
3
|
Модуль 3.
Гематология Эндокринология.
|
8
|
|
|
|
20
|
14
|
42
|
|
Итого:
|
22
|
|
|
|
50
|
36
|
108
|
-
Интерактивные формы проведения занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
| -
|
Модуль 1.
Введение в предмет. Физическое развитие. Нутрициология. Гастроэнтерология.
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1
| -
|
Модуль 2.
Пульмонология. Кардиология. Нефрология.
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1
| -
|
Модуль 3.
Гематология Эндокринология.
|
Работа в малых группах при решении ситуационных задач
|
1,5
|
Итого (час.)
|
3,5
|
Итого (% от аудиторных занятий)
|
5 %
|
-
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды самостоятельной работы
|
Формы контроля
| -
|
Модуль 1.
Введение в предмет. Физическое развитие. Нутрициология. Гастроэнтерология.
|
Выполнение заданий (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
| -
|
Модуль 2.
Пульмонология. Кардиология. Нефрология.
|
Выполнение заданий (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
| -
|
Модуль 3.
Гематология Эндокринология.
|
Выполнение заданий (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, написание тезисов, подготовка аннотаций статей, рефератов, УИРС).
|
Проверка выполненных заданий.
|
8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля
- устные: собеседование, опрос;
- письменные: тестирование, контрольные работы, решение ситуационных задач;
- проверка практических навыков.
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачета)
Этапы проведения зачета:
1 этап – тестирование;
2 этап – проверка практических навыков;
3 этап – собеседование.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература
1. Педиатрия [Текст] : нац. рук. : в 2 т. / Ассоц. мед. о-ств по качеству, Союз педиатров России; под ред. А. А. Баранова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009 - (Национальные руководства) (Приоритетные национальные проекты "Здоровье") (Национальный проект "Здоровье").
2. Обреимова Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2007. - 383, [1] с.
3. Шабалов Н. П. Детские болезни : учеб. для студентов вузов: в 2 т./ Н. П. Шабалов Т. 1. -2008. -928 с.: ил. Т. 2. -2008. -916, [12] с.: ил.
9.2. Дополнительная литература
-
Руководство по детской эндокринологии [Текст] : рук. / пер. с англ. под ред. В. А. Петерковой ; под ред. Чарльза Г. Д. Брука, Розалинд С. Браун. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 341, [1] с. : ил., портр., табл. - Предм. указ.: с.334-342.
-
История болезни ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Всерос. учеб.-науч.-метод. центр по непрерыв. мед. и фармац. образованию ; под общ. ред. В. Н. Чернышова. - М. : ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2007. - 80 с.
-
Детская кардиология [Текст] : рук. / О. А. Мутафьян. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 503 с. - (Библиотека врача-специалиста. Кардиология. Педиатрия). - Библиогр.: с.501-503 .
-
Справочник педиатра [Текст] : справочное издание / [В.Г. Арсентьев и др.] ; под ред. Н.П. Шабалова. - М. [и др.] : Питер, 2007. - 669 с. - (Спутник врача). - Алф. указ.: с. 656-661. - Предм. указ.: с. 662-669.
-
Руководство по детской ревматологии [Текст] : рук. / под ред. Н. А. Геппе [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 708 с. : цв. ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
-
Питание здорового ребенка [Текст] : [руководство] / Р. Р. Кильдиярова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 222 с. : табл. - (Библиотека врача-специалиста. Педиатрия).
-
Схема анамнеза и объективного исследования ребенка [Текст] : метод. разраб. для студентов 3-6 курсов педиатр. фак / В. И. Макарова, И. В. Бабикова, В. А. Плаксин ; М-во здравоохранения и соц. обеспечения Рос. Федерации, Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск : [б. и.], 2010. - 20,[1] с.
-
Нефрология детского возраста [Текст] : рук. для врачей / М. В. Эрман. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб : СпецЛит, 2010. - 682, [1] с
-
Фармакотерапия детских болезней [Текст] : рук. для врачей / под ред. А. Д. Царегородцева. - М. : МИА, 2010. - 873 с.
-
Пропедевтика детских болезней [Текст] : учебник для вузов / И. М. Воронцов, А. В. Мазурин. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Фолиант, 2009. - 1001,[3] с
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
1. Российское образование // http//www.edu.ru (Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий).
2. Медицина http//www.medicina.ru (Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы медицины, включая федеральные порталы по разделам медицины, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий).
2. Авторские лекции по педиатрии. Педиатрический факультет РГМУ / под ред. проф. В.Д. Демина, проф. С.О. Ключникова. – 2005.
3. Сборник материалов Научно-практической Конференции педиатров России с международным участием «Фармакотерапия и диетология в педиатрии / Союз педиатров России. – 2011 г.
4. Система «Консультант студента».
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
10.1. Оборудованные аудитории:
- аудитории оборудованы компьютерами с мультимедийными проекторами, настенными экранами, настенными мониторами-панелями, негатоскопами.
10.2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения:
-
Аудиовизуальные - учебные фильмы
-
Рахит у детей
-
Сахарный диабет. Самоконтроль. Значение лабораторной диагностики в обеспечении и поддержании компенсации сахарного диабета
-
Лапароскопические методы диагностики
-
ЭКГ, Москва
-
Перечень материалов с мультимедийными иллюстрациями:
Алфавит
Веторон
Q10 = Кудесан
Фрисо. Смеси.
Биовестин
Синупрет
Тонзилгон
Нурофен, ибупрофен
Мальтофер
Алекс плюс
Кандид (клотримазол)
Проспан
Макропен
Вобензим
Нестле
Кальций Д3
Називин
Небулайзерная терапия
Ликопид
Элькар
Магне-В6
Биопарокс
Эреспал
Лив.52
Неоинтестопан
Юниэнзим
Биорекс
Цыгапан
Доктор МОМ
Презентация системы «Консультант студента»
Презентация системы «Консультант врача»
-
CD-диски с методическими материалами:
1. Авторские лекции по педиатрии. Педиатрический факультет РГМУ / под ред. проф. В.Д. Демина, проф. С.О. Ключникова. – 2005.
2. Сборник материалов Научно-практической Конференции педиатров России с международным участием «Фармакотерапия и диетология в педиатрии / Союз педиатров России. – 2011 г.
3. Система «Консультант студента».
-
Технические
-
негатоскопы,
-
сфигмоманометры,
-
фонендоскопы,
-
спейсеры,
-
ингаляторы
-
пикфлоуметры.
-
Компьютерные
-
компьютеры,
-
мультимедийные проекторы,
-
настенные мониторы-панели.
10.3. Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях:
-
Анемический синдром у детей.
10.4. Наглядные пособия:
– Студенческое портфолио;
– Аннотации к лекарственным препаратам;
– Таблицы;
– Тематические стенды;
– Банк фотографий симптомов, заболеваний;
– Учебные истории болезни;
– Рентгенограммы больных с различными заболеваниями легких, почек, кисти рук (костный возраст), краниограммы;
– Образцы анализов (кровь, моча);
– Электрокардиограммы;
– Тестовые контроли по темам занятий;
– Учебные фильмы
– Гемограммы, миелограммы, тромбоцитограммы, коагулограммы;
– Схемы использования ингаляционных средств доставки лекарственных препаратов, постурального дренажа;
– Пикфлоуметры, спейсеры, ингаляторы;
– Образцы смесей для детского питания и блюд прикорма и докорма
– Слайды.
-
Приборы и оборудование, необходимое для проведения практических занятий и изучения методик исследования:
№ п/п
|
Наименование оборудования
|
Кол-во
| -
|
Сфигмоманометры
|
3
| -
|
Фонендоскопы
|
6
| -
|
Пикфлоуметры
|
2
| -
|
весы
|
1
| -
|
Спейсер
|
2
| -
|
Ингалятор
|
2
|
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «педиатрия» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «педиатрия». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Автор:
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
Зав. кафедрой педиатрии
|
Малявская С.И.
|
|
Доцент кафедры педиатрии
|
Копалин А.К.
|
|
Докторант кафедры педиатрии
|
Лебедев А.В.
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
кафедра педиатрии № 2
|
Доцент
|
Зубов Л.А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |