ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
для 6—9 классов общеобразовательных учреждений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все представленные программы по биологии полностью соответствуют Федеральному базисному учебному плану и Государственному стандарту основного общего образования по биологии (2004). Согласно программе для основной школы (6—9 классы), разделы общеобразовательной дисциплины по биологии будут изучаться: в 6 классе — «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», в 7 классе — «Животные», в 8 классе — «Человек и его здоровье», в 9 классе — «Основы общей биологии». В 6 классе программа предусматривает изучение данного предмета в объеме 35 ч/год (1 ч/нед.) (при этом для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, из регионального компонента рекомендуется использовать 35 ч учебного времени), в 7—9 классах — в объеме 70 ч/год (2 ч/нед.).
Девизом нашей программы служит идея: «Образование для всех».
В авторской программе по биологии для 6—9 классов выдвинуты новые требования к уровню подготовки учащихся, когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика, введение его в мир общечеловеческого культурного опыта средствами материалов учебной дисциплины. В связи с этим программа направлена на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний, деятельности и поведения школьников в отношениях с природой и обществом; на отражение практического значения биологии в жизнедеятельности людей, сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
В связи с этим программа построена на принципиально новой основе — компетентностном подходе в осуществлении образовательного процесса. Он предполагает осуществлять связь обучения школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной деятельности, научить применять полученные знания в своей жизни, формировать умение осуществлять выбор, оценивая себя в конкретной ситуации.
Компетентностный подход требует изменений в технологии обучения и нового представления учебного материала в учебниках.
Особенностью изучения биологии в 6—9 классах по нашей программе считаем новые подходы в изложении учебного материала в школьном учебнике, который имеет непосредственное отношение к организации компетентностного подхода к образовательному процессу по биологии.
Все эти идеи учтены авторами программы при написании учебников.
Учебник, реализуя нашу программу, служит не только средством обучения и важным источником информации, но и организатором самостоятельной познавательной деятельности, развивающим навыки исследователя живой природы, самоорганизации, приобщающим ученика к самостоятельности, формирующим потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации образовательной среды. В нем должны содержаться все обязательные компоненты, обеспечивающие стабильность и современность учебника. Благодаря использованию системы различных форм, средств обучения биологии и комплексного применения средств мультимедиа учебник выступает как центральный и системообразующий элемент открытой образовательной среды. В нем представлен также материал для самоконтроля учащихся.
Программа и учебники к ней направлены на общение с живой природой, природой своего родного края и ставят целью развитие у школьников экологической культуры поведения, ответственного отношения к живой природе; воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, понимания ценности жизни, уважения к предмету «Биология» как важному естественно-научному и культурному опыту человечества.
Изучение программного материала по биологии в 6—9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.
Программа курса ориентирована на достижение целей на каждой конкретной ступени образования и на этапе основной школы в целом.
Распределение времени на изучение тем курса указано ориентировочно, оно может быть изменено по желанию учителя в зависимости от подготовленности учащихся.
Лабораторные работы и экскурсии включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.