Математика. 6 класс.
ГБОУ Гимназия №1527.
Учителя математики: Лазарева Е.В., Фролова М.П.
Тема урока: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Строительство дельфинария»
Цель урока: Закрепление полученных знаний, отработка навыков их самостоятельного применения, обобщение знаний в систему, расширение кругозора. Сочетание теоретических знаний предмета с пониманием возможностей его практического применения.
В зависимости от подготовленности класса материал рассчитан на один или на два урока, бланк заданий (приложение №2) возможно использовать не на уроке, а в качестве домашней работы (в этом случае слайды 12-23 используются на следующем уроке).
Вступительное слово учителя.
Слайд 2.
Скажите, были ли вы когда-нибудь в дельфинарии? В каком городе? Вам понравилось?
А вот Московский дельфинарий, радовавший нас на протяжении 18 лет, сейчас, к сожалению закрыт. Артисты – дельфины и морские львы разъехались по другим дельфинариям и зоопаркам.
На строительство нового современного дельфинария пока не нашлось средств.
Но давайте помечтаем, представим себе, что средства нашлись, и в Москве строится новый, просторный дельфинарий, в котором будет все необходимое для комфортной жизни его обитателей. А нам надо, опираясь на те знания, которые у нас есть, помочь построить новый бассейн для дельфинария, расходуя при этом средства как можно экономнее.
Но, прежде, чем мы приступим к строительству, нам необходимо повторить то, что поможет нам справиться с нашим делом.
Устная работа.
Продолжить фразу:
-
Равенство двух отношений называют …
-
В верной пропорции произведение крайних членов равно….
-
Две величины называют прямо пропорциональными, если …
-
Две величины называют обратно пропорциональными, если ….
-
Если две величины прямо пропорциональны, то отношение соответствующих значений этих величин …
-
Если две величины обратно пропорциональны, то отношение значений одной величины равно…
-
Сформулируйте основное свойство пропорции.
Основной этап урока.
Итак, приступаем к строительству бассейна.
Слайд 3. Текст задачи №1.
Для нового дельфинария строят бассейн. Необходимо выложить пол и стены бассейна керамической плиткой. На складе имеется плитка двух видов: площадью 1, 2 дм2 и площадью 3,8 дм2. Сколько потребуется плитки площадью 1, 2 дм2, если плитки площадью 3, 8 дм2 требуется 2400 упаковок?
Слайд 4. Проверка решения задачи №1.
Учитель. Готовы ли вы ответить на вопрос какую плитку выгоднее купить? Что еще нужно выяснить? (Необходимо выяснить стоимость плитки каждого вида)
Слайд 5. Текст задачи №2.
Плитки площадью 1,2 дм² требуется 7600 упаковок. Стоимость 40 упаковок такой плитки составляет 6000 рублей. Плитки площадью 3,8 дм² требуется 2400 упаковок. Стоимость 56 упаковок такой плитки составляет 21000 рублей. Какую плитку выгоднее купить?
1-й вариант решает задачу для плитки площадью 1,2 дм2, второй вариант для плитки площадью 3,8 дм2.
Слайд 6. Проверка задачи №2 по вариантам.
Учитель. Какую плитку выгоднее купить?
(Выгоднее купить плитку площадью 3,8 дм2, т.к. она обойдется дешевле)
Итак, плитка куплена, можно приступать к работе.
Слайд 7. Текст задачи №3.
Рабочие бригады, состоящей из 8 человек, могут выложить бассейн плиткой за 6 дней. Сколько человек в другой бригаде, если они могут выполнить эту работу на 2 дня быстрее? (Производительность бригад одинакова)
Слайд 8. Проверка задачи №3.
Слайд 9. Текст задачи №4. Проверка задачи №4. Анимация по «щелчку».
Бригада из 8 человек выложит плитку за 6 дней, а бригада из 12 человек – за 4 дня. Какую сумму придется заплатить каждой бригаде, если один рабочий получает за день работы 1000 рублей?
(1-й вариант решает задачу для первой бригады, второй вариант для второй)
Проверка задачи – анимация по «щелчку».
Учитель. Сделайте вывод, какую бригаду выгоднее пригласить и почему.
Теперь подведем итоги: В процессе работы мы выяснили:
-
для того, чтобы выложить дно и стены бассейна плиткой выгоднее купить плитку площадью 3, 8 дм2, потому что она обойдется дешевле.
-
пригласить для работы бригаду из 12 человек, потому что при той же стоимости работы бригада выполнит работу быстрее.
Помогали нам ответить на интересующие нас вопросы пропорции и их свойства.
Бассейн построен. Что дальше?
Слайд 10. Текст задачи №5.
Вновь выстроенный бассейн необходимо заполнить морской водой. За 4,8 ч заполняется 24% объема бассейна. За какое время будет заполнен весь бассейн?
Слайд 11. Проверка задачи №5.
Далее классу предлагается работа с бланком заданий. (см.приложение №2).
Эти задания выполняются самостоятельно, с проверкой конечного результата на слайде 12 (1 вариант) и слайде 13 (2 вариант).
После проверки нужно обратить внимание класса на то, что уравнения 1-го и 2-го вариантов являются иллюстрациями к свойству: «Если в верной пропорции поменять местами средние или крайние члены, то получившиеся новые пропорции тоже верны».
Слайды 14, 15, 17, 18 – иллюстрации к видам дельфинов, встречающихся в текстах заданий бланка.
Слайд 16 обращает внимание на то, что правильно писать косатка, это водное млекопитающее семейства дельфиновых. А касатка это деревенская ласточка. Ласточка, касатка, касаточка - употребляется для ласкового обращения к девочке или женщине. Впрочем, мальчиков и мужчин тоже называли касатиками.
Слайд 19. Итак, новый бассейн для дельфинария и его артистов мы построили. Его обитателям понравилось.
Давайте еще раз вспомним, что нам пригодилось сегодня для решения поставленных перед нами задач?
Слайд 20. (Итог урока)
-
Если две величины прямо пропорциональны, то отношения соответствующих значений этих величин равны.
-
Если две величины обратно пропорциональны, то отношения значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины.
-
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних
Домашнее задание: Кроме задач из учебника (по выбору учителя), каждому ученику предлагается индивидуальное задание – решить уравнение (см. приложение №3). На карточке с заданием написана буква. Проверка этого задания на следующем уроке (Слайд 21, 22). В таблицу внесены ответы к предложенным уравнения. При проверке ученик должен найти свой ответ и назвать соответствующую ему букву. В итоге должно получиться слово «Дельфинотерапия».
Слайд 21. (на следующем уроке) Проверка домашнего задания.
Слайд 22. (на следующем уроке) Комментарий к понятию «Дельфинотерапия». Смена иллюстраций автоматическая.
Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии. В основе лечения лежит общение человека и дельфина. Это общение проходит под наблюдением врача, ветеринара, тренера, психолога и других специалистов. В дельфинотерапии участвуют специально обученные животные, обладающие «хорошим характером». Дельфины играют с пациентами, плавают, катают на спине, поглаживают, просят ответной ласки.
Дельфинотерапия эффективна для реабилитации и оздоровления детей с детским церебральным параличом, нарушениями развития и психоэмоциональными проблемами, успешно используется для восстановления детей переживших стрессовые ситуации и многое другое. «Дельфинотерапевты» работают в основном для детей, однако эта методика применяется и для взрослых людей тоже.
Слайд 23. Заключительный.
Поделитесь с Вашими друзьями: |