СОДЕРЖАНИЕ
Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура)……………………………………………………
|
5
|
Пояснительная записка………………………………………………………………….
|
6
|
Требования к уровню подготовки врача-специалиста врача общей практики (семейного врача), успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура)……………………………………………………………………………
|
9
|
Профессиональные компетенции врача-специалиста - врача общей практики (семейного врача)………………………………………………………………………
|
9
|
Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по общей врачебной практике (семейной медицине)
|
12
|
Перечень практических навыков врача-специалиста по общей врачебной практике (семейной медицине)
|
29
|
Требования к государственной (итоговой) аттестации на получение сертификата специалиста - врача общей практики (семейного врача)
|
34
|
Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» ординатура)………………………………………….
|
35
|
ОД.0.00 Обязательные дисциплины………………………………………………….
|
35
|
ОД.0.01 Специальные дисциплины…………………………………………………..
|
35
|
ОД.0.01.01 Модуль «Основы общей врачебной практики (семейной медицины)»………………………………………………………………………………
|
35
|
ОД.0.01.01.1 Раздел 1 Определение специальности – «общая врачебная практика (семейная медицина» и специалиста – «врач общей практики (семейный врач». Введение в специальность………………………………………………………………
|
35
|
ОД.0.01.02 Модуль «Диагностика в ОВП»…………………………………………..
|
36
|
ОД.0.01.02.1 Раздел 1 Методы лабораторной, функциональной, эндоскопической, электрофизиологической и лучевой диагностики в работе ВОП/СВ……………….
|
36
|
ОД.0.01.03 Модуль «Медицинская психология в ОВП»…..………………………
|
38
|
ОД.0.01.03.1 Раздел 1 Психология и взаимоотношения врача и пациента..…………
|
38
|
ОД.0.01.04 МОДУЛЬ «Научно обоснованная профилактика в ОВП»…..……....
|
41
|
ОД.0.01.04.1 Раздел 1 Профилактика в ОВП…………………………………………..
|
41
|
ОД.0.01.05 МОДУЛЬ «Внутренние болезни»..………………………………………
|
43
|
ОД.О.01.05.1 Раздел 1 Болезни органов дыхания……………………………...………
|
43
|
ОД.О.01.05.2 Раздел 2 «Болезни сердца и сосудов»………..…………………………
|
45
|
ОД.О.01.05.3 Раздел 3 «Болезни органов пищеварения»..…….……………………...
|
47
|
ОД.О.01.05.4 Раздел 4 «Болезни почек и мочевыводящих путей»…..…….…………
|
49
|
ОД.О.01.05.5 Раздел 5 «Болезни крови»……….……………….………………………
|
51
|
ОД.О.01.05.6 Раздел 6 «Заболевания эндокринной системы и нарушения обмена веществ»………………………………………………………………………………….
|
53
|
ОД.О.01.05.7 Раздел 7 «Болезни опорно-двигательного аппарата и ревматические заболевания»…………………………………………………………….………………
|
54
|
ОД.О.01.05. 8 Раздел 8 «Аллергия»……………………………………………………
|
56
|
ОД.0.01.06 МОДУЛЬ «Болезни пожилых в ОВП»….…………..………………….
|
57
|
ОД.0.01.07 МОДУЛЬ «Инфекционные болезни и туберкулез в ОВП»..….…......
|
59
|
ОД.О.01.07.1 Раздел 1 «Инфекционные болезни в ОВП»…..…………..……………
|
59
|
ОД.О.01.07.2 Раздел 2 «Туберкулез в ОВП»………..…………………………………
|
61
|
ОД.0.01.08 МОДУЛЬ «Болезни нервной системы в ОВП»………………………..
|
62
|
ОД.0.01.09 МОДУЛЬ «Пациент с нарушением психики в ОВП»….…………….
|
64
|
ОД.0.01.10 МОДУЛЬ «Профессиональные болезни в ОВП»……………………...
|
67
|
ОД.0.01.11 МОДУЛЬ «Болезни уха, горла и носа в ОВП»………………………..
|
68
|
ОД.0.01.12 МОДУЛЬ «Болезни глаз в ОВП»………………………………………..
|
70
|
ОД.0.01.13 МОДУЛЬ «Болезни кожи и инфекции, передающиеся половым путем в ОВП»……………………………………………………………………………
|
72
|
ОД.О.01.13.1 Раздел 1 «Болезни и состояния кожи в ОВП»………………….…..….
|
72
|
ОД.О.01.13.2 Раздел 2 «Инфекции, передающиеся половым путем, в ОВП»……….
|
73
|
ОД. 0.01.14 МОДУЛЬ «Болезни зубов, слизистой оболочки полости рта и языка в ОВП»
|
75
|
ОД.0.02 Смежные дисциплины………………………..…………………………….
|
76
|
ОД.0.02.01 МОДУЛЬ «Неотложная помощь и сердечно-легочная реанимация. Хирургические болезни. Основы травматологии и ортопедии в ОВП»……………………………………………………………………………………..
|
76
|
ОД.О.02.01.1 Раздел 1 Неотложная помощь и сердечно-легочная реанимация..……...
|
76
|
ОД.О.02.01.2 Раздел 2 Хирургичесие болезни в ОВП…….………………………….
|
78
|
ОД.О.02.01.3 Раздел 3 Основы травматологии в ОВП…….…………………………
|
81
|
ОД.0.02.02 МОДУЛЬ «Акушерство и гинекология в ОВП»…...…………………
|
83
|
ОД.О.02.02.1 Раздел 1 Акушерская и гинекологическая помощь в ОВП……..…….
|
83
|
ОД.0.02.03 МОДУЛЬ «Болезни детей и подростков в ОВП»….……..…………...
|
86
|
ОД.О.02.03.1 Раздел 1 «Здоровье детей»………………………………………………
|
86
|
ОД.О.03 Фундаментальные дисциплины……………………………………………
|
86
|
ОД.О.03.01 МОДУЛЬ «Общественное здоровье и здравоохранение в ОВП»…..
|
86
|
ОД.О.03.02 МОДУЛЬ «Клиническая фармакология в ОВП»……..….………….
|
89
|
ОД.0.04 Дисциплины по выбору ординатора………………………………………
|
92
|
ОД.0.04.1 МОДУЛЬ «Болезни детей и подростков в ОВП»…………..…………...
|
92
|
ОД.О.04.1.1 Раздел 1 «Здоровье детей»……..…………………………………………
|
92
|
ОД.О.04.1.2 Раздел 2 «Здоровье подростков»…………………………………………
|
93
|
ОД.0.04.2 МОДУЛЬ «Болезни нервной системы в ОВП»…..………….…………
|
95
|
Обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00) послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура)…………………………………..……………….
|
97
|
Программа практики (П.О.00) послевузовского профессионального образования врачей по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура)……………………………………………………………………………..
|
102
|
Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура)……………………………………………………………………………..
|
105
|
Список литературы………………………………………………………………………
|
125
|
Законодательные и нормативно-правовые документы………………………………..
|
126
|
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ
по разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»
№
пп.
|
Фамилия, имя, отчество
|
Ученая степень, звание
|
Занимаемая должность
|
Место работы
| -
|
Григорович Марина Сергеевна
|
д.м.н., доцент
|
заведующий кафедрой семейной медицины ИПО
|
ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России
| -
|
Вычугжанина Елена Юрьевна
|
к.м.н.
|
доцент кафедры семейной медицины ИПО
|
ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России
|
По методическим вопросам
| -
|
Поздеева Наталья Владимировна
|
к.м.н.
|
специалист по УМР ИПО
|
ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «Общая врачебная практика (семейная медицина)» в послевузовском профессиональном образовании врачей.
Актуальность основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура) определяется необходимостью активизации подготовки врачей первичного звена здравоохранения в рамках реализации программы модернизации отечественного здравоохранения в настоящее время.
Цель послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» - подготовка ква лифицированного врача-специалиста - врача общей практики (семейного врача), обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
Задачи послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» - формирование основных компетенций врача общей практики (семейного врача):
-
Управление процессом оказания первичной медицинской помощи
-
Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода
-
Умение решать конкретные проблемы пациента
-
Осуществление комплексного подхода при оказании первичной медицинской помощи
-
Использование территориального принципа при обеспечении населения первичной медико-санитарной помощью
-
Целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом био-психо-социальной модели, культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей.
Предшествующим уровнем образования специалиста, дающим ему право для продолжения послевузовского профессионального образования по специальности 040110 - общая врачебная практика (семейная медицина) является высшее медицинское образование по специальности “лечебное дело” - квалификация “врач” или по специальности “педиатрия” - квалификация “врач”. (в соответствии с положениями Приказа МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»). Обучение ведется с отрывом от основного места работы.
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности ««Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики.
В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору ординатора; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы.
Содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.
Элемент в программе – часть темы, объединяющий круг конкретных, достаточно узких теоретических вопросов и практических умений и навыков по специальности, каждый из которых в отдельности представляет собой подэлемент программы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица индексируется. На первом месте ставится индекс дисциплины (модуля) (например, (ОД.О.00) или (ФД.О.00), на втором – порядковый номер дисциплины (модуля) (например, для специальных дисциплин - ОД.О.01), далее – порядковый номер раздела конкретной дисциплины (например, ОД.О.01.1 – Раздел 1). Далее указываются: порядковый номер темы конкретного раздела (например, ОД.О.01.1.1), номер элемента конкретной темы (ОД.О.01.1.1.1), затем – номер подэлемента (ОД.О.01.1.1.1.1) и т.д.
В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике по избранной специальности; 2) практика в стационаре, при этом 70 от учебного плана в амбулаторно-поликлиническом звене (поликлиниках, центрах общей врачебной пратики, женских консультациях, центрах планирования семьи, диспансерах и др.) и 30% - стационарных лечебных учреждениях.
Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения (врача-ординатора), и формирование общекультурных и профессиональных компетенций врача-специалиста, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.
Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-специалиста - врача общей практики (семейного врача), по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
Для реализации основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура) кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
-
учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
-
клинические базы в лечебно-профилактических учреждениях Минздравсоцразвития РФ.
В процессе подготовки врача-специалиста по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ, дифференцированного зачета и др.
По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.
При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА – ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА), УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА (СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА)» (ординатура)
В результате освоения программы последипломной подготовки врачей по семейной медицине и приобретения знаний, умений и практических навыков, регламентированных стандартом последипломной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности 040110 - общая врачебная практика (семейная медицина), врач общей практики (семейный врач) должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности при оказании первичной медико-санитарной помощи семье, независимо от возраста и пола пациентов, и выполнять основные функции:
-
клиническую, включающую мероприятия: диагностические, лечебные, оздоровительные, профилактические, консультативные, реабилитационные, паллиативные;
-
организационную, включающую мероприятия по руководству отделением общей врачебной (семейной) практики (офисом, центром общей врачебной (семейной) практики, амбулаторией общей врачебной (семейной) практики).
-
повседневное общение с пациентами.
При проведении оздоровительных, профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, составляющих объём первичной медико-санитарной помощи взрослым и детям, врач общей практики (семейный врач) должен уметь уделять основное внимание интересам пациента, решать определенные проблемы пациента, осуществлять комплексный подход, соблюдать территориальный принцип в оказании медицинской помощи, иметь целостное представление о пациенте и его состоянии, с учетом био-психо-социальной модели.
Врач-специалист – врач общей практики/семейный врач должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:
-
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности по специальности;
-
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального профильного содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
-
способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по специальности;
-
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
Профессиональные компетенции характеризуются:
в диагностической деятельности:
-
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в общей врачебной практике;
-
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики общетерапевтической группы заболеваний и патологических процессов;
-
способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы наиболее широкого спектра заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при широком спектре заболеваний и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;
в лечебной деятельности:
-
способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия в виде расширенной квалифицированной терапевтической помощи и первичной помощи по узкопрофильным направлениям при наиболее распространенных заболеваниях среди пациентов; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения различных органов и систем, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
-
способностью и готовностью назначать прикрепленному контингенту населения адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как профильным больным, больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов, обеспечивая непрерывную медицинскую помощь каждому обратившемуся за ней пациенту;
в реабилитационной деятельности:
-
способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;
-
способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;
в профилактической деятельности:
-
способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья прикрепленного контингента населения в амбулаторно- поликлинических условиях в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
-
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
в организационно-управленческой деятельности:
-
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций по общей врачебной практике;
-
способностью и готовностью использовать знания организационной структуры первичного звена здравоохранения, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи на амбулаторном этапе, анализировать показатели работы их структурных подразделений – отделений общей врачебной практики, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг в амбулаторных условиях пациентам с широким кругом проблем со здоровьем.
-
-
Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.
.
Перечень знаний1, умений2 и владений3
врача-специалиста – врача общей практики (семейного врача)
Поделитесь с Вашими друзьями: |