Рабочие программы дисциплин (модулей)



страница1/21
Дата23.04.2016
Размер3.81 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21




СОДЕРЖАНИЕ

Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура)……………………………………………………

5

Пояснительная записка………………………………………………………………….

6

Требования к уровню подготовки врача-специалиста врача общей практики (семейного врача), успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура)……………………………………………………………………………

9

Профессиональные компетенции врача-специалиста - врача общей практики (семейного врача)………………………………………………………………………

9

Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по общей врачебной практике (семейной медицине)

12

Перечень практических навыков врача-специалиста по общей врачебной практике (семейной медицине)

29

Требования к государственной (итоговой) аттестации на получение сертификата специалиста - врача общей практики (семейного врача)

34

Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» ординатура)………………………………………….

35

ОД.0.00 Обязательные дисциплины………………………………………………….

35

ОД.0.01 Специальные дисциплины…………………………………………………..

35

ОД.0.01.01 Модуль «Основы общей врачебной практики (семейной медицины)»………………………………………………………………………………

35


ОД.0.01.01.1 Раздел 1 Определение специальности – «общая врачебная практика (семейная медицина» и специалиста – «врач общей практики (семейный врач». Введение в специальность………………………………………………………………

35


ОД.0.01.02 Модуль «Диагностика в ОВП»…………………………………………..

36

ОД.0.01.02.1 Раздел 1 Методы лабораторной, функциональной, эндоскопической, электрофизиологической и лучевой диагностики в работе ВОП/СВ……………….

36

ОД.0.01.03 Модуль «Медицинская психология в ОВП»…..………………………

38

ОД.0.01.03.1 Раздел 1 Психология и взаимоотношения врача и пациента..…………

38

ОД.0.01.04 МОДУЛЬ «Научно обоснованная профилактика в ОВП»…..……....

41

ОД.0.01.04.1 Раздел 1 Профилактика в ОВП…………………………………………..

41

ОД.0.01.05 МОДУЛЬ «Внутренние болезни»..………………………………………

43

ОД.О.01.05.1 Раздел 1 Болезни органов дыхания……………………………...………

43

ОД.О.01.05.2 Раздел 2 «Болезни сердца и сосудов»………..…………………………

45

ОД.О.01.05.3 Раздел 3 «Болезни органов пищеварения»..…….……………………...

47

ОД.О.01.05.4 Раздел 4 «Болезни почек и мочевыводящих путей»…..…….…………

49

ОД.О.01.05.5 Раздел 5 «Болезни крови»……….……………….………………………

51

ОД.О.01.05.6 Раздел 6 «Заболевания эндокринной системы и нарушения обмена веществ»………………………………………………………………………………….

53

ОД.О.01.05.7 Раздел 7 «Болезни опорно-двигательного аппарата и ревматические заболевания»…………………………………………………………….………………

54

ОД.О.01.05. 8 Раздел 8 «Аллергия»……………………………………………………

56

ОД.0.01.06 МОДУЛЬ «Болезни пожилых в ОВП»….…………..………………….

57

ОД.0.01.07 МОДУЛЬ «Инфекционные болезни и туберкулез в ОВП»..….…......

59

ОД.О.01.07.1 Раздел 1 «Инфекционные болезни в ОВП»…..…………..……………

59

ОД.О.01.07.2 Раздел 2 «Туберкулез в ОВП»………..…………………………………

61

ОД.0.01.08 МОДУЛЬ «Болезни нервной системы в ОВП»………………………..

62

ОД.0.01.09 МОДУЛЬ «Пациент с нарушением психики в ОВП»….…………….

64

ОД.0.01.10 МОДУЛЬ «Профессиональные болезни в ОВП»……………………...

67

ОД.0.01.11 МОДУЛЬ «Болезни уха, горла и носа в ОВП»………………………..

68

ОД.0.01.12 МОДУЛЬ «Болезни глаз в ОВП»………………………………………..

70

ОД.0.01.13 МОДУЛЬ «Болезни кожи и инфекции, передающиеся половым путем в ОВП»……………………………………………………………………………

72

ОД.О.01.13.1 Раздел 1 «Болезни и состояния кожи в ОВП»………………….…..….

72

ОД.О.01.13.2 Раздел 2 «Инфекции, передающиеся половым путем, в ОВП»……….

73

ОД. 0.01.14 МОДУЛЬ «Болезни зубов, слизистой оболочки полости рта и языка в ОВП»

75

ОД.0.02 Смежные дисциплины………………………..…………………………….

76

ОД.0.02.01 МОДУЛЬ «Неотложная помощь и сердечно-легочная реанимация. Хирургические болезни. Основы травматологии и ортопедии в ОВП»……………………………………………………………………………………..

76

ОД.О.02.01.1 Раздел 1 Неотложная помощь и сердечно-легочная реанимация..……...

76

ОД.О.02.01.2 Раздел 2 Хирургичесие болезни в ОВП…….………………………….

78

ОД.О.02.01.3 Раздел 3 Основы травматологии в ОВП…….…………………………

81

ОД.0.02.02 МОДУЛЬ «Акушерство и гинекология в ОВП»…...…………………

83

ОД.О.02.02.1 Раздел 1 Акушерская и гинекологическая помощь в ОВП……..…….

83

ОД.0.02.03 МОДУЛЬ «Болезни детей и подростков в ОВП»….……..…………...

86

ОД.О.02.03.1 Раздел 1 «Здоровье детей»………………………………………………

86

ОД.О.03 Фундаментальные дисциплины……………………………………………

86

ОД.О.03.01 МОДУЛЬ «Общественное здоровье и здравоохранение в ОВП»…..

86

ОД.О.03.02 МОДУЛЬ «Клиническая фармакология в ОВП»……..….………….

89

ОД.0.04 Дисциплины по выбору ординатора………………………………………

92

ОД.0.04.1 МОДУЛЬ «Болезни детей и подростков в ОВП»…………..…………...

92

ОД.О.04.1.1 Раздел 1 «Здоровье детей»……..…………………………………………

92

ОД.О.04.1.2 Раздел 2 «Здоровье подростков»…………………………………………

93

ОД.0.04.2 МОДУЛЬ «Болезни нервной системы в ОВП»…..………….…………

95

Обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00) послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура)…………………………………..……………….

97

Программа практики (П.О.00) послевузовского профессионального образования врачей по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура)……………………………………………………………………………..

102

Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура)……………………………………………………………………………..

105

Список литературы………………………………………………………………………

125

Законодательные и нормативно-правовые документы………………………………..

126


СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

по разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»




пп.

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень, звание

Занимаемая должность

Место работы



Григорович Марина Сергеевна

д.м.н., доцент

заведующий кафедрой семейной медицины ИПО

ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России



Вычугжанина Елена Юрьевна

к.м.н.

доцент кафедры семейной медицины ИПО

ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России


По методическим вопросам




Поздеева Наталья Владимировна

к.м.н.

специалист по УМР ИПО

ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «Общая врачебная практика (семейная медицина)» в послевузовском профессиональном образовании врачей.

Актуальность основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура) определяется необходимостью активизации подготовки врачей первичного звена здравоохранения в рамках реализации программы модернизации отечественного здравоохранения в настоящее время.



Цель послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» - подготовка ква лифицированного врача-специалиста - врача общей практики (семейного врача), обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Задачи послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» - формирование основных компетенций врача общей практики (семейного врача):

  1. Управление процессом оказания первичной медицинской помощи

  2. Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода

  3. Умение решать конкретные проблемы пациента

  4. Осуществление комплексного подхода при оказании первичной медицинской помощи

  5. Использование территориального принципа при обеспечении населения первичной медико-санитарной помощью

  6. Целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом био-психо-социальной модели, культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей.

Предшествующим уровнем образования специалиста, дающим ему право для продолжения послевузовского профессионального образования по специальности 040110 - общая врачебная практика (семейная медицина) является высшее медицинское образование по специальности “лечебное дело” - квалификация “врач” или по специальности “педиатрия” - квалификация “врач”. (в соответствии с положениями Приказа МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»). Обучение  ведется  с отрывом  от основного места работы.

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности ««Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики.

В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору ординатора; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы.

Содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

Элемент в программе – часть темы, объединяющий круг конкретных, достаточно узких теоретических вопросов и практических умений и навыков по специальности, каждый из которых в отдельности представляет собой подэлемент программы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица индексируется. На первом месте ставится индекс дисциплины (модуля) (например, (ОД.О.00) или (ФД.О.00), на втором – порядковый номер дисциплины (модуля) (например, для специальных дисциплин - ОД.О.01), далее – порядковый номер раздела конкретной дисциплины (например, ОД.О.01.1 – Раздел 1). Далее указываются: порядковый номер темы конкретного раздела (например, ОД.О.01.1.1), номер элемента конкретной темы (ОД.О.01.1.1.1), затем – номер подэлемента (ОД.О.01.1.1.1.1) и т.д.

В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике по избранной специальности; 2) практика в стационаре, при этом 70 от учебного плана в амбулаторно-поликлиническом звене (поликлиниках, центрах общей врачебной пратики, женских консультациях, центрах планирования семьи, диспансерах и др.) и 30% - стационарных лечебных учреждениях.

Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения (врача-ординатора), и формирование общекультурных и профессиональных компетенций врача-специалиста, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-специалиста - врача общей практики (семейного врача), по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

Для реализации основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура) кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:


  • учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

  • клинические базы в лечебно-профилактических учреждениях Минздравсоцразвития РФ.

В процессе подготовки врача-специалиста по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ, дифференцированного зачета и др.

По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.

При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА – ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА), УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА (СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА)» (ординатура)
В результате освоения программы последипломной подготовки врачей по семейной медицине и приобретения знаний, умений и практических навыков, регламентированных стандартом последипломной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности 040110 - общая врачебная практика (семейная медицина), врач общей практики (семейный врач) должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности при оказании первичной медико-санитарной помощи семье, независимо от возраста и пола пациентов, и выполнять основные функции:

  • клиническую, включающую мероприятия: диагностические, лечебные, оздоровительные, профилактические, консультативные, реабилитационные, паллиативные;

  • организационную, включающую мероприятия по руководству отделением общей врачебной (семейной) практики (офисом, центром общей врачебной (семейной) практики, амбулаторией общей врачебной (семейной) практики).

  • повседневное общение с пациентами.

При проведении оздоровительных, профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, составляющих объём первичной медико-санитарной помощи взрослым и детям, врач общей практики (семейный врач) должен уметь уделять основное внимание интересам пациента, решать определенные проблемы пациента, осуществлять комплексный подход, соблюдать территориальный принцип в оказании медицинской помощи, иметь целостное представление о пациенте и его состоянии, с учетом био-психо-социальной модели.
Врач-специалист – врач общей практики/семейный врач должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности по специальности;

  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального профильного содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по специальности;

  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:

  • способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в общей врачебной практике;

  • способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики общетерапевтической группы заболеваний и патологических процессов;

  • способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы наиболее широкого спектра заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при широком спектре заболеваний и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;

в лечебной деятельности:

  • способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия в виде расширенной квалифицированной терапевтической помощи и первичной помощи по узкопрофильным направлениям при наиболее распространенных заболеваниях среди пациентов; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения различных органов и систем, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

  • способностью и готовностью назначать прикрепленному контингенту населения адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как профильным больным, больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов, обеспечивая непрерывную медицинскую помощь каждому обратившемуся за ней пациенту;

в реабилитационной деятельности:

  • способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

  • способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;

в профилактической деятельности:

  • способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья прикрепленного контингента населения в амбулаторно- поликлинических условиях в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

  • способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

в организационно-управленческой деятельности:

    • способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций по общей врачебной практике;

    • способностью и готовностью использовать знания организационной структуры первичного звена здравоохранения, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи на амбулаторном этапе, анализировать показатели работы их структурных подразделений – отделений общей врачебной практики, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг в амбулаторных условиях пациентам с широким кругом проблем со здоровьем.



    1. Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.

.

Перечень знаний1, умений2 и владений3

врача-специалиста – врача общей практики (семейного врача)

Каталог: system -> files -> intern ord
intern ord -> Рабочая программа дисциплины (модуля) «урология» Специальность: 31. 08. 68 «урология» Кафедра: Факультетской хирургии
intern ord -> Кировская государственная медиинская академия
intern ord -> Тесты для текущего контроля знаний Какие выводы о ревматоидном артрите верны?
intern ord -> Перечень знаний, умений и владений врача травматолога-ортопеда
intern ord -> Экзаменационные вопросы Развитие травматологии в России
intern ord -> Кировская государственная медиинская академия
intern ord -> Методические указания для ординаторов специальности «Терапия» к практическим и семинарским занятиям по модулю «Болезни эндокринной системы»
intern ord -> Методические указания для ординаторов специальности «Терапия» к практическим и семинарским занятиям по модулю «Болезни эндокринной системы»
intern ord -> Вопросы для подготовки и поступления в клиническую ординатуру и интернатуру по специальности «эндокринология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21




©zodomed.ru 2024


    Главная страница