УДК 88.3.73
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТА The influence of the educational process on the organism of a student Н. М. Таскаева,
студент Уральской государственной сельскохозяйственной академии
(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)
Рецензент: Ю. Е. Бирюкова, старший преподаватель
Аннотация Рассмотрено влияние учебного процесса на организм студента, предложены упражнения для орга- нов дыхания.
Ключевые слова: учебный процесс, утомление, напряжение, умственные нагрузки, упражнения.
Summary The article deals with the influence of educational process on the organism of a student and offers exer- cises for respiratory organs.
Keywords: educational process, exhaustion, tension, intellectual loadings, exercises.
Динамика учебного процесса с
его неравномерностью распределения нагрузок является своего рода испытанием для организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влия- ние гиподинамии, нарушения режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации орга- низма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в пере- утомление.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки вы- пускников вузов является активная учебно-трудовая деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс. Трудности обучения в
вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков и их практическим применением – эти трудности явные. Но есть еще и скрытые, которые порой весьма существенно сказываются на учебе и психоэмоциональном состоянии студента. В их числе – нервное напряжение, излишняя раз- дражительность, вялость, снижение волевой активности, беспокойство и т. д. Одна из задач психолого-педагогического сопровождения учебного процесса – его психофизиологическое обеспечение, что особенно важно на начальном этапе профессионального образования [4].
Серьезным испытанием для организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и ин- формационный объем которых все время возрастает.
Критическим фактором, вызывающим перенапряжение студента, является экзаменацион- ный период – один из
вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственностью с эле- ментами неопределенности. Отрицательное воздействие стресса на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, в
результате чего стресс может принять хронический характер.
Длительная и напряженная умственная работа также снижает возможности организма, вы- зывая утомление – нормальную реакцию организма. Утомлению может предшествовать со- стояние усталости, являющееся субъективным ощущением человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами.
Усиление же интереса, успешное завершение работы снижают чувство усталости. Утомле- ние не всегда проявляется в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Сниже- ние работоспособности в одном виде деятельности может сопровождаться сохранением эф- фективности в другом. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление частичного характера свойственно опреде- ленным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом.
Для борьбы с
утомлением существуют различные способы и методики [1–3, 5–7]. Его снимают народными средствами, медицинскими препаратами (которые влияют на здоровье не только положительно, но и отрицательно), дорогостоящими массажами и дыхательной гимнастикой. Нам бы хотелось подробнее остановиться на последнем способе. Существует очень много различных комплексов дыхательной гимнастики, выполнение которых требует значительных затрат времени и усилий. Но мы предлагаем упражнения, которые можно вы- полнять без особой подготовки во время учебного процесса, до и после него. Перед занятия- ми и во время их проведения человеческий организм (особенно головной мозг) нуждается в зарядке, активизации своих сил. Чтобы он начал полноценнно функционировать, необхо- димо выполнить упражнение, которое в
йоге так и называется «возбуждение мозговой дея- тельности». Исходное положение: сидя на скамейке, руки на коленях. Выполнение:
1)
дышать ритмически, используя поочередно правую и левую ноздри: зажимая большим пальцем левую ноздрю, сделать вдох через правую;
2)
после задержки на вдохе, оставляя зажатой указательным пальцем правую ноздрю, сде- лать вдох через левую;
3)
осуществить следующий вдох через левую ноздрю, выдох через правую и т. д.
Вначале занятия физической культурой необходимо укрепить органы дыхания, сделать тело сильным. Для этого поможет следующее упражнение. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Выполнение:
1)
с полным вдохом поднять руки вперед до уровня плеч ладонями внутрь, зажать боль- шие пальцы в кулаки;
2)
на задержке после вдоха начать маховые движения обеими руками, выполнять их столько, сколько сможете;
3)
задержать кулаки перед собой, сделать через широко открытый рот вдох со звуком «ха» и одновременно с этим разжать кулаки.
После этого упражнения осуществите очистительное дыхание. Выполнение:
1) сделать полный вдох;
2) сделать секундную паузу;
3) порциями выдохнуть воздух через плотно сжатые губы.
Также полезным является обезболивающее дыхание. Исходное положение: сидя на пят- ках. Выполнение:
1) полностью расслабиться;
2) установить ритмическое дыхание, мысленно представляя себе, что при вдохе в
легкие поступает поток энергии, а при вдохе прана направляется к напряженному месту и подавляет чувство напряженности, изгоняя ее вместе с выдыхаемым воздухом;
3) повторить упражнение 5–7 раз;
4) отдохнуть и повторить упражнение еще несколько раз.
Лучшее время для занятий физической культурой – начало учебного дня, так как упраж- нения тонизируют центральную нервную систему, способствуют улучшению нервных про- цессов в коре больших полушарий головного мозга.
Утомление может появляться как при физической, так и при умственной работе. Умствен- ное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаб- лением внимания, скорости мышления и т. д. Поэтому после учебного процесса наш орга- низм нуждается в
снятии напряжения. Чтобы избавиться от него, целесообразно использо- вать упражнения, приведенные в данной статье.
Библиографический список 1.
Валеология: формирование и укрепление здоровья : учебное пособие / под ред.
В. П. Зайцева / Белгородская ГТАСМ, 2006. 519 с.
2.
Давиденко Д. Н. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности // Бассейн
СПбГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unibassein.ru/trener/kurs/t4.htm
3.
Дыхательные упражнения йоги // Будь здоров душой и телом [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://behealthy.at.ua/index/dykhatelnye_uprazhnenija_jogi/0-26 4.
Иванова И. Н., Пархачева В. В., Торчило Т. С., Бирюкова Ю. Е. Психолого-педагогичес- кое сопровождение профессионального становления студентов в вузе // ХV Международная научно-методическая конференция «Педагогический менеджмент и прогрессивные техноло- гии в образовании». Пенза, 2008.
5.
Основы здорового образа жизни : учебное пособие / под ред. Л. М. Крыловой. М. :
МГСУ, 2007.
6.
Социально-биологические основы физической культуры : учебное пособие / под ред.
Я. Н. Гулько. М. : МГСУ, 2008.
7.
Щетинин М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. М. : Метафора, 2010. 376 с.