Психологические особенности адаптации студентов к учебе в медицинском вузе



Скачать 60.39 Kb.
Дата23.04.2016
Размер60.39 Kb.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Завгородняя Е. А.

Научный руководитель – ассистент Тымченко С.Л.

Кафедра нормальной физиологии

Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского


Молодое население страны является особой социальной прослойкой общества, определяющей трудовой потенциал и здоровье будущих поколений. Состояние здоровья молодежи - необходимое условие и определяющий момент благополучия общества и его прогрессивного развития [1, 6]. В структуре молодого поколения студенты представляют отдельную социальную группу - резерв высококвалифицированных специалистов для различных отраслей экономики нашего региона. Особого внимания заслуживают студенты медицинских ВУЗов, так именно они – в будущем врачи, в определенной мере обеспечивают сохранение здоровья остального населения. В то же время студенческий контингент характеризуется специфическими условиями жизни, напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма, повышенным риском заболеваемости в связи со значительной психоэмоциональной, умственной нагрузкой и адаптацией к постоянно изменяющимся условиям обучения и проживания, что обусловливает необходимость внимательного изучения функциональных резервов организма, а также охраны здоровья, повышения работоспособности студентов [7-8]. В числе ряда неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье студентов: нарушение режима дня и учебного процесса, рационального питания; гиподинамия, вредные привычки, неудовлетворительный психологический климат в коллективах и семьях [2-3, 7]. Особо важным показателем общего состояния является психическое здоровье, которое может ухудшаться под влиянием различных негативных эмоций, таких как агрессия, страх, тревога. Согласно ряду исследований за последние несколько лет уровень агрессии среди студентов вырос в 1,5 раза, а среди российских студентов 54% имеют повышенный уровень физической, а 67% - вербальной агрессии [4-5, 9-10]. Такая ситуация неблагоприятно сказывается на профессионализме будущих специалистов, особенно врачей, так как их род деятельности подразумевает постоянный непосредственный контакт с людьми, что требует особого психологического настроя и равновесия. А также оказывает негативное влияние не только на психическое состояние и успеваемость в профессиональной деятельности, но и зачастую является триггерным фактором в развитии психосоматических заболеваний.

Цель исследования – изучение психологического статуса студентов-медиков на примере оценки степени выраженности отрицательных эмоциональных реакций (агрессии, враждебности, страха).

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 217 студентов (49% юноши и 51% девушки) I-VI курсов медицинского факультета КГМУ им. Георгиевского . А также 111 студентов обоего пола 3 курса КГМУ трёх факультетов: 47 студентов стоматологического (СФ), обучающихся по традиционной системе, 38 студентов медицинского (МФ) и 42 студента международного медицинского факультетов (ММФ), обучающихся по кредитно-модульной системе.

Методы психологического тестирования включали: опросник Басса-Дарки для определения уровня агрессии и её видов (вербальной, физической, косвенной), также позволяющий оценить такой показатель как раздражительность, который вместе со значениями агрессии образует индекс агрессивности (ИА); а также определяли уровень обиды и подозрительности, которые в свою очередь формируют индекс враждебности (ИВ); дополнительно определялся уровень общего негативизма и показатель «угрызения совести»; «опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (ИСАС) для определения индекса страха (ИС).

Методы статистического анализа: оценка распределения (критерий Колмогорова-Смирнова, Лиллифорс), непараметрический корреляционный анализ по Спирмену; анализ межгрупповых различий - тест Манна-Уитни и критерий Вилкоксона - оценка парных сравнений.



Результаты исследования и их обсуждение

Оценка уровня и видов агрессии студентов КГМУ 1-6 курсов медицинского факультета показала, что ИА у студентов всех курсов в среднем превышал условную норму, причем наибольшие значения данный показатель имел на 1 и 6 курсах (26,87 ± 4,26 и 26,79 ± 4,70 соответственно), с преобладанием физической и вербальной агрессии, что может быть обусловлено: для 1 курса – переходом на новый, более сложный уровень обучения из школы в университет; для 6 курса – эмоциональной нагрузкой, связанной с окончанием ВУЗа, сдачей государственных экзаменов и распределением. Наименее агрессивными оказались студенты 3 курса (23,07 ± 2,59). Также было выявлено достоверное постепенное снижение показателя «угрызения совести» у студентов, с наименьшим значением данного параметра на 6 курсе (3,85 ± 0,83).

В связи с недавним переходом на новую систему обучения и адаптацией студентов к обучению по кредитно-модульной системе было исследовано влияние модульных контролей на эмоциональное состояние студентов, также оценивали показатели агрессивности и враждебности в зависимости от прохождения модульных контролей по профилирующему и непрофилирующему предмету. В данном этапе исследования приняли участие 30 студентов 2 курса медицинского факультета. Тестирование проводилось с помощью оригинального и модифицированного опросника Басса-Дарки в период обычного учебного процесса, непосредственно во время сдачи модульных зачётов и после них. Было выявлено достоверное снижение уровня агрессии по сравнению с исходным (на 7%) во время сдачи зачётного модуля по непрофилирующему предмету, и повышение показателей агрессии (на 3%) в период сдачи модульного контроля по предмету профилирующей направленности (p<0,05). Данные изменения сопровождались снижением индекса враждебности, более выраженным при сдаче профилирующего предмета.

Анализ результатов психологического тестирования с целью оценки возможного влиянии специализации на показатели агрессии и враждебности у студентов СФ, МФ и ММФ показал, что ИА у студентов всех факультетов достоверно не отличался и находился на верхней границе нормы. Наиболее высокий уровень ИВ был выявлен у студентов ММФ: на 36% выше, чем у студентов МФ и на 18% выше, чем у студентов СФ, а также выше значений условной нормы (p<0,005). Наибольшие показатели индекса страха (ИС) выявлены среди студентов СФ (на 42% больше, чем у студентов МФ (p<0,00006) и на 16% больше, чем среди студентов МФ (0,001<р<0,007), а также ИС среди студентов СФ и МФ был выше нормы.

Преобладающим видом агрессии у студентов МФ была вербальная агрессия, СФ – вербальная агрессия и показатель «угрызения совести» (который является вариантом аутоагрессии), а у студентов ММФ – показатель «угрызения совести». были выявлены достоверные половые различия, так все параметры агрессии, враждебности и страха у девушек были достоверно выше на всех факультетах (р<0,05). Сравнительный анализ ИА, ИВ и ИС среди студентов из Нигерии и Индии показал, что все показатели были достоверно выше в группе индийских студентов (р<0,05).

Анализ иерархии страхов выявил наличие фобической симптоматики у 70% студентов СФ, 55% студентов ММФ и 38% МФ, что можно расценивать как фактор риска в развитии пограничных психических расстройств. С учетом специфики обучения в медицинском университете и специализации студентов, дополнительно был проведен анализ вопросов, связанных со страхом болезни, при этом наибольшие показатели были выявлены у студентов СФ.



Выводы.

Выявлено, что у большинства студентов-медиков уровень агрессии превышал условную норму, что сопровождалось высокими значениями показателей вербальной и физической агрессии.

Показаны особенности уровня и видов агрессии и враждебности в зависимости от курса обучения, от предмета при сдаче модульного контроля. Установлено, что предметы общеобразовательной направленности достоверно снижают уровень агрессии и враждебности.

Оценка факторов, влияющих на уровень агрессии показала достоверные различия этого показателя в зависимости от специализации и формы обучения у студентов различных факультетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А. Эколого-физиологический и социальный подход к оценке здоровья / Н.А. Агаджанян // Сб. научных трудов научного совета РАМН по экспериментальной и прикладной физиологии. – М., 1994. – №.4. – С. 9 – 20.

2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: ЭКСМО, 1999. – 512с.

3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб. Прайм Еврознак, 2001. – 512с.

4. Великанова Л.П. Клинико-эпидемиологический мониторинг состояния нервно-психического здоровья детей и подростков / Л.П. Великанова // Педиатрия. – 2004. – №1. – С. 67-70.

5. Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / С.В. Михейкина. – Ставрополь, 2004. – 175 c.

6. Морфофункциональная Оценка состояния здоровья подростков / О.А. Бутова, Н.А. Агаджанян, В.А. Батурин [и др.] // Физиология человека. – 1998. – Т. 24, № 3. – С. 20-22.

7. Псеунок А.А. Влияние образовательных технологий на адаптивные возможности детей и подростков: лонгитудинальное исследование: дисс. ... доктора биол. наук: 03.00.13 / А. А. Псеунок. – Майкоп, 2005. – 380 c.

8. Чикова С.Н. Адаптивные возможности и психофизиологический статус студентов приполярного региона: автореф. дисс. на соискание научн. степени канд. биол. наук: спец. 03.0013 “Физиология” / С.Н. Чикова. – Архангельск, 2007. – 18 с.

9. Юрьева Л.Н. Динамика распространения психических и поведенческих расстройств в мире и в Украине / Л.Н. Юрьева // Медицинские исследования. – 2001. – Т. 1, вып. 1. – С. 32 – 33.

10. Justification of Interpersonal Aggression in Japanese, American, and Spanish Students / J.M. Andreu, F. Takehiro, K. Takaya [et al.] // Aggressive Behavior. – 2006. – Vol. 25. – P. 185-195.
PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MEDICAL STUDENTS TO STUDIES IN UNIVERSITY

Zavgorodnyaya E.A.

Supervisor of studies - assistant professor Tymchenko S.L.

Normal Physiology Department, Crimean State Medical University named after S.I. Georgievsky

Simferopol, Ukraine

The Summary. To analyze aggression and its questionnaire was provided to 328 I-VI year medical students from different faculties. In most of the students aggression exceeded the normal value with the prevalence of physical and verbal one among students. Significant differences were revealed in students from different faculties (year of studies and specialization were different) and type of educational process and also related to the subject of the module control.

The Keywords: aggression, medical students.





Скачать 60.39 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница