Через курс внеурочной деятельности



Дата25.04.2016
Размер219 Kb.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»


Сыропятова Ирина Юрьевна
МАОУ СОШ №7 г.Чайковский

Данная статья содержит материал о курсе в рамках внеурочной деятельности по теме «Разговор о правильном питании». Основная задача курса - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда. В докладе дана краткая характеристика курса. В приложении представлен конспект урока по теме «Путешествие по музеям напитков».

Формирование здорового образа жизни стало одним из основных направлений школьного образования. Его высокая популярность объективно обусловлена тем, что уровень здоровья современных школьников постоянно снижается, диагноз «здоров» может быть поставлен 12% учащихся начальных классов. К моменту же окончания школы число здоровых детей составляет всего 5%. Для того, чтобы исправить ситуацию, разрабатываются новые педагогические технологии обучения. Создаются программы профилактики возможных нарушений здоровья детей.

Но в течение ряда лет не было возможности финансирования дополнительного образования и в школе было проблематично вести кружки и секции по различным направлениям развития и воспитания учащихся. В условиях перехода на ФГОС становится возможным внедрение в образовательный процесс различных курсов, модулей, программ дополнительного образования через организацию занятий внеурочной деятельности с учащимися.

Так в 2011-2012 учебном году, в рамках организации внеурочной деятельности я составила и реализую программу по курсу «Разговор о правильном питании» с учащимися первых классов. Важно заметить, что запись детей на мои занятия была добровольная. На общем родительском собрании родителям была предоставлена информация о всех программах внеурочной деятельности реализуемых в нашей школе, и родителе вместе с детьми имели право выбора. Таким образом, у меня образовалось две группы по 15 человек, и количество учащихся на сегодняшний день увеличивается. Это видимо является показателем эффективности и актуальности данного курса.

Основная цель курса - сформировать у детей представление об основах рационального питания, как составной части здорового образа жизни.

Понятно, что для младших школьников ещё не актуально сохранять здоровье, им сложно понять, для чего нужно заботиться о здоровье «смолоду», но они уже знают, что есть полезная и неполезная еда, им встречались случаи аллергии на какие-то продукты, но серьёзного разговора об этом у них не было. Почему какие- то продукты полезны, а другие нет? Что значит правильно питаться? На эти и другие вопросы находят ответы учащиеся занимаясь по курсу «Разговор о правильном питании».



Задачи, которые решает данный курс:

1) формировать и развивать представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, заботиться и укреплять собственное здоровье.

2)формировать у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а так же готовности соблюдать эти правила.

3) освоение детьми практических навыков рационального питания.

4) информировать детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем.

5) развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности.

6) развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

7) просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

Содержание и структура внеурочной деятельности подчинены основным принципам:

- проблемная адекватность (в содержании отражены наиболее значимые, типичные проблемы, возникающие при организации рационального питания у младших школьников)

- учет возрастных особенностей и возможностей ребенка при построении занятия, выборе форм и методов работы.

- деятельностный подход (ученику во время занятия отводится активная роль, он не просто получает представление о законах правильного питания, но и учится использовать их в обычной жизни).

При организации занятий использую игровые методики – ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а так же элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

Постепенно, в течение учебного года, у детей формируется представление о том, как можно сохранить и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания. Так, например, дети составляли собственное меню с учетом полученных знаний. Его придерживались семьи моих учеников в выходные дни.



Большая часть занятий носит практический характер. Была и небольшая экскурсия в школьную столовую, что позволило детям больше узнать о работе повара в сфере общественного питания, сравнить посуду на школьной и домашней кухне. Ребята изучили меню, которое предлагала столовая нашей школы. Был сделан вывод о том, что это меню составлено безупречно и соответствует законам рационального питания.

Творчески дети относятся к домашним заданиям. Они охотно делятся рецептами любимых блюд, придумывают новые полезные блюда. На практике учатся правильно накрывать стол. При этом учащиеся знакомятся с традициями разных народов, узнают об особенностях национальной кухни, правилами этикета, связанными с питанием. Дети даже контролируют ситуацию в семье, дают советы родителям.

Формирование ценностных установок в отношении питания невозможно без активного участия и поддержки со стороны пап и мам. Родители вместе с детьми выполняют задания, готовят праздники, выступают в роли помощников педагогу.

При рассмотрении темы «Если хочешь быть здоров» ученикам было дано задание, написать те продукты, которые ты любишь и которые ты считаешь полезными. После беседы, ученики сравнивают свои ответы и делают выводы. Что все продукты делятся на очень полезные (те, которые нужно есть ежедневно), полезные, но потребляемые не каждый день, и те, которые есть можно не часто.



Ф.И.ученика

Что я люблю

Полезные продукты




Суп куриный, картошка, фрукты, бутерброды

Фрукты, овощи, ягоды.




Чупа-чупс, пицца, мороженое

Рыба, мясо, фрукты




Блины, конфеты, картофель фри.

Вода, рыба, курица

Тема «Из чего варят каши...» рассказывает детям о полезных свойствах блюда, который может стать прекрасным вариантом завтрака (очень полезно, недорого и просто в приготовлении) Школьники узнают о том, как можно сделать привычную для них кашу необычной и вкусной. Как показывает практика, одного такого занятия достаточно для того, чтобы отношение к кашам и завтраку вообще у учащихся кардинально изменилось.

В конце года результатом работы детей по данному курсу планируется презентация детских работ по темам, плакаты и газеты, блокноты с рецептами, мини - сказки, стихи, рассказы о законах правильного питания, т.е. у каждого учащегося появится какой-то продукт деятельности. И каждый ученик получит сертификат за работу на наших занятиях.

Итоговым заданием будет, самостоятельно вырастить лук на подоконнике.

Большую помощь в организации практических занятий оказывают мои выпускники – восьмиклассники (с ними я проводила этот курс в начальной школе в рамках факультатива). Они участвуют в проведении занятий, помогают организовывать игры с первоклассниками на темы о правильном питании, составляют кроссворды, загадки, шарады, ребусы. Таким образом, можно сказать, что часто наши занятия бывают разновозрастные. Подводя итог выше сказанному, можно утверждать, что благодаря введению внеурочной деятельности в школе появляется возможность расширить образовательное пространство, создать дополнительные условия для развития и воспитания учащихся.

А реализуя программу «Разговор о правильном питании» я убедилась в том, что дети действительно осознают необходимость заботиться о своем здоровье и правильном питании, у них формируется ценность – моё здоровье, это, на мой взгляд, очень важно и необходимо.

Список литературы:



1) М.П.Смирнова «Витамины», «Медицина» 1974г.

2) И.А.Губанов « Пищевые растения» 1996г.

3) М.П.Дерюгина «Как питается ваш малыш» 1990г.

4) К.С.Ладодо «Основы рационального питания детей»

5) В.С.Лихарев «Лекарства с огорода» 1993г.

6) «Начальная школа» №8 1992г.

7) « Начальная школа» №4 1995г.

8) ОБЖ 2000-2002г.

Приложение 1.

Конспект занятия

«Путешествие по музеям напитков».

ЦЕЛЬ: дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом кол-ве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразие и ценности напитков.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1.-Мы с вами познакомились со многими секретами правильного питания. А хотите узнать, о чем мы будем говорить сегодня? Для этого я предлагаю вам отгадать загадку. Так вы узнаете тему нашего урока.

На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее.

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать.

Чего в гору не вкатить,

В решете не унести (ВОДА)

О ней и напитках, которые можно из нее приготовить, мы и будем сегодня говорить.

Вода нужна нашему организму. Она помогает, нам расти, справляться со всеми хворями, становиться сильными и крепкими. Поэтому очень важно каждый день пить достаточное кол-во жидкости. А сколько это? Хотите подсчитать? Для этого умножьте свой вес на 80, а потом разделите на 100.

(У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ-2,5 ЛИТРА)

Если вы занимались в течении дня спортом, то вам нужно будет выпить больше воды. Ведь когда вы бегаете, прыгаете, ваш организм активно работает и тратит жидкость. Эти траты необходимо восстановить. А как? Я приглашаю вас в путешествие по музеям напитков. Нам помогут наши герои.




Зелебоба Кубик


Бусинка
2.Музей воды.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить.


Ведь вода - основа любого напитка. «Сок жизни»-такое красивое название дал воде выдающийся ученый, художник Леонардо да Винчи.(портрет)

Наш организм почти на 80% состоит из воды. Поэтому человек может прожить без воды не больше 2-3 дней. Вы уже знаете, какое кол-во жидкости требуется вам ежедневно. Часть ее поступает в организм с теми напитками, которые вы выпиваете в течении дня. А часть воды поступает в организм человека с пищей. Поэтому так важно ежедневно есть жидкую пищу-супы. А вот питаться в сухомятку очень вредно. Хотите убедиться в этом?

(2 шарика. Стенки человеческого желудка, так же, как и стенки шарика, могут растягиваться и сжиматься. 1 шарик-хлеб, 2-воду. Сравни?

-Какому «желудку» труднее работать?

-Какой «желудок» может мешать человеку легко двигаться?)

Может ли у воды разный вкус?(рассказывают дети)

1) Водопроводная вода.

2)Кипяченая вода.

3)Минеральная вода.

4)Газированная вода.

Проверим, что вы запомнили:

1)Какое название воде дал Леонардо да Винчи?

2)Сколько дней человек может прожить без воды?

3)Какое кол-во жидкости необходимо в сутки школьнику вашего возраста?


3.Музей морсов и компотов.

Что такое морс?

Из чего его готовят?(ягоды, варенье)

Прежде чем нам приготовить морс, мы должны отгадать, какое варенье нам предлагает музей. (Закрытыми глазами: смородина, малина, облепиха)

Лечебные свойства: витамины, снимают жар. Клюква, брусника помогают разбудить аппетит.

Как приготовить морс? (В стакан с кипяченой водой кладут варенье)

4.Музей соков.

Он бывает всех цветов,

В нем витаминов куча.

Я пить его всегда готов,

Ведь нет напитка лучше.

Он морковный и томатный,

И на вкус и цвет приятный.

Чтоб здоровым стать ты смог,

Пей скорей фруктовый ….сок.

А вы знаете, из чего можно приготовить соки?

Сок не только очень вкусный и полезный напиток. Но он еще может быть и замечательным лекарством. Из этих овощей можно приготовить сок для борьбы с хворями да болезнями.

1)Я на свеклу похожа, но бела в нутрии, горькая на



вкус, но очень полезна. (редька) рассказ ученика

2)100 одежек и все без застежек.(капуста)


3)Сидит дед во 100 шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает.(лук)

Сок- не только вкусное и полезное питье, но и прекрасное лекарство.

(работа в тетради с.52 з.№1)

5.Музей молока.

Оно течет-но не вода.

Оно, как снег, бело всегда.

На вкус узнать его легко,

Ведь это в крынке….(молоко)

Молоко и молочные продукты содержат не только воду, но и большое кол-во питательных веществ, необходимых нашему организму для роста, работы.

А вы знаете, что можно приготовить из молока?

НА ДОСКЕ:КЕФИР, ЙОГУРТ, СМЕТАНА, ТВОРОГ, КУМЫС, ПРОСТОКВАША, БИФИДОК.(рассказывают дети)

Наелись, напились. Отправляемся дальше.

6.Музей чая.

Чай- любимый напиток многих народов. О нем так и говорят: «Устал- пей чай, жарко- пей чай, хочешь согреться-пей чай.»

Чай- полезный, прекрасный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо- эликсир.


Существует много сортов чая. Знаете ли вы, что чай может отличаться по цвету? Какие сорта чая, отличающиеся по цвету, вы можете назвать?

(черный, красный, зеленый, желтый)

На Руси издавна пили черный чай. Родина чая Китай. Там его пьют уже 5000 лет. Китайцы скрывали секрет чая, а когда продавали чайные семена, то обливали их кипятком, чтобы они не проросли. За чай Россия расплачивалась с Китаем мехами и золотом. Чтобы получить от чая пользу надо его правильно хранить и правильно заваривать.

Как правильно заварить чай?

Ну, вот и чай мы с вами заварили, пора за стол.

На чаепитие спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьет,

«Чайная» давно уж ждет.

Не толпитесь у дверей,

Проходите поскорей

Налетайте, разбирайте



Сладким чаем наслаждайтесь.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА.


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница