ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА
Цель занятия – изучение дефицита и источников его покрытия, а также изучение профицита и особенностей его распределения
-
Бюджетный дефицит и способы его снижения
В идеале бюджет любого уровня должен быть сбалансирован т.е. расходы = доходам. Однако на практике часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые расходы. Что является причиной возникновения бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит – это ситуация, при которой уровень государственных расходов выше уровня государственных доходов.
Причины возникновения бюджетного дефицита:
-
Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
-
Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса. (инфляция, спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров)
-
Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
-
Неэффективность финансовой системы государства.
-
Неэффективность налоговой и кредитной политики.
-
Рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами
-
Коррупция в государственном секторе.
Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин.
Во-первых, объём государственных расходов очень велик, многие из них не подлежат сокращению, снижение других затрагивает интересы различных групп населения, а находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно
Способы финансирования бюджета:
-
Дополнительная денежная эмиссия
-
Экономия бюджетных расходов
-
Увеличение налоговых ставок
-
Увеличение цен на товары и услуги государственных предприятий
-
Внутренние государственные займы.
-
Получение международных кредитов (ведет к увеличению внешнего долга государства)
-
Сдача золотовалютного резерва в залог кредита
-
Продажа государственной собственности (недвижимость, территории)
-
Конфискация средств со счетов физических и юридических лиц (банковские счета)
На практике универсального способа снижения бюджетного дефицита не существует.
Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. (Так было, например, в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме.) Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Теоретически бюджетный дефицит может стимулировать развитие экономики, но в истории пока таких случаев не было.
Бюджеты подавляющего большинства государств мира являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может привести к экономическим и социальным кризисам, возникающим за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.
-
Бюджетный профицит и его распределение
Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит.
Профицитом бюджета называют ситуацию при которой уровень государственных доходов выше уровня государственных расходов. Т.е. возникновение дополнительных средств в бюджете.
Профицит может возникнуть по различным причинам (как внешним, так и внутренним).
Основные причины возникновения профицита:
-
Профицит в следствие роста цен на различные виды энергоносителей на мировых рынках. (в том числе и на нефть) (рост цен на нефть привел к профициту бюджета России в 2000 г) Т. е изменения цен на определенные виды товаров и услуг на мировом рынке могут дать стране дополнительную прибыль, собственно благодаря чему профицит и образуется.
-
Самой благоприятной причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост (экономический профицит). Происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению суммы собранных налогов, а улучшение работы государственных предприятий приносит чистый доход.
-
Благоприятно сложившаяся конъюнктура товаров на мировых рынках, но поскольку конъюнктура рынка быстро меняется и дополнительные доходы, полученные данным способом, быстро истощаются такой профицит является недолговременным.(спрос и предложение)
-
Налоговый профицит возникает в результате повышения государством налоговых ставок.
-
Нормативный профицит бюджета он иногда закладывается непосредственно в бюджет, т. е. он может быть спрогнозированным, когда собранные средства превышают сумму запланированных расходов, но составление бюджета с профицитом является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.
Профицит не является абсолютно положительным явлением. Т.к экономический цикл всегда развивается по синусоиде и пик экономического подъёма может являться предвестником экономического спада т.е. будущего кризиса экономики.
Направления распределения профицита бюджета:
-
выплата государственного долга
-
создание и стабилизация финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита, на покрытие заранее известных расходов и на непредвиденные расходы государства.
-
финансирование отдельных статей расходов бюджета
-
строительство объектов государственного значения
-
улучшение и развития отдельных территорий
-
финансирование отдельных целевых проектов и программ
На практике универсального способа распределения бюджетного профицита не существует.
Итак, увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.
Отрицательные стороны профицита государственного бюджета:
-
если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой нехватку финансовых ресурсов на уровне государства;
-
по причине дисбаланса заемных средств возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит проявляющийся как доходы от получаемых кредитов;
-
несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;
-
налоговая нагрузка действительно слишком велика, и налогоплательщики вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.
В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:
-
сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
-
предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
-
увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Поделитесь с Вашими друзьями: |