Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Институт профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
Ректор
_________________ И.В. Шешунов
«__5____»_____марта 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ»
Специальность 31.08.01 АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ
Кафедра АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ ИПО
Лекции ___74___ (час)
Практические занятия ___336__ (час)
Семинары __334__ (час)
Всего часов аудиторной работы __744__ (час)
Самостоятельная работа __300__ (час)
Контроль 72 (час.)
Общая трудоемкость дисциплины ___1116\31__ (час/ЗЕТ)
2015
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) разработана на основе:
-
ФГОС ВО по специальности 31.08.01 АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ, утвержденного Министерством образования и науки РФ «_25_»__августа 2014_г.
-
Учебного плана по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология, одобренного ученым Советом ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России «_27__» ___февраля____ 2015 г. Протокол № 2
Разработчики:
Зав. каф. акушерства и гинекологии ИПО ____ С.В. Хлыбова
Доцент каф. акушерства и гинекологии ИПО ____ Н.Л. Рева
Рабочая программа одобрена:
кафедрой «__3_» _____марта_____ 2015 г. Протокол № _4____
Заведующий кафедрой, проф. _________________ /__Хлыбова С.В._/
Советом ИПО «_5__» _______марта 2015 г. (протокол № _2__)
Председатель проректор ДПО, д.м.н, проф. Муратова Н.Г. /___________________/
Центральным методическим советом «___5_» ____марта 2015 г. (протокол № _5___)
Председатель проректор по учебной работе
к.м.н., доцент Касаткин Е.Н. /___________________/
Оглавление
I.Введение
|
3
|
II.Учебно-тематический план дисциплины
|
14
|
III. Учебная программа дисциплины
|
24
|
3.1 Содержание дисциплины
|
24
|
3.2 Тематический план лекционного курса
|
30
|
3.3 Тематический план семинаров
|
47
|
3.4 Тематический план практических занятий
|
67
|
3.5 Самостоятельная работа обучающихся
|
85
|
IV Формирование текущего контроля ипромежуточной аттестации, виды оценочных средств для контроля уровня сформированности компетенций
|
105
|
4.1 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации,виды оценочных средств
|
106
|
4.2 Примеры оценочных средств
|
106
|
4.2.1 Примеры тестовых заданий
|
106
|
4.2.2 Примерная тематика рефератов
|
118
|
4.2.3 Примеры ситуационных задач
|
118
|
4.2.4 Примерный перечень контрольных вопросов
|
119
|
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
140
|
5.1 Основная литература
|
140
|
5.2. Дополнительная литература
|
140
|
5.3 Законодательные и нормативно-правовые документы в соответствие с профилем дисциплины
|
141
|
5.4. Програмное обеспечение и интернет ресурсы
|
141
|
VI. Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
143
|
VII Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
|
144
|
VIII Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины (модуля)
|
145
|
1.ВВЕДЕНИЕ
1.1.Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины – подготовка квалифицированного врача-специалиста акушера-гинеколога, обладающего системой универсальных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности по выбранной специальности.
Задачи:
1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача акушера-гинеколога и способного успешно решать свои профессиональные задачи.
2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача акушера-гинеколога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии беременности, родов, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.
3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере акушерства и гинекологии.
4. Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях в акушерстве и гинекологии, провести профилактические и реабилитационные мероприятия во все возрастные периоды жизни женщины, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
5. Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по акушерству и гинекологии, а также по оказанию скорой и неотложной помощи.
6. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
1.2. Место дисциплины в структуре программы ординатуры
Дисциплина «Акушерство и гинекология» относится к Блоку 1. Дисциплины (модули) базовой части Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология.
1.3. Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, являются: 1
физические лица женского пола (пациенты) в возрасте от 0 до 15 лет, от 15 до 18 лет (далее - подростки) и в возрасте старше 18 лет (далее - взрослые);
население;
совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан
1.4 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ординатуры: 2 профилактическая; диагностическая; лечебная; реабилитационная; психолого-педагогическая; организационно-управленческая.
5Программа ординатуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
1.5. Требования к результатам освоения дисциплины. Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих универсальных (УК) и профессиональных (ПК) компетенций:
-
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1).
-
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2).
-
готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
-
готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);
-
готовностью к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
-
готовностью к ведению, родовспоможению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании акушерско-гинекологической медицинской помощи (ПК-6);
-
готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
-
готовностью к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
-
готовностью к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9).
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:
№ п/п
|
Код
компе-
тенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
Оценочные средства
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
| -
|
УК-1
|
Готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
|
Основные вопросы нормальной и патологической физиологии у здоровой женщины и при акушерско-гинекологической патологии,
Причины возникновения патологических процессов в организме женщины, механизмы их развития и клинические проявления.
|
Логически и аргументировано анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
Использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в диагностике и лечении патологии беременности и гинекологических заболеваний.
Использовать персональный компьютер на рабочем месте.
Применить методы статистического анализа изучаемых явлений.
|
Публичной речью, способностью к ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания
|
Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Реферат.
| -
|
УК-2
|
Готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
|
Основы юридического права в акушерстве и гинекологии.
Основы законодательства о ЗО директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений ЗО.
Организацию акушерско-гинекологической помощи в стране.
Работу скорой и неотложной помощи в части оказания помощи женщинам.
Медицинское страхование.
Законодательство по охране труда женщин.
Врачебно-трудовую экспертизу в акушерской и гинекологической практике.
Отраслевые стандарты объемов обследования и лечения в акушерстве, гинекологии и перинатологии.
Показатели и структуру материнской, перинатальной и младенческой смертности в стране, регионе, своем ЛПУ, мероприятия по их снижению.
Определение понятий "этика", "деонтология", "медицинская деонтология", "ятрогенные заболевания", риск возникновения ятрогенных заболеваний в акушерско-гинекологической практике.
|
Применять правила этики, деонтологии при проведении лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, в том числе после операций удаления органов репродуктивной системы.
|
Способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции.
Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
|
Собеседование по ситуационным задачам.
Типовые расчеты. Индивидуальные домашние задания. Реферат.
| -
|
ПК-1
|
Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
|
Регуляцию, физиологию и патологию репродуктивной функции женщины. Виды ее нарушений. Взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.
Физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода. Группы риска. Мероприятия по профилактике осложнений.
Структуру гинекологической заболеваемости. Мероприятия по их профилактике.
Влияние производственных факторов на специфические функции женского организма.
Основы физиотерапии и лечебной физкультуры в акушерстве и гинекологии. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.
Основы рационального питания и принципы диетотерапии в акушерско-гинекологической практике.
Новые современные методы профилактики и лечения в акушерстве и гинекологии, а также методы планирования семьи.
|
Выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы гинекологических заболеваний и акушерской патологии, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом.
|
Владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Способностью и готовностью проводить профилактику возможных осложнений во время беременности
Способностью проводить профилактику гинекологических заболеваний.
Методами оценки природных и медико-социальных факторов в развитии гинекологических заболеваний и акушерских осложнений
Владеть способами их коррекции.
Способами профилактики профессиональных вредностей и рисков в акушерстве и гинекологии.
|
Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Индивидуальные домашние задания. Реферат.
Отчеты по практике.
| -
|
ПК-2
|
Готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными
|
Отраслевые стандарты объемов обследования и лечения в акушерстве, гинекологии и перинатологии.
Показатели и структуру материнской, перинатальной и младенческой смертности в стране, регионе, своем ЛПУ, мероприятия по их снижению.
Клиническую симптоматику доброкачественных и злокачественных опухолей женской половой системы, их диагностику, принципы лечения и профилактики.
Клиническую симптоматику, диагностику, лечение и профилактику предраковых заболеваний.
|
Организовать проведение диспансеризации женщин
Проанализировать ее эффективность.
|
Способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения
|
Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Индивидуальные домашние задания. Реферат.
Отчеты по практике.
| -
|
ПК-5
|
Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем
|
Причины возникновения патологических процессов в организме женщины, механизмы их развития и клинические проявления.
Общие и специальные методы исследования в акушерстве и гинекологии.
Клиническую симптоматику и терапию осложнений беременности, родов и послеродового периода.
Клиническую симптоматику гинекологических заболеваний.
Клиническую симптоматику неотложных состояний, в том числе в акушерстве, гинекологии и перинатологии, их профилактику.
|
Анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем,
Получить информацию о течении настоящей беременности, а также течении и исходах предыдущих беременностей и родов.
Поставить диагноз в области акушерства и гинекологии на основании на основании клинических, лабораторных и функциональных методов исследования
Выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы гинекологических заболеваний и акушерской патологии, используя специальные знания
|
Основными методиками клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациенток для своевременной диагностики гинекологических заболеваний и акушерской патологии
Алгоритмом постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ).
Основными диагностическими мероприятиями по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при гинекологических заболеваниях и акушерской патологии.
|
Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Индивидуальные домашние задания. Реферат.
Отчеты по практике.
| -
|
ПК-6
|
Готовность к ведению, родовспоможению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании акушерско-гинекологической медицинской помощи
|
Показания к госпитализации беременных женщин и гинекологических больных.
Терапию осложнений беременности, родов и послеродового периода.
Современные методы лечения гинекологических заболеваний.
Терапию неотложных состояний, в том числе в акушерстве, гинекологии и перинатологии.
Приемы и методы обезболивания; основы инфузионно-трансфузионной терапии и реанимации в акушерстве, гинекологии и неонатологии.
Основы фармакотерапии в акушерстве и гинекологии, влияние лекарственных препаратов на плод и новорожденного.
|
Выполнять основные лечебные мероприятия при гинекологических заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм
Выполнять основные лечебные мероприятия и акушерской патологии среди пациентов той или иной группы нозологических форм;
Назначать больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом
Осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии профильным больным, больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.
Уметь прогнозировать исходы беременности и родов.
Уметь прогнозировать исходы гинекологических заболеваний.
|
Современными методами консервативного лечения беременных и гинекологических больных.
Технологией ведения физиологических и осложненных родов.
Техникой основных гинекологических и акушерских операций (миомэктомии, тубэктомии, цистэктомии, овариоэктомии, кесарева сечения).
Методами диагностики и лечения жизнеопасных нарушений у беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных.
Методами их немедленного устранения.
Методикой проведения противошоковых мероприятий.
|
Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Индивидуальные домашние задания. Реферат.
Отчеты по практике.
| -
|
ПК-7
|
Готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации
|
Работу скорой и неотложной помощи в части оказания помощи женщинам.
Приемы и методы обезболивания; основы инфузионно-трансфузионной терапии и реанимации в акушерстве, гинекологии и неонатологии.
Принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждения, формирования, органы управления и оснащение.
Принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях.
Основные принципы и способы защиты населения при катастрофах.
|
Организовать работу в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных по оказанию медико-санитарной помощи, в объеме первой врачебной помощи и необходимой квалифицированной акушерско-гинекологической помощи.
Оказывать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки, в очагах катастроф.
|
Приемами оказания медико-санитарной помощи, в объеме первой врачебной помощи и необходимой квалифицированной акушерско-гинекологической помощи в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных акушерско-гинекологического профиля.
|
Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Индивидуальные домашние задания. Реферат.
Отчеты по практике.
| -
|
ПК-8
|
Готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении
|
Основы физиотерапии и лечебной физкультуры в акушерстве и гинекологии. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.
Основы рационального питания и принципы диетотерапии в акушерско-гинекологической практике.
Ознакомиться с методами профилактики и лечения, так называемой, традиционной медицины: рефлексотерапии, апитерапии, гидротерапии, фитотерапии, а также с методами лечения альтернативной медицины: гомеопатия, психотерапия и др.
|
Применять методы профилактики и лечения, так называемой, традиционной медицины: рефлексотерапии, апитерапии, гидротерапии, фитотерапии, а также методы лечения альтернативной медицины: гомеопатия, психотерапия и др.
|
Способностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма.
Способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации гинекологических больных и пациенток после родов, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии.
|
Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Индивидуальные домашние задания. Реферат.
Отчеты по практике.
| -
|
ПК-9
|
Готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
|
Структуру заболеваемости населения в разных возрастных группах. Мероприятия по ее снижению.
Основы рационального питания и принципы диетотерапии.
Новые современные методы профилактики в акушерстве и гинекологии, а также методы планирования семьи.
|
Применить современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья семьи.
|
Способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии болезней, проводить их коррекцию. Осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней.
Способностью проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам
|
Собеседование по ситуационным задачам. Тестирование письменное или компьютерное. Индивидуальные домашние задания. Реферат.
Отчеты по практике.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |