Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кировская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Институт профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
ректор ГБОУ ВПО
Кировская ГМА Минздрава России
_________________ И.В.Шешунов
«______»__________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«УРОЛОГИЯ»
Специальность: 31.08.68 « УРОЛОГИЯ»
Кафедра: Факультетской хирургии
Лекции: 70 (час)
Практические занятия: 478 (час)
Семинары: 172 (час)
Всего часов аудиторной работы: 720 (час)
Самостоятельная работа: 360 (час)
Общая трудоемкость дисциплины: 1080/30 (час/ЗЕТ)
2015
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) разработана на основе:
-
ФГОС ВО по специальности 31.08.68 «Урология»,
утвержденного Министерством образования и науки РФ «26» августа 2014г.
-
Учебного плана по специальности 31.08.68 «Урология»,
одобренного ученым Советом ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России «27» февраля 2015 г. Протокол № 02.
Разработчики:
Зав. кафедрой факультетской хирургии,
профессор Н.А. Никитин
Доцент кафедры факультетской хирургии М.В. Тимин
Рабочая программа одобрена:
кафедрой факультетской хирургии « 02 » 03. 2015 г. (протокол № 9)
Заведующий кафедрой _________________ / Н.А. Никитин /
Советом ИПО «____» __________ 2015 г. (протокол № _____)
Председатель _________________ /______________________/
Центральным методическим советом «____» __________ 2015 г., (протокол № _____)
Председатель _________________ /_______________________/
Оглавление
IV. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ, ВИДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ 38
I. ВВЕДЕНИЕ
-
Цели и задачи дисциплины:
Цель профессионального образования врачей-ординаторов по специальности 31.08.68 «Урология» включает получение ими теоретических знаний, практических навыков и умений, освоение правовых и профессионально-должностных требований для выполнения самостоятельной профессиональной деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста-уролога, обладающего системой универсальных, профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.
Усиление внимания к урологии за последние годы связано со значительной распространенностью урологических болезней среди населения, хроническим характером течения большинства из них, высокой частотой развития временной и стойкой нетрудоспособности, определяющими большую социальную роль этой патологии. Урология занимает одно из ведущих мест в клинике внутренних и хирургических болезней, является междисциплинарной проблемой не только терапии и хирургии, но и других специальностей.
В последние годы отмечены крупные достижения в области теоретической и практической урологии. Прогресс в урологии определяет новые подходы к диагностике урологических заболеваний и оценке эффективности лечения. Описаны новые заболевания, получены фундаментальные данные по этиологии и патогенезу некоторых болезней, разработаны современные методы диагностики. Эти достижения создали реальную базу для раннего выявления и своевременного адекватного лечения многих пациентов с применением широкого арсенала лечебных мероприятий, включающих медикаментозное, эндоскопическое и хирургическое лечение, а также методы реабилитации пациентов. Современные достижения фармакологии определяют быстрое расширение арсенала лекарственных препаратов. Разрабатываются меры первичной и вторичной профилактики урологических заболеваний.
Между тем знания практических врачей в области урологии недостаточны. Это объясняется неполными сведениями о урологических болезнях, получаемыми студентами медицинских вузов, полиморфностью ранних проявлений отдельных нозологических форм, трудностью диагностики урологических заболеваний в дебюте, что требует подготовки квалифицированных специалистов.
Все вышесказанное диктует необходимость подготовки врачей специалистов по специальности урология.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от № 112 от 03.2008 г. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» урология является одной из терапевтических специальностей, требующей углубленной подготовки.
Задачи программы формирование базовых, фундаментальных медицинских знаний, по специальности 31.08.68 «Урология»; подготовка врача-уролога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин; формирование умений в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов; формирование компетенций врача-уролога в областях:
профилактической деятельности:
– предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
- проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;
диагностической деятельности:
- владение умениями планового обследования урологических пациентов, установления диагноза и знание основ лечения урологической патологии в поликлинике и стационаре;
- диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования;
- диагностика неотложных состояний;
- проведение медицинской экспертизы;
лечебной деятельности:
- владение умениями планового обследования урологических пациентов, установления диагноза и знание основ лечения урологической патологии в поликлинике и стационаре;
- оказание специализированной медицинской помощи;
- участие в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (сердечно-сосудистая и легочная недостаточность);
- умение экстренно диагностировать острые урологические заболевания и оказывать им соответствующую лечебную помощь (острые инфекции, эндотоксический шок, кровотечения, острые травмы;
- оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;
реабилитационной деятельности:
- проведение медицинской реабилитации;
психолого-педагогической деятельности:
- формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;
организационно-управленческой деятельности:
- знание основ законодательства о здравоохранении, директивных документов о медицинских лечебных учреждениях и основ страховой медицины;
- знание нормативов по техническому оснащению и организации работы урологических подразделений в поликлинике, стационаре и специализированных отделениях;
- применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;
- организация и управление деятельностью медицинских организаций и (или) их структурных подразделений;
- организация проведения медицинской экспертизы;
- организация оценки качества оказания медицинской помощи пациентам;
- ведение учетно-отчетной документации в медицинской организации;
- создание в медицинских организациях и (или) их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;
- соблюдение основных требований информационной безопасности.
Обучение по программам ординатуры в рамках специальности 31.08.68 «Урология» в образовательных организациях осуществляется в очной форме.
При реализации программы ординатуры по специальности 31.08.68 «Урология» могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии предусмотрена возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
-
Место дисциплины в структуре программы ординатуры:
Дисциплина «Урология» относится к Блоку 1. Дисциплины (модули) вариативной части Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГСО ВО) по специальности 31.08.68 «Урология».
1.3 Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу «экстренная хирургия», являются: физические лица (пациенты) в возрасте от 0 до 15 лет, от 15 до 18 лет (далее - подростки) и в возрасте старше 18 лет (далее - взрослые); население; совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан.
1.4 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие рабочую программу дисциплины (модуля):
- Профилактическая.
- Диагностическая.
- Лечебная.
- Реабилитационная.
- Психолого-педагогическая.
- Организационно-управленческая.
1.5 Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции
Выпускник программы ординатуры должен обладать следующими универсальными компетенциями (далее – УК):
-
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
-
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
-
готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями (далее – ПК):
профилактическая деятельность:
-
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
-
готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);
-
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
-
готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4);
диагностическая деятельность:
-
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
-
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании урологической медицинской помощи (ПК-6);
-
готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
-
реабилитационная деятельность:
-
готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
-
готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
-
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
-
готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
-
готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:
Индекс компетенций
|
Название компетенции
|
Характеристика компетенции (знать, уметь, владеть)
|
Оценочные средства
|
1
|
2
|
3
|
4
|
УК-1
|
Готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
|
Знать: сущность методов системного анализа и системного синтеза; понятие «абстракция», ее типы и значение.
Уметь: выделять и систематизировать существенные свойства и связи предметов, отделять их от частных, не существенных; анализировать учебные и профессиональные тексты; анализировать и систематизировать любую поступающую информацию; выявлять основные закономерности изучаемых объектов, прогнозировать новые неизвестные закономерности.
Владеть: навыками сбора, обработки информации по учебным и профессиональным проблемам; навыками выбора методов и средств решения учебных и профессиональных задач
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
УК-2
|
Готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
|
Знать:: основные характеристики коллектива, его особенности, стадии развития; принципы управления коллективом, функции управления, методы управления коллективом, этические нормы и принципы делового общения.
Уметь: прогнозировать и планировать процесс управления коллективом в соответствии с его особенностями и профессиональными задачами; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Владеть: приемами делового общения; основами этикета и этической защиты в деятельности современного делового человека; методикой подготовки и проведения публичного выступления,
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
УК-3
|
Готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения
|
Знать: требования ФГОС к целям, содержанию, формам обучения и результатам подготовки различных медицинских специальностей; педагогические аспекты в работе врача; влияние процессов гуманизации общества на медицинскую практику; возрастные особенности развития личности; цели и задачи непрерывного медицинского образования
Уметь: организовать процесс обучения с использованием современных педагогических технологий; использовать формы, методы, средства обучения и воспитания в педагогической деятельности; реализовывать педагогическую деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования, а также по дополнительным профессиональным программам.
Владеть: навыками формирования и развития учебно-исследовательской деятельности у обучающихся; способами анализа собственной деятельности.
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-1
|
Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния, на здоровье человека факторов среды его обитания
|
Знать: распространенность основных заболеваний, соответствующих профилю обучения, их факторов риска, основные принципы здорового образа жизни, факторы риска заболеваний, включая вредные привычки и факторы внешней среды, причины и условия возникновения и распространения заболеваний, ранние клинические признаки заболеваний, основные принципы профилактики заболеваний, соответствующих профилю обучения, основные нормативные документы, используемые при организации здравоохранения, принципы медико-социальной экспертизы, правила соблюдения санитарно-эпидемиологического режима при осуществлении медицинской помощи
Уметь: выявлять и оценивать выраженность факторов риска развития и прогрессирования заболеваний, соответствующих профилю обучения, выявлять ранние симптомы заболеваний, выяснять семейный анамнез, соблюдать нормы санитарно-эпидемиологического режима
Владеть: навыками оценки суммарного риска развития и прогрессирования заболеваний, снижения заболеваемости путем воздействия на факторы риска их развития, методами ранней диагностики заболеваний, методами борьбы с вредными привычками, санитарно-просветительной работы
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-2
|
Готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными
|
Знать: цели и значимость профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, принципы организации профилактических медицинских осмотров и диспансеризации пациентов, формирования диспансерных групп, нозологические формы, подлежащие диспансерному наблюдению, количественные и качественные показатели диспансеризации
Уметь: рассчитывать показатели диспансеризации, анализировать данные профилактических медицинских осмотров и формировать группы для углубленного обследования или наблюдения.
Владеть: навыками организации и проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-3
|
Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
|
Знать: действующие нормы безопасности персонала и пациентовпри проведении урологических диагностических исследований.
Уметь: обеспечивать безопасность пациентов при проведении исследований, предоставлять пациентам в установленном порядке информацию о радиационном и другом воздействии вследствие предлагаемого или проведенного диагностического исследования.
Владеть: оказанием первой медицинской помощи при возникновении аварийных ситуаций и при ранних осложнениях, связанных с урологическими диагностическими исследованиями (острое расстройство дыхания, сосудистый коллапс, отравления и т.д.)
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-4
|
Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков
|
Знать: основы организации здравоохранения, медицинской статистики и научной информатики в пределах практического применения методов в урологии.
Уметь: контролировать ведение текущей учетной и отчетной документации по установленным формам.
Владеть: анализом работы урологического кабинета и отделения и ведением отчетность о его работе в соответствии с установленными требованиями.
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-5
|
Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем
|
Знать: фармакологические и клинические основы применения контрастных веществ в лучевых исследованиях. Этиологию, патогенез, патофизиологию, симптоматику и диагностику урологических болезней. Нормальную и патологическую анатомию мочеполовой системы.
Уметь: осуществлять диагностику заболеваний и повреждений на основе комплексного применения современных методов Систематически повышать свою квалификацию, внедрять новые методики исследований, постоянно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, используя все доступные возможности для верификации полученной диагностической информации.
Владеть: проведением исследований, навыками диагностики основных заболеваний, соответствующих профилю обучения, навыками формулировки диагноза в соответствии с МКБ и клиническими классификациями
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-6
|
Готовность к применению различных методов диагностики в урологии и интерпретации их результатов
|
Знать: физические, технические и технологические основы различных методов диагностики, принципы организации и проведения инвазивных процедур, принципы получения, анализа, хранения и передачи диагностических изображений, устройство госпитальных информационных систем, систем архивирования данных о пациенте. Основы организации и проведения всех методов скрининга (доклинической диагностики) социально значимых заболеваний.
Уметь: проводить исследования в соответствии со стандартом медицинской помощи.
Владеть: определением необходимости проведения специальных исследований (урографии, компьютерной томографии, рентгеноэндоскопии, магнитно-резонансной томографии, ангиографии, ультразвуковой и радионуклидной диагностики).
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-7
|
Готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих
|
Знать: основы организации здравоохранения, медицинской статистики и научной информатики в пределах практического применения методов исследований в урологии.
Уметь: обеспечивать безопасность пациентов при проведении исследований, предоставлять пациентам в установленном порядке информацию о радиационном и другом воздействии вследствие предлагаемого или проведенного исследования.
Владеть: ведением приема в урологическом кабинете поликлиники и ведения пациентов с урологической патологией в стационаре.
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-8
|
Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях
|
Знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Уметь: проводить необходимые исследования в соответствии со стандартом медицинской помощи.
Владеть: осуществление анализа работы урологического кабинета и вести отчетность о его работе в соответствии с установленными требованиями.
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-9
|
Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей
|
Знать: приказы и другие нормативные акты Российской Федерации, определяющие деятельность урологической службы и отдельных ее структурных подразделений.
Уметь: оформлять протоколы проведенных исследований с заключением о предполагаемом диагнозе, необходимом комплексе уточняющих лучевых и других инструментальных исследований не позднее 24 часов после проведения исследования. Контролировать ведение текущей учетной и отчетной документации по установленным формам.
Владеть: проведением дифференциальной диагностики, составлением протоколов урологического исследования, формулированием и обоснованием заключений по урологическим заболеваниям.
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-10
|
Готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации
|
Знать: принципы организации неотложной диагностики, включая основы военно-полевой диагностики.
Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при электрической и механической травме, реакции на введение контрастных веществ и других неотложных состояниях, возникающих при проведении исследований урологических заболеваний.
Владеть: оказанием первой медицинской помощи при возникновении аварийных ситуация при проведении исследований и при ранних осложнениях, связанных с урологическими исследованиями (острое расстройство дыхания, сосудистый коллапс, отравления и т.д.)
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-11
|
Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей
|
Знать: принципы оценки качества оказания медицинской помощи.
Уметь: оценивать качество оказания медицинской помощи.
Владеть: методикой оценки качества оказания медицинской помощи.
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
ПК-12
|
Готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации
|
Знать: принципы организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации.
Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при
чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации.
Владеть: оказанием первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации.
|
Тестовые задания, билеты, ситуационные задачи
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |