Аннотация рабочей программы дисциплины
«Физиология центральной нервной системы»
Цель изучения дисциплины
|
Целью освоения дисциплины «Физиология центральной нервной системы» является формирование представлений об основных функциях и закономерностях функционирования центральной нервной системы, других систем организма и механизмах их регуляции.
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
|
Дисциплина «Физиология центральной нервной системы»
относится к базовой части учебного плана дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (квалификация «академический бакалавр»).
|
Формируемые компетенции
|
В результате освоения дисциплины «Физиология центральной нервнсистемы»
выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ПК-1).
способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
|
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
|
В результате освоения дисциплины «Физиология центральной нервной системы»
обучающийся приобретает следующие навыки:
Знать: 1. Возбудимость и возбуждение как основные характеристики функционального состояния возбудимых тканей. 2. Функциональные особенности проведения возбуждения в нервах и синапсах. 3. Функциональные свойства скелетной мускулатуры и функциональные особенности мышц внутренних органов. 4. Свойства и особенности основных нервных процессов – возбуждения и торможения. 5. Основные принципы координационной деятельности ЦНС. 6. Принципы рефлекторной деятельности. Особенности рефлексов различных этажей ЦНС. 7. Особенности организации и реализации рефлексов автономной нервной системы. 8. Роль автономной нервной системы в обеспечении приспособительной деятельности организма в различных функциональных состояниях. 9. Роль различных уровней ЦНС в организации приспособительной деятельности организма. 10. Эффекты и механизмы действия физиологически активных веществ на клетки-мишени. 11. Особенности взаимодействия нервных и гуморальных механизмов регуляции функций организма
уметь: 1. Использовать информацию о свойствах и функциях возбудимых тканей при анализе закономерностей организации функциональных систем здорового человека. 2. Анализировать закономерности функционирования возбудимых тканей и нервно-мышечной системы человека в различных функциональных состояниях организма. 3. Использовать информацию о свойствах и функциях центральной нервной системы (ЦНС) при анализе закономерностей организации функциональных систем здорового человека. 4. Анализировать закономерности функционирования центральной нервной системы в организме животных и человека. 5. Анализировать особенности изменений процессов в ЦНС при разных функциональных состояниях организма. 6. Использовать информацию о строении и функциях автономной нервной системы при анализе функциональных систем организма. 7. Анализировать закономерности функционирования автономной нервной здорового организма. 8. Анализировать механизмы и особенности деятельности различных отделов автономной нервной системы
владеть основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы и коррекции различных сфер психики и деятельности при расстройствах психических функций с учетом основных знаний по анатомии и физиологии ЦНС
|
Содержание дисциплины
| -
Основные понятия и принципы физиологии высшей нервной деятельности (ВНД)
-
Поведение. Классификация форм поведения
-
Основные закономерности безусловнорефлекторной и условнорефлекторной деятельности
-
Сенсорные системы
-
Факторы, формирующие поведение
-
Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация
-
Физиологические особенности высшей нервной деятельности человека
|
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
|
Основная и дополнительная литература:
-
Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. М. «Практика»,2008, с. 413
-
Дегтярев В.П., Шишелова А.Ю. Краткий курс нормальной физиологии. М.
-
2008 - 352 с.
-
Дегтярев В.П., Будылина С.М. Нормальная физиология. М. Медицина, 2006,
-
—736 с.
-
Покровский, В.М, Коротько Г.Ф. Физиология человека. М. Медицина, 2007, - 656 с.
-
Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы:
-
учебное пособие для студентов вузов. М. Академия, 2004, - 346 с.
-
Адрианов О.С. О принципах структурно-функциональной организации мозга. Избранные научные труды. - М. 1999, -251с.
-
Александров Ю.И. Основы психофизиологии: Учебник, СПб, Питер, 2001,- 491 с.
-
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М. Медицина, 1965, - 460 с.
-
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. Высшая школа, 2008,-256 с.
-
Вандер А. Физиология почек. - СПб, Питер, 2000, - 256 с.
-
Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем. Руководство. - СПб, «Лань», 1999, - 220 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Для освоения данной дисциплины требуются следующие инструментальные и программные средства:
- лекционная аудитория, оборудованная компьютером и мультимедийным проектором;
- лицензионное программное обеспечение: ОС Microsoft Windows XP/7, офисный пакет Microsoft Office 2007;
- канал связи с Интернетом.
|
Фонд оценочных средств текущего контроля успеваемости обучающихся
|
При изучении дисциплины «Физиология центральной нервной системы»
проводятся следующие виды интерактивных форм обучения: проблемная лекция; эвристическая беседа, как разновидность проблемной лекции; объяснительная лекция, раскрывающая причинно-следственные связи излагаемых явлений, понятий, законов; лекция-конференция; лекция с разбором конкретных ситуаций. При проведении семинарских занятий используются следующие виды интерактивных форм обучения: презентация, просмотр и обсуждение видеофильма, выполнение творческих заданий.
|
Форма промежуточной аттестации
|
экзамен
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»
Цель изучения дисциплины
|
Целью освоения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» является формирование понятий и представлений о физиологических особенностях высшей нервной деятельности (ВНД) – как основы сложной психической деятельности человека и его взаимодействия с окружающим миром
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
|
Дисциплина «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» относится к базовой части блока 1 дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку учебного плана по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (квалификация «академический бакалавр»).
|
Формируемые компетенции
|
В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ПК-1).
способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
|
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
|
В результате освоения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» обучающийся должен знать:
-
нейрофизиологические механизмы психики;
-
рефлекторную деятельность мозга;
-
основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;
-
закономерности переработки информации в сенсорных системах;
-
методы оценки свойств нервной системы;
-
механизмы формирования сенсорного образа;
уметь:
-
планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;
-
осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;
-
проводить изучение и обследование при диагностике основных свойств нервной системы;
-
оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;
владеть: навыками использования в будущей профессиональной деятельности знаний по физиологии ВНД.
|
Содержание дисциплины
| -
Основные понятия и принципы физиологии высшей нервной деятельности (ВНД)
-
Поведение. Классификация форм поведения
-
Основные закономерности безусловнорефлекторной и условнорефлекторной деятельности
-
Сенсорные системы
-
Факторы, формирующие поведение
-
Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация
-
Физиологические особенности высшей нервной деятельности человека
|
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
|
Основная и дополнительная литература:
Андреева Н.Г., Вартанян И.А., Куликов Г.А., Самойлов В.О. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности. В 2 томах. Том 1. Физиология сенсорных систем. М.: Академия, 2009, 288 с.
Андреева Н.Г., Вартанян И.А., Куликов Г.А., Самойлов В.О. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности. В 2 томах. Том 2. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Академия, 2009, 224с.
Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. СПб: Питер, 2008, 320 с
Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, «ФЕНИКС», 2005, 478 с.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2004, 396 с
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Академия, 2004, 304 с
Смирнов В.М., Яковлев В.Н., Правдивцев В.А. Физиология центральной нервной системы. М.: Академия, 2005, 368 с.
Смирнов В.М., Смирнов А.В. Физиология сенсорных систем, высшая нервная и психическая деятельность. Изд-во: Академия, 2013, 384 с.
Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов. М.: Юнити, 2009, 463с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"
Физиология сенсорных систем (п/ред Я.А.Альтмана). СПб: «Паритет», 2003, 352 с.
Шульгoвский В.В. Физиoлoгия ВНД с oснoвами нейрoбиoлoгии. М: Академия, 2003.
Для освоения данной дисциплины требуются следующие инструментальные и программные средства:
- лекционная аудитория, оборудованная компьютером и мультимедийным проектором;
- лицензионное программное обеспечение: ОС Microsoft Windows XP/7, офисный пакет Microsoft Office 2007;
- канал связи с Интернетом.
|
Фонд оценочных средств текущего контроля успеваемости обучающихся
|
При изучении дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»
проводятся следующие виды интерактивных форм обучения: проблемная лекция; эвристическая беседа, как разновидность проблемной лекции; объяснительная лекция, раскрывающая причинно-следственные связи излагаемых явлений, понятий, законов; лекция-конференция; лекция с разбором конкретных ситуаций. При проведении семинарских занятий используются следующие виды интерактивных форм обучения: презентация, просмотр и обсуждение видеофильма, выполнение творческих заданий.
|
Форма промежуточной аттестации
|
зачет
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Анатомия центральной нервной системы»
Цель изучения дисциплины
|
Целью освоения дисциплины «Анатомия ЦНС» является формирование студентами системного научного представления о строении и функции центральной нервной системы, морфофункциональных особенностях ее отделов, осмысление студентами места анатомии ЦНС в системе психологических наук
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
|
Дисциплина «Анатомия ЦНС» относится к базовой части учебного плана дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (квалификация «академический бакалавр»).
|
Формируемые компетенции
|
В результате освоения дисциплины «Анатомия ЦНС» выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ПК-1).
способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
|
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
|
В результате освоения дисциплины «Анатомия ЦНС» обучающийся приобретает следующие навыки:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
-
знать строение и функции отделов ЦНС; психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей формирования расстройств психических функций при поражениях ЦНС с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи, возникающие перед психологом при его работе с расстройствами психических функций при поражениях ЦНС; основные подходы к психологическому воздействию при расстройствах психических функций при поражениях ЦНС;
-
уметь связывать определенные функции с конкретными структурами ЦНС; анализировать психологические теории возникновения и развития расстройств психических функций при поражениях ЦНС; прогнозировать риск и динамику возникновения и развития расстройств психических функций при поражениях ЦНС; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности функционирования познавательной и личностной сфер в условиях их патологии при поражениях ЦНС;
-
владеть основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы и коррекции различных сфер психики и деятельности при расстройствах психических функций в условиях поражений ЦНС; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик при психических и поведенческих расстройствах в условиях поражений ЦНС.
|
Содержание дисциплины
| -
Введение в анатомию нервной системы. Нейрон. Нервная ткань. Развитие нервной системы
-
Анатомия спинного мозга. Спинномозговые нервы. Вегетативная нервная система
-
Анатомия головного мозга. Черепные нервы.
-
Проводящие пути центральной нервной системы
-
Анатомия анализаторов
|
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
|
Основная и дополнительная литература:
-
Щербатых Ю. В., Туровский Я. А. Анатомия центральной нервной системы для психологов: Учебное пособие. СПб: Питер. 2010. 123 с.
-
Хомутов А. Е., Кульба С.Н. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие. Ростов на/Д.: Феникс. 2010 (2007). 320 с.
-
Попова Н. П., Якименко О. О. Анатомия центральной нервной системы. Учебное пособие для ВУЗов. 5-е изд. М.: Академический Проект, Трикста. 2009. 111 с.
-
Гайворонский И.В., Гайворонский А.И. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Учебное пособие. М.: СпецЛит. 2007. 256 с.
-
Козлов В. И., Цехмистренко Т. А. Анатомия нервной системы. Учебное пособие. М.: Мир. 2006. 208 с.
-
Воронова Н. В., Климова Н. М., Менджерицкий А. М. Анатомия центральной нервной системы. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс. 2005. 128 с.
-
Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Нервная система человека: Атлас. 4-е изд. М.:ПЕР СЭ. 2004. 80 с.
-
Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник. СПб: Питер, 2005. 317 с.
-
Билич Г.Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Т.1. Анатомия /Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. М.: ОНИКС 21 век, 2004. 864 с.
-
Богданов А.В. Физиология центральной нервной системы: Курс лекций.- М.: УРАО, 2002. 148 с.
Для освоения данной дисциплины требуются следующие инструментальные и программные средства:
- лекционная аудитория, оборудованная компьютером и мультимедийным проектором;
- лицензионное программное обеспечение: ОС Microsoft Windows XP/7, офисный пакет Microsoft Office 2007;
- канал связи с Интернетом.
|
Фонд оценочных средств текущего контроля успеваемости обучающихся
|
При изучении дисциплины «Анатомия ЦНС» проводятся следующие виды интерактивных форм обучения: проблемная лекция; эвристическая беседа, как разновидность проблемной лекции; объяснительная лекция, раскрывающая причинно-следственные связи излагаемых явлений, понятий, законов; лекция-конференция; лекция с разбором конкретных ситуаций. При проведении семинарских занятий используются следующие виды интерактивных форм обучения: презентация, просмотр и обсуждение видеофильма, выполнение творческих заданий.
|
Форма промежуточной аттестации
|
экзамен
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |