Спецсеминар по иммуногенетике



Скачать 171.71 Kb.
страница1/4
Дата23.04.2016
Размер171.71 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4

МИНОБРНАУКИ РОССИИ



Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования
"Новосибирский национальный исследовательский государственный университет"

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

Саблина С.Г.

«__» _____________ 20__ г



СПЕЦСЕМИНАР ПО ИММУНОГЕНЕТИКЕ

Программа семинаров и самостоятельной

работы студентов факультета естественных наук

Курс 4–й, 7 cеместр


Учебно-методический комплекс

Новосибирск, 2013

Учебно-методический комплекс «Спецсеминар по иммуногенетике» предназначен для студентов 4 курса факультета естественных наук. В состав пособия включены: структура семинарских занятий, программа семинаров, содержание основных тем семинарских занятий, методические указания к выполнению курсовых работ. Приведен список необходимой литературы для подготовки к семинарам.
Составитель

к.б.н., профессор Н. А. Попова


УМК подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет на 2009-2018 годы.

© Новосибирский государственный университет, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ………………………………….5
1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…… ………………………………...5
2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП………………………… 6
3.КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………..…................7
4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………….………….. 9
СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ……………………..12
1.Врожденный и приобретенный иммунитет – две стороны одной защиты

2.Антигены (АГ) как основные распознаваемые субстанции и индукторы иммунологических реакций.

3.Генетика антиген-распознающих молекул

4.Принцип вырожденности в иммунном распознавании и иммунореагировании как основной принцип всего живого

5.Иммунологический конфликт донора и реципиента как главная проблема трансплантологии

6.Ксенотрансплантации

7.Иммуногенетика репродукции млекопитающих.

8.Вакцины. Прошлое, настоящее и будущее чужеродности и реагирование

9.Коллизии и надежды вакцинации

10. ДНК вакцины, современное состояние и перспективы

11. Толерантность, аутоиммунитет и иммунная привилегия

12. Нейроэндокринно-иммунная ось

13. Противоопухолевый иммунитет. Миф или реальность?

14.Парадоксы иммунитета

15.Цитокины и регуляция иммунного ответа

16.Проблемы вакцинации при ВИЧ инфекции

17.Влияние экологических факторов на иммунную систему

18. Стресс и иммунитет

19.Спорт и иммунитет

20.Влияние наркотиков, алкоголя и табакокурения на иммунную систему



Список литературы……………………………..……………………59

5.ВИДЫ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ……….…63

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ …………………………………………………….63

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛНЫ…………………………………………………………..63
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………63

Аннотация рабочей программы
В современной ситуации, когда наблюдается активизация непобежденных возбудителей инфекционных болезней – туберкулеза, гепатитов В и С, герпеса, малярии, лепры, шистосомоза и др., и возникновение новых очень опасных патогенов – ВИЧ, вирусов гемолитических лихорадок, на передовые позиции по значимости для человечества выдвигается иммунология. Превенция ВИЧ-инфекции и СПИДа представляет собой глобальный приоритет. Предметом интенсивных исследований является также процесс злокачественного роста, состояние иммунной системы при росте опухолей и возможные способы преодоления иммунорезистентности опухолей.

Иммунологами обращается внимание на несостоятельность иммунной системы человека, не успевающей за быстро адаптирующимися патогенами и ростом злокачественно трансформированных клеток, В связи с этим возрастает важность исследования механизмов фундаментальных процессов, происходящих в иммунной системе, практическое применение иммунологических методов диагностики и мониторинга заболеваний, а также применения и совершенствования современных методов иммунотерапии. Все выше сказанное определяет необходимость постоянного обновления и совершенствование преподавания дисциплины.

Переводы известных и регулярно переиздаваемых зарубежных учебных пособий, безусловно, весьма полезны. Однако время, затраченное на перевод и согласования с издательствами, обусловливает отставание таких учебников от современных научных достижений.

Не все разделы иммунологии могут быть представлены в одном учебнике, от которого требуется лаконичное и доступное изложение материала. Существенным дополнением к учебнику и лекционному курсу является проведение семинарских занятий по иммуногенетике.

Иммуногенетика является пограничной областью знаний между иммунологией и генетикой. Это раздел знаний, занимающийся рядом иммунологических проблем, в которых очень важна генетическая компонента:


  • Генетика совместимости тканей. Полиморфизм генов тканевой совместимости. HLA-биология.

  • Генетическая структура, транскрипция и трансляция генов иммуноглобулинов.

  • Генетические механизмы генерации разнообразия рецепторов В- и Т-лимфоцитов

  • Генетические основы чужеродности антигенов. Гены и антигены групп крови и резус-фактора. Генетическая мимикрия антигенов

  • Генетические механизмы предрасположенности к аутоиммунным заболеваниям и неопластическим процессам

  • Генетический контроль индукции и развития иммунологических реакций

  • Механизмы преодоления генетической несовместимости матери и плода у млекопитающих

  • Иммуногенетические подходы для конструирования вакцин нового поколения – дендритных, ДНК-вакцин, синтетических вакцин, полученных с использованием метода трансгенеза

  • Генетика репродукции

  • Генная иммунотерапия инфекционных, аллергических, аутоиммунных и неопластических заболеваний

Тематика семинаров включает наиболее интересные и важные проблемы иммуногенетики, изучение которых может быть существенно расширено на семинарских занятиях. Само по себе проведение семинара является процессом творческим, на котором студенты учатся делать доклад с презентацией, отвечать на вопросы и выступать в дискуссии по обсуждаемой проблеме.

Дисциплина «Спецсеминар по иммуногенетике» является частью биологического цикла ООП по направлению подготовки «020100 БИОЛОГИЯ». Дисциплина реализуется на Факультете естественных наук Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Новосибирский государственный университет (НГУ) кафедрой цитологии и генетики.



Цели и задачи дисциплины
Дисциплина нацелена на формирование у выпускника общекультурных компетенций: ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-8; профессиональных компетенций: ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, , ПК-14.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации

учебного процесса: проведение семинарских занятий по заранее предложенным темам (доклад с презентацией, ответы на вопросы и участие в дискуссии), подготовка курсовой работы и самостоятельную работу студентов с лекционным материалом и специальной литературой к семинару.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:



Текущий контроль – оценивается подготовка доклада по теме семинара. При этом преподаватель оценивает общий уровень уровень подготовки студента к семинару, его активность в дискуссии. Невыполнение эти требований является причиной неаттестации студента. На основе успешного выполнения указанных критериев студент может получит оценку «автоматом».
Итоговую оценку за семестр студент получает на устном дифференцированном зачете в конце семестра, где он имеет возможность либо повысить оценку, полученную им «автоматом», либо получить любую положительную (или не удовлетворительную) оценку в случае отсутствия у него «оценки-автомата».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц. Всего 72

академических часа. Программой дисциплины предусмотрены 30 часов семинарских занятий и 42 часа самостоятельной работы.


Цели изучения:
● знать методологические принципы в иммуногенетики; основы иммунного распознавания, центральные и периферические органы иммунной системы, взаимодействие клеток в развитии иммунного ответа, регуляцию иммунного ответа и формирование иммунологической памяти, которые применяются для решения различных задач в области молекулярной биологии, а также в медицине. Особое внимание уделено формированию у студентов представлений об иммунной системе как одной из интегрирующих физиологических систем организма, обеспечивающих гомеостаз.

● уметь использовать эти знания для понимания интегрирующей роли иммунной системы для поддержания гомеостаза организма, роли нарушения толерантности и иммунопривилегии, как причин развития аутоиммунных заболеваний и злокачественных опухолей, уметь применять иммунологические и иммуногенетические методы для решения научно-исследовательских задач в области различных отраслей биологии, молекулярной генетики и медицине.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса.
Первая задача

- обучение пониманию функционирования эффекторных механизмов обеих ветвей иммунитета, врожденного и приобретенного, усвоение генетических формирования беспрецедентного разнообразия антиген-распознающих рецепторов В- и Т-лимфоцитов, с помощью которых происходит распознавание агентов-мишеней иммунной атаки, генетических основ регуляторных механизмов в системе иммунитета, формирования иммунологической памяти, иммуногенетические основы репродукции у млекопитающих, ассоциацию генотипа организма с предрасположенностью к развитию аутоиммунных, неопластических и других заболеваний



Вторая задача

- методическая подготовка. Студенты приобретают навыки в оценке иммунного статуса организмов разных видов, и исходя из полученной информации в оценке общего состояния основных физиологических систем организма и их нарушения для постановки соответствующего диагноза. Студенты, прошедшие методическую и фундаментальную подготовку, могут применять иммунологические методы для решения различных задач в области биологии и даже в областях знаний, не связанных с биологией (геология, археология и др.).


Третья задача

- понимание, оценка и рациональный подход к исследованию проблем – инфекционных заболеваний, злокачественных опухолей, аутоиммунных и аллергических болезней; усвоение роли иммунной системы в функциональной активности здорового человека, роли поддержания здорового образа жизни в нормальном функционировании иммунной системы.

Наряду с другими биологическими науками иммунология является методологическим фундаментом медицины, главным образом, его профилактического направления, а также научной основой оценки состояния здоровья и прогнозирования функциональной активности организма человека.
Представленная программа курса «Спецсеминар по иммуногенетике» учитывает все перечисленные требования и задачи и включает их решения на современном научном уровне.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Спецсеминар по иммуногенетике» является частью биологического цикла ООП, базовая часть (общепрофессиональные дисциплины), понаправлению подготовки «020100 БИОЛОГИЯ», уровень подготовки –«бакалавр».

Дисциплина опирается на следующие дисциплины данной ООП:


- иммунология;
- генетика (генетические основы записи и реализации генетических программ иммуноглобулинов, В- и Т-клеточных рецепторов, генетические основы формирования иммунологической памяти и регуляции иммунологических реакций, структура и функционирование генного комплекса МНС.
-- молекулярная генетика (структура генома, матричные синтезы биополимеров, регуляция экспрессии генов, генетическая основа наследственных заболеваний, молекулярные механизмы иммунологических процессов - взаимодействия рецептор-лиганд, транскрипция и трансляция генов иммуноглобулинов, В- и Т-клеточных рецепторов, генная терапия)
- клеточная биология (структура клеточного генома, способы передачи сигналов в клетку при взаимодействии рецепторов с лигандами, структура клеток – эффекторов и регуляторов иммунологических процессов).
Результаты освоения дисциплины «Спецсеминар по иммуногенетике» используются в следующих дисциплинах данной ООП: иммунология, молекулярная биология, биохимия, химические основы жизни, экология, физиология
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Спецсеминар по иммуногенетике»:
общекультурные компетенции:

  • приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя полученное базовое образование, а также современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

  • выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального,

культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);

  • использует нормативные правовые документы в своей деятельности

(ОК-5);

  • проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);


Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):


  • демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);

  • демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических

объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4);

  • применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современными приборами и оборудованием (ПК-5);

  • демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике (ПК-6);




  • умеет вести дискуссию, способен преподавать основы биологии и экологии (ПК-14);


По окончании изучения дисциплины студент должен

знать все о природе антигенов, главным свойством которых является генетически обусловленная чужеродность, механизмах их распознавания клетками иммунной системы, процессинге антигенов в клетках и представлении их иммунокомпетентным клеткам, генетических механизмах генерации беспрецедентного разнообразия антиген-распознающих рецепторов Т- и В-лимфоцитов, механизмах возникновения аллергических реакций и способах их подавления

уметь применить полученные иммуногенетические знания в научных исследованиях, при выполнении курсовых и дипломных работ, пользоваться справочными данными и базами данных, включая базы данных в сети Интернет

владеть в полной мере иммунологическими и иммуногенетическими знаниями для профессионального применения их в научно-исследовательской работе

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-предмет, цель, задачи отрасли иммунологии - иммуногенетики и ее значение для своей будущей профессиональной научной и научно-практической деятельности;

-основные этапы развития иммуногенетики и роль отечественных ученых в ее создании и развитии;

-закономерности функционирования иммунной системы и механизмы регуляции иммунологических реакций;

- структуру клеток, тканей, органов иммунной системы;

- иммуногенные и антигенные свойства вакцин для профилактики инфекционных заболеваний, злокачественных опухолей, а также аллергических заболеваний;

- основы противоинфекционного и противоопухолевого иммунитета;


Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 30 часа лекций и 42 часа, всего 72 часа.
Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрена одна курсовая работа и дифференцированный зачет
Текущий контроль. В течение семестра оценивается доклад студента на семинарском занятии, его участие в дискуссии по проблеме процессе семинара - проводится тестирование методом проведения 3 контрольных работ. Результаты их служат основанием для выставления оценок в ведомость контрольной недели на факультете.


Программа семинаров


Темы



Количество часов


  1. Врожденный и приобретенный иммунитет – две стороны одной защиты

1


  1. Антигены (АГ) как основные распознаваемые субстанции и индукторы иммунологических реакций.




1

  1. Генетика антиген-распознающих молекул




1

  1. Принцип вырожденности в иммунном распознавании и иммунореагировании как основной принцип всего живого

2

  1. Иммунологический конфликт донора и реципиента как главная проблема трансплантологии

1

  1. Ксенотрансплантации

1

  1. Иммуногенетика репродукции млекопитающих.

2

  1. Вакцины. Прошлое, настоящее и будущее чужеродности и реагирование

2

  1. Коллизии и надежды вакцинации

2

10. ДНК вакцины, современное состояние и перспективы

2

11. Толерантность, аутоиммунитет и иммунная привилегия

2

12. Нейроэндокринно-иммунная ось


2

13. Противоопухолевый иммунитет. Миф или реальность?


2

14.Парадоксы иммунитета


2

15.Цитокины и регуляция иммунного ответа

2

16.Проблемы вакцинации при ВИЧ инфекции

1

17.Влияние экологических факторов на иммунную систему

1

18. Стресс и иммунитет

1

19.Спорт и иммунитет

1

20.Влияние наркотиков, алкоголя и табакокурения на иммунную систему

1

Итого

30

СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ СЕМИНАРОВ


  1. Врожденный и приобретенный иммунитет – две стороны одной защиты.

Начало истории развития иммунологии как науки с принципов адаптивного иммунного ответа. Основные характеристики и разнообразие механизмов врожденного иммунитета. Особенности распознавания своего и чужого в системе врожденного иммунитета. Значение исследований Жюля Хоффмана и Карла Дженуэя для признания великой роли врожденного иммунитета. Рецепторы клеток системы врожденного иммунитета – образ распознающие рецепторы (ОРР). Лиганды ОРР - pathogen-associated molecular pattern (PAMP) – молекулярные паттерны патогенности и DAMP –danger associated molecular pattern – молекулярные паттерны опасности, стрессорные молекулы - алармины. Сравнение врожденного и адаптивного иммунитета по ряду критериев. Различия в кодировании рецепторов врожденного и приобретенного иммунитета. Толл рецепторы и TLR (toll like receptors ). Роль активации клеток через Толл рецепторы в процессах гомеостаза и повреждении тканей при инфаркте миокарда, заболеваниях почек и другой патологии. Механизмы врожденного иммунитета – конституциональные факторы или видовой иммунитет, барьерные свойства кожи и слизистых, микробный антагонизм и дисбактериоз. Воспаление как интеграционная защитная реакция. Характерные черты воспаления и их регуляция. Функциональная пластичность макрофагов. Два типа макрофагов – М1- (классическая активация) и М2 – (альтернативная активация). Его величество фагоцитоз. Пластичность фагоцитоза. Гуморальные механизмы врожденного иммунитета. Пептидные антибиотики как альтернатива классическим антибиотикам. Киллерные механизмы врожденного иммунитета. Натуральные киллеры, их рецепторы и особенности распознавания клеток-мишеней. Роль фагоцитоза в развитии атеросклероза. Система комплемента. Регуляция активации комплемента.

Иммунодефициты, связанные с нарушениями в системе врожденного иммунитета. Хроническая грануломатозная болезнь, обусловленная дефектами синтеза цитохромов и как следствие, проявляющаяся неспособностью развития оксидативного взрыва и лизиса бактерий. Синдром Чедиак-Хигаши, обусловленный нарушением внутриклеточного транспорта белков и отсутствием вследствие этого способности к лизису бактерий. Синдром нарушенной экстравазации лейкоцитов при недостаточности синтеза интегринов.наследственная нейтропения. Дефициты, связанные с компонентами комплемента. Экспериментальные модели первичных иммунодефицитов. Мыши nude, мыши SCID.

Роль факторов врожденного иммунитета в развитии патологии (превращение острого воспаления в хроническое, атеросклероз, септический и токсический шок, роль эозинофилов и Тγδ лимфоцитов, занимающих промежуточное положение между врожденным и приобретенным иммунитетом, при туберкулезе и т. д.). Роль факторов врожденного иммунитета в противоопухолевой резистентности. Механизмы ускользания патогенов от факторов врожденного иммунитета. Адаптивный иммунитет как надстройка системы врожденного иммунитета. Взаимодействие двух ветвей иммунной защиты.


  1. Антигены (АГ) как основные распознаваемые субстанции и индукторы иммунологических реакций.

Определение, история введения термина АГ в иммунологию. Химическая природа АГ, гаптены, конъюгированные АГ. Антигенные детерминанты и эпитопы. Конформационные и линейные эпитопы. Полидетерминантность АГ.


Каталог: xmlui -> bitstream -> handle -> nsu -> 531
nsu -> Ректор нгу профессор
nsu -> Токсическое и терапевтическое воздействие на человека секрета ядовитых желез перепончатокрылых насекомых
nsu -> Санитарно эпидемиологическое значение лобковых вшей
nsu -> Санитарно-эпидемиологическое значение чесоточных клещей. Чесотка. Эпидемиология
nsu -> Биология и жизненный цикл чесоточного клеща
nsu -> Учебно-методический комплекс «Физиологическая химия»
nsu -> Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015
nsu -> Учебно-методический комплекс Направление подготовки 020400 Биология Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная
531 -> Спецсеминар по иммуногенетике

Скачать 171.71 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница