Ректор нгу профессор



страница1/13
Дата26.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, НГУ)

Утверждаю


Ректор НГУ профессор

___________М.П. Федорук


Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки 06.03.01 «Биология»
Квалификация (степень) выпускника академический бакалавр
Нормативный срок освоения программы 4 года.
Форма обучения очная.

Новосибирск 2014


Cодержание

Стр.


  1. Общее положение………………………………………….……………3

2. Требования к результатам освоения основной образовательной

программы;………………..…………………………………………….3

3. Примерный учебный план подготовки бакалавров………………..… ..13

4. Общие требования к итоговой государственной аттестации выпускников

бакалавриата………………………………….………………………….18

5. Аннотации примерных программ учебных дисциплин 20

6. Образец примерной программы дисциплины ……………………...44

7. Образец учебно-методического комплекса дисциплины 55

8. Список разработчиков ООП………………………………………….…99

1. Общие положения
1.1. Определение

Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр) является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и Образовательного стандарта высшего профессионального образования НГУ (ОС ВПО НГУ), по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр).



1.2. Цель разработки ООП ВПО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр)

Целью разработки основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО и ОС ВПО НГУ по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр).



1.3. Срок освоения ООП

Основная образовательная программа (ООП) по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр) является программой первого уровня высшего профессионального образования. Нормативный срок освоения 4 года. Срок получения образования по программе бакалавриата при обучении по индивидуальному учебному плану устанавливается образовательной организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на один год.

Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану независимо от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Квалификация выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом – академический бакалавр.



1.4. Трудоемкость ООП

Общая трудоемкость ООП по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр) составляет 8640 часов или 240 зачетных единиц.



1.5. Список профилей подготовки бакалавров по направлению 06.03.01 Биология (академический бакалавр), реализуемых в НГУ


  1. Биоэкология;

  2. Физиология;

  3. Генетика;

  4. Биохимия;

  5. Микробиология ;

  6. Биоинженерия и биоинформатика;

  7. Биология клетки


2. Характеристика ООП по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр)
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр) включает: исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.



2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр) являются: биологические системы различных уровней организации; процессы их жизнедеятельности и эволюции; биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов.



2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

Бакалавр по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр) готовится к следующим видам профессиональной деятельности:



  • научно-исследовательская;

  • научно-производственная и проектная;

  • организационно-управленческая;

  • педагогическая;

  • информационно-биологическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются НГУ совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Бакалавр по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр) должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:



научно-исследовательская деятельность:

научно-исследовательская деятельность в составе группы;

подготовка объектов и освоение методов исследования;

участие в проведении лабораторных и полевых биологических исследований по заданной методике;

выбор технических средств и методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования;

анализ получаемой полевой и лабораторной биологической информации с использованием современной вычислительной техники;

составление рефератов и библиографических списков по заданной теме;

участие в разработке новых методических подходов;

участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций, патентов, организации конференций;

научно-производственная и проектная деятельность:

участие в контроле процессов биологического производства;

получение биологического материала для лабораторных исследований;

участие в проведении биомониторинга и оценке состояния природной среды, планировании и проведении мероприятий по охране природы;

участие в проведении полевых биологических исследований;

обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий;

участие в подготовке и оформлении научно-технических проектов, отчетов и патентов;

организационная и управленческая деятельность:

участие в планировании и проведении мероприятий по охране природы, оценке и восстановлении биоресурсов, управлении природопользованием и его оптимизации;

участие в организации полевых и лабораторных работ, семинаров, конференций;

участие в составлении сметной и отчетной документации;

обеспечение техники безопасности;

педагогическая деятельность:

подготовка и проведение занятий по биологии, экологии, химии в образовательных организациях общего образования, экскурсионная, просветительская и кружковая работа;



информационно-биологическая деятельность:

работа со справочными системами, поиск и обработка научно-биологической информации, участие в подготовке и оформлении отчетов и патентов.


3. Профили подготовки в рамках направления 06.03.01 Биология (академический бакалавр)
Общая биология

Фундаментальное биологическое образование готовит выпускников данного профиля к деятельности по изучению и охране живой природы, использованию биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, восстановлению и охране биоресурсов. Выпускник подготовлен к прикладной лабораторной, научно-производственной деятельности и педагогической деятельности при условии освоения дополнительной образовательно-профессиональной программы педагогического профиля.

Физиология

Выпускники подготовлены к исследовательской и научно-производственной деятельности в области физиологии человека и животных, биомедицины, высшей нервной деятельности, экологической физиологии, физиологии индивидуального развития, клеточной физиологии, физиологии труда и спорта. Владеют широким спектром методов диагностики и коррекции состояния организма, а также методами физико-химической и клеточной биологии. Выпускники подготовлены к работе в научно-исследовательских учреждениях физиологического и медицинского, а также сельскохо-зяйственного профиля, лабораториях и отделах клинической физиологии, физиологии труда, профотбора, космической и подводной физиологии; в сельскохозяйственных учреждениях, органах санитарно-эпидемиологического контроля.

Генетика

Выпускник данного профиля подготовлен к деятельности по изучению явлений наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого и использованию

Биохимия

Выпускник подготовлен к деятельности по изучению строения и свойств химических соединений, входящих в состав живых организмов, метаболизма и его регуляции. Владеет широким спектром аналитических методов, методов биоорганической и биологической химии, молекулярной биологии, иммунохимии. Подготовлен для работы в области медицинской и ветеринарной биохимии, иммунологии, биотехнологии.

Микробиология

Выпускник подготовлен к деятельности по исследованию различных микроорганизмов с целью их применения в народном хозяйстве, биотехнологии, медицине, фармакологии, охране окружающей среды. Владеет методами получения, культивирования и использования микроорганизмов. Подготовлен к работе в бактериологических лабораториях, в области микробной биотехнологии, медицинской, сельскохозяйственной, экологической микробиологии.

Биоэкология

Выпускник подготовлен к деятельности по изучению, оценке состояния и охране биоты, как компонента экосистем и биосферы, к проведению мероприятий по экологическому мониторингу и охране окружающей среды, оценке и охране биоразнообразия. Подготовлен к работе в медицинских учреждениях в области экологии человека, в органах природопользования, к деятельности по экологической экспертизе и экологическому аудиту, осуществлению мероприятий по охране природы и здоровья человека. Владеет широким спектром методов биологии и прикладной экологии, биологического контроля окружающей среды.

Биоинженерия и биотехнология

Выпускник подготовлен к деятельности в области молекулярного моделирования природных и искусственных биосистем, к изучению свойств вещества на молекулярном уровне. Владеет методами молекулярной биофизики и биоинженерии, подготовлен к деятельности по изучению и созданию наноструктур и наноприборов, подготовлен для работы на биотехнологических производствах и в научных учреждениях в области медицинской, хозяйственной и природоохранной биотехнологии. Владеет методами молекулярной биофизики и биоинженерии, знает основы биотехнологии.

Биология клетки

Выпускник подготовлен к деятельности по изучению структурно-функциональной организации прокариотных и эукариотных клеток, синцитиев, плазмодиев, симпластов, к работе в области клеточной инженерии и биотехнологии, в учреждениях медицинского, сельскохозяйственного профиля. Владеет широким спектром цитологических, молекулярно-биологических, биотехнологических методов.


4. Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр)
Обучение студентов в рамках данной образовательной программы осуществляется на основе компетентностного подхода, целью которого является формирование знаний и приобретение навыков и умений для осуществления эффективной деятельности специалиста, приведение квалификации выпускников в соответствие с требованиями работодателей, представляющих реальный сектор экономики, сферы государственного управления и науки.

Выпускник по направлению подготовки 06.03.01 Биология (академический бакалавр) в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:


а) общекультурными компетенциями (ОК):

    • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

    • способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

    • способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

    • способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

    • способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

    • способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

    • способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

    • способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

  • способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

б) профессиональными компетенциями (ПК):

  • способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

  • способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК-2);

  • владением базовыми представлениями о разнообразии биологических объектов, способностью понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ОПК-3);

  • способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем (ОПК-4);

  • способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ОПК-5);

  • способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ОПК-6);

  • владением базовыми представлениями об основных закономерностях и современных достижениях генетики и селекции, о геномике, протеомике (ОПК-7);

  • способностью обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; владением современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ОПК-8);

  • способностью использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами (ОПК-9);

  • способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы (ОПК-10);

  • способностью применять современные представления об основах биотехнологических и биомедицинских производств, генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ОПК-11);

  • способностью использовать знание основ и принципов биоэтики в профессиональной и социальной деятельности (ОПК-12);

  • готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства РФ в области охраны природы и природопользования (ОПК-13);

  • способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии (ОПК-14).

научно-исследовательская деятельность:

  • способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-1);

  • способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-2);

научно-производственная деятельность:

  • готовностью применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-3);

  • владением современными методами обработки, анализа и синтеза полевой, производственной и лабораторной биологической информации, правилами составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-4);

  • готовностью использовать нормативные документы, определяющие организацию и технику безопасности работ, способностью оценивать биобезопасность продуктов биотехнологических и биомедицинских производств (ПК-5);

организационно-управленческая деятельность:

педагогическая деятельность:

  • способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества (ПК-7);

информационно-биологическая деятельность:

  • способностью использовать основные технические средства поиска научно-биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы экспериментальных биологических данных, работать с биологической информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-8).

Выпускник, завершивший обучение по конкретному профилю в рамках направления подготовки 020400 – «Биология» с квалификацией (степенью) «бакалавр», должен обладать следующими профильными компетенциями:
Для профиля «Общая биология»:

    • может применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии;

    • владеет современными методами обработки, анализа и синтеза полевой, производственной и лабораторной биологической информации, правилами составления научно-технических проектов и отчетов;

  • способен применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований



    • способен использовать нормативные документы, определяющие организацию и технику безопасности работ, способностью оценивать биобезопасность продуктов биотехнологических и биомедицинских производств;

    • способен применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов;

    • способен использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества;

    • владеет базовыми представлениями о разнообразии биологических объектов, способностью понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;

    • способен применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;

    • способен использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения;

    • способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;

  • способен использовать знание основ и принципов биоэтики в профессиональной и социальной деятельности;

  • умеет вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии;

  • способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности


Каталог: xmlui -> bitstream -> handle -> nsu -> 7390
nsu -> Рабочая программа дисциплины Стволовые клетки Направление подготовки 06. 03. 01 Биология Профиль подготовки
nsu -> Токсическое и терапевтическое воздействие на человека секрета ядовитых желез перепончатокрылых насекомых
nsu -> Санитарно эпидемиологическое значение лобковых вшей
nsu -> Санитарно-эпидемиологическое значение чесоточных клещей. Чесотка. Эпидемиология
nsu -> Биология и жизненный цикл чесоточного клеща
nsu -> Учебно-методический комплекс «Физиологическая химия»
nsu -> Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015
nsu -> Учебно-методический комплекс Направление подготовки 020400 Биология Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная
7390 -> Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©zodomed.ru 2024


    Главная страница