ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Декан агрономического факультета,
профессор
_____________________________
_____________________________
________А.Н. Есаулко__________
"_____"______________ 2012 г.
ФТД.6
|
ГРИБОВОДСТВО
|
Код по плану
|
Наименование дисциплины
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
110201.65
|
Агрономия
|
шифр
|
Наименование специальности
|
Ставрополь
2012 г
Рабочая программа по дисциплине "Грибоводство" рассмотрена и утверждена на методической комиссии агрономического факультета Ставропольского государственного аграрного университета протокол № _____ от ____________________________ г.)
Данные по рабочему учебному плану:
|
час.
|
зачет ед.
|
Трудоемкость по Госстандарту -
из них:
|
60
|
1,67
|
самостоятельная работа -
|
28
|
0,78
|
кср
|
2
|
0,06
|
аудиторные занятия –
|
30
|
0,83
|
в том числе:
|
|
|
лекции -
|
14
|
0,35
|
лабораторные -
|
-
|
-
|
семинарские -
|
-
|
-
|
практические -
|
16
|
0,40
|
|
|
|
Семестры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
А
|
недель в семестре
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
часов в неделю
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
зачетных единиц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,67
|
Форма контроля:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
зачет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
курсовая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
курсовой проект
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
Цель дисциплины: Грибоводство – это высокорентабельное, имеющее высокие перспективы производство съедобных и лекарственных грибов (вешенки, шампиньонов, шиитаке и других) в промышленных условиях. Цель дисциплины - на основе биологических, агрохимических, агротехнических факторов научить студентов основам производства в искусственных и естественных условиях, правильному сбору грибов и технологии переработки съедобных и лекарственных грибов.
Студент должен знать:
-
строение, основные биологические особенности, особенности роста, питания и развития грибов, их пищевую ценность; ядовитые и несъедобные грибы, отличительные признаки грибов-двойников; грибы, занесенные в Красную книгу РФ; основные правила переработки и хранения грибов в домашних условиях.
Студент должен уметь:
- различать съедобные, условно съедобные и ядовитые грибы; разводить грибы в искусственных условиях, регулировать условия хранения грибов, подготавливать их к переработке и хранению.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп
|
Разделы дисциплины и темы занятий
|
Количество часов
(очная форма обучения)
|
Всего
|
Лекции
|
Практические
|
Сам. работы
|
1
|
Введение. История грибоводства и развитие отрасли на современном этапе
|
4
|
2
|
-
|
2
|
2
|
Биологические особенности грибов
|
8
|
2
|
2
|
4
|
3
|
Съедобные и условно съедобные грибы
|
6
|
2
|
-
|
4
|
4
|
Ядовитые и несъедобные грибы
|
8
|
2
|
2
|
4
|
5
|
Разведение грибов
|
18
|
2
|
10
|
6
|
6
|
Болезни и вредители грибов
|
10
|
2
|
2
|
6
|
7
|
Переработка и хранение грибов
|
4
|
2
|
-
|
2
|
|
кср
|
2
|
|
|
2
|
|
ИТОГО
|
60
|
14
|
16
|
28
|
Содержание дисциплины
1. Лекционный курс (с указанием количества часов)
Лекция 1. История грибоводства и развитие отрасли на современном этапе. – 2 часа.
Лекция 2. Биологические особенности грибов. Экология. Виды грибов, внесенные в Красную книгу Ставропольского края. Охрана грибных ресурсов. – 2 часа.
Лекция 3. Съедобные и условно съедобные грибы. Леса Ставрополья и местные грибы. – 2 часа.
Лекция 4. Ядовитые и несъедобные грибы (отличительные признаки грибов-двойников). – 2 часа.
Лекция 5. Разведение грибов (выращивание шампиньонов, летнего опенка, вешенки, сморчков, строчков). Морфологические и биологические особенности. Требования к культивационным помещениям и приготовлению субстрата. – 2 часа.
Лекция 6. Болезни и вредители грибов. Меры борьбы. – 2 часа.
Лекция 7. Переработка и хранение грибов (подготовка грибов, сушка и хранение сушеных грибов; соление и хранение соленых грибов; маринование и хранение маринованных грибов; приготовление грибного порошка) – 2 часа.
2. Перечень практических работ
№ пп
|
Наименование занятий
|
Кол-во часов
| -
|
Биологические особенности, питание, экология, пищевая ценность грибов
|
2
| -
|
Грибы-двойники. Сроки и места произрастания грибов на Ставрополье
|
2
| -
|
Стерильные технологии в разведении грибов
|
2
| -
|
Требования к организации и оснащению агрохимической лаборатории в грибоводческом хозяйстве
|
2
| -
|
Технология выращивания шампиньона двуспорового в закрытом грунте
|
2
| -
|
Технологии выращивания в закрытом и открытом грунте вешенки
|
2
| -
|
Основные принципы выращивания кольцевика, шиитаке, микоризных, лекарственных грибов
|
2
| -
|
Основные виды вредителей и болезней культивируемых грибов и методы защиты от них
|
2
|
|
ИТОГО
|
16
|
-
Перечень тем курсовых работ
Курсовая работа учебным планом не предусмотрена.
-
Структура курсовой работы
Курсовая работа учебным планом не предусмотрена.
-
Распределение учебного времени на изучение дисциплины, %
№ пп
|
Разделы дисциплины и темы занятий
|
Время (в % от общего кол.)
| -
|
Введение. История грибоводства и развитие отрасли на современном этапе
|
6,67
| -
|
Биологические особенности грибов
|
13,32
| -
|
Съедобные и условно съедобные грибы
|
10,0
| -
|
Ядовитые и несъедобные грибы
|
13,32
| -
|
Разведение грибов
|
30,0
| -
|
Болезни и вредители грибов
|
16,67
| -
|
Переработка и хранение грибов
|
6,67
| -
|
кср
|
3,35
|
|
ИТОГО
|
100
|
-
Распределение времени на самостоятельную работу студентов для изучения дисциплины
№ пп
|
Вид самостоятельной подготовки
|
Кол-во часов
| -
|
Подготовка к лекциям
|
2
| -
|
Подготовка к практическим занятиям
|
4
| -
|
Подготовка к зачёту
|
6
| -
|
Самостоятельное изучение тем
|
14
| -
|
Выполнение индивидуальных заданий
|
4
|
|
ИТОГО
|
28
|
-
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации (зачет) по итогам освоения дисциплины
1. Как давно человечество делает попытки искусственного разведения съедобных грибов?
2. Какие виды грибов давно и успешно культивируются?
3. Какие виды съедобных грибов обладают не только ценными пищевыми качествами, но и лечебными свойствами?
4. Охарактеризуйте основные экологические группы съедобных грибов, различающиеся по типу питания и условиям роста.
5. Охарактеризуйте 4 группы съедобных грибов по их пищевой ценности.
6. Основные принципы систематики грибов.
7. Форма, цвет, размер спор, шляпки и ножки гриба – основные признаки систематики. Аскомицеты (сморчки и строчки).
8. Форма, цвет, размер спор, шляпки и ножки гриба – основные признаки систематики. Аскомицеты (трюфель).
9. Форма, цвет, размер спор, шляпки и ножки гриба – основные признаки систематики. Базидиомицеты (подберезовик, подосиновик).
10. Форма, цвет, размер спор, шляпки и ножки гриба – основные признаки систематики. Базидиомицеты (шампиньон).
11. Форма, цвет, размер спор, шляпки и ножки гриба – основные признаки систематики. Базидиомицеты (вешенка).
12. Форма, цвет, размер спор, шляпки и ножки гриба – основные признаки систематики. Базидиомицеты (опёнок летний, зимний, сернопластинчатый, ложный).
13. Форма, цвет, размер спор, шляпки и ножки гриба – основные признаки систематики. Базидиомицеты (белый гриб - разновидности).
14. Форма, цвет, размер спор, шляпки и ножки гриба – основные признаки систематики. Базидиомицеты (аурикулярия «иудино ухо»).
15. Форма, цвет, размер спор, шляпки и ножки гриба – основные признаки систематики. Базидиомицеты (шиитаке).
16. Форма, цвет, размер спор, шляпки и ножки гриба – основные признаки систематики. Базидиомицеты (навозники серый и белый).
17. Форма, цвет, размер спор, шляпки и ножки гриба – основные признаки систематики. Базидиомицеты (гриб – зонтик пёстрый).
18. Назовите минеральные элементы и их назначение, которые должен содержать субстрат для культивирования грибов.
19. По каким причинам затруднено искусственное культивирование микоризообразующих грибов?
20. Каков диапазон температур, при котором формируются плодовые тела, и начинается плодообразование у грибов?
21. Каковы основные требования к освещенности у шампиньона и вешенки?
22. Из каких материалов готовят среды для выращивания посевного материала грибов, какие минеральные добавки могут в них присутствовать?
23. Из каких материалов готовят субстраты для выращивания грибов, какие минеральные добавки могут в них присутствовать?
24. Что представляет собой процесс ферментации навоза?
25. Какие материалы используют для регулирования кислотности и улучшения структуры субстрата?
26. Опишите процесс инокуляции мицелия.
27. Опишите процесс инкубации мицелия.
28. Какие виды компоста предлагается использовать при культивировании шампиньона двуспорового? Требования к ним.
29. На какие параметры почвы и воздуха следует обращать особое внимание в культивационных помещениях? Чем они отличаются для разных видов грибов?
30. Какие помещения возможно использовать для устройства шампиньонниц и какие условия при этом следует соблюдать?
31. Назовите виды минеральных удобрений, которые добавляют в синтетический субстрат для обогащения его азотистыми соединениями и фосфором?
32. Каким способом определяют достижение готовым компостом оптимальной влажности? Какие меры можно предпринять для подсушивания и увлажнения?
33. С какой целью и по какой технологии производится пастеризация компоста?
34. Как визуально можно определить избыток углекислоты в воздухе культивационного помещения для шампиньонов?
35. Грибы - конкуренты на субстрате для шампиньонов. Меры профилактики и борьбы.
36. Назовите основные условия искусственного выращивания вешенки.
37. Назовите основные условия искусственного выращивания кольцевика.
38. Назовите основные условия искусственного выращивания шиитаке.
39. Назовите основные условия искусственного выращивания опенка.
40. Назовите основные условия искусственного выращивания рядовки фиолетовой.
41. Назовите основные условия искусственного выращивания шампиньона двуспорового.
42. Какие параметры компоста и покровной смеси требуют строгого контроля?
43. Назовите методы, которыми пользуются при определении общего азота, реакции среды, влажности, зольности. Какие для этих анализов требуются приборы?
44. Как должна быть оснащена агрохимическая лаборатория при грибной ферме?
45. С какой целью определяют влажность субстрата?
46. Основные требования, предъявляемые к мицелию, приобретенному для инокуляции.
47. Назовите основные виды плесеней, которые могут конкурировать в субстрате с культивируемым грибом. Как предотвратить их появление и развитие?
48. Опишите признаки основных грибных и бактериальных болезней шампиньона и вешенки. Какие из них встречаются в вашем хозяйстве? Какие меры борьбы с ними можно предпринять в условиях защищенного грунта?
49. Перечислите главные виды насекомых, повреждающих грибы. Как бороться с ними в условиях грибоводческого хозяйства?
50. Мокрицы и нематоды, вредящие грибам, методы профилактики и борьбы с ними.
51. Пестициды, разрешенные для применения в России при культивировании грибов.
52. Перечислите основные требования культивирования грибов для получения высококачественной продукции.
53. Основные методы переработки грибов.
54. Сушка грибов: параметры процесса, требования к готовой продукции.
55. Замораживание грибов: параметры процесса, требования к готовой продукции.
56. Маринование грибов: параметры процесса, требования к готовой продукции.
57. Соление грибов (горячий способ): параметры процесса, требования к готовой продукции.
58. Соление грибов (холодный способ): параметры процесса, требования к готовой продукции.
59. Приготовление грибного порошка: назначение продукта, параметры процесса, требования к готовой продукции.
60. Сроки хранения грибов и грибной продукции.
61. Интенсивный и экстенсивный методы культивирования грибов: сходство, преимущества каждого из них.
62. Виды грибов, включенные в Красную Книгу Ставропольского края.
-
Список рекомендуемой литературы
8.1. Основная литература:
-
ЭБС «Издательства «Лань»: Переведенцева, Л. Г. Микология: грибы и грибоподобные организмы: учебник. – 2- е изд., испр. и доп. – СПб.: Лань, 2012. – 272 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
-
Грибоводство : учеб. пособие для студентов агрон. специальностей / О. Ю. Лобанкова [и др.] ; СтГАУ. - Ставрополь : АГРУС, 2009. - 156 с. - (Гр. УМО). [и предыдущие издания]
8.2. Дополнительная литература:
-
ЭБС Университетская библиотека ONLINE Лагутина Т. В. Полная энциклопедия грибов. – Москва : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
-
ЭБС Университетская библиотека ONLINEМ.: Эффективность применения микроудобрений и регуляторов роста при возделывании сельскохозяйственных культур : научная / И. Р. Вильдфлуш, А. Р. Цыганов, О. И. Мишура. - Минск: Белорусская наука, 2011. - 294 с.
-
Список пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению в сельском хозяйстве на территории РФ : справ. изд. (Приложение «Защита и карантин растений»). – М., 2012. – 636 с.
4. Ботаника. Курс альгологии и микологии : учебник для студентов вузов по направлению 020200 "Биология" и биол. специальностям / под ред. Ю. Т. Дьякова ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Изд-во МГУ, 2007. – 559 с. : ил. - (Классический университетский учебник. Гр. УМО).
5. Школа грибоводства (Периодическое издание).
Список литературы согласован
Директор НБ __________________________________ Обновленская М.В.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО по специальности:
110201.65
|
Агрономия
|
шифр
|
Наименование специальности
|
Программу составила:
Лобанкова О.Ю., кандидат биологических наук, доцент
Рецензенты:
1. Дрёпа Е.Б. – кандидат, с.-х. наук, доцент
2. Романенко Е.С. – кандидат с.-х. наук, доцент
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры агрохимии и физиологии растений
протокол № 1 от _______________________________ г.
Заведующий кафедрой, профессор ______________ Есаулко А.Н.
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |