ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
-
УТВЕРЖДАЮ:
|
Декан факультета ветеринарной медицины, доцент
________________ В.А. Беляев
«_____» ______________ 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭПИЗООТОЛОГИЯ И ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ_
наименование дисциплины
___111801. 65 - “Ветеринария”__
направление подготовки
Ветеринарная фармация
профиль подготовки
_________Специалист__________
Квалификация (степень) выпускника
________Очная_________
Форма обучения
Ставрополь, 2011 г.
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины эпизоотология и инфекционные болезни является:
- дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения, проявления и распространения инфекционных болезней животных, средствах и способах профилактики и борьбы с ними.
Задачи дисциплины.
Изучить основные разделы общей и частной эпизоотологии и ветеринарной санитарии, а именно:
- эпизоотологические аспекты инфекции и иммунитета;
эпизоотический процесс и его движущие силы в различных природно-географических и социально-экономических условиях;
- эволюцию, номенклатуру и классификацию инфекционных болезней; комплексный метод диагностики инфекционных болезней животных; приемы и методы эпизоотологического исследования;
- принципы противоэпизоотической работы в современном животноводстве;
- средства и методы терапии и лечебно-профилактических обработок животных при инфекционных болезнях;
- основы ветеринарной санитарии – дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию и их применение в практических условиях;
-основные характеристики наиболее важных в эпизоотологическом и экономическом отношениях инфекционных болезней, их диагностику, лечение, общие и специфические профилактические и оздоровительные мероприятия.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета.
Учебная дисциплина эпизоотология и инфекционные болезни относится к циклу С3 –Профессиональный цикл, базовой части.
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные (ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-11) и профессиональные (ПК-3, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-16, ПК-24, ПК-29, ПК-30) компетенции на пороговом уровне.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формирующиеся предшествующими дисциплинами:
- Биология с основами экологии
Знания: основы систематики мира животных, особенности биологии отдельных видов диких животных, происхождение и развитие жизни, экологические законы как комплекс, регулирующий взаимодействие природы и общества.
Умения: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с биофизической точки зрения.
Навыки: использовать знания об основных биологических законах и их использовании в ветеринарии.
- Иммунология
Знания: понятие об иммунитете и механизме иммунного ответа у животных.
Умения: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с точки зрения общебиологической науки.
Навыки: владеть знаниями по механизмам развития болезни.
- Цитология, гистология и эмбриология
Знания: микроструктуру клеток, тканей и органов животных, их эмбриональное развитие.
Умения: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с точки зрения общебиологической и экологической науки.
Навыки: использовать знания об основных биологических законах и их использовании в ветеринарии.
- Физиология и этология животных
Знания: закономерности осуществления физиологических процессов и функций и их качественное своеобразие в организме разных видов животных, механизмы их нейрогуморальной регуляции, сенсорные системы, высшую нервную деятельность, поведенческие реакции и механизмы их формирования, основные поведенческие детерминанты.
Умения: использовать знания физиологии при оценке состояния животного.
Навыки: владеть навыками по исследованию физиологических констант функций, методами наблюдения и эксперимента.
- Патологическая физиология
Знания: понятия о нозологии и этиологии болезней, патогенез типовых патологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных.
Умения: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с точки зрения общебиологической науки.
Навыки: владеть знаниями по механизмам развития болезни.
- Ветеринарная микробиология, вирусология и микология
Знания: основные виды болезнетворных бактерий, вирусов, грибов, их классификацию, особенности жизнедеятельности и методы диагностики.
Умения: проводить бактериоскопию, отбирать материал для микробиологических и вирусологических исследований, определять антибиотикочувствительность.
Навыки: владеть знаниями по механизмам развития болезни.
- Ветеринарная фармакология. Токсикология.
Знания: классификацию лекарственных средств, их фармакокинетику, фармакодинамику, особенности применения при различных физиологических состояниях у животных, основы рецептуры и аптечного дела.
Умения: выписывать рецепт на лекарственное средство.
Навыки: использовать знания по фармакологическим методикам.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- Ветеринарно - санитарная экспертиза
- Организация ветеринарного дела
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) Общекультурных (ОК): умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); использование знаний латинского языка для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-8); использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11).
б) профессиональных (ПК): умение правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владение техникой клинического эпизоотологического и лабораторного исследования животных, назначением необходимого лечения в соответствии с поставленным диагнозом (ПК-3); способность и готовность выполнять основные профилактические и оздоровитенльбные мероприятия при часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого поголовья животных, молодняка и новорожденных, способных вызывать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-7); осуществление необходимых диагностических, терапевтических, хирургических и акушерско-гинекологических мероприятий; знаний методов асептики и антисептики и их применению (ПК-8); способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлению алгоритма выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с , паразитарными и инфекционными заболеваниями (ПК-9); способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в ветеринарии и здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, правила, рекомендации, наставления,указания, терминологию, действующие международные классификации) (ПК-16); способность и готовность участвовать в разработке проектов по строительству ветеринарных учреждений и клиник, животноводческих комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям (ПК-24); способность и готовность осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты (ПК-29); способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; уметь применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии (ПК-30).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
-
виды инструктажа, законодательную базу в области охраны труда;
-
классификацию, синдроматику инфекционных болезней, их этиологию;
-
закономерности развития эпизоотического процесса при заразных болезнях, классификацию инфекционных болезней, морфологическую характеристику и классификацию;
-
патологоанатомическую картину при болезнях различной этиологии;
-
ветеринарно-санитарные требования к производству, переработке, хранению, транспортировке подконтрольных грузов;
Уметь: -
применять полученные знания на практике;
-
использовать основные и специальные методы клинического исследования животных; оценивать результаты лабораторных исследований;
-
составлять клинически и физиологически обоснованные схемы лечения животных; составлять схемы оздоровления стада от заразных болезней;
Владеть:
-
врачебным мышлением, основными принципами охраны труда и безопасности работы биологическим материалом;
-
техникой клинического обследования животных, введения лекарственных веществ,
-
эффективными методами профилактики заразных болезней, дезинфекции и оздоровления предприятий;
-
разрабатывать и осуществлять комплекс профилактических и оздоровительных противоэпизоотических мероприятий в животноводстве, птицеводстве, рыбоводстве и пчеловодстве.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
Вид учебной работы
|
Всего часов/зач.ед.
|
Семестры
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Аудиторные занятия (всего)
|
180/5
|
58
|
58
|
46
|
28
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Лекции
|
72
|
20
|
28
|
16
|
8
|
Практические занятия (ПЗ)
|
50
|
18
|
16
|
10
|
6
|
Семинары (С)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
58
|
20
|
14
|
20
|
4
|
Самостоятельная работа (всего)
|
180/5
|
50
|
60
|
20
|
50
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
+
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
|
Реферат
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
зач.
|
экз.
|
зач.
|
экз.
|
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
360
|
108
|
118
|
66
|
68
|
10
|
|
|
|
|
Данные по рабочему учебному плану: 360 час., 10 зач. ед.
Семестры
|
|
7
|
8
|
9
|
10
|
всего
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудоемкость по Госстандарту -
из них:
|
|
|
|
|
|
58
|
58
|
46
|
18
|
180\5
|
самостоятельная работа -
|
|
|
|
|
|
50
|
60
|
20
|
50
|
180\5
|
аудиторные занятия-
|
|
|
|
|
|
58
|
58
|
46
|
18
|
180
|
лекции -
|
|
|
|
|
|
20
|
28
|
16
|
8
|
72
|
лабораторные -
|
|
|
|
|
|
20
|
14
|
20
|
4
|
58
|
семинарские -
|
|
|
|
|
|
-
|
-
|
|
|
|
практические -
|
|
|
|
|
|
18
|
16
|
10
|
6
|
50
|
Семестры
|
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Всего
|
Недель в семестре
|
|
|
|
|
|
|
Форма контроля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
36\1
|
|
36/1
|
72/2
|
Зачет
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
Курсовая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
Курсовой проект
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |