Занятие № 7. Фармацевтический маркетинг.
Информационный блок по теме занятия
Конъюнктура рынка – конкретная ситуация, сложившаяся на
рынке под воздействием факторов и условий, представляет собой комплексную характеристику рыночных процессов и явлений в определенный период.
Понятие рыночной ситуации включает:
- степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и
предложения);
- изменения, происходящие на рынке, т.е. уровень устойчивости или изменчивости его основных параметров;
- масштабы рыночных операций и степень деловой активности
конкурентов.
Анализ конъюнктуры рынка является основой для предпринимательских решений, разработки стратегии маркетинга, организации конкурентной борьбы.
На этом этапе изучается:
наличие оптовых поставщиков лекарственных препаратов на местном и региональном фармацевтическом рынке;
степень насыщенности фармацевтического рынка лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, то есть предложение;
спрос на отдельные ЛС и на группы товаров с учетом сезонности;
численность населения, демографические особенности;
покупательная способность населения;
потребление ЛС на душу населения;
темпы инфляции, динамика индекса цен на ЛС и т.п.
На этом этапе осуществляются мероприятия по расширению рынка
сбыта (открытие мелкорозничных аптечных организаций, заключение договоров с поставщиками, лечебными учреждениями).
Данные о состоянии рынка необходимы для учета внешних рыночных факторов, которые позволяют составить реальный план торгово-финансовой деятельности аптеки.
Планирование объема и структуры реализации
Понятие реализации. Классификация
Важной составляющей товарооборота, определяющей экономическую эффективность деятельности аптечного предприятия, является реализация – продажа товаров потребителям.
Реализация (от лат. realis – вещественный) представляет собой продажу произведенных или перепродаваемых товаров и услуг, сопровождающуюся получением денежной выручки.
Реализация – это один из этапов жизненного цикла товара.
Реализацию ЛС и ИМН можно охарактеризовать количественными и качественными параметрами:
Количественной характеристикой является общий объем реализации за определенный период времени в рублях в розничных или в оптовых ценах.
Объем реализации в ценах приобретения у оптовых поставщиков отражает себестоимость реализованных товаров.
К основным качественным параметрам относятся:
объем реализации на потребителя;
реализация на одного работника аптеки (производительность труда);
реализация по группам товаров;
реализация на единицу площади аптеки и т.д.
Экономическое значение реализации заключается в том, что в результате продажи образуется прибыль, часть которой в виде налогов перечисляется в бюджеты различных уровней, оставшаяся часть прибыли используется для развития аптечного предприятия.
Социальная значимость продаж обусловлена специфичностью
товара, от наличия, доступности и эффективности которого в конечном итоге зависит здоровье животных. Принято общий объем реализации разделять на составные части по различным признакам.
1) По характеру потребления:
розничная реализация характеризует продажу ЛС и ИМН на-
селению и другим конечным потребителям для личного или семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью, завершая процесс их обращения на потребительском рынке (ст.
492 ГК РФ). Розничная реализация определяет в основном величину
потребительского спроса на ЛС и ИМН;
оптовая реализация характеризует продажу ЛС, прошедших определенную технологическую обработку на данном предприятии
(транспортировку, хранение, фасовку), различным оптовым покупателям, организующим процесс их последующей перепродажи.
2) По форме расчета:
продажа товаров аптечного ассортимента населению за наличный расчет (деньги поступают в кассу аптеки);
продажа лекарств ЛПУ и другим предприятиям по безналичному расчету, объем которой определяет в основном величину общественного спроса на ЛС и ИМН.
Данная классификация имеет большое значение для составления
бухгалтерской, статистической отчетности и для целей налогообложения.
3) По товарной номенклатуре - реализация товаров по группам:
лекарственные средства;
перевязочные материалы;
предметы ухода за больными;
минеральные воды;
средства гигиены и прочие товары.
4) По факту начисления НДС на реализованные товары:
объем реализации товаров, облагаемых НДС: по ставке 10 %
(лекарственные препараты, внесенные в Государственный реестр ЛС
и ИМН); по ставке 18 % (парафармацевтическая продукция).
5). По способу продаж:
объем продаж по амбулаторным рецептам;
объем продаж ОТС препаратов (безрецептурный отпуск);
продажа через мелкорозничную аптечную сеть;
объем продаж по экстемпоральной рецептуре;
6.3.2. Факторы, оказывающие влияние на объем реализации
На величину реализации ЛС и ИМН, как специфического товара, влияют множество факторов, которые можно разделить по форме
влияния на 2 группы:
Первая группа факторов способствует увеличению объемов
реализации. К ним относят:
рост числа врачей, провизоров (фармацевтов);
увеличение доли высокоэффективных, новых ЛС в ассортименте
продаж;
повышение уровня социальной культуры и образованности населения способствует развитию самолечения, а это, в свою очередь, вызывает рост объема продаж;
ухудшение экологической обстановки и т.д.
Вторая группа факторов сдерживает объемы продаж ЛС и
ИМН. К ним относят:
реализация большей части товаров аптечного ассортимента связана с патологией;
реализация большинства лекарств осуществляется по рецептам
врачей, то есть у пациентов отсутствует полная суверенность при вы-
боре ЛС;
законодательное регулирование рекламы ЛС, запрещающее рекламировать препараты, подлежащие отпуску по рецептам, на долю
которых (в стоимостном выражении) приходится большая доля российского рынка лекарственных средств – до 70 %.
При анализе факторов, влияющих на объем реализации ЛС и
ИМН, возникают трудности, которые обусловлены следующим:
трудности по изучению спроса на ЛС и ИМН (проведения маркетинговых исследований);
большая номенклатура ЛС (более 17 тыс. наименований);
потребление индивидуализировано и в малых дозах;
обязательное наличие в аптеке экстремальных запасов ЛС и обязательного ассортимента.
К факторам, оказывающим существенное влияние на реализацию, относится уровень доходов населения.
Рост доходов приводит к увеличению потребительского спроса на ЛС и ИМН и, как следствие, к увеличению объемов продаж. Однако, в период инфляции растут не только доходы, но и цены. Причем, темпы роста цен опережают темпы роста доходов. В результате чего растут лишь номинальные доходы населения, а реальные доходы снижаются. В такой ситуации увеличение объема продаж часто про исходит за счет роста цен, но при этом объем продаж в количественном (натуральном) выражении уменьшается. Следовательно, при анализе и прогнозировании объемов реализации необходимо учитывать уровень инфляции.
Инфляция – это повышение общего уровня цен и обесценивание денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Инфляция представляет собой сложное социальноэкономическое явление, которое затрагивает практически все стороны жизни общества – экономическую, политическую, духовную. По своей сути инфляция – это обесценивание денег - денежная масса растет, но в результате роста цен, уменьшается покупательная способность населения. Для измерения уровня инфляции используется показатель - индекс цен.
Индекс цен характеризует изменение цен товаров и услуг за определенный период времени.
Различают индекс цен индивидуальный (на конкретный вид товара, например, на аспирин), групповой (на определенную группу товаров, например, индекс цен на ЛС) и общий индекс цен. Определяется, как отношение цены товара в данном периоде к цене товара
в предыдущем периоде:
Планирование объема и структуры реализации
Планирование объема и структуры реализации – это наиболее
ответственный этап в системе экономического управления товарооборотом, что объясняется высокой степенью влияния этого показателя на другие экономические показатели деятельности аптеки.
Процесс планирования реализации необходимо осуществлять
последовательно в несколько этапов:
1. Сбор информации о фактической реализации товаров в преплановом периоде.
2. Экономический анализ объема и структуры реализации в предплановом периоде.
3. Определение планового объема реализации товаров.
4. Определение плановой структуры реализации товаров по группам товаров.
5. Разработка мероприятий по осуществлению плана реализации
товаров.
Источники информации о реализации ЛС
Для экономического анализа и дальнейшего прогнозирования
показателей реализации используется информация двух видов:
1) внутрифирменная – базируется на учетных данных, формируемых внутри аптечной организации. Основными источниками этой информации являются:
регистрация розничных оборотов;
реестр выписанных покупателям счетов;
книга учета продаж;
сводный реестр бесплатного и льготного отпуска;
а также отчеты аптеки (бухгалтерская и статистическая отчетность).
2) внешняя информация - данные о состоянии фармацевтического рынка на территории деятельности аптеки, численности населения и динамике его заболеваемости.
Экономический анализ объемов реализации
Основными задачами экономического анализа реализации являются:
анализ выполнения плановых заданий объемов реализации в целом, в том числе по видам и по группам товаров в текущем году;
анализ динамики и структуры реализации в предплановом периоде (за 3-5 лет);
изучение влияния различных факторов на объем реализации;
определение резервов повышения объема реализации.
Планирование объема реализации – это оценка будущих продаж в суммовом денежном выражении на предстоящий период (месяц, квартал, год).
При этом преследуются 2 цели.
Первая цель – экономически обосновать объемы реализации в соответствии с динамикой потребительского спроса и тенденциями общественного спроса на ЛС и ИМН.
Вторая цель – увязать показатели объемов реализации с функциями закупа, остатками товаров по ассортименту, финансовыми возможностями аптеки. При расчете планового показателя объема реализации используют различные методы. Выбор того или иного метода зависит от достоверности и объема исходной информации о динамике объема реализации и факторов, влияющих на него.
Факторы, влияющие на объемы реализации населению и лечебно-профилактическим учреждениям, отличаются, поэтому прогнозирование объемов реализации по видам производится раздельно.
Методы планирования объема реализации населению
широко используют метод динамических показателей. Суть его – перенесение сложившихся тенденций в изменениях объемов реализации в предплановом периоде на планируемый период, т.е. в основу положена идея экстраполяции выявленной закономерности (экстраполяция – от лат. Extra - сверх, polire – делать гладким, означает распространение, перенесение выводов, полученных из наблюдения над данным явлением).
При этом важным является то, что все представленные в ряду показатели объемов реализации должны быть в сопоставимых ценах, то есть приведены к ценам одного года. Для этого используют индексы цен, публикуемые в печати или рассчитанные в своей аптеке, по отношению к первому анализируемому периоду.
Основная
1. Управление и экономика фармации: учебник / Под ред. В.Л. Багировой. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. –720 с.
2. Управление и экономика фармации. В 4 т. Т. 3. Экономика аптечных организаций: Учебник / Под ред. Е.Е. Лоскутовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
Дополнительная
1. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 260 с.
2. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 2 изд., перераб. и доп. / В.В. Ковалев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 1024 с.
3. Ковалев, В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 448 с.
4. Косова, И.В. Механизмы государственного регулирования
управления собственностью аптечных организаций / И.В. Косова // Новая аптека. – 2005. – № 1. – С. 12 – 17.
5. Косова, И.В. Правовые основы предпринимательства в аптечном бизнесе / И.В. Косова // Новая аптека. – 2004. – № 10.– С. 39 – 50.
6. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 303 с.
7. Сердюков, В.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие /В.А. Сердюков. – М., 2005. – 172 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |