Для заботливых пап и мам Массаж и самомассаж
Упражнения для расширения сенсомоторного репертуара
Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в
несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем
— руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
Попросите его описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?». Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, тяжелыми и т. п.
Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в
процессе и после выполнения упражнения.
«Мытье головы» Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах.
Кончиками пальцев массировать голову в
направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.
Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
«Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в
другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед).
Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их.
Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
«Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3
— 5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
«Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3
— 5 раз. После этого проделать
3
— 5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с
обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
Покусывание и «почесывание» губ зубами; то же
— языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в
различных направлениях.
«Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой
— нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
«Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука
— от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у
линии роста волос (большие пальцы
— по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.
Подготовила учитель – логопед МБДОУ ЦРР-ДС «Крепыш»