Логопед Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция



Дата05.05.2016
Размер19.3 Kb.
Логопед

 

Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция.

 

    За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически «неговорящих» детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.



1. Перинатальное поражение центральной нервной системы,  мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери.

2. Натальные, т. е. возникшие в процессе родов осложнения, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды.

3. Целый ряд причин возникает и в постнатальный период – заболевания ребенка, травмы и пр.

Очень важно своевременно выявить нарушения речи и заняться их устранением, так как в школе у таких детей возникают проблемы с устной и письменной речью – при обучении чтению и письму.

   Как можно раньше необходимо выделять группы риска детей по патологии речи, и вот на что надо обратить внимание:



*если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным).

*другой настораживающий фактор – ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний парез губ).

*если в состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва),  жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).

*парез языкоглоточного нерва может придать голосу ребенка назальный оттенок – незначительную гнусавость.

Все вышеперечисленные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития.

Родителям и специалистам необходимо обращать внимание на отставание ребенка в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц. Выраженность этих проявлений соответствует тяжести поражения мозга и, следовательно, может быть критерием для прогноза той или иной степени нарушения речи.

   Специалисту многое скажут также строение черепно – лицевого скелета ребенка, особенности лица, шеи, конечностей, величина глазных щелей, движение глазных яблок, мышечный тонус (повышенный или пониженный). Наиболее яркими прогностическими показателями неблагополучия речевого развития являются парез губ, сглаженность носогубных складок, слабость мышц языка и крик ребенка, который должен выражать его состояние – ощущение голода, холода и т. д.

   Родители должны уделять как можно больше времени общению с ребенком – играм, массажу, различным упражнениям. Особенно важно на первом году жизни развитие мелкой моторики рук: центры, ответственные за движения рук и за артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба), близко соседствуют в коре головного мозга;  развивая мелкую моторику рук, мы тем самым готовим почву и для артикуляционных движений. Вот потому-то так полезно играть с малышами во всевозможные традиционные пальчиковые игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая» и т.д.

   Помимо игр, развивающих ручной праксис, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (по 10 раз).

   Общаясь с ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему, - все это способствует речевому развитию.

   Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (в норме она появляется к четырем-пяти месяцам) и необращенность лепета к взрослому являются симптомами речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе. Родители, заметив это, сразу должны обратиться к неврологу. Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия. Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период), по мере роста ребенка в диагностике патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь у такого ребенка неразборчивая.

   Позднее развитие речи должно насторожить родителей. Важно не упустить значимый  для полноценного развития (сензитивный) период – возраст до трех-пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция – педагогическая и медикаментозная – помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию. Очень часто легкие, неярко выраженные речевые нарушения остаются вне поля зрения специалистов, так как их диагностика затруднена. Поэтому врач-невролог на своих осмотрах обязательно должен обращать внимание на речевое развитие ребенка раннего возраста и вовремя рекомендовать ему занятия с логопедом на фоне медикаментозного лечения.

   Для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение поведения в виде гипермоторности, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

   Речевые нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы, трудно корректируются, их исправление требует совместных усилий педагогов и медиков – в отдельности они бессильны. Комплексный подход включает медикаментозные назначения и кинезотерапию, в том числе массаж, ЛФК, артикуляционную и дыхательную гимнастику, физио- и фитотерапию.

   При комплексном подходе к коррекционной работе включаются компенсаторные возможности нервной системы и она приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельны и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи с опорой на сохранные системы мозга должна начинаться с самого раннего возраста.

                 Светлана Владимировна Голишникова,

                                                       учитель-логопед.

 

 

  Обратитесь к специалисту, если к трем годам:



        ребенок не пытается подражать новым словам в течение 3—5-ти месяцев после того, как первые слова были им произнесены;

        в 2—3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит сапка вместо «шапка», но шобака вместо «собака»;

        ребенок не использует глаголы;

        не строит предложений;

        постоянно делает грамматические ошибки (вместо «не хочу с тобой» — «не надо ты»);

        к 3—4-м годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может искажать слово до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные — это основа слова, его ритмика; поэтому нарушение слоговых структур является сигналом того, что ребенок не слышит ритм слова;

        не говорит о себе в первом лице;

        высовывает во время речи кончик языка между зубами;

        ребенок говорит в нос. Это явление не обязательно связано с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка и попросите что-нибудь сказать. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание;

        не использует жесты;

        ребенок вообще отказывается говорить;

        с трудом устанавливает эмоциональный контакт.

           

            Обратите особое внимание на развитие речи, если:

        ребенок развивается с задержкой или перенес тяжелые заболевания;

        у ребенка есть неврологические заболевания;

        ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения;

        ребенок охотно общается как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми (нормальна ситуация, когда ребенок охотно общается с близкими людьми и стесняется чужих);

             ребенок говорит на «своем языке» (понятном ему одному).

                Ирина Александровна Фетисова,



                                                         учитель-логопед. 
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Доброкачественная гиперплазия предстательной железы
2014 -> Сулейменов ержан абилхасимович комплексные немедикаментозные технологии медицинской реабилитации пациентов с возрастным андрогендефицитом
2014 -> Стандарты медицинской помощи в неврологии
2014 -> Нервная анорексия
2014 -> Аир: Часто используется как связующий элемент в заклинаниях или в заговорах, а сам по себе для контроля над личностью. Растущий в саду, аир принесет удачу садовнику и большой урожай растений поблизости. Акация


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница