Методика организации фенологических наблюдений



Дата28.04.2016
Размер42.5 Kb.
Методика организации фенологических наблюдений

Наука, изучающая сезонные явления, происходящие в природе, называется фенологией (от греч. fenomen – явление и logos – учение). Наблюдая за теми или иными явлениями природы на протяжении нескольких лет, можно установить связь между временем их наступления и оптимальными сроками проведения сельскохозяйственных работ, посева и посадки деревьев, мероприятий по защите лесов от пожаров, вредных насекомых и болезней, определить оптимальные сроки охоты и др.

При организации фенологических наблюдений в первую очередь необходимо выделить площадку для общих наблюдений, которая должна характеризовать средние для данного района условия. Если наблюдения будут проводиться в лесопарке, то выбирается маршрут: он может быть любой длины и ширины, лишь бы на нем были нужные для наблюдения объекты.

Выбрав места для наблюдений, приступают к выбору объектов. В лесопарках или скверах наблюдают не менее чем за 10 деревьями или кустарниками одного вида. Выбранные экземпляры надо отметить несмывающимися этикетками, хорошо заметными издали. Для наблюдения за травянистыми растениями достаточно заложить постоянную площадку размером 5 ґ 5 м, четко обозначив ее границы. Разумеется, это должен быть участок, на котором интересующие вас виды встречаются особенно часто.

Должны быть также выбраны места, на которых можно встретить определенные виды животных, – участки с деревьями и кустарниками для наблюдения за птицами, лужайки для наблюдения за насекомыми, водоемы.

После выбора маршрута и площадок для наблюдений следует составить карту-схему, указав на ней все расположение всех интересующих вас объектов, включая растения с этикетками. Составленная схема участка станет руководством для последующих наблюдений.

Частота посещения участка или маршрута зависит от сезона. В зимний период возможно проводить наблюдения 1 раз в 10 дней. С приближением весны наблюдать за происходящими изменениями следует не реже 1 раза в 3–5 дней. В конце весны, когда начинается развитие растений, участок следует посещать ежедневно.

Очень важно правильно записывать наблюдения. Наблюдатель всегда должен иметь с собой небольшую записную книжку и простой карандаш. Записывать шариковой или гелевой ручкой не разрешается, так как при намокании книжки текст пропадет. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому что их легко потерять.

Для заполнения календаря природы можно взять обычный альбом для рисования. На первых страницах записывают краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы, общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения (лучше отдельно: гидрометеорологические, ботанические, зоологические).

Явления, включаемые в вашу программу наблюдений, должны следовать друг за другом в определенной последовательности и должны быть связаны с временами года, т.е. характеризовать определенные повторяющиеся периоды развития природы.

Наблюдения за метеорологическими явлениями проводятся по следующим пунктам.

1. Появление первых проталин.

2. Исчезновение сплошного снежного покрова.

3. Исчезновение снега в лесу.

4. Возобновление снежного покрова весной.

5. Последний заморозок весной и первый осенью.

6. Первое появление снежного покрова.

7. Появление устойчивого снежного покрова.

Если недалеко от школы, в сквере или лесопарке есть водоемы, желательно отметить даты следующих гидрологических явлений.

1. Появление закраин. (Вдоль берегов водоема появляется поверх льда вода.)


2. Подвижка льда.

3. Вскрытие льда.

4. Исчезновение ледяного покрова на стоячих водоемах.

5. Появление «снежуры». (Очень тонкие льдинки, плавающие по поверхности водоема.)

6. Забереги. (Образование у берегов узких полос неподвижного льда.)

7. Ледостав.

К опасным явлениям природы относятся: градобития; грозы, вызвавшие пожары, повреждения электролиний, линий связи, расщепление деревьев; буреломы, вызванные бурями или мокрыми снегопадами; гололеды, вызвавшие обрывы проводов, поломку ветвей; летние паводки от дождей, а также весенние наводнения; бури; смерчи. Если подобные явления имели место, следует описать их, указав дату и время.

При наблюдениях за растениями отмечают следующие явления.

1. Начало сокодвижения.

2. Набухание почек.

3. Распускание почек.

4. Развертывание первых молодых листьев.

5. Начало цветения.

6. Конец цветения.

7. Начало плодоношения.

8. Массовое плодоношение

9. Начало раскраски листьев.

10. Начало листопада.

11. Конец листопада.

Растение считают вступившим в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены хотя бы на отдельных ветках. Началом каждой фазы следует считать день, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида на выбранной вами площадке или на маршруте. Массовое наступление фазы отмечают, когда в нее вступает не менее 50% растений.

Весенние наблюдения за древесными и кустарниковыми растениями следует начинать с того дня, когда температура воздуха в дневные часы в тени приближается к +5 °С.

Урожайность плодов лиственных деревьев определяют при массовом опадении плодов и семян. Урожайность хвойных растений определяют поздней осенью по числу шишек с семенами, созревшими в текущем году (старые шишки легко отличаются от свежих по более темному цвету и отогнутым чешуям).

Наблюдения за птицами начинают в позднеосенний или зимний периоды. Их цель – выявить дату появления того или иного зимующего вида на маршруте и дату его последней встречи весной (если речь идет о кочующих птицах). Большой эффект даст расстановка кормушек.

С наступлением весны главное – установить первое появление перелетных птиц и пролет первых стай. Прилет можно отмечать лишь тогда, когда наблюдатель сам видел птицу или слышал ее пение. Наблюдение лучше всего вести в утренние часы.

При наблюдением за гнездованием птиц необходимо соблюдать осторожность: ходить медленно и тихо, поодиночке, по возможности пользоваться биноклем. Определение гнездовых участков птиц значительно упростит наблюдения и сделает их более точными. Но ни в коем случае нельзя разыскивать гнезда мелких птиц, гнездящихся на кустах или на земле, – это приведет к их гибели.

После установления даты начала постройки гнезда в дальнейшем можно вести наблюдения за этими птицами 1 раз в 5 дней, чтобы отметить время появления птенцов и вылет их из гнезда.

Наблюдения за осенним пролетом и отлетом птиц надо начинать с августа. Время массового отлета отмечают, когда на местах предотлетных кочевок резко уменьшается количество встреченных особей данного вида.

Непосредственные наблюдения за млекопитающими чаще всего бывают случайными. Гораздо чаще удается отметить следы их деятельности. Установить время начала того или иного сезонного явления в жизни зверей можно лишь при частом посещении участка, где они находятся в тот или иной период. Появление молодых животных регистрируют по первым встречам молодых зверьков у дупел и нор. Следует иметь в виду, что у некоторых зверей (например, белок и мелких грызунов) бывает несколько пометов в год.

При наличии в лесопарке водоемов можно отметить начало икрометания земноводных – по появлению в воде студенистых комочков или длинных лент с икрой. У постоянно обитающих в воде зеленых (озерных и прудовых) лягушек отмечают дату начала «концертов». Фиксируют первое появление головастиков в водоемах и сеголеток на берегу. Исчезновение земноводных на зиму регистрируют по их последней встрече в лесу или на берегу водоема.

Весной отмечают первое появление разных насекомых, проводя определение с возможной точностью по внешнему виду. Так же фиксируют начало массового лёта различных насекомых.



Перечень видов, рекомендуемых для основных фенологических наблюдений средней полосы России

Лиственные деревья и кустарники: клен платановидный, клен американский, калина красная, жимолость обыкновенная, бузина красная и черная, липа сердцевидная, крушина ломкая, бересклет бородавчатый, боярышник кроваво-красный, черемуха обыкновенная, рябина обыкновенная, шиповник (роза собачья), малина обыкновенная, смородина черная, лещина обыкновенная (орешник), ольха черная, береза повислая (бородавчатая), дуб черешчатый, осина, тополь черный, ива козья.

Хвойные деревья: сосна обыкновенная, ель европейская, лиственница европейская.

Травянистые растения: орляк обыкновенный, щитовник мужской, кочедыжник женский, хвощ лесной, стрелолист обыкновенный, тимофеевка луговая, лисохвост луговой, вейник наземный, ландыш майский, калужница болотная, лютик едкий, пастушья сумка, гравилат городской и речной, земляника обыкновенная, клевер ползучий, будра плющевидная, мать-и-мачеха обыкновенная.

Птицы: снегирь, свиристель, большой пестрый дятел, кукушка, грач, скворец, мухоловка, дрозд, галка, сорока, большая синица, зяблик, поползень.

Земноводные: серая жаба, травяная лягушка, прудовая лягушка, обыкновенный тритон.

Млекопитающие: заяц-русак, белка, мышь лесная, мышь полевая, крот.

Насекомые: бабочки крапивницы, лимонницы, белянки; майский жук, божьи коровки; долгоносики; бронзовки золотистые; плавунцы; шмели; комары; муравьи.
Источник: https://bio.1september.ru/article.php?ID=200500909
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница