Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская
академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе,
профессор С.Н. Мамаев
________________________
“______”_____________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине (название дисциплины как в учебном плане) ФАКУЛЬТЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ, УРОЛОГИЯ
Цикла С.3 «название цикла по учебному плану). профессиональный
По специальности: 31.05.01 – «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»)
Уровень высшего образования : СПЕЦИАЛИТЕТ
Квалификация - ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
Факультет – лечебный
Кафедра: ( точное название кафедры) ФАКУЛЬТЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ,
УРОЛОГИЯ
Форма обучения – очная
Курс 4
Семестр 7-8
Всего трудоемкость ( в зачетных единицах, часах) – 7 з.е./ 252 час.)
Лекций - 48 часов
Практических ( семинарских, лабораторных) занятий - 96 часов
Самостоятельная работа - 72 часа
Экзамен - 36 часов в 8 семестре
Всего - 252 часа
Махачкала 2015 г
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций примерной программы по специальности «Лечебное дело» ________________________________________________________
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры факультетской
хирургии, урологии
от «____» 2015 г. Протокол № ____
Заведующий кафедрой __________________________ ( Аскерханов Г.Р.)
Рабочая программа согласована:
1.Директор НМБ ДГМА __________________ _(Бекеева Н.В.)
2. УМО ________________________________ _(Гаджимурадов М.Н.)
3. Зам. декана по 4 курсу __________________ Ибрагимов Б.Р.
Рабочая программа факультетской хирургии одобрена и утверждена на заседании Совета факультета от «_____» ____________201__ г. Протокол № _____
Председатель СФ______________________ (Р.М. Рагимов)
Составители:
. Зав. кафедрой факультетской хирургии № 1________________ (Г.Р. Аскерханов)
Зав. учебной частью кафедры, доцент (А.И. Канаев)
Рецензент:
профессор кафедры госпитальной
хирургии ______________________ М.З. Загидов
Расчет учебной нагрузки на лечебном факультете 4 курса по семестрам
Всего часов на 7 и 8 семестры -216 часов
7 семестр
|
Лекции - 28 часов
Практические занятия – 56 часов Всего - 84 часов
|
|
8 семестр
|
Лекции - 20 часов
Практические занятия - 40 часов Всего - бОчасов
Практика помощника врача-72 часов. Всего- 72 часа
|
|
|
Распределение учебных тем по семестрам пр. занят
Часы
|
лекц. часы
|
7 семестр
84 часа
|
1. Введение в предмет хирургические болезни. 1
2. Заболевания молочных желез 7
3. Нагноительные заболевания легких 4
4. Нагноительные заболевания плевры 4
5. Рак легкого 4
6. Тромбозы и эмболии 4
7. Заболевания вен 4
|
1
3
2
2
2
2
2
|
|
8. Рак пищевода 4
|
2
|
|
9. ЯБЖ и 12перстной кишки 4
|
2
|
|
10. Рак желудка 4
|
2
|
|
11. Грыжи живота 4
|
2
|
|
12. Урология 8
|
4 28
|
|
56
Всего: 84
|
8 семестр 60 часов
|
1. Острый аппендицит 4
2. Острая кишечная непроходимость 4
3. ЖКБ. Острый холецистит 4
4. Острый панкреатит 4
5. Перитонит 4
6. Заболевания прямой кишки 8
|
2
2
2
2
2
4
|
|
7. Урология 12
40
Всего: 60
|
6
20
|
|
Практика помощника врача - 72
|
|
1. Цели и задачи дисциплины:
Целью курса «Хирургические болезни» является научить студентов умению диагностировать хирургические болезни, определять выбор метода их лечения и профилактики.
Задачи:
-
формирование у студентов навыков анализа клинических данных;
-
обучение студентов системному подходу в формировании клинического диагноза; с учетом дифференциальной диагностики в пределах анатомической области;
-
изучение студентами методов диагностики и принципов современного исследования для оценки состояния органов и систем при различных хирургических болезнях;
-
изучение студентами принципов лечения и определения показаний к оперативному лечению при различной хирургической патологии;
-
обучение студентов методам оценки дифференциальной диагностики в пределах анатомической области;
-
изучение студентами основ онкологии, методов диагностики, принципов лечения и профилактики;
-
ознакомление студентов с основами ангиологии, клиническими и инструментальными принципами исследования, лечения и профилактики.
-
Изучение студентами основ экстренной хирургической патологии с определением стратегии и тактики введения больных с острым животом.
-
Изучение студентами основ проктологии методов диагностики и дифференциального анализа, подходов к консервативному и оперативному лечению, способов профилактики возможных осложнений.
-
Закрепление у студентов основ клинического мышления на основании анализа историй болезни и работы с больными;
-
Закрепление у студентов приобретенных практических навыков работой в перевязочной, в операционной и ОРИТ.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
-
Дисциплина «Факультетская хирургия» относится к прикладному, естественнонаучному циклу дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
-
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика; психология и педагогика; история медицины; латинский язык; иностранный язык;
-
в цикле математических, естественно-научных дисциплин: это физика математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; гистология, эмбриология, цитология;
- является предшествующим предметом для изучения таких дисциплин: как гигиена; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф; нормальная физиология, патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; патофизиология клиническая патофизиология; фармакология; медицинская реабилитация; клиническая фармакология; дерматовенерология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; психиатрия, медицинская психология; ото-риноларингология; офтальмология; судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; инфекционные болезни; фтизиатрия; поликлиническая терапия; общая хирургия, лучевая диагностика; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; урология; госпитальная хирургия, детская хирургия; стоматология; онкология, лучевая терапия; травматология, ортопедия.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
компетенций:
- способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
- способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
- способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
- способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);
- способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
-
этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний;
-
клиническую картину этих заболеваний и их осложнений;
-
современные методы клинического, лабораторного инструментального обследования больных;
-
способы лечения, показания к их применению;
- деонтологические аспекты в хирургии;
- организацию в России специализированной помощи больным хирургического профиля;
-
пути диспансеризации больных, реабилитации после операции, оценить трудоспособность больного после выписки из стационара;
- о проводимых в России и за рубежом научных поисках направленных на улучшение ранней диагностики и результатов лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний.
Уметь:
Использовать знания о:
-
сборе анамнеза, проведении общеклинического обследования больных с хирургическими заболеваниями. Анализировать данные общеклинического обследования;
-
составлять план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования;
-
формулировать развернутый клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза;
-
формулировать показания к консервативному и оперативному лечению;
- выполнять наиболее распространенные врачебные манипуляции;
Анализировать:
-
данные, полученные при сборе жалоб и анамнеза больного;
-
проявления клинических симптомов;
-
особенности развития клинической картины заболевания у хирургического больного;
-
данные объективного осмотра, клинической, лабораторной и инструмен- тальной диагностики;
- сходство и различия полученных при обследовании данных для диффе- ренциальной диагностики ;
- избирательность в назначении способов и методов лечения в каждом кон- кретном клиническом случае;
-
закономерности деятельности различных систем организма при разных сопутствующих заболеваниях у хирургического больного;
- дентологические особенности в работе с хирургическим больным.
Проводить исследования:
-
состояния свертывающей системы организма, оценку групп крови и резус фактора;
-
основных клинических методов лабораторной диагностики
-
основных инструментальных методов обследования;
-
функций сенсорных систем;
-
болевой чувствительности;
-
высших психических функций;
-
индивидуально-типологических характеристик человека;
Владеть методами:
-
определения групп крови и резус фактора, проведение проб на совместимость, наблюдение за больным во время переливания крови;
-
оценки результатов общего анализа крови;
-
оценки результатов общего анализа мочи;
-
проведения инфузионной терапии в центральную и периферическую вены;
-
измерения артериального давления;
- сбора анамнеза, проведение общеклинического обследования больных с хирургическими заболеваниями;
- составления плана применения лабораторных и инструментальных методов исследования больных , в том числе КТ, МРТ, УЗДГ;
- формулировки развернутого клинического диагноза, обоснование его на основе дифференциального диагноза;
- формулировки показаний к консервативному и оперативному лечению;
- выполнения наиболее распространенных врачебных манипуляций: снятие швов, сердечно-легочная реанимация, оказание первой врачебной медицинской помощи, обследование больных с различной хирургической патологией, остановка кровотечения пальцевым прижатием, наложением жгута, лигированием сосуда в ране. Проведения новокаиновых блокад, торакоцентез, лапароцентез, трахеостомии, наложение пневмоперитонеума, чтение рентгенограмм.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных единиц
Вид учебной работы ( 4 курс)
|
Всего часов
|
Семестры
|
|
|
7
|
8
|
Аудиторные занятия (всего)
|
92
|
58
|
34
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
30
|
18
|
12
|
Практические занятия (ПЗ)
|
72
|
38
|
24
|
Семинары (С)
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
Курсовой проект(работа)
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
-
|
-
|
-
|
Реферат
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
Написание и защита истории болезни
|
4
|
|
4
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
|
экзамен
|
Общая трудоемкость час
зач. ед.
|
|
|
|
Тематический план лекций и практических занятий для студентов 4-го курса лечебного факультета на 7 семестр учебного года.
№ п/п
|
Тема лекций
|
Тема практических занятий
|
1.
|
Вводная лекция. Нагноительные заболевания легких.
|
Ознакомление с кафедрой и предметом «Факуль-тетская хирургия с курсом инновационных кле-точных технологий».
Абсцесс и гангрена легкого. Бронхоэктатическая болезнь.
|
2.
|
Гнойный плеврит.
|
Острые и хронические плевриты. Эмпиема плевры.
|
3.
|
Рак легкого.
|
Эпидемиология рака легкого. Этиология и патогенез. Классификации. Клиника. Диагности-ка. Дифференциальная диагностика, методы профилактики и лечения.
|
4.
|
Тромбозы и эмболии.
|
Заболевания аорты и ее ветвей. Этиология и па-тогенез. Классификации. Клиника Диагностика. Дифференциальная диагностика, методы лече-ния.
|
5.
|
Варикозная болезнь.
|
Этиология и патогенез. Классификации. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика, методы лечения.
|
6.
|
Рак пищевода.
|
Эпидемиология рака пищевода. Этиология и патогенез. Классификации. Клиника. Диагнос-тика., дифференциальная диагностика, методы профилактики и лечения.
|
7.
|
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
|
Этиология и патогенез. Классификации. Кли-ника. Диагностика. Дифференциальная диаг-ностика, методы лечения.
|
8.
|
Рак желудка.
|
Эпидемиология рака желудка.. Этиология и патогенез. Классификации. Клиника. Диагнос-тика. Дифференциальная диагностика, методы профилактики и лечения.
|
9.
|
Грыжи живота.
|
Этиопатогенез. Классификация. Клиника неос-ложненых грыж и методы лечения. Клиника осложненных грыж, диагностика и дифференциальная диагностика и методы лечения.
|
10.
|
Острый аппендицит.
|
Этиопатогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика .Методы лечения.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |