Михалёва Елена Васильевна
УРОК 49
ОСНОВЫ СИСТЕМАТИКИ РАСТЕНИЙ.
Задачи: дать представление о классификации растений, сформировать понятие о таксономических единицах.
Оборудование: комнатные растения, гербарии, таблицы: «Семейство Крестоцветные. Редька дикая», дидактический материал по родственным видам.
Домашнее задание: § 45, вопросы.
План-конспект урока:
-
Изучение нового материала.
-
Актуализация знаний. Скажите, кто-нибудь из вас коллекционирует предметы? Сколько их у вас? Как вы в них ориентируетесь?
На Земле растений больше, чем на небе звезд. Среди растений есть те, которые невидимы глазу (одноклеточные водоросли) и гиганты (секвойи); водные растения (лилия) и пустынные (анчар); с листьями и без них; с корнями и без них; есть растения с зеленой окраской, а есть красные, пятнистые и т.д. Чтобы разобраться в многообразии растений и всем людям говорить об одном и том же ученые-ботаники создали классификацию.
Задачи урока: Познакомиться с классификацией растений, задачами науки систематики. Записываем тему.
2. Понятие о систематике как науке (рассказ)
А) Значение классификации. 350 тыс. видов растений известно в настоящее время. Чтобы разобраться в многообразии растений, ученые классифицировали их на группы. В результате такого упорядочения возникло описание биологического мира как единой системы.
Б) Значение работ Карла Линнея. Шведский профессор, натуралист в XVIII в предложил многословное описание растений заменить двойным названием на латинском языке. Линней предложил классификацию мира: Растения и Животные. Позднее эти знания корректировались.
В) Классификация – распределение организмов по таксонам. Систематика – раздел биологии, который описывает, обозначает организмы, и группирует их по родству.
Г) Бинарная номенклатура, её значение. Бинарные названия позволяют установить родство между организмами и обозначить какую-либо его особенность.
3. Вид – основная единица систематики ( рассказ учителя)
Группу особей, имеющих сходство в происхождении, строении, жизнедеятельности, способных скрещиваться, обитающих в сходных условиях, называются видом. Например, одуванчики, которые всем известны, вы не спутаете. Опишите их. Игра: я загадала растение (тополь черный, Populus nigra), отгадайте его, задавая вопросы. Все признаки, которые вам позволили отгадать растение и есть характерные только для него видовые признаки. Populus tremula (осина), Populus alba (т. белый), Populus piramidalis (т. пирамидальный) – что общего в их названиях?
-
Другие единицы систематики (чтение статьи)
Прочитайте статью. Заполните схему на стр.64 в печатной тетради.
После чтения заполняем схему в тетради:
ВИДы РОДы СЕМЕЙСТВА ПОРЯДКИ КЛАССы ОТДЕЛы ЦАРСТВО
-
Царство растений (схема)
Поделитесь с Вашими друзьями: |