Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Название практики
составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки/специальности (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
Код и наименование специальности/направления подготовки
очной
формы обучения.
Очной/очно-заочной
Цель:
формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя высшей школы, приобретение аспирантом умений и навыков в организации и проведении лечебно-диагностической работы с применением современных методов исследования педиатрических заболеваний.
Задачи:
приобретение опыта научно-педагогической работы в условиях высшего учебного заведения;
выработка устойчивых навыков практического применения профессиональных знаний,
развитие профессиональной ориентации;
изучение методов, приемов, технологий научно-педагогической деятельности в высшей школе;
развитие личностно-профессиональных качеств педагога-исследователя.
2.Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики
Компетенции, закрепленные за практикой
№
Код
Содержание компетенции
ОПК-4
Готовность к внедрению разработанных методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан
УК-5
Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ПК-1
Способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детского населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций
ПК-2
Способность и готовность проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний
ПК-3
Способность и готовность применять алгоритм постановки диагноза, назначения лечения и определения эффективности проведенных терапевтических мероприятий у детей и подростков
Результаты обучения
№
Код компетенции
Результаты обучения1
ПК-1
Знать закономерности роста, развития ребенка, анатомо-физиологические особенности в различные возрастные периоды детского возраста;
этиологию, патогенез, клинику и симптоматику заболеваний детей различного возраста
Уметь анализировать основные показатели, характеризующие деятельность медицинской службы всех уровней, формировать здоровый образ жизни ребенка
Владеть методами формирования здорового образа жизни ребенка, проведения бесед по лечению и профилактике заболеваний.
Приобрести опыт в осуществлении ранней диагностики заболеваний и тактике современных методов лечения детей и подростков, в том числе медико-генетического консультирования
ПК-2
Знать этиологию, патогенез, клинику, методы диагностики и лечения заболеваний детей и подростков, принципы диспансерного наблюдения и воспитания здорового, гармонично развитого ребенка
Уметь проводить объективное обследование, назначать лабораторно-инструментальное обследование и интерпретировать их результаты с учетом возраста ребенка
Владеть оформлением официальных медицинских документов, ведением первичной медицинской документации; современными методами лечения детей и подростков
ПК-3
Знать этиологию, патогенез, клинику и симптоматику заболеваний с учетом возрастных особенностей детей и подростков
Уметь собрать полный анамнез заболевания; оценить тяжесть состояния больного; выявить признаки заболевания, требующие интенсивной терапии или неотложной хирургической помощи
Владеть оформлением официальных медицинских документов, ведением первичной медицинской документации;
Приобрести опыт оказания неотложной (экстренной) и первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни ребенка состояниях.
ОПК - 4
Знать клинику и симптоматику заболеваний, фармакологические препараты, необходимые при лечении детей и подростков
Уметь провести физикальный осмотр, клиническое обследование
сформулировать диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10.
- составить план лабораторного и инструментального обследования;
- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного;
- выделить ведущие клинические и клинико-лабораторные синдромы;
- оценить дифференциально-диагностическую значимость имеющихся симптомов и синдромов;
- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики детских заболеваний;
- провести дифференциальный диагноз между болезнями со схожей клинической симптоматикой;
- оценить тяжесть течения;
- оформить первичную медицинскую документацию
Владеть интерпретацией результатов современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, оказанием помощи при неотложных состояниях
Приобрести опыт в назначении индивидуальной лекарственной терапии, современных схем лечения в зависимости от возраста ребенка
УК-5
Знать основы медицинской и врачебной этики и деонтологии при работе с пациентами, с медицинским персоналом и коллегами по работе;
Уметь решать деонтологических задачи, связанные со сбором информации о состоянии пациента, с диагностикой, лечением и профилактикой ЛОР-заболеваний;
Владеть навыками работы в команде специалистов
3.Объем практики и виды учебной работы
Общая трудоемкость практики
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Название практики
составляет
3
зачетных единиц
108
акад. часов
Организационная форма учебной работы
Продолжительность практики
зач. ед.
акад. час.
по курсам
3
Общая трудоемкость по учебному плану
3
108
108
Общая трудоемкость в неделях
2
Промежуточный контроль:2
Зачет
4.Содержание практики
№ раздела
Раздел практики
Название тем раздела и их содержание
Общие вопросы педиатрии. Пропедевтика детских болезней
Научные педиатрические школы России. Закономерности роста и развития детей. Пропедевтика детских болезней. Периоды детского возраста. Организация медицинского обслуживания новорожденных детей, детей раннего и старшего детского возраста.
Понятие о конституции. Современные представления об аномалиях конституции. Методы диагностики и профилактики возможных нарушений при различных аномалиях конституции.
Заболевания новорожденных и грудных детей
Неонатология. Недоношенные дети, анатомо-физиологические особенности. Организация медицинского обслуживания на I и II этапах выхаживания. Перинатальные поражения ЦНС гипоксически-травматического, метаболического,
инфекционного генеза и их последствия.
Внутриутробные инфекции плода и новорожденного. Диагностика, дифференциальная диагностика, подходы к терапии
Диагностика врожденных и наследственных заболеваний.
Становление биоценоза кишечника в неонатальном периоде.
Заболевания детей раннего возраста
Вскармливание детей первых трех лет жизни. Виды вскармливания. Использование современных молочных смесей, концентратов, консервов в питании детей раннего возраста.
Аллергодерматозы. Клиника, дифференциальный диагноз. Современные подходы к терапии и профилактике, диспансерное наблюдение.
Особенности течения острых пневмоний у детей раннего возраста. Современные представления о первичном инфекционном токсикозе. Бронхиты и бронхиолиты. Брохообструктивный синдром. Респираторные аллергозы. Наследственно обусловленные заболевания легких. (муковисцидоз, идиопатический гемосидероз легких, синдром Картагенера, недостаточность а -антитрипсина и др.). Особенности клинических проявлений в раннем возрасте. Диагностика, дифференциальный диагноз. Лечение, профилактика, диспансерное наблюдение.
Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта в различных возрастных группах. Заболевания полости рта и пороки развития. Функциональные нарушения пищеварительного тракта у детей раннего возраста.
Заболевания печени и желчевыводящих путей, особенности клинической картины у детей раннего возраста. Запоры. Дифференциальный диагноз. Лечение, профилактика Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей раннего возраста. Врожденные пороки сердца. Инфекционные эндокардиты. Неревматические кардиты. Нарушения ритма. Сердечная недостаточность. Особенности клинических проявлений, дифференциальный диагноз. Современные подходы к терапии. Прогноз.
Анатомо-физиологические особенности мочевой системы у детей раннего возраста. Особенности течения острого и хронического пиелонефрита. Особенности течения дисметаболических нефропатий. Гемолитико-уремический синдром у детей грудного возраста.
Рахит, анатомо-физиологические особенности костеобразования у детей раннего возраста. Современные представления о патогенезе рахита. Дифференциальный диагноз. Лечение, профилактика рахита. Гипервитаминоз D. Гипокальцемическая тетания (спазмофилия).
Анемия у детей раннего возраста. Анатомо-физиологические особенности кроветворения. Железодефицитная анемия.
Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия. Паратрофия. Ожирение. Дифференциальный диагноз состояний, сопровождающиеся синдромом гипотрофии.
Эндокринная патология у детей раннего возраста. Гипотиреоз, гипопаратиреоз. Адреногенитальный синдром. Лечение, прогноз.
Основные принципы инфузионной терапии в раннем детском возрасте. Нарушения в кислотно-основном обмене.
Заболевания крови у детей раннего возраста. Острый лимфобластный лейкоз. Нелимфобластные лейкозы. Апластические анемии. Тромбоцитопатии и тромбоцитопении. Геморрагические заболевания. Особенности течения у детей раннего возраста. Дифференциальный диагноз. Современные схемы лечения, прогноз.
Заболевания детей старшего возраста
Основные методы диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, методика проведения, оценка результатов.
Нарушение сердечного ритма, механизмы возникновения. Дифференциальный диагноз. Оказание экстренной помощи. Основы антиаритмической терапии.
Синдром вегетативной дистонии, предрасполагающие факторы. Клинические проявления. Подходы к терапии.
Первичные и вторичные артериальные гипертензии у детей. Клиника, дифференциальный диагноз. Лечение.
Сердечная недостаточность. Причины. Классификация, клиника, диагностика. Экстренные мероприятия в зависимости от типа нарушения гемодинамики. Осложнения. Профилактика.
Гломерулонефрит у детей. Современное представление об этиологии и патогенезе у детей. Клиника и классификация. Острый и хронический гломерулонефрит. Основные принципы лечения в зависимости от формы течения, морфологической характеристики.
Современные методы исследования органов пищеварения в детском возрасте: эзофагогастродуоденоеюноскопия, исследование биоптатов, колоноскопия, ультразвуковая диагностика, электрогастрография, рН-метрия, желудочное зондирование, многомоментное дуоденальное зондирование. Показания к рентгеноконтрастному исследованию органов желудочно-кишечного тракта. Определение активности пищеварительных ферментов.
Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки. Роль хеликобактера в формировании хронических гастродуоденитов и язвенной болезни. Классификация гастрита, гастродуоденитов и язвенной болезни. Особенности клинической картины в детском возрасте. Дифференциальный диагноз. Лечение. Осложнения. Неотложная помощь при кровотечении из желудка и кишечника.
Запоры у детей. Синдром раздраженной толстой кишки. Клиника. Диагностика. Принципы лечения.
Изменения нормальной микрофлоры у детей. Клинические проявления. Диагноз. Лечение. Паразитарные инвазии желудочно-кишечного тракта. Диагностика. Лечение. Профилактика.
Патология печени и гепатобилиарной системы. Гепатит острый и хронический. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Лабораторная диагностика поражения печени. Инструментальные методы обследования при гепатомегалии.
Заболевания желчного пузыря и желчевыводящих ходов. Классификация. Лечение. Дифференциальный диагноз заболеваний, сопровождающихся синдромом желтухи у детей старшего возраста (конъюгационные внутрипеченочные и внепеченочные желтухи).
Заболевания поджелудочной железы. Острый и хронический панкреатиты. Клиническая картина. Методы диагностики, лечение.
Диетология. Основные принципы, характеристика рациональных и лечебных столов и продуктов питания, используемых у детей старшего возраста.
Современная теория кроветворения, регуляция гемопоэза.
Анализ крови и его интерпретация. Возрастные аспекты и забор крови.
Анемии. Классификация. Частота и распространенность различных видов анемий.
Компонентная гемотерапия острых постгеморрагических состояний и шока.
Геморрагические диатезы. Возрастные особенности свертывающей системы крови. Основные механизмы гемостаза. Тромбоцитопения у детей. Клиническая оценка геморрагических тестов. Коагулограммы.
Коагулопатии. Эпидемиология и классификация наследственных коагулопатий. Гемофилия А, В, С.
Гемобластозы. Современные представления об этиологии, патогенезе.
Острые лейкозы. Общие принципы диагностики острых лейкозов. Особенности клинико-гематологической картины различных форм и вариантов. Классификация. Факторы риска. Осложнения, принципы терапии, программа лечения. Осложнения, принципы терапии.
Хронический миелолейкоз. Детская и юношеская формы. Клинико-гематологическая картина (стадии, течение, осложнения). Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение. Прогноз.
Сахарный диабет у детей. Современные представления об этиопатогенезе. Классификация. Клинические проявления. Лабораторная диагностика. Дифференциальный диагноз. Современные принципы инсулинотерапии. Самоконтроль сахарного диабета. Диагностика и профилактика осложнений диабета. Коматозные состояния. Дифференциальный диагноз. Принципы лечения. Неотложная и интенсивная терапия коматозных состояний при сахарном диабете. Прогноз. Осложнения. Реабилитация.
Ожирение. Классификация. Клинические проявления.
Заболевания щитовидной железы. Гипотиреоз. Тиреоидиты у детей. Эутиреоидный зоб.
Заболевания надпочечников. Острая и хроническая надпочечниковая недостаточность.
Детские инфекционные болезни. Вакцинация
Диагностика, лечение и профилактика дифтерии и других инфекционных заболеваний, сопровождающихся поражением ротоглотки.
Диагностика, лечение и профилактика менингококковой инфекции и других заболеваний, сопровождающихся поражением ЦНС (вторичные бактериальные и серозные менингиты, энцефалиты).
Диагностика, лечение и профилактика инфекционных заболеваний, сопровождающихся экзантемой.
Диагностика, лечение и профилактика вирусных, бактериальных, хламидийных, микоплазменных и других острых респираторных заболеваний у детей.
Диагностика, лечение и профилактика энтеровирусных заболеваний (полиомиелит, Коксаки - и ЭКХО-инфекциии
Диагностика, лечение и профилактика ОКИ бактериальной этиологии.
Диагностика, лечение и профилактика ОКИ вирусной этиологии.
Диагностика, лечение, диспансерное наблюдение и профилактика острых и хронических вирусных гепатитов.
Клинические формы внутригрудного туберкулеза у детей и подростков (диагностика, дифференциальная диагностика, лечение).
Вакцинация в детском возрасте. Схемы вакцинации при нарушении графика. Вакцинация детей с хроническими заболеваниями.
5.Формы отчетности по практике
№ п/п
Формы отчетности
Отчет о проделанной работе
Отчет о проделанной работе содержит: календарно-тематический план прохождения практики, перечень проведенных манипуляций. Отчет предоставляется письменно.
Отчетная документация аспиранта о прохождении практики предоставляется в отдел аспирантуры и докторантуры МГМСУ им. А.И. Евдокимова.
Отчетная документация содержит: индивидуальный план прохождения практики; отчет о прохождении практики; выписку из протокола заседания кафедры о прохождении производственной практики.
6.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике
Паспорт фонда оценочных средств по практике представлен в Приложении 1.
Фонд оценочных средств по практике.
Оценочные средства
Количество
Практические задания
13
Контрольные вопросы
60
6.1.Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций3
6.1.1 Практические задания
Оцените с использованием центильных таблиц физическое развитие ребенка путем измерения массы тела, роста, окружностей головы, груди, бедра.
«Зачтено» выставляется обучающемуся, прошедшему производственную практику, выполнившего все требования по подготовке о проделанной работе, владеющему основными разделами программы практики, необходимым минимумом знаний и способному применять их по образцу в стандартной ситуации
Не зачтено
«Не зачтено» выставляется обучающемуся, показавшему поверхностные знания, что не позволяет ему применять приобретенные знания даже по образцу в стандартной ситуации
Аспирант, работа которого признается неудовлетворительной, отстраняется от производственной практики. По решению заведующего кафедрой аспиранту назначают другие сроки прохождения практики.
7.Учебно-методическое обеспечение, необходимое для проведения практики
7.1.Основная литература
№ п/п
Наименование
Педиатрия. Национальное руководство + CD. В 2-х томах (под ред. Баранова А.А.), ГЭОТАР-Медиа, 2009
Педиатрия: национальное руководство : в 2 т. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т.1. - 1024 с
Кильдиярова Р.Р.Основы формирования здоровья детей: учебник с прил. на компакт-диске /Р.Р. Кильдиярова, В.И. Макарова, Ю.Ф. Лобанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 324 с.: цв.ил.
Поликлиническая и неотложная педиатрия: учебник / под ред. А. С. Калмыковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 895 с.
Полушкина Н.Н. Диагностический справочник детских болезней /Н.Н. Полушкина. - М.: АСТ, 2010. - 607 с.
Васильев, А. Ю.Ультразвуковая диагностика в неотложной детской практике: руководство для врачей /А.Ю. Васильев, Е.Б. Ольхова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 825 с.: цв.ил.
7.2.Дополнительная литература
№ п/п
Наименование
Боровик Т.Э. и соавт. Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни в РФ. Практика педиатра.- № 1, 2, 5, 6.- 2008, № 2.-2009
Юрьев В.В., Алешина Е.И. Практика вскармливания детей первого года жизни. «Питер», С-Пб., 2009
Диетология, руководство для врача (под ред. Барановского А.Ю.). «Питер», С-Пб., 2008
Тимченко В.Н. Паразитарные инвазии в практике детского врача. ЭЛБИ-СПб., 2005
Мирошниченко А.Г., Шайтор В.М. Стандарты по оказанию скорой медицинской помощи детям на догоспитальном этапе. – С-Пб., 2006 г.
Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии:Учебное пособие/Под ред. А.А.Баранова-2-е изд.испр. и доп., М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009-583с
Неотложные состояния у детей. Учебное пособие под ред.Л.Ф.Казначеевой. Новосибирск, 2012-77с
7.3.Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
№ п/п
Наименование ресурса
Адрес сайта
Электронная библиотечная система
https://www.studmedlib.ru
НИКИО им. Л.И. Свержевского, официальный сайт
https://www.mnpco.ru
Центральная научная медицинская библиотека
https://www.scsml.rssi.ru/
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения.
https://mednet.ru
Независимое издание для практикующих врачей «Русский медицинский журнал»
https://www.rmj.ru/
Министерство здравоохранения Российской Федерации
https:// rosminzdrav.ru
Профессиональный информационный ресурс для специалистов в области здравоохранения «Consilium Medicum»
https://www.con-med.ru/
eLIBRARY.RU НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
https://www.elibrary.ru/
8.Материально-техническая база, необходимая для проведения практики
При реализации образовательной программы для проведения практики
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Название практики
используются следующие компоненты материально-технической базы:
Аудиторный фонд
Материально-технический фонд
Библиотечный фонд
Аудиторный фонд предлагает обустроенные аудитории для проведения аудиторных занятий. Они оснащены столами, стульями, досками, техническим оборудованием. Практики проводятся на клинических базах, с которыми заключены соответствующие договора
№ п/п
Перечень баз4
Клиника челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И.Евдокимова" МЗ РФ, г.Москва, ул. Вучетича, д. 9а стр. 1
Для проведения аудиторных занятий используется различное оборудование.
№ п/п
Наименование раздела практики
Оборудование5
Общие вопросы педиатрии. Пропедевтика детских болезней
Мультимедийная установка, компьютер с типовыми задачами, анализы крови, мочи, протоколы НСГ, УЗИ внутр. органов, тазобедренных суставов, Эхо-КГ, ЭКГ
Заболеваний новорожденных и грудных детей
Мультимедийная установка, компьютер с типовыми задачами, анализы крови, мочи, протоколы НСГ, УЗИ внутр. органов, тазобедренных суставов, Эхо-КГ, ЭКГ
Заболевания детей раннего возраста
Мультимедийная установка, компьютер с типовыми задачами, анализы крови, мочи, УЗИ внутр органов, ЭКГ, Эхо-КГ, рентгенограммы, результаты аллергопроб
Заболевания детей старшего возраста
Мультимедийная установка, компьютер с типовыми задачами, анализы крови, мочи, результатами УЗИ, ЭГДС, рентгенограммы
Детские инфекционные болезни. Вакцинация
Мультимедийная установка, компьютер с типовыми задачами, анализы крови,мочи, результаты серологических и иммунологических исследований
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы.
1 Знать…, Уметь…, Владеть…- расписывается по каждой компетенции
2Зачет, Экзамен, Зачет с оценкой
3Примеры заданий (тестовые, ситуационные задачи и пр.): не более трех. Эталоны ответов обязательно.
4Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий (Адрес и номер аудитории)
5Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по практике.