Интерактивные формы аудиторных занятий



Скачать 67.25 Kb.
страница1/4
Дата07.05.2019
Размер67.25 Kb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3   4

Интерактивные формы аудиторных занятий

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предъявляет среди множества требований к учебному процессу - использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Отмечено, что удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20 - 25 процентов аудиторных занятий по многим направлениям подготовки.

Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. Минимальный объем аудиторных занятий, проводимых в интерактивной форме, определяется федеральным государственным образовательным стандартом по каждому направлению подготовки.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Использование интерактивных форм обучения способствует:

• повышению эффективности обучения;

• усилению мотивации к изучению дисциплины;

• формированию и развитию профессиональных навыков студентов;

• формированию коммуникативных навыков;

• развитию навыков анализа;

• развитию навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;

• формированию и развитию умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность.

Функции интерактивного обучения:

• учебно-познавательная;

• коммуникационно-развивающая;

• социально-ориентационная.

Приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.

Особенность интерактивных методов — это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

К формам интерактивного обучения можно отнести следующие:

ролевые игры, имитации, деловые игры;

• мозговой штурм;

творческие задания;

работа в группах;

социальные проекты;

лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-визуализация;

кейс-метод; (метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач)

• метод проектов;

компьютерное моделирование и практический анализ результатов;

презентации на основе современных мультимедийных средств;

интерактивные лекции;

тренинги.

Классифицировать интерактивные формы обучения не представляется возможным, потому что они тесно переплетаются, дополняя друг друга. Во время одного занятия студенты могут заниматься творческими заданиями в малых группах, обсуждать вопросы всей аудиторией, предлагать индивидуальные решения. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы студенты не слушали, учили или делали, а понимали.

Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методы на лекциях ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему освоению и формируют личностное отношение к изучаемому материалу, навыки профессионального поведения.

Активные методы обучения, в отличие от традиционных, предполагают непосредственное участие обучающихся в формировании необходимых знаний, навыков и умений.

Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако главное в учебном процессе — активность студента. Наиболее эффективной формой повышения активности студента являются деловые игры. Игровая имитация различных процессов позволяет поставить студента в обстановку условной действительности, требующую от него знаний и навыков.



Деловые игры — разновидность творческой деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. В игре происходит овладение способами решения жизненных задач, усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях и, кроме того, находит свое проявление активная позиция ее участников. К активным методам обучения можно отнести метод групповых дискуссий, когда нескольким студентам дается одинаковое задание, которое они вначале выполняют индивидуально, а затем посредством группового обсуждения должны принять общее решение.

Опыт интерактивного обучения показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые порой недоступны традиционному обучению: формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы; давать целостное представление о профессиональной деятельности; учить практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу.

Для правильного выбора применяемых в учебном процессе методов обучения, преподавателю следует учитывать такие факторы, как цель использования метода, его педагогические функции, положительные и отрицательные стороны и др.

По мнению исследователя В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации [2].

Исследователь А.П. Панфилова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения [5]:


  1. Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).

  2. Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).

  3. Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).

Исследователи Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам [4]:

  1. Дискуссионные: диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики.

  2. Игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые,организационно-деятельностные игры.

  3. Тренинговые: коммуникативные тренинги; сензитивные тренинги (направлен- ные на формирование образной и логическойсфер сознания).


Скачать 67.25 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница