Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И. ЕВДОКИМОВА»
ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
УТВЕРЖДАЮ
|
Проректор по учебной работе
|
____________________ /И.В. Маев/
|
«____» _____________ 20___г.
|
М. П.
|
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Производственная
|
Вид практики
|
Производственная (клиническая) практика
|
Название практики
|
Стационарная. Практика по получению опыта профессиональной деятельности
|
Способ и форма проведения практики
|
Программа по практике
| -
Производственная (клиническая) практика
|
Название практики
|
составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки/специальности (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
|
| |
|
Код и наименование специальности/направления подготовки
|
Квалификация выпускника
| |
|
Квалификация (степень) выпускника
|
Форма обучения
| |
|
Очная/очно-заочная
|
СОСТАВИТЕЛИ
|
| |
Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор
|
| |
Доцент, к.м.н.
|
Подпись
|
ФИО
|
Должность, степень
|
РАССМОТРЕНА
|
|
ПРИНЯТА
|
на заседании кафедры
|
|
на заседании Ученого совета факультета
| |
|
|
Наименование кафедры
|
|
|
|
| |
Протокол №
| |
|
|
Протокол №
| |
Дата Номер протокола
|
|
Дата Номер протокола
|
Заведующий кафедрой
|
|
Председатель Ученого совета факультета
|
| |
|
| |
Подпись
|
Расшифровка подписи
|
|
Подпись
|
Расшифровка подписи
|
СОГЛАСОВАНО
|
Начальник учебного управления профессионального образования
|
|
Н.В. Ярыгин
|
Директор фундаментальной библиотеки
|
|
Е.А. Ступакова
|
Должность
|
Подпись
|
Расшифровка подписи
|
1.Цель и задачи программы практики
Практика
|
| |
Название практики
|
реализуется в
|
базовой
|
части учебного плана подготовки специалиста для обучающихся
|
Базовой/Вариативной
|
|
по направлению подготовки (специальности)
| |
Код и наименование специальности/направления подготовки
|
очной
|
формы обучения.
|
Очной/очно-заочной
|
|
Цель:
| -
закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков и формирование профессиональных компетенций врача-педиатра
|
Задачи:
|
| -
Совершенствование знаний и навыков по вопросам оценки роста и развития ребенка
| -
. Формирование и закрепление на практике умения проводить диспансеризацию детского населения в декретированные сроки
| -
. Формирование и закрепление на практике умения осуществлять дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь детям разного возраста
| -
Совершенствование знаний и навыков по вопросам профилактики заболеваний, диспансеризации больных с хроническими заболеваниями, принципам реабилитации больных детей и подростков
| -
Совершенствование знаний по фармакотерапии, включая вопросы фармакодинамики, фармакокинетики, показаний, противопоказаний, предупреждений и совместимости при назначении лечебных препаратов в различные возрастные периоды
|
2.Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики
Компетенции, закрепленные за практикой
№
|
Код
|
Содержание компетенции
| -
|
ПК-2
|
Готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и больными детьми
| -
|
ПК-5
|
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем
| -
|
ПК-6
|
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании педиатрической медицинской помощи
|
Результаты обучения
№
|
Код компетенции
|
Результаты обучения1
| -
|
ПК-2
|
Знать теоретические основы профилактических и противоэпидемических мероприятий;
порядок проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
Основы медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
Уметь … предупреждать возникновение заболеваний среди детей и подростков путем проведения профилактической противоэпидемической работы в установленном порядке;
осуществлять комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детского населения;
Владеть…
навыками проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
навыками формирования у детей и их родителей мотивации,
направленной на сохранение и укрепление здоровья, профилактики вредных привычек
| -
|
ПК-5
|
Знать
основы диагностики заболеваний, патологических состояний детей и подростков;
Уметь …
провести объективный осмотр пациента, организовать дополнительное обследование,
оценить результаты полученных лабораторных, инструментальных и иных методов обследования
определить у ребенка патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем;
Владеть…
пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования;
| -
|
ПК-6
|
Знать тактику оказания медицинской помощи при возникновении неотложных состояний у детей и подростков;
Уметь …
оказать неотложную и скорую медицинскую помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;
Владеть…
навыками оказания неотложной, скорой медицинской помощи;
|
3.Объем практики и виды учебной работы
Общая трудоемкость практики
|
Производственная (клиническая) практика
|
Название практики
|
составляет
|
66
|
зачетных единиц
|
2376
|
акад. часов
|
|
Организационная форма учебной работы
|
Продолжительность практики
|
зач. ед.
|
акад. час.
|
по семестрам
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Общая трудоемкость по учебному плану
|
66
|
2376
|
594
|
594
|
594
|
594
|
Аудиторные занятия:
|
|
44
|
11
|
11
|
11
|
11
|
Промежуточный контроль:2
|
Зачет с оценкой
|
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4.Содержание практики
№ раздела
|
Раздел практики
|
Название тем раздела и их содержание
| -
|
Общие вопросы педиатрии Пропедевтика детских болезней.
|
Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего возраста. Современные подходы к проблеме вскармливания. Расчет питания здорового и больного ребенка.
Методы диагностики и профилактики возможных нарушений при различных аномалиях конституции.
| -
|
Заболеваний новорожденных и грудных детей
|
Недоношенные дети, анатомо-физиологические особенности. Организация медицинского обслуживания на I и II этапах выхаживания. Диагностика и лечение перинатальных поражений ЦНС и их последствий.
Внутриутробные инфекции плода и новорожденного. Диагностика, дифференциальная диагностика, подходы к терапии.
Постнатальные инфекционные воспалительные заболевания новорожденных. Этиология, диагностика, лечение. Фармакокинетика антибиотиков.
Сепсис новорожденных. Клиника, диагностика, лечение. Антибиотикотерапия и иммунокорригирующая терапия.
Дифференциальный диагноз желтух у новорожденных. Гемолитическая болезнь новорожденных. Диагностика и лечение.
Дифференциальный диагноз геморрагического синдрома.
Диагностика врожденных и наследственных заболеваний.
| -
|
Заболевания детей раннего возраста
|
Вскармливание детей первых трех лет жизни. Использование современных молочных смесей, концентратов, консервов в питании детей раннего возраста.
Аллергодерматозы. Клиника, дифференциальный диагноз. Современные подходы к терапии и профилактике, диспансерное наблюдение.
Особенности течения острых пневмоний у детей раннего возраста. Бронхиты и бронхиолиты. Брохообструктивный синдром. Респираторные аллергозы. Особенности клинических проявлений в раннем возрасте. Заболевания полости рта и пороки развития. Функциональные нарушения пищеварительного тракта у детей раннего возраста.
Заболевания печени и желчевыводящих путей, особенности клинической картины у детей раннего возраста. Запоры. Дифференциальный диагноз. Лечение, профилактика
Врожденные пороки сердца. Нарушения сердечного ритма. Сердечная недостаточность, особенности клинических проявлений, дифференциальный диагноз. Оценка результатов обследования. Прогноз.
Особенности течения острого и хронического пиелонефрита. Гемолитико-уремический синдром у детей грудного возраста.
Рахит, рахитоподобные заболевания. Дифференциальный диагноз.
Анемия у детей раннего возраста. Анатомо-физиологические особенности кроветворения. Железодефицитная анемия.
Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия. Паратрофия. Дифференциальный диагноз состояний, сопровождающихся синдромом гипотрофии.
Гипотиреоз, гипопаратиреоз. Адреногенитальный синдром. Лечение, прогноз.
Основные принципы инфузионной терапии в раннем детском возрасте. Нарушения в кислотно-основном обмене.
Заболевания крови у детей раннего возраста. Острый лимфобластный лейкоз. Нелимфобластные лейкозы. Апластические анемии. Тромбоцитопатии и тромбоцитопении. Геморрагические заболевания. Особенности течения у детей раннего возраста. Дифференциальный диагноз. Современные схемы лечения, прогноз.
| -
|
Заболевания детей старшего возраста
|
Основные методы диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, методика проведения, оценка результатов.
Нарушение сердечного ритма, механизмы возникновения. Дифференциальный диагноз. Оказание экстренной помощи. Основы антиаритмической терапии.
Первичные и вторичные артериальные гипертензии у детей. Клиника, дифференциальный диагноз. Лечение.
Ревматизм. Этиопатогенез. Классификация, клиника, диагностика. Особенности течения у детей на современном этапе. Лечение. Профилактика.
Острая сосудистая недостаточность (обморок, шок, коллапс). Этиология. Клиника, диагностика. Экстренная терапия.
Сердечная недостаточность. Экстренные мероприятия в зависимости от типа нарушения гемодинамики.
Диффузные заболевания соединительной ткани. Патогенез. Клиника, методы диагностики. Принципы лечения.
Современные методы диагностики в пульмонологии. Функциональные методы исследования (функция внешнего дыхания, газы крови, радиоизотопное).
Острые пневмонии. Этиология. Классификация. Клиника. Пневмоцистная пневмония. Диагностика. Современные методы лечения. Профилактика.
Плевриты. Этиология. Классификация. Вторичные мета- и постпневмонические плевриты. Клиника. Методы диагностики. Лечение.
Врожденные и наследственные заболевания органов дыхания. Пороки развития легкого: агенезия, аплазия, поликистоз. Диагностика. Тактика лечения. Дыхательная недостаточность. Причины развития. Классификация. Клиника. Лечение Реанимация. Интенсивная терапия.
Бронхиальная астма. Этиология. Патогенез. Методы специфической диагностики. Классификация. Клиника. Астматический статус. Осложнения. Неотложная и реанимационная терапия.
Респираторные аллергозы. Патогенез. Клиника. Дифференциальный диагноз. Лечение. Диспансеризация. Профилактика.
Основные почечные синдромы и методы исследования в нефрологии
Инфекционно-воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей. Диагностика. Принципы лечения.
Заболевания дистальных отделов мочевой системы. Циститы. Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. Пузырно-мочеточниковый рефлюкс.
Гломерулонефрит у детей. Принципы обследования и лечения в зависимости от формы, течения, морфологической характеристики.
Острая и хроническая почечная недостаточность. Причины, клинические проявления (синдромы). Терминальная стадия. Уремическая кома. Лечение ХПН. Диета. Показания к проведению гемодиализа. Проблемы трансплантации почек.
Современные методы исследования органов пищеварения в детском возрасте: эзофагогастродуоденоеюноскопия, исследование биоптатов, колоноскопия, ультразвуковая диагностика, электрогастрография, рН-метрия, желудочное зондирование, многомоментное дуоденальное зондирование. Показания к рентгеноконтрастному исследованию органов желудочно-кишечного тракта. Определение активности пищеварительных ферментов.
Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки. Роль хеликобактера в формировании хронических гастродуоденитов и язвенной болезни. Особенности клинической картины в детском возрасте. .
Запоры у детей. Синдром раздраженной толстой кишки. Клиника. Диагностика. Принципы лечения.
Изменения нормальной микрофлоры у детей. Клинические проявления. Диагноз. Лечение. Паразитарные инвазии желудочно-кишечного тракта. Диагностика. Лечение. Профилактика.
Патология печени и гепатобилиарной системы. Заболевания желчного пузыря и желчевыводящих ходов. Классификация. Лечение. Дифференциальный диагноз заболеваний, сопровождающихся синдромом желтухи у детей старшего возраста (конъюгационные внутрипеченочные и внепеченочные желтухи).
Заболевания поджелудочной железы. Острый и хронический панкреатиты. Клиническая картина. Методы диагностики, лечение.
Диетология. Основные принципы, характеристика рациональных и лечебных столов и продуктов питания, используемых у детей старшего возраста.
Анализ крови и его интерпретация. Возрастные аспекты и забор крови.
Анемии. Классификация. Частота и распространенность различных видов анемий.
Компонентная гемотерапия острых постгеморрагических состояний и шока.
Геморрагические диатезы. Возрастные особенности свертывающей системы крови. Основные механизмы гемостаза. Тромбоцитопения у детей. Клиническая оценка геморрагических тестов. Коагулограммы.
Гемобластозы. Современные представления об этиологии, патогенезе.
Острые лейкозы. Общие принципы диагностики острых лейкозов. Особенности клинико-гематологической картины различных форм и вариантов.
Сахарный диабет у детей. Современные представления об этиопатогенезе. Классификация. Клинические проявления. Лабораторная диагностика. Дифференциальный диагноз. Современные принципы инсулинотерапии. Самоконтроль сахарного диабета. Диагностика и профилактика осложнений диабета. Коматозные состояния. Дифференциальный диагноз. Принципы лечения. Неотложная и интенсивная терапия коматозных состояний при сахарном диабете. Прогноз. Осложнения. Реабилитация.
Ожирение. Классификация. Клинические проявления.
Заболевания щитовидной железы. Гипотиреоз. Тиреоидиты у детей. Эутиреоидный зоб.
Заболевания надпочечников. Острая и хроническая надпочечниковая недостаточность
| -
|
Детские инфекционные болезни. Вакцинация
|
Диагностика, лечение и профилактика инфекционных заболеваний, сопровождающихся поражением ротоглотки, у детей.
Диагностика, лечение и профилактика заболеваний, сопровождающихся поражением ЦНС (вторичные бактериальные и серозные менингиты, энцефалиты), у детей.
Диагностика, лечение и профилактика инфекционных заболеваний, сопровождающихся экзантемой, у детей.
Диагностика, лечение и профилактика вирусных, бактериальных, хламидийных, микоплазменных и других острых респираторных заболеваний у детей.
Диагностика, лечение и профилактика энтеровирусных заболеваний (полиомиелит, Коксаки - и ЭКХО-инфекции).
Диагностика, лечение и профилактика ОКИ бактериальной и вирусной этиологии.
Вакцинация в детском возрасте. Схемы вакцинации при нарушении графика. Вакцинация детей с хроническими заболеваниями.
| 5.Формы отчетности по практике
№ п/п
|
Формы отчетности
| -
|
Дневник практики
|
Дневник о прохождении практики включает вопросы программы практики и рекомендации. Дневник подписывается непосредственным руководителем практики и заверяется печатью. Объем отчета составляет 20–30 страниц.
Отчет предоставляется письменно.
6.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике
Паспорт фонда оценочных средств по практике представлен в Приложении 1.
Фонд оценочных средств по практике.
Оценочные средства
|
Количество
|
Задания в тестовой форме
|
100
| 6.1.Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций3
Лечебная доза витамина Д при II степени рахита составляет
А – 1500-2000 МЕ
Б – 2000-3000 МЕ
В – 3000-4000 МЕ
Г – 4000-5000 МЕ
6.2.Критерии и шкала оценивания промежуточной аттестации 6.2.1.Оценивание обучающегося на собеседовании
По результатам собеседования дифференцировано оценивает результативность прохождения практики.
Оценка
|
Требования к знаниям
|
Отлично
|
«Отлично» выставляется обучающемуся, показавшему полные и глубокие знания программы практики, способность к их систематизации и клиническому мышлению, а также способность применять приобретенные знания в стандартной и нестандартной ситуации
|
Хорошо
|
«Хорошо» выставляется обучающемуся, показавшему хорошие/серьезные знания программы практики, способному применять приобретенные знания в стандартной ситуации, но не достигшему способности к их систематизации и клиническому мышлению, а также к применению их в нестандартной ситуации
|
Удовлетворительно
|
«Удовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему слабые знания, но владеющему основными разделами программы практики, необходимым минимумом знаний и способному применять их по образцу в стандартной ситуации
|
Неудовлетвори-тельно
|
«Неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему поверхностные знания, что не позволяет ему применять приобретенные знания даже по образцу в стандартной ситуации
|
Обучающийся, работа которого признается неудовлетворительной, отстраняется от практики. По решению заведующего кафедрой ординатору назначают другие сроки прохождения практики.
Оценивание практической подготовки4
Практические задания (манипуляции) выполняются студентом самостоятельно.
Оценка
|
Требования к практической подготовке
|
Зачтено
|
выставляется обучающемуся, освоившему практические навыки и способному применять их в стандартной и нестандартной ситуации
|
Не зачтено
|
выставляется обучающемуся, не освоившему практические навыки и неспособному применять их по образцу в стандартной ситуации
|
7.Учебно-методическое обеспечение, необходимое для проведения практики 7.1.Основная литература Основная литература
№ п/п
|
Наименование
| -
|
Заболевания детей раннего возраста. Избранные лекции по педиатрии. Под ред. Проф. О.В. Зайцевой М. 2013г. 232 с.
| -
|
Заболевания детей старшего возраста. Избранные лекции по педиатрии. Под ред. Проф. О.В. Зайцевой М. 2015 г. 248 с.
| -
|
Инфекционные болезни у детей. Под ред. Проф. О.В. Зайцевой, А.В. Сундукова М. 2014г. 224 с.
| -
|
Поликлиническая педиатрия. Под реб А.А.Баранова. М., 2012
| -
|
Иммунопрофилактика-2014. В.К.Таточенко, Н.А.Озерецковский, А.М.Федоров. М., 2014
| -
|
|
7.2.Дополнительная литература 7.3.Методические указания для обучающихся о порядке подготовки отчетности по практике
№ п/п
|
Методическая литература для обучающихся
| -
|
| 7.4.Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» дисциплины (модуля) Педиатрия
№ п/п
|
Наименование ресурса
|
Адрес сайта
| -
|
Общероссийская социальная сеть «Врачи РФ
|
1. https://vrachirf.ru/company-announce-single
| -
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации
|
https:// rosminzdrav.ru
| -
|
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
|
https://ffoms.ru
| -
|
Всемирная организация здравоохранения
|
https:// WHO.int
| -
|
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения.
|
https://mednet.ru
| -
|
Федеральная служба государственной статистики.
|
https://gks.ru
| -
|
Электронный журнал Государственный менеджмент.
|
https://gosman.ru
| -
|
Экспертная сеть по вопросам управления.
|
https://gosbook.ru
| -
|
Международный информационно-образовательный портал для врачей
|
Univadis.ru
| -
|
Сайт Союза педиатров России
|
pediatr-russia.ru
| -
|
Сайт Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины
|
raspm.ru
| -
|
Портал Мир Врача
|
| -
|
Научная электронная библиотека.
|
www.ЕLIBRARY.ru
|
8.Материально-техническая база, необходимая для проведения практики
При реализации образовательной программы для проведения практики
| |
Название практики
|
используются следующие компоненты материально-технической базы:
| | -
Материально-технический фонд
| |
Аудиторный фонд предлагает обустроенные аудитории для проведения аудиторных занятий. Они оснащены столами, стульями, досками, техническим оборудованием. Практики проводятся на клинических базах, с которыми заключены соответствующие договора
№ п/п
|
Перечень помещений5
| -
|
Ул.Рубцовско-Дворцовая 1/3, ГБУЗ «ДГБ св.Владимира ДЗМ», корпуса 2а, 3, 9, отделения неонатологии, грудного возраста, респираторной патологии, гастроэнтерологии, нефрологии, боксировпанное
| -
|
Ул Москворечье, 20, ФГБУЗ ЦДКБ ФМБА России ФГБУЗ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА, отделение патологии старшего возраста, аллергологии
|
Для проведения аудиторных занятий используется различное оборудование.
№ п/п
|
Наименование темы занятия
|
Оборудование6
| -
|
Общие вопросы педиатрии. Пропедевтика детских болезней
|
Мультимедийная установка, компьютер с типовыми задачами, анализы крови, мочи, протоколы НСГ, УЗИ внутр. органов, тазобедренных суставов, Эхо-КГ, ЭКГ
| -
|
Заболеваний новорожденных и грудных детей
|
Мультимедийная установка, компьютер с типовыми задачами, анализы крови, мочи, протоколы НСГ, УЗИ внутр. органов, тазобедренных суставов, Эхо-КГ, ЭКГ
| -
|
Заболевания детей раннего возраста
|
Мультимедийная установка, компьютер с типовыми задачами, анализы крови, мочи, УЗИ внутр органов, ЭКГ, Эхо-КГ, рентгенограммы, результаты аллергопроб
| -
|
Заболевания детей старшего возраста
|
Мультимедийная установка, компьютер с типовыми задачами, анализы крови, мочи, результатами УЗИ, ЭГДС, рентгенограммы
| -
|
Детские инфекционные болезни. Вакцинация
|
Мультимедийная установка, компьютер с типовыми задачами, анализы крови,мочи, результаты серологических и иммунологических исследований
|
Москва 2015
Поделитесь с Вашими друзьями: |