Профилактика наркомании и спайсовой зависимости в образовательной среде
Социальный педагог: Поплавская М.Л.
2018
Прежде чем говорить о наркомании, следует разобраться в самом понятии-наркотик.
Наркотик(слово греческое) означает – приводящий в оцепенение, ступор.
Наркотики – это опасные и вредные вещества, вызывающие необратимые процессы в организме человека и приводящие к развитию психической и физической зависимости, т.е. к развитию тяжелого заболевания-наркомании.
Краткий исторический аспект.
Возраст исторических свидетельств об изготовлении и употреблении психоактивных веществ насчитывают более семи тысяч лет.
Например, в трактатах Древнего Египта упоминается опий, наркотические свойства мака описываются в «Илиаде» Гомера, древние инки использовали коку в ритуальных целях. Наибольшей активности рынок опия достиг в 19 веке.
Каннабисиспользовался в Центральной Азии, Китае, Индии, Ближнем и Среднем Востоке, Африке и Америке.
Эпидемиякокаиновойнаркомании захлестнула США в начале ХХ века.
В СССР в 60-е, 70-е годы процент наркомании был мизерным. Причиной этого был «железный занавес», изолировавший СССР от других стран, жесткий контроль над гражданами и невысокая степень коррумпированности чиновников.
В состав наркоманов входили, в основном, морфисты, получившие зависимость во время лечения от тяжелых заболеваний.
Поэтому профилактика сводилась к предупреждению людей об опасности употребления морфия в качестве медикамента.
В уголовном кодексе СССР не было статьи об изготовлении и распространении наркотиков.
К концу 70-х игнорировать резкое увлечение наркозависимых власти уже не могли, но проблему замалчивали.
80-е годы стали формированием нового образа наркомана.
Молодежь стала употреблять внутривенно опий, эфедрин, перветин, появились любители покурить марихуану.
В конце 90-х страну охватила настоящая эпидемия наркотической заразы среди подростков. Смертность от передозировки в то время была на пределе. Менялись наркотики, появилось большое количество синтетических. Так называемые «дискотечные» наркотики распространялись в местах массового скопления молодежи, на дискотеках, в образовательных учреждениях. Появились наркопритоны.
В России понятие «наркотик» стало юридическим термином после принятия ГД РФ закона № 3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Закон трактует, что наркотиками считаются субстанции и препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежащих контролю в Российской Федерации.
В настоящее время в России отмечается распространение веществ, схожих по действию на организм человека с наркотическими средствами и психотропными веществами, но не запрещённых к обороту. Это широкий круг производных индолового и индазолового ряда, применяемых наркопроизводителями в составе «курительных смесей».
Что же происходит сейчас?
Сейчас синтетические наркотики нового поколения обрели популярность среди молодежи.
Спайс, соль, микс – все это опаснейшие наркотики сильного стимулирующего действия, разрушающие психику человека. Они обрели популярность благодаря дешевизне и доступности. Спайс распространяется через интернет и закладки, о месте нахождения которых извещают в СМС сообщениях.
Согласно Федеральному закону то 03.02.2015г. № 7-ФЗ были внесены изменения в статью 2.2 № 3-ФЗ о том, что в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.
«Спайс» - это слово позаимствовано у англичан и означает пряность или траву. Оно не носило негативного оттенка, пока американские ученые не изобрели искусственную смесь, которая обладала эффектом тяжелейшего наркотика.
Спайс – это ряд разных трав, пропитанных химическими веществами. Большой проблемой стало быстрое распространение этого вещества никем не контролируемое, т.к. мало, кто знал о его страшных последствиях.
Наконец, поняв масштабы трагедии, осознав количество зависимых, власти многих стран, в том числе и России в 2010 году наложили запрет на использование и распространение курительных смесей.
Несмотря на это, спайсы продолжают распространять в молодежной среде, и наркотизация набирает свои обороты.
Последствия зависимости от спайса приводит в ужас – это тяжелые формы психопатии, шизофрении, уход в нереальный мир, необратимые нарушения работы головного мозга.
В состоянии «кайфа» человек становиться жестоким, у него пропадает контроль над эмоциями, исчезают духовно-нравственные ограничения и самоконтроль. Обкурившиеся молодые люди легко совершают правонарушения, убийства, выбрасываются из окон, бегают голыми по улицам, видят галлюцинации и т.д. Когда действие спайса заканчивается, они часто не помнят, что с ними происходило.
Спайсы нарушают нервную систему до такого состояния, что при прекращении употребления человек не может вернуться к нормальному состоянию. Психозы сохраняются длительное время. Часто спайсовые наркоманы попадают в психиатрические клиники и им требуется длительное лечение.
Отследить и определить точный химический состав спайсовой смеси невозможно (китайские производители спайса постоянно модифицируют формулу наркотического вещества). Поэтому эффект и последствия от воздействия спайсов предугадать очень сложно.
Лечение спайсовой зависимости намного труднее традиционного лечения наркомании.
Всегда лечить болезнь гораздо труднее, чем предотвратить её.
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от наркотиков берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Поэтому профилактика наркозависимости должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этого в образовательных учреждениях проводится профилактическая работа, включающая лекции, семинары, тренинги, демонстрации фильмов, социально-психологическое тестирование, просветительскую работу среди родителей, педагогов, организацию досуга и многое другое.
Учитывая актуальность проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Формирование у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ реализуется за счет мероприятий целостной профилактической системы.
В терминологии ВОЗ различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Задачу первичной профилактики ставят предупреждение употребления наркотиков. В методике этой профилактики существует четыре основных направления:
активная воспитательная работа среди молодежи и подростков;
санитарно-гигиеническое воспитание населения;
общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков;
административно-законодательные меры.
Вторичная профилактика наркомании - это раннее выявление лиц, эпизодически употребляющих психоактивные вещества, и их лечение, а также предупреждение рецидивов и проведение поддерживающей терапии.
В задачу третичной профилактики входят социальная и медицинская реабилитация больных наркоманией.
Система профилактики наркомании будет более эффективной если:
подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
осознание сущности наркотической зависимости будет идтипараллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Информация по профилактике наркомании должна соответствовать следующим требованиям:
быть позитивной и не иметь оттенка безысходности;
негативная информация должна освещать трагические последствия употребления алкоголя и наркотиков;
в СМИ не должны демонстрироваться сцены употребления наркотиков и алкоголя;
любая публикация должна быть в виде понятной информации и соответствовать рекомендациям по профилактике употребления алкоголя и наркотиков;
каждая публикация должна иметь мотивационное воздействие на адресную аудиторию;
подготовку материалов должны осуществлять только специалисты – наркологи, психологи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники;
любую информацию по профилактике наркомании и алкоголизма должен одобрить специальный экспертный совет.
Поделитесь с Вашими друзьями: |