Надымский район туристический: истоки, настоящее, будущее…



Скачать 499.8 Kb.
страница1/23
Дата14.10.2018
Размер499.8 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

НАДЫМСКИЙ РАЙОН ТУРИСТИЧЕСКИЙ: истоки, настоящее, будущее…

Сегодня развитие въездного туризма является одним из условий, обеспечивающих привлекательность любой территории, перспективным направлением в туриндустрии, способствующим сохранению культурно-исторических традиций и первозданной природы. Для того чтобы эффективно выполнять эту задачу, туризм должен быть коммерчески жизнеспособным, экономически стимулировать местное население сохранять окружающую природу и культурные достопримечательности, беречь и развивать традиционную культуру. Наряду с экономическим подходом, важен и другой – гуманитарный, этический, который основывается на методах образования, просвещения. Профессионально организованный экологический и этнографический туризм является важным направлением, важной частью стратегии рационального развития территории. Речь идет о «территории» в широком смысле: о естественной природной среде, о культурной среде, о техногенной среде и местном сообществе – населении – в целом.

Вот почему развитие этнографического, экологического, спортивно-экстремального туризма является важнейшим направлением деятельности Администрации муниципального образования Надымский район.

Краеведение Надымской Земли являет собой богатейшее поле для изучения и создания уникальных туристических продуктов. Оно включает в себя сложную историю открытия Древней Мангазеи, трагические страницы сталинских репрессий, беспримерную героическую эпопею газового освоения Севера. Но, несомненно, главным его компонентом было, есть и будет богатейшее прошлое и настоящее исконных жителей полуострова – представителей малочисленных коренных народов Севера.

На огромном пространстве России существуют считанные единицы территорий, где аборигенное население сохранило тысячелетний уклад жизни, где современная техногенная цивилизация гармонично сосуществует с миром древней, первозданной Тундры. Это сложное единство и есть дух нашей «малой родины» - Надымской Земли. Постичь его – значит стать самым преданным, убежденным патриотом Севера.

Национальные села Ныда, Нори, Кутопьюган, оленеводческие бригады, стойбища ненцев в Надымской тундре – это живые очаги их культуры и быта. В современной российской и мировой туристической индустрии делают ставку на создание исторических реконстукций - этнографических ансамблей, деревень, музеев. Потому что вряд ли искушенному путешественнику удастся лицезреть сегодня настоящий жилой иглу в Канаде, или пальоса в Галисии, или типи в Перу.

Современная цивилизация поглотила самобытность очень многих малых народов, оставив нам суррогат их бытия. Ямал в этом ряду – счастливое исключение. Да, сегодня просторы Надымской тундры бороздят не только оленьи упряжки, но и мощные японские снегоходы. Да, сегодня спутниковая антенна подает телевизионный сигнал в чум оленевода. Да, сегодня «продвинутые» ненцы имеют в своем арсенале новейшую бытовую технику, сотовые телефоны, компьютеры …

НО! Как тысячи лет назад, они живут в своем единственно возможном жилище – ЧУМЕ, завещанном им предками, не променяв его на комфорт и удобства наших многоэтажек – муравейников. Как тысячи лет назад, они каслают оленей, подчиняясь только им известным законам Судьбы и Природы. Как тысячи лет назад, они хранят чистоту и доверчивость душ, мужество и стойкость сердец, древнее умение принимать и прощать пришельцев.

Вот почему Администрация Надымского района выступает организатором таких масштабных этнографических праздников, как Традиционные соревнования оленеводов на Кубок Губернатора ЯНАО, Международный день коренных народов, День рыбака и День села в национальных селах Надымского района Ныда, Нори, Кутопьюган…

Яркой «визитной карточкой» Надымской Земли туристической являются сегодня Традиционные соревнования оленеводов на Кубок Губернатора Ямала. За многолетнюю историю этого красочного спортивного праздника его гостями стали сотни туристов из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Первый раз команды всех оленеводческих хозяйств Ямала собрались на День оленевода 19 лет назад. В 1995 году по инициативе мэрии Надыма и Надымского района и градообразующего предприятия «Надымгазпром» состоялись первые соревнования оленеводов по национальным видам спорта. С тех пор традиция ежегодного спортивного праздника не прерывалась ни разу. Для коренного населения День оленевода стал, пожалуй, самым главным и любимым «профессиональным» праздником. Он очень престижен, поэтому сотни участников выбираются на эти дни из тундры в город и демонстрируют свои умения и навыки.
В 1997 году в Надыме проходил I Учредительный конгресс оленеводческих народов мира. На Надымской земле собрались представители Норвегии, Швеции, Финляндии, Канады, Монголии, Китая, Дании, США, Гренландии.

В 2006 году традиционные соревнования оленеводов вышли на новый уровень – им присвоен статус окружных, а спортсмены состязаются за главный приз – Кубок Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.

За продолжительную историю соревнований оленеводов сложились определенные традиции праздника, придающие ему неповторимые особенности и яркий колорит. Обычно с самого утра оленеводы из дальних уголков ямальской тундры, разбившие свои стойбища неподалеку от Надыма, съезжаются в город, где их уже поджидают устроители соревнований. В первый день, как правило, спортсмены и гости праздника осматривают город, посещают музеи и выставки. Но самое интересное начинается вечером – праздничная встреча оленеводов. Ни для кого не секрет, что каслающие оленей в тундре оленеводы не имеют возможности часто собираться вместе. Их разделяют многие десятки и сотни километров заснеженных пространств, поэтому подобные встречи в День оленевода – уникальная возможность возобновить старые связи, завязать новые знакомства, наладить деловые контакты, а главное – ощутить свою национальную общность.

На следующий день на площади у озера Янтарное разворачиваются состязания по национальным видам спорта, рожденным когда-то в суровых условиях северной тундры.

Виды соревнований подсказаны самой жизнью: метание тынзяна на хорей (кожаного аркана на пастуший шест) – это проверка ловкости и сноровки, прыжки через нарты и тройной национальный прыжок – это имитация преодоления ручьев на пересеченной местности. Кроме того, спортсмены соревнуются в национальной борьбе, в перетягивании палки, в беге на лыжах и оленьих гонках. То есть каждый вид спорта имеет прямое отношение к повседневной жизни.

Наиболее зрелищное состязание - гонки на оленьих упряжках. Несущиеся по берегу озера нарты, поднимающие облака снежной пыли; азартные и повелительные крики возниц, управляющих оленями с помощью шестов - хореев; горячие эмоции людей, которые передаются обычно таким меланхоличным животным — всё это создаёт удивительную атмосферу «полярного ипподрома», на котором залогом победы является не только сила, ловкость и умение тундровика, но и его способность понимать животное, сродниться с ним.

Не меньший интерес, чем спортивные соревнования, вызывает культурно-познавательная программа праздника. Концерты, которые проходят в эти дни, объединяют различные культуры — звучат мелодии тундры и песни тех народов, представители которых в разные времена приехали осваивать богатства края и навсегда сроднились с Севером.

Опыт Надымского района доказывает, что проблемы малочисленных народов Севера могут успешно решаться только при условии активной поддержки коренного этноса со стороны властных структур. В Надымском районе обеспечено гармоничное сосуществование на одной территории различных культур, что привело к их взаимному обогащению и развитию взаимопонимания и дружбы между разными народами. Такое сотрудничество, при условии развития туристической инфраструктуры, служит многообещающим залогом продвижения на региональном рынке ярких этнографических праздников, по национальному колориту и привлекательности сравнимых с бразильским и венецианским карнавалами, испанской корридой, фестивалем «Октоберфест» в Мюнхене, парадом цветов в Амстердаме и т.д.

…Оленеводство кажется таким же древним, как и сам Север. Хотя на пространствах тундры ход столетий ощущается совсем по-иному, кочевники Арктики вместе со всем человечеством вступили в новое столетие. XXI век призван открыть эру сотрудничества традиции и современности, эру взаимодействия исконных форм человеческого бытия и постинформационных технологий. И Надым сегодня является одним из тех мест на планете, где наиболее чётко слышен ритм грядущего, а диалог цивилизаций превращается из прекрасной гуманистической мечты в повседневную реальность.

Продолжая сохранение этнотрадиций, Администрация Надымского района активно участвует в поддержке актуальных молодежных инициатив. Так, в августе 2013 года Управление по делам молодежи и туризму выступило организатором этнографической экспедиции «По следам предков», которая позволила ее молодым участникам не умозрительно, а в режиме реальных условий погрузиться в жизнь наших СОседей, СОбратьев, СОплеменников – ненцев.

Экспедиция «По следам предков» проводилась в период летних каникул, с 1 по 10 августа 2013 г., в районе национального ненецкого села Надымского района Кутопьюган.

Участниками экспедиции стали представители молодежного сообщества Надымского района в возрасте от 14 до 30 лет.

Экспедиция состояла из трех этапов: подготовительного, практического и камерального.

Подготовительный этап включал в себя создание теоретической подготовленности участников экспедиции, состоящей из разработки туристического маршрута экспедиции, ее программы и положения о проведении, специальных лекций по истории родного края, подготовки необходимого туристского снаряжения, составления продуктовой раскладки с учетом местных условий и возможностей и т.д.

Туристско-спортивная подготовка выполнялась всеми участниками экспедиции. Навыкам поведения в экстремальных условиях Севера, преодоления водных препятствий, оказания первой доврачебной помощи ребят обучали члены Центра экстремальных и высокогорных дисциплин «НОРД», Станции скорой медицинской помощи.

Архивные материалы ребята изучали в Музее истории и археологии, с этнографической экспозицией о жизни ненцев они познакомились в Эколого-методическом центре Управления культуры «Дом природы». Кроме того, была изучена коллекция экспонатов — предметов быта коренных народов района: макет чума, нарты, хозяйственные постройки, хлебная печь; предметы народных промыслов (приспособление для рыбной ловли «морда», облас, разновидности стрел, аркан для ловли оленей и др). Участники предстоящей экспедиции в Центральном библиотечном селекторе под руководством его работников и членов Надымского литературного объединения погружались в лирическую атмосферу произведений Романа Ругина, Нины Ядне, Леонида Лапцуя, Махмуда Габделя, Николая Дудникова и других талантливых ямальских писателей и поэтов. Предметом глубокого изучения юных этнографов стал также 2-х томный сборник Вадима Гриценко «История Ямальского Севера».

Практический этап состоял из водного путешествия по реке Надым и Обской Губе к месту проведения экспедиции, самого непосредственного пребывания в стойбище Танопчи, посещения священных мест ненецкого народа, экскурсий в соседние стойбища Нёйто, Ярцанги, Непупыя, село Кутопьюган и т.д.

Наибольший интерес на данном этапе у ребят вызвало знакомство с национальным ненецким жилищем – чумом. Сергей Сало, участник граффити-студии Дома молодежи «АРТ-дизайн», выполнил его зарисовку.



ris-1-red-1

Рис. Жилой чум на стойбище ненецкой семьи Танопчи.

Проживая в стойбище, участники экспедиции погрузились в атмосферу уникального образа жизни ненцев, которые сочетают социально-бытовые потребности человека с трепетным и бережным отношением к природе.

На протяжении всей экспедиции молодежь проводила вечера игр и сказок ненецкого народа, викторины, импровизированные «круглые столы» за вечерним чаем, участвовала в национальных ненецких праздниках (День села, День рыбака, Ильин День, Международный день коренных народов).

Третий этап экспедиции – камеральный – был посвящен подведению ее итогов. Юные путешественники осуществляли предварительную обработку полевого материала, систематизировали собранные сведения, стали участниками пресс-конференции и тематической передачи Надымской студии телевидения «Ямал – мой дом».

Сезонный выбор экспедиции был предопределен несколькими факторами. Не секрет, что лето на Севере является периодом массовых отпусков, своеобразным досуговым вакуумом, когда основные учреждения для детей и молодежи работают по причине кадрового дефицита в режиме «лояльной нагрузки». Между тем все более значительная часть подростков и молодежи проводит летние каникулы, не покидая территории округа. В связи с этим очень остро стоит вопрос профилактики асоциальных явлений в молодежной среде в летний период. Данную проблему во многом можно решить, развивая малозатратные формы отдыха на территории Надымского района.

Кроме того, лето в тундре является наиболее удачным временем года, когда ребята в сравнительно благоприятных климатических условиях могут познакомиться с богатейшим спектром проявлений хозяйствования и быта ненцев: сбором дикоросов, рыбной ловлей, касланием оленей и т.д.

Ели же рассматривать проект в долгосрочной перспективе, то здесь, несомненно, интересен и его туристический аспект. Национальные села Ныда, Нори, Кутопьюган, оленеводческие бригады, стойбища ненцев в Надымской тундре – это живые очаги их культуры и быта. В современной российской и мировой туристической индустрии делают ставку на создание исторических реконстукций - этнографических ансамблей, деревень, музеев. Потому что вряд ли искушенному путешественнику удастся лицезреть сегодня настоящий, жилой иглу в Канаде, или пальоса в Галисии, или типи в Перу. На Надымской Земле любители этнографического и экологического туризма (а таковых немало особенно среди европейцев) смогут в полной мере насладиться красотами суровой северной природы, ощутить забытые умения жить с ней в гармонии… В этом отношении экспедицию «По следам предков» можно рассматривать как пилотный проект по разработке и продвижению на региональном рынке интересного комплексного туристического маршрута.

Не менее важным направлением в развитии внутреннего туризма является его историческая составляющая.

Проект «Дорога памяти» находится в стадии начальной реализации.

В 1-ой декаде сентября 2007 года специалистами Управления по делам молодежи и спорту была проведена теоретическая и практическая работа по подготовке учащихся и студентов к предстоящей IV Районной туристско - краеведческой экспедиции, посвященной 77-летию Надымского района. Участники прослушали курс лекционных и семинарских занятий об истории строительства «сталинской» железной дороги Салехард – Игарка в период с 1949 по 1953 год, обобщили имеющиеся сведения о предыдущих экспедициях, посетили постоянно действующую экспозицию «501-ая стройка» в Доме природы на предмет знакомства с собранными ранее предметами быта заключенных, отработали навыки поведения на природе.

В период с 19 по 23 сентября 2007 года Управлением по делам молодежи и спорту была организована экспедиция. Ее участники высадились на железнодорожном разъезде Глухариный, в районе реки Лимбяяха. В состав экспедиции вошли специалисты управления, учащиеся и студенты – члены Городского совета старшеклассников и студентов, представители Центра развития высокогорных экстремальных видов спорта «Норд», работники эколого-методического центра «Дом природы», Надымской студии телевидения, Центральной районной больницы. В течение 4-х дней ими были обследованы лагерные пункты на железнодорожных разъездах Глухариный, Волчий, Орлиный. Кроме ранее выявленных, были обнаружены новые хорошо сохранившиеся объекты в лагпункте Глухариный. Предположительно они классифицированы участниками как «хозяйственные постройки». В ходе экспедиции зафиксированы факты значительного разрушения и уничтожения многих ранее вполне сохранных объектов.

Участниками экспедиции велась фото и видеосъемка, на материале которых специалистам (историкам, музейным работникам, строителям, реставраторам) предстоит произвести экспертизу и определить основные направления работы по сохранению и восстановлению лагпунктов 501-ой стройки в районе р.Лимбяяха.
Поставленные цели и задачи проекта достигаются путем накопительно-исследовательского и практического методов. Поэтому на начальном этапе реализации проекта необходимо собрать как можно больше фактического материала. Это позволила сделать экспедиция, в ходе которой были собраны артефакты в виде предметов быта заключенных, накоплен фото и видеоматериал, сделаны подробные дневники экспедиции.

Данный материал ляжет в основу исследовательской и рекомендательной работы группы экспертов (историков, краеведов, музейных работников, культурологов и др.) по дальнейшей реализации проекта.

Организаторам проекта важно также на данном этапе разработать проекты возможных экскурсионно-туристических маршрутов, ориентированных на различную аудиторию (с учетом ее возрастных, социальных, профессионально-корпоративных интересов).

Не менее значимой станет на начальном этапе просветительская работа среди населения, особенно в молодежной аудитории. Здесь предусмотрены такие формы работы, как волонтерские лектории, диалоговые площадки (проводят участники экспедиции), передвижные фотовыставки и т.д. Выпуск медиа и печатной продукции (фильмы, тематические теле и радиопередачи, газетные статьи, дневники экспедиции, исторические релизы и очерки, фотоальбомы, презентационные сборники и буклеты) позволит привлечь к данной проблеме более широкую аудиторию.




Каталог: bitrix -> templates

Скачать 499.8 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23




©zodomed.ru 2024


    Главная страница