МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский учебно-научно-методический центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Для всех специальностей среднего медицинского и фармацевтического образования Базовый уровень подготовки
Москва
2002
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский учебно-научно-методический центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
образовательных медицинских
учреждений и кадровой политики
Н.Н. Володин
_______________________
“____” _________2002 г.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Для всех специальностей среднего медицинского и фармацевтического образования Базовый уровень подготовки
Москва
ВУНМЦ
2002
Авторы: директор Арзамасского медицинского училища Трофимова Г.А., заместитель директора Арзамасского медицинского училища по научно-методической работе, доктор медицинских наук Лавровский С.Н., преподаватель русского языка и культуры речи Арзамасского медицинского училища Александрова Ж.С.
Рецензент: профессор кафедры русского языка Арзамасского Государ-ственного педагогического института им. А.П. Гайдара, доктор филологических наук Климкова Л.А.
Примерная программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для всех специальностей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная типовая программа предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки студентов средних специальных медицинских и фармацевтических учебных заведений по русскому языку и культуре речи.
В соответствии с ГОСТом в области русского языка и культуры речи студент должен знать:
-
различия между языком и речью;
-
функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
-
нормы русского литературного языка;
-
специфику устной и письменной речи;
-
правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
студент должен уметь:
-
строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
-
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
-
устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
-
пользоваться словарями русского языка.
Настоящая программа ставит следующие цели:
-
Закрепить и углубить знания, развить умения студентов по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи.
-
Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов, а также расширить знания по культуре речи.
-
Закрепить и расширить знания студентов о тексте, функциональных стилях, совершенствуя методы общения среднего медицинского работника.
-
Способствовать развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе.
Изучение курса русского языка завершается в 9 классе общеобразовательной средней школы, но продолжение работы по русскому языку и культуре речи на первом году обучения в медицинских училищах, колледжах необходимо потому, что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различных предметов, в которых родной язык используется в форме особых разновидностей научного стиля, а, во-вторых, потому, что на занятиях по специальным предметам студенты сталкиваются с необходимостью оформлять свои работы в соответствии с нормами русского литературного языка.
Вместе с тем специальная работа по русскому языку необходима для поддержания всех типов и видов языковых и речевых умений на должном уровне и для осознания родного языка как необходимого элемента культуры человека.
Программа состоит из двух разделов.
Раздел I содержит несколько частей: «Фонетика и орфоэпия», «Графика и орфография», «Лексика и фразеология», «Морфемика», «Грамматика и правописание». Все эти части изучаются применительно к культуре речи.
Целью Раздела I является повторение и углубление знаний, полученных студентами в неполной средней общеобразовательной школе, а также обучение студентов русскому языку на качественно новом уровне, предполагающем ориентацию на формирование базовых профессиональных знаний, умений, необходимых для деятельности средних медицинских работников.
Рекомендуется включать в занятия профессиональную терминологию, синтаксические конструкции, позволяющие студентам грамотно использовать их в своей деятельности, что является неотъемлемой частью культуры человека.
Раздел II является главным в программе. Цель данного раздела – рассмотрение функциональных стилей речи русского языка, специфики и жанра каждого стиля. Особое внимание уделяется научному, официально-деловому и публицистическому стилю. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к обучаемым с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у студентов в связи с окончанием учебных заведений и вступлением в самостоятельную жизнь.
Кроме того, целью раздела является практическое овладение научным, официально-деловым, публицистическим и разговорными стилями речи, а также их основополагающими элементами. Изучение научного стиля позволяет студентам овладеть умениями работы с такими жанрами как реферат, статья, обзор, что позволит использовать эти знания на межпредметной основе: восприятие и переработка текстов, учебных пособий по спецпредметам. Овладение официально-деловым стилем речи предполагает использование знаний при составлении специфических документов, грамотном заполнении бланков, необходимых в медицинской практике. Работа по изучению публицистического и разговорного стилей ставит своей целью научить студента приемам грамотного общения с пациентом или аудиторией, развивать и совершенствовать коммуникативные способности среднего медработника.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
№ п/п
| Наименование разделов и тем |
Минимальное количество часов при очной форме обучения
|
всего
|
в том числе практич.
занятий
|
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
II.
2.1.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.
2.2.4.
2.3.
|
Основные разделы русского языка. Культура речи. Нормы русского литературного языка.
Цели изучения русского языка. Понятие культуры речи. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.
Фонетика и орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные правила русского литературного произношения.
Графика и орфография. Позиционный принцип русской графики. Принципы русской орфографии. Основные типы орфограмм.
Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические нормы. Лексические ошибки и способы их устранения. Основные типы словарей.
Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология.
Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения.
Морфология. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения.
Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления.
Пунктуация. Основные правила употребления знаков препинания.
ИТОГО по разделу Лингвистика текста. Практическая стилистика. Культура речи и общения.
Текст. Основные виды работы с текстом.
Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля.
Научный стиль речи. Жанры. Виды работ с научным текстом.
Официально-деловой стиль речи. Жанры. Элементы общения, деловое общение. Оформление документов, используемых в медицинской практике
Публицистический стиль речи. Жанры. Элементы общения. Общение с аудиторией.
Разговорный стиль речи. Общение с пациентом.
Итоговое занятие.
ИТОГО по разделу |
2
4
2
4
2
2
6
4
2
28
6
20
2
28
|
2
4
2
4
2
2
6
4
2
28
6
20
2
28
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |