Примерная программа русский язык и культура речи



страница1/4
Дата25.04.2016
Размер319 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский учебно-научно-методический центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


Для всех специальностей среднего медицинского и
фармацевтического образования
Базовый уровень подготовки


Москва

2002

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский учебно-научно-методический центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию


УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента

образовательных медицинских

учреждений и кадровой политики



Н.Н. Володин

_______________________

____” _________2002 г.


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ



Для всех специальностей среднего медицинского и
фармацевтического образования
Базовый уровень подготовки


Москва

ВУНМЦ

2002

Авторы: директор Арзамасского медицинского училища Трофимова Г.А., заместитель директора Арзамасского медицинского училища по научно-методической работе, доктор медицинских наук Лавровский С.Н., преподаватель русского языка и культуры речи Арзамасского медицинского училища Александрова Ж.С.
Рецензент: профессор кафедры русского языка Арзамасского Государ-ственного педагогического института им. А.П. Гайдара, доктор филологических наук Климкова Л.А.

Примерная программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для всех специальностей.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная типовая программа предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки студентов средних специальных медицинских и фармацевтических учебных заведений по русскому языку и культуре речи.

В соответствии с ГОСТом в области русского языка и культуры речи студент должен знать:


  • различия между языком и речью;

  • функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • нормы русского литературного языка;

  • специфику устной и письменной речи;

  • правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

студент должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

  • анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • пользоваться словарями русского языка.


Настоящая программа ставит следующие цели:

  1. Закрепить и углубить знания, развить умения студентов по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи.

  2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов, а также расширить знания по культуре речи.

  3. Закрепить и расширить знания студентов о тексте, функциональных стилях, совершенствуя методы общения среднего медицинского работника.

  4. Способствовать развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе.

Изучение курса русского языка завершается в 9 классе общеобразовательной средней школы, но продолжение работы по русскому языку и культуре речи на первом году обучения в медицинских училищах, колледжах необходимо потому, что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различных предметов, в которых родной язык используется в форме особых разновидностей научного стиля, а, во-вторых, потому, что на занятиях по специальным предметам студенты сталкиваются с необходимостью оформлять свои работы в соответствии с нормами русского литературного языка.

Вместе с тем специальная работа по русскому языку необходима для поддержания всех типов и видов языковых и речевых умений на должном уровне и для осознания родного языка как необходимого элемента культуры человека.

Программа состоит из двух разделов.



Раздел I содержит несколько частей: «Фонетика и орфоэпия», «Графика и орфография», «Лексика и фразеология», «Морфемика», «Грамматика и правописание». Все эти части изучаются применительно к культуре речи.

Целью Раздела I является повторение и углубление знаний, полученных студентами в неполной средней общеобразовательной школе, а также обучение студентов русскому языку на качественно новом уровне, предполагающем ориентацию на формирование базовых профессиональных знаний, умений, необходимых для деятельности средних медицинских работников.

Рекомендуется включать в занятия профессиональную терминологию, синтаксические конструкции, позволяющие студентам грамотно использовать их в своей деятельности, что является неотъемлемой частью культуры человека.
Раздел II является главным в программе. Цель данного раздела – рассмотрение функциональных стилей речи русского языка, специфики и жанра каждого стиля. Особое внимание уделяется научному, официально-деловому и публицистическому стилю. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к обучаемым с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у студентов в связи с окончанием учебных заведений и вступлением в самостоятельную жизнь.

Кроме того, целью раздела является практическое овладение научным, официально-деловым, публицистическим и разговорными стилями речи, а также их основополагающими элементами. Изучение научного стиля позволяет студентам овладеть умениями работы с такими жанрами как реферат, статья, обзор, что позволит использовать эти знания на межпредметной основе: восприятие и переработка текстов, учебных пособий по спецпредметам. Овладение официально-деловым стилем речи предполагает использование знаний при составлении специфических документов, грамотном заполнении бланков, необходимых в медицинской практике. Работа по изучению публицистического и разговорного стилей ставит своей целью научить студента приемам грамотного общения с пациентом или аудиторией, развивать и совершенствовать коммуникативные способности среднего медработника.



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

п/п


Наименование разделов и тем

Минимальное количество часов при очной форме обучения

всего

в том числе практич.

занятий

I.
1.1.

1.2.


1.3.

1.4.

1.5.

1.6.


1.7.

1.8.

1.9.

II.
2.1.

2.2.
2.2.1.


2.2.2.

2.2.3.
2.2.4.


2.3.

Основные разделы русского языка. Культура речи. Нормы русского литературного языка.

Цели изучения русского языка. Понятие культуры речи. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.

Фонетика и орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные правила русского литературного произношения.

Графика и орфография. Позиционный принцип русской графики. Принципы русской орфографии. Основные типы орфограмм.

Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические нормы. Лексические ошибки и способы их устранения. Основные типы словарей.

Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология.

Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения.

Морфология. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения.

Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления.

Пунктуация. Основные правила употребления знаков препинания.


ИТОГО по разделу

Лингвистика текста. Практическая стилистика. Культура речи и общения.


Текст. Основные виды работы с текстом.

Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля.

Научный стиль речи. Жанры. Виды работ с научным текстом.

Официально-деловой стиль речи. Жанры. Элементы общения, деловое общение. Оформление документов, используемых в медицинской практике

Публицистический стиль речи. Жанры. Элементы общения. Общение с аудиторией.

Разговорный стиль речи. Общение с пациентом.

Итоговое занятие.

ИТОГО по разделу


2

4

2


4

2



2

6


4
2

28

6
20

2

28


2

4

2


4

2



2

6


4
2

28

6
20



2

28

Каталог: uploads -> files -> 2010-12
2010-12 -> «Иммунопатологические процессы. Иммунодефицитные состояния. Амилоидоз. Морфология нарушений иммуногенеза»
2010-12 -> Методические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям по патологической анатомии головы и шеи
2010-12 -> «Кариес. Этиология. Патогенез. Морфогенез кариозного процесса. Пульпит. Периодонтит.»
2010-12 -> Методические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета для практических занятий по патологической анатомии
2010-12 -> Вопросы к экзамену по практике
2010-12 -> Зборовский А. Б
2010-12 -> Методические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям по патологической анатомии головы и шеи
2010-12 -> Медико-биологический факультет
2010-12 -> Методические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета для практических занятий по патологической анатомии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница