Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации А. И. Баукина
поселка Радовицкий
Шатурского муниципального района Московской области
«Утверждаю»
Директор школы
______________________________
Протокол педсовета №________
от ________________
Приказ по школе №________
от ________________
Рабочая программа
элективного курса «Задачи по генетике» для учащихся 9 класса
базового уровня
Составитель Царева Светлана Евгеньевна
учитель биологии.
2013 г.
Пояснительная записка
Возрастает роль биологического образования в школе. XXI век многие провозглашают веком генетики. Общая биология и генетика фундамент современной медицины. Залогом здоровья людей служит полноценная деятельность генетической программы во всех клетках человека. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нарушение генетического аппарата человека оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья. Человек – существо социальное и каждый обладает своими биологическими особенностями, определенными генотипами. Все законы генетики к нему применимы. Современная генетика влияет на развитие здравоохранения и медицины. Это диагностика, лечение и профилактика наследственных и ненаследственных болезней на генном уровне. Актуальность и социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения предполагает создание элективного курса «Загадки и тайны генов», посвященного изучению генетики человека. Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе.
Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Программа курса предусматривает более детальное изучение основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода. В курсе обучения предусматривается освоение основных методов генетики и формирования умений и их использования в практике решения задач.
Содержание курса рассчитано на 6 часов. Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний раздела «Генетика», активизировать познавательную деятельность учащихся. Особенность занятий – их проблематичный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые имеют большое практическое значение для каждого человека. Курс имеет важное значение для воспитания здорового образа жизни и формирования экологической культуры учащихся.
Цель курса: изучение проблем генетики человека на основе молекулярной генетики, показать, как знание генетики помогает выяснить причины целого ряда наследственных заболеваний, своевременно ставить диагноз и в целом ряде случаев находить меры лечения.
Задачи курса:
-
показать разнообразие материала, который будет предложен учащимся при изучении курса
« Общая биология» в старшей школе;
-
показать ряд проблем, на которые нет однозначных ответов в самой науке:
а) зачем изучают геном человека?
б) каково влияние окружающей среды на наследственность человека?
в) какова вероятность передачи наследственных заболеваний?
-
научить школьников определять факторы среды, которые могут влиять на те или иные признаки организма и обосновать последствия этого воздействия;
-
развивать умения и навыки решения генетических задач;
-
определиться с выбором профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медицина, фармакология, экология и др.)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
должны знать:
-
Основные закономерности генетики, изучить на примере генетики человека.
-
Строение гена, генома человека.
-
Мутации генные и хромосомные, вызывающие наследственные заболевания человека.
-
Наследование групп крови у человека.
-
Типы наследования признаков у человека.
-
Механизмы проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражение.
-
Профилактику СПИДа.
уметь:
-
Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение.
-
Работать со специальной литературой.
-
Делать сообщения.
-
Составлять родословные.
-
Решать генетические задачи.
-
Самостоятельно анализировать и делать выводы.
Содержание программы курса выделяет две части:
-
теоретическая;
-
практическая.
В теоретической части раскрываются особенности строения гена и генома, хромосомные и генные мутации вызывающие наследственные заболевания, их профилактика и лечение; иммунитет, его молекулярные механизмы, болезни иммунитета и качество среды обитания (раскрываем основы генетики человека и медицинской генетики).
В практической части предполагается решение генетических задач, подготовка сообщений.
Элективный курс предусматривает классно-урочную систему, лекционно-практическую, личностно-ориентированную педагогические технологии.
Для достижения поставленных целей и задач использую следующие методы и формы организации деятельности учащихся: лекции, практические занятия, подготовка сообщений, решение проблемных вопросов, решение генетических задач.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая
Планируемые результаты:
-
профессиональная ориентация
-
развитие навыков умения работать самостоятельно и в группе.
-
изучение курса способствует развитию кругозора учащихся.
-
овладение способам решения типовых задач по генетике
-
научиться составлять и анализировать родословную
Форма зачёта: тестирование по окончании курса
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химического производства. Органическая химия. Строение и функции органических молекул (ДНК, РНК). Физика. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Программа предусматривает использование типового оборудования кабинета школы.
Учебно-тематический план курса.
№ п/п
|
Темы
|
Всего часов
|
Лекции
|
Практич. часть
|
1
|
Наследственная информация и реализация её в клетке
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Основы генетики человека
|
4
|
2
|
3
|
|
Всего:
|
6
|
3
|
3
|
Содержание изучаемого курса
Общее количество часов – 6.
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Занятие 1. Современное представление о гене. Тайны генома
Что представляет собой ген? Строение гена. Организация генома. Генотип эукариотических клеток. Развитие представлений о гене. Характеристика генов – особенности псевдогенов, уникальные гены, повторяющиеся гены, рекомбинирующие (прыгающие) гены, транспозоны. Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Хромосомный набор организма человека. Комплексные исследования генома человека. Методы современного молекулярно-генетического анализа. Генная терапия.
Демонстрации: таблицы, схемы строения гена эукариот, рисунки, модель ДНК, портреты ученых : Г. Мендель, фото хромосомного набора человека.
Занятие 2. Гены и здоровье. Профилактика наследственных заболеваний
Генетические факторы развития заболеваний. Наследственные заболевания связанные с мутациями (фенилкетонурия, галактоземия, ахандроплазия). Наследственные заболевания вызванные изменением числа хромосом (синдром Дауна, Патау, Эдвадса). Наследования сцепленные с полом (у женщин – синдром Шерешевского-Тернера, у мужчин синдром Клайнфельшера). Наследование сцепленное с X-хромосомой (гемофилия, дальтонизм). Проблемы онкологии. Летальные и полулетальные гены. Генетика и медицина.
Демонстрации: фото, рисунки, слайды «Наследственные болезни человека», кинофильм «Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на здоровье человека».
Занятие 3. Наследственность и группы крови человека.
Наследование групп крови у человека (система АВО) по типу серии множественных аллей. Действие трех аллей одного гена. Доминантные и рецессивные гены. Соотношение генотипов (гомозиготных и гетерозиготных) и групп крови. Принцип переливания крови. Частота встречаемости универсального донора и универсального реципиента (по двум параметрам: группа крови по системе АВО и резус-фактор). Наследование групп крови и медико-юридическое применение (установление отцовства).
Демонстрации: таблицы, схемы, портреты ученых : К. Ландштейнер.
Часть II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Занятие 4. Решение генетических задач
Моногибридное, дигибридное и полигибридное скрещивание.
Занятие 5. Решение генетических задач
Наследование групп крови по системе АВО у человека. Определение принадлежности детей их родителям, возможность переливания крови от родителей детям, определение потомства по генотипу отца и матери и т.д.Наследование сцепленное c полом, X-хромосомой (гемофилия, дальтонизм), наследование связанное с У-хромосомой (гипертрихоз). Доминирование генов и неполное доминирование (анофтальмия).
Занятие 6. Решение генетических задач. Зачет
Сцепленное наследование и кроссинговер.
ЛИТЕРАТУРА
-
Ауэрбах Ш. Генетика. Изд. «Атом», 1996.
-
Биологический энциклопедический словарь.
-
Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М., «Дрофа», 2000.
-
Биология. Энциклопедия для детей. Том 2. М., «Аванта +», 1994.
-
Богданова Т.Л. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. М., «Высшая школа», 1991.
-
Галушкова Н.И. Биология для поступающих в вузы. Способы решения задач по генетике. Волгоград. Изд. «Братья Гринины», 2000.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 т. М., Мир, 1998.
-
Дубинин Н.П. Общая биология. М., Просвещение, 1980.
-
Задачи по генетике в курсе общей биологии. М., Высшая школа, 1984.
-
Мамонтов Г.С. Биология для поступающих в вузы. М., Высшая школа, 1992.
-
Морозов Е.И. «Генетика в вопросах и ответах», Минск «Университет», 1989.
-
Рувинский А.О. Общая биология. М., «Просвещение», 1993.
Поделитесь с Вашими друзьями: |