Краткий обзор современного состояния



Скачать 306.79 Kb.
Pdf просмотр
Дата23.09.2017
Размер306.79 Kb.

1
УДК 636.1.088
Иванова Н.В., магистрант
ИППОТЕРАПИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС, КРАТКИЙ ОБЗОР
СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

В работе изучаются вопросы истории и современного состояния
иппотерапии, факторы, воздействующие на пациентов и специальные
возможности данного вида лечения и реабилитации
КЛЮЧЕВЫЕ
СЛОВА:
ИППОТЕРАПИЯ,
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ, ПСИХОГЕННЫЙ ФАКТОР, БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ
ФАКТОР
Возможности иппотерапии
Термин «Иппотерапия», является международным термином, обо- значающим использование общения с лошадью, верховой езды на лошади и в упряжках, в качестве средства лечения, реабилитации, воспитания, адаптации и интеграции. В разных странах, кроме этого общего для всего мира термина «иппотерапия», существуют еще и свои названия этого ме- тода: «терапевтическая верховая езда», «адаптивная (реабилитационная) верховая езда», «экитерапия», «верховая езда для инвалидов», райдтерапия и райттерапия, «эквотерапия», «эквинотерапия» и другие. Пионеры иппо- терапии в России перевели этот термин на русский язык как: «лечебная верховая езда» т.к. буквальный перевод слова «иппотерапия» - «лечение лошадью» - звучит на русском языке не очень корректно.
Россия запоздала с признанием иппотерапии почти на полвека! Ко- гда в 1991 году Марьян Ярошевский впервые произнес в России слово:
«Иппотерапия», в большей части развитых стран мира иппотерапия давно и прочно заняла свое достойное место среди методов и способов реабили- тации, особенно в детской реабилитационной практике.
Нельзя не вспомнить о том, что история человека на протяжении 25-
30 тысяч лет неразрывно связана с лошадью, о чем свидетельствуют на- скальные рисунки в пещерах, груды лошадиных костей у древних стоянок нашего предка, да и вся история человечества. Лошадь сначала кормила человека, затем сопровождала его в войнах и походах, помогала в хозяйст- ве, развлекала в цирке, на народных игрищах, помогала проявить силу и ловкость в конных состязаниях, таскала в шахтах тележки с углем. И не перечесть всего, что она могла и в чем помогала людям и, нет ничего уди- вительного в том, что, как оказалось лошадь еще может благотворно вли- ять на здоровье человека! Об этом знали еще во времена античного врача

2
Гиппократа, который утверждал, что больные и раненые поправляются быстрее и успешнее, если занимаются верховой ездой. Особо он отмечал, что верховая езда, кроме общеукрепляющего, обладает еще и благотвор- ным психологическим воздействием, и поэтому советовал меланхоликам заниматься верховой ездой, чтобы она освобождала всадников от «темных мыслей» и привлекала мысли веселые и ясные. А еще ученый придавал большое значение положительному влиянию «ритмичного и плавного» движения лошади на шагу.
К сожалению, позднее, эти замечательные возможности верховой ез- ды были преданы забвению, хотя время от времени в трудах некоторых ученых и медиков эпохи Средневековья и Эпохи Возрождения можно бы- ло найти упоминания о замечательных возможностях верховой езды как лечебного и восстанавливающего силы фактора.
В трактате самого яркого представителя французского Просвещения, философа и ученого Дени Дидро, вышедшем в свет в 1751г: «О верховой езде и значении ее для сохранения здоровья и обретении его снова», запи- сано: «в каждую эпоху считалось признанным, что физические упражне- ния являются наиболее надежным и эффективным способом поддержания пошатнувшегося здоровья. И среди физических упражнений, обладающих столь прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней, а также преду- преждать их, при первых же проявлениях». Особо рекомендовалась верхо- вая езда женщинам, как наиболее подверженным нервным заболеваниям.
Позднее, в 18-19 веках, иппотерапия стала понемногу возрождаться, и наиболее интенсивное развитие и признание получила в последние 30-40 лет 20-го столетия, заявив о себе, почти одновременно, в большинстве раз- витых стран.
Специалисты большинства стран довольно быстро пришли к едино- душному мнению о высокой эффективности иппотерапии в качестве ле- чебного и реабилитирующего средства, особенно в детской практике, при самых тяжелых недугах и их последствиях – таких, как детский цереб- ральный паралич, полиомиелит, олигофрения различного происхождения
(в т.ч. синдром Дауна), шизофрения, ранний детский аутизм, многие гене- тические заболевания, сенсорные расстройства и многое другое.
Поэтому большинство центров, применяющих ЛВЕ в качестве ос- новного реабилитирующего метода, создавалось в расчете именно на таких пациентов.
С развитием и распространением этого метода возрастало внимание к нему медиков. Так, французский врач Перрон, одним из первых попы- тался заняться научным обоснованием воздействия верховой езды на орга- низм всадника. Он провел исследования под названием «Эмоции, вызы-

3 ваемые верховой ездой, гигиена этого занятия». Он отмечал, что благопри- ятное влияние верховой езды зиждется, в частности, на активизации двига- тельной и дыхательной функций, а также функции кровообращения.
В СССР иппотерапия впервые стала применяться в конце 80-х годов в Грузии. Россия пополнила собой этот список, когда в 1991г. В Москве был открыт первый в нашей стране реабилитационный центр с опорой на иппотерапию – «Детский Экологический Центр «Живая Нить». Центр от- крылся на базе Центрального Московского ипподрома.
На второй Всероссийской Международной иппотерапевтической
Конференции в 1997г. Была утверждена Национальная Федерация лечеб- ной Верховой езды и инвалидного конного спорта (НФ ЛВЕ ИКС). В
1999г. НФ ЛВЕ ИКС была принята в качестве действительного члена в
Международную Федерацию верховой езды для инвалидов (FRDI). НФ
ЛВЕ ИКС взяла на себя миссию распространения и внедрения ЛВЕ в рос- сийскую реабилитационную практику. Число организаций на базе ЛВЕ в
России неуклонно растет, география их расширяется. В настоящее время, на 17 году существования ЛВЕ в России, этой проблемой интересуются и занимаются специалисты более чем в 120-ти городах России.
Чем же так привлекателен и интересен метод иппотерапии?
Иппотерапия – метод богатый возможностями воздействия на орга- низм человека, из которых можно выделить две группы. В первую входят специфические возможности, оказывающие воздействие постоянно, под- спудно, не требующие для своей активизации создания каких-либо специ- альных условий, кроме одного – собственно посадки верхом на лошадь.
Вторая группа, плюс к посадке на лошадь, нуждается в особой организа- ции специальных упражнений, последовательности их предъявления, при- менении дополнительных приспособлений, создании специальных условий для активизации средовых факторов воздействия. Она условно обозначена как специальные возможности иппотерапии.

Специфические возможности
Базируются на основном механизме воздействия иппотерапии на организм больного, основанном на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: биохимического и психогенного.
Под биомеханическим фактором подразумевается взаимное воздей- ствие биоритмов всадника и лошади во время верховой езды, и колебаний, идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных направлениях (вверх-вниз, вперед-назад и вправо-влево). Эти колебания провоцируют рефлекторные сокращения, и расслабление, практически всех мышц его тела, необходимые для сохранения равновесия и защиты от падения. При этом в активную работу включаются как здоровые, так и по-

4 раженные болезнью мышцы, чем обеспечивается заметное улучшение кро- воснабжения и питания всей мускулатуры, а с ними и сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма пациента, что влечет за собой серьезные положительные физиологические сдвиги.
Это тепло, исходящее от тела лошади, температура которой в норме на 1,5-2 градуса выше человеческой, а при езде без седла мощные мышцы спины лошади интенсивно прогревают, массируют и активизируют крово- обращение в пораженных мышцах пациента.
Это и правильный размеренный ритм шага лошади, который снимает паталогическое возбуждение у пациентов с тревожной, неуравновешенной психикой или страхами и успокаивает их. Кроме того, ритмические харак- теристики шага лошади идентичны характеристикам человеческого шага и создают у «неходячих» пациентов иллюзию самостоятельной ходьбы.
Психогенным фактором является воздействие одновременно двух высокоценных мотиваций – желания оказаться верхом на лошади, управ- лять ею и воздействия инстинкта самосохранения, активизированного бо- язнью падения, страхом перед этим большим и сильным животным. Это помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности больного, ак- тивно вовлекая его в процесс овладения верховой ездой с преодолением страха и неуверенности и, во-вторых, помогает вести борьбу с имеющими- ся нарушениями с помощью эмоционального стимулирующего прекрасно- го животного – лошади.
Биомеханический фактор
Влияние биоритмов на изменение психического состояния встреча- ется на всех уровнях ритмической организации организма, начиная с ритма биения сердца и заканчивая дневными, месячными и годовыми ритмами.
Специалистами Медицинской Академии г. Тбилиси под руководством профессора Д.М. Цверавы было доказано, что изменения частоты сердеч- ных сокращений всадника и лошади во время верховой езды взаимосвяза- ны. В результате разнообразных исследовательских проб профессор сделал вывод, что «достижение более высокого результата сопровождается син- хронными изменениями частоты сердечных сокращений всадника и лоша- ди при наличии их совместимости, где всадник играет роль лидера». Он назвал это феноменом «Кентавра».
Еще один фактор, без которого невозможно представить занятия на лошади – это ритмическая организация двигательной активности.
Роль двигательной активности в развитии и становлении психики человека, несомненно, очень велика. Новейшие нейропсихологические ме- тодики основываются на том, что воздействие на сенсомоторный (лат. sensus- чувство, ощущение + motor-действие, движение) уровень вызывает активизацию в развитии всех высших психологических функций. Коррек-

5 ция любых познавательных функций (внимания, памяти, мышления и ре- чи) должны начинаться с развития именно сенсомоторного уровня.
Занятия по иппотерапии чрезвычайно насыщенны сенсорной инфор- мацией. Во время верховой езды, особенно без седла, движущееся тело лошади оказывает на тело всадника термическое и массирующее воздейст- вия, формирует новые тактильные и мышечно-суставные ощущения, ока- зывая влияние и на другие органы чувств:

вестибулярная чувствительность, непосредственно связанная с формированием и развитием равновесия;

зрительные ощущения связаны с необычным ракурсом, который открывается всаднику с высоты лошади;

слуховое восприятие обогащается за счет ритмичных звуковых сигналов, исходящих от копыт лошади, ее фырканья;

обонятельные ощущения наиболее остры на конюшне, поэтому уход за лошадью – это отдельный терапевтический процесс.
В результате этих воздействий, неконтролируемые ранее процессы получают контроль, ребенок начинает их чувствовать, у него появляется возможность управлять ими.
Психогенный фактор
Занятия верховой ездой позволяют задействовать мотивы разных уровней сложности, от самых простых, обеспечивающих инстинкт самосо- хранения (к примеру, боязнь падения), до самых сложных, обеспечиваю- щих личностные потребности индивида, как члена общества (в игровой и соревновательной деятельности).
Впервые оказавшись верхом на лошади, человек испытывает сме- шанные чувства. Он боится упасть, так как он лишился привычной точки опоры, при этом его переполняет чувство восторга – он сидит верхом.
Этому способствуют:

воздействие архетипических символов, связанных с образом ло- шади – «Смелый всадник», «Кентавр», «Ковбой»;

мощное насыщение аффективных экспансивных потребностей
(желания испытать новые сильные ощущения, достичь нового знания, нау- читься управлять лошадью, стать совершеннее);

и, в конце концов, просто желание хорошо выглядеть в глазах ок- ружающих (не показать себя трусом, неудачником, неуклюжим и т.п.).
Такое сочетание страха и желания заставляют человека не отказы- ваться от этого «испытания», а преодолевать страхи и опасения, становясь полноценным участником коррекционной работы, чему активно способст- вует появление разно-уровневой мотивации, столь важной для детей с ум- ственной отсталостью, одним из ведущих нарушений у которых является именно ее отсутствие.

6
Специальные возможности
Говоря о специфическом влиянии иппотерапии, необходимо помнить о том, что каково бы ни было их воздействие, немаловажным остается ор- ганизация инструктором условий, при которых это воздействие окажет по- ложительное влияние на психику и тело всадника. Ведь даже угощение лошади может принести не только приятные ощущения, но и вызвать не- преодолимый страх или стать причиной физической и психической трав- мы. А не своевременно использованный аллюр, снизить эффективность за- нятия или даже серьезно затормозить весь психокоррекционный процесс.
Поэтому так важно правильное оперирование специальными возможно- стями, используемыми в иппотерапии.
Последовательность предъявления специальных упражнений должна опираться на знания об онтогенетическом (онтогенез – индивидуальное развитие) становлении психических функций. Применение упражнений в соответствии с порядком и особенностями становления активизируемых функций и механизмов в онтогенезе способствует правильному выстраи- ванию связей внутри развиваемых функций и функциональных систем, а также является гарантом более полной реализации всех потенциальных коррекционных возможностей предлагаемых упражнений.
Применение специального конного снаряжения и дополнительного оборудования существенно расширяет возможности коррекционных меро- приятий. Наряду с применением обычного конного снаряжения (седла, уз- дечки, стремена и т.п.), серьезное значение предается роли вспомогатель- ных средств, разработанных специально для лечебной верховой езды. Это гурта, раздельный повод, монтуар, специальные стремена и т.д., а также разнообразные предметы, применяемые как в различной реабилитацион- ной практике, так и сугубо в практике проведения иппотерапевтических занятий.
Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении мото- рики, во всех случаях у пациентов появляется, что немаловажно, самостоя- тельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их оздоров- лении.

Список литературы:
1.Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с приме- нением верховой езды. - М., МККИ, 2000.
2.Бикнелл Дж. Знакомьтесь: иппотерапия. Верховая езда, как средст- во реабилитации детей-инвалидов (практическое руководство) - М.,
МККИ, 1999.

7 3.Грачев Л.К., Казаченко И.Ю., Роберт И.С. Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». – М., 1997.
4.Гурвич П.Т. Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии. // Неврология и психиатрия 1997, №8. – С. 65.
5.Гурвич П.Т. Какие заболевания лечат верховой ездой. // Коневод- ство и конный спорт, 1997, №1. – С. 22-23.
6.Гурвич П.Т. Центр лечения верховой ездой. // Коневодство и кон- ный спорт, 1997, №2. – С. 26-27.
7.Гуревич Д.А. Лечебная верховая езда. // Коневодство и конный спорт, 1997, №5. – С. 27-28.

Каталог: file.php
file.php -> Программа разработана на основе: фгос по направлению подготовки
file.php -> Программа разработана на основе: фгос по направлению 35. 06. 01сельскохозяйственные науки. Направленность (профиль) подготовки «Луговодство и лекарственные эфирномасличные культуры»
file.php -> История возникновния иппотерапи и опыт ее применения в россии и за рубежом
file.php -> Контроль знаний по гигиене и основам экологии человека
file.php -> Тайм-менеджмент проблемы региональных промышленных предприятий

Скачать 306.79 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница