Структура рабочей программы.
-
Пояснительная записка -
-
Общая характеристика предмета -
-
Описание места предмета в учебном плане -
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета -
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета -
-
Содержание учебного предмета -
-
Тематическое планирование видов учебной деятельности обучения
-
Материально-техническое и учебно –методическое обеспечение
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе примерной программы по окружающему миру, утвержденной приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 г. №1089 и авторской программы
Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова - «Сборник программ к комплекту учебников «Окружающий мир» 4 класс (две части). - Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2012г.
Нормативная база для составления рабочей программы:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»,
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 9.03.2001 № 196,
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089,
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (для 3-11 классов),
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Окружающий мир»; - образовательная программа школы;
- положение о Рабочей программе;
2. Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-
ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных
знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
3.Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательного учреждения на изучение предмета «Окружающий
мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 4 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает
организацию процесса обучении в объеме 68 часов.
В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова в
том числе:
для проведения контрольных работ – 6 ч;
самостоятельных работ – 1 ч;
практических работ – 4 ч;
для создания проектов – 1 ч;
для исследований – 1 ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему
содержания образования по окружающему миру, реализуется программа базового уровня.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей
окружающего мира, природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира
человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой
родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы
совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-
ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной
консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-
нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к
самому себе и окружающим людям.
5. Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника буду сформированы :
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе ученика»;
-интерес к познанию окружающего мира;
-учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи ,на понимание предложений и оценок учителей , товарищей родителей и других людей;
-осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину , народ и историю;
-понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
-этические чувства- стыда, вины ,совести как регуляторы морального поведения;
-понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.
Выпускник получит возможность для формирования:
-ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-принятия ценности природного мира, го товности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасто-
чительного, здоровьесберегающего поведения;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-учебно- познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
-адекватного понимания причин успешности;
-способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности;
-ориентация на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;
-следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-ориентация на искусство как значимую часть человеческой жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей , родителей и других людей; -
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
-на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах, изучаемых природных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в .ч во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
-самостоятельно адекватно оценивать исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научиться:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве сети Интернет; -
-пользоваться знаково-символическими средствами , приведенными в учетной литературе ;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты- тексты;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -
-устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять запись(фиксации) выборочной информации об окружающем миреи о себе, в т.ч при возможности с помощью инструментов ИКТ;
- строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей;
-обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
- подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков их синтеза;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки сети Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- проводить сравнению, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (крите риям);
- строить рассуждения, включая установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научиться:
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией;
-допускать возможность существование различных точек зрения ,в т.ч. не совпадающих с его собственной , и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Выпускник получит возможность научиться :
-учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позиции;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
-осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты.
Описывать объекты, окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки. Устанавливать аналогии между современными и устаревшими предметами быта и техники. Знать, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н.э.
Определять влияние деятельности человека на окружающую природу.
Понимать деление исторического времени на периоды: Древнейший мир, Древний мир, Средние века (Средневековье), Новое врем г. Новейшее время.
Объяснять влияние промышленности и техники на природу. Осуществлять классификацию объектов по самостоятельно выделенным основаниям. Называть транспортные средства, технику, используемую в быту, на различных производствах. Располагать основные технические изобретения в хронологической последовательности (от наиболее старого к новому).
Знать правила безопасного использования электрических приборов.
Понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач».
Извлечение информации из познавательного текста.
Называть телефоны экстренной медицинской помощи. Объяснять необходимость бережного отношения к здоровью.
Знать строение клетки и зарисовывать ее схематично.
Понимать, что клетка является основой строения и роста всех живых организмов.
Различать клетки тканей человека (костная, мышечная, нервная, эпителиальная)
Понимать причину роста живых организмов.
Осознанно выполнять режим дня. Объяснять необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье.
Узнавать и называть 3-5 местных лекарственных растений (на выбор ученика).
Знать основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений
Номера и темы уроков
|
|
Возможные виды деятельности обучающихся
|
1 (1). Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. С.3-11 (1-й части учебника).
б) № 3
|
|
Проведение анализа и сравнений учебного иллюстрационного материала, старых и современных вещей.
Обсуждение изменений, произошедших в жизни древнего и современного города.
Работа с лентой времени: сравнение скорости познания мира в разные исторические периоды.
Сравнение удаленности разных событий по отношению друг к другу.
Классификация объектов окружающего мира.
Составление; рассказа на основе представленной схемы
|
2(2). Первопроходцы в науке. Техника и человек.
С. 12-17.
а)№ 1 с. 14
|
|
Сравнение, классификация транспортных средств. Осуществление сбора информации о развитии науки и техники, истории возникновения технических устройств, окружающие человека.
Характеристика личностных качеств, помогающих делать открытия в науке.
Составление тематической экспозиции.
Обсуждение значение технического прогресса
|
3(3). Трудный путь становления медицины. С.17-19
|
|
Моделирование различных ситуаций, в которых человек попал в беду и ему нужна медицинская помощь. Работа с текстом: сравнение уровня медицинской помощи в Древнем мире и сегодня
|
4 (4). Клетка - основа строения и роста живых организмов. С.19-23. б) № 7
|
|
Различение (Опознавание) на рисунках различных клеток. Схематичная зарисовка строения клетки (ядро, оболочка, цитоплазма).
Рассматривание готовых микропрепаратов при помощи микроскопа (под руководством учителя )
|
5 (5). Рост и развитие организма человека Режим дня в его жизни.
С. 24-26.
б) № 10 (1-я строка табл.), 11
|
|
Расположение в хронологической последовательности фотографий в разные периоды развития человека. Анализ внешних происходящих; с человеком, выявление причин и следствий.
Сравнение условий труда людей различных специальностей и их режима дня. Составление режима дня. Обсуждение и оценивание режима дня одноклассников
|
6(6). Лекарственные растения.
С. 26-29.
б) №12
|
|
Работа с гербарным материалом, текстом учебника и справочными материалами: знакомство с лекарственными растениями и их целебным действием; составление перечня лекарственных растений для лечения простуды и расстройства желудка, которые могут пригодиться в походе.
Изготовление гербарного образца «Лекарственное растение» под руководством учителя. Изучение лекарственных растений на пришкольном участке
|
7 (7). Средневековье. С.30-35, 54-57
|
Называть интервал времени, именуемый Средневековьем. Кратко характеризовать природные условия Западной Европы, Называть страны Запад и Восточной Европы.
Уметь работать с картами, иллюстрациями для получения необходимой информации.
Называть главные события, произошедшие в период Средневековья на Руси
|
Работа с картами: определение географического положения Западной Европы и характеристика ее природных условий.
Работа с иллюстрациями и текстом: описание внешнего вида, условий жизни и занятий людей средневекового города.
Обсуждение условий жизни средневековых рыцарей (с приведением примеров из литературных произведений; кинофильмов, художественных произведений). Формулирование «правил» рыцарского поступка
|
8(8). Осанка человека.
С. 35-37.
б) №19
|
Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека.
Называть признаки правильной осанки.
Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки
|
Определение признаков правильной осанки человека. Обсуждение вопросов: как осанка и жестикуляция человека влияют на восприятие этого человека другими людьми; важна ли красивая осанка; для девочек и мальчиков; одинаковые ли упражнения они должны делать Разработка серии физических упражнений для поддержания правильной осанки
|
6. Содержание учебного предмета
Человек и окружающий мир
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.
Человек познает самого себя. Клетка- основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при переломах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Экскурсии: в планетарий, в музей.
Преобразования в России
Россия при Петре I. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.
Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов.
План местности.
Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых, работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); составление плана школьного или садового участка.
Экскурсии: в краеведческий музеи.
Мир человека в Новое время
Открытие новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война (1941-1945г). Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.
Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.
Практические работы: сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержание необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке.
Экскурсии: в краеведческий музеи.
Современная Россия
Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.
Краеведение. Областные органы власти. Областная символика. Родной край в изучаемый исторический период. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Родной край в изучаемый исторический период: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.5
Человек познает самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша
родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов.
Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и
спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые
учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка: более глубокую интеграцию
естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире.
Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях
природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной
картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-
нравственной культуры.
Во-вторых, обеспечит успешность социализации учащихся, что очень важно для успешного вступления их
впоследствии во взрослую жизнь.
В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения предметов
естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов
школьного образования.
В-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения
информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.
Это определило цели обучения окружающему миру:
Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать,
решать творческие задачи.
Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе.
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-
нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в
природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
4 класс.
Поделитесь с Вашими друзьями: |