Пояснительная записка Общая характеристика предмета Описание места предмета в учебном плане



страница1/4
Дата01.05.2016
Размер0.6 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
c:\users\1\documents\scanned documents\рисунок (6).jpg

Структура рабочей программы.

  1. Пояснительная записка -

  2. Общая характеристика предмета -

  3. Описание места предмета в учебном плане -

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета -

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета -

  6. Содержание учебного предмета -

  7. Тематическое планирование видов учебной деятельности обучения

  8. Материально-техническое и учебно –методическое обеспечение


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе примерной программы по окружающему миру, утвержденной приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 г. №1089 и авторской программы

Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова - «Сборник программ к комплекту учебников «Окружающий мир» 4 класс (две части). - Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2012г.

Нормативная база для составления рабочей программы:

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»,

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 9.03.2001 № 196,

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089,

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (для 3-11 классов),

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Окружающий мир»; - образовательная программа школы;

- положение о Рабочей программе;

2. Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-

ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных

знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».



3.Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательного учреждения на изучение предмета «Окружающий

мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 4 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает

организацию процесса обучении в объеме 68 часов.

В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова в

том числе:

 для проведения контрольных работ – 6 ч;

 самостоятельных работ – 1 ч;

 практических работ – 4 ч;

 для создания проектов – 1 ч;

 для исследований – 1 ч.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему

содержания образования по окружающему миру, реализуется программа базового уровня.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей

окружающего мира, природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира

человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой

родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости,

милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы

совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-

ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной

консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-

нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к

самому себе и окружающим людям.



5. Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника буду сформированы :

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе ученика»;

-интерес к познанию окружающего мира;

-учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи ,на понимание предложений и оценок учителей , товарищей родителей и других людей;

-осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину , народ и историю;

-понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

-этические чувства- стыда, вины ,совести как регуляторы морального поведения;

-понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.



Выпускник получит возможность для формирования:

-ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-принятия ценности природного мира, го товности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасто-

чительного, здоровьесберегающего поведения;

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-учебно- познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

-адекватного понимания причин успешности;

-способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности;

-ориентация на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;

-следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-ориентация на искусство как значимую часть человеческой жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей , родителей и других людей; -

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

-на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах, изучаемых природных объектов.



Выпускник получит возможность научиться:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в .ч во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

-самостоятельно адекватно оценивать исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научиться:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве сети Интернет; -

-пользоваться знаково-символическими средствами , приведенными в учетной литературе ;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты- тексты;

-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -

-устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять запись(фиксации) выборочной информации об окружающем миреи о себе, в т.ч при возможности с помощью инструментов ИКТ;

- строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей;

-обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

- подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков их синтеза;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- проводить сравнению, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (крите риям);

- строить рассуждения, включая установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научиться:

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией;

-допускать возможность существование различных точек зрения ,в т.ч. не совпадающих с его собственной , и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.



Выпускник получит возможность научиться :

-учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позиции;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

-осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты.

Описывать объекты, окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки. Устанавливать аналогии между современными и устаревшими предметами быта и техники. Знать, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н.э.

Определять влияние деятельности человека на окружающую природу.

Понимать деление исторического времени на периоды: Древнейший мир, Древний мир, Средние века (Средневековье), Новое врем г. Новейшее время.

Объяснять влияние промышленности и техники на природу. Осуществлять классификацию объектов по самостоятельно выделенным основаниям. Называть транспортные средства, технику, используемую в быту, на различных производствах. Располагать основные технические изобретения в хронологической последовательности (от наиболее старого к новому).

Знать правила безопасного использования электрических приборов.

Понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач».

Извлечение информации из познавательного текста.

Называть телефоны экстренной медицинской помощи. Объяснять необходимость бережного отношения к здоровью.

Знать строение клетки и зарисовывать ее схематично.

Понимать, что клетка является основой строения и роста всех живых организмов.

Различать клетки тканей человека (костная, мышечная, нервная, эпителиальная)

Понимать причину роста живых организмов.



Осознанно выполнять режим дня. Объяснять необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье.

Узнавать и называть 3-5 местных лекарственных растений (на выбор ученика).



Знать основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений


Номера и темы уроков




Возможные виды деятельности обучающихся

1 (1). Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. С.3-11 (1части учебника).

б) № 3






Проведение анализа и сравнений учебного иллюстрационного материала, старых и современных вещей.

Обсуждение изменений, произошедших в жизни древнего и современного города.

Работа с лентой времени: сравнение скорости познания мира в разные исторические периоды.

Сравнение удаленности разных событий по отношению друг к другу.

Классификация объектов окружающего мира.

Составление; рассказа на основе представленной схемы



2(2). Первопроходцы в науке. Техника и человек.

С. 12-17.

а)№ 1 с. 14





Сравнение, классификация транспортных средств. Осуществление сбора информации о развитии науки и техники, истории возникновения технических устройств, окружающие человека.

Характеристика личностных качеств, помогающих делать открытия в науке.

Составление тематической экспозиции.

Обсуждение значение технического прогресса

3(3). Трудный путь становления медицины. С.17-19




Моделирование различных ситуаций, в которых человек попал в беду и ему нужна медицинская помощь. Работа с текстом: сравнение уровня медицинской помощи в Древнем мире и сегодня

4 (4). Клетка - основа строения и роста живых организмов. С.19-23. б) № 7




Различение (Опознавание) на рисунках различных клеток. Схематичная зарисовка строения клетки (ядро, оболочка, цитоплазма).

Рассматривание готовых микропрепаратов при помощи микроскопа (под руководством учителя )

5 (5). Рост и развитие организма человека Режим дня в его жизни.

С. 24-26.

б) № 10 (1-я строка табл.), 11





Расположение в хронологической последовательности фотографий в разные периоды развития человека. Анализ внешних происходящих; с человеком, выявление причин и следствий.

Сравнение условий труда людей различных специальностей и их режима дня. Составление режима дня. Обсуждение и оценивание режима дня одноклассников



6(6). Лекарственные растения.

С. 26-29.

б) №12





Работа с гербарным материалом, текстом учебника и справочными материалами: знакомство с лекарственными растениями и их целебным действием; составление перечня лекарственных растений для лечения простуды и расстройства желудка, которые могут пригодиться в походе.

Изготовление гербарного образца «Лекарственное растение» под руководством учителя. Изучение лекарственных растений на пришкольном участке

7 (7). Средневековье. С.30-35, 54-57

Называть интервал времени, именуемый Средневековьем. Кратко характеризовать природные условия Западной Европы, Называть страны Запад и Восточной Европы.

Уметь работать с картами, иллюстрациями для получения необходимой информации.



Называть главные события, произошедшие в период Средневековья на Руси

Работа с картами: определение географического положения Западной Европы и характеристика ее природных условий.

Работа с иллюстрациями и текстом: описание внешнего вида, условий жизни и занятий людей средневекового города.

Обсуждение условий жизни средневековых рыцарей (с приведением примеров из литературных произведений; кинофильмов, художественных произведений). Формулирование «правил» рыцарского поступка


8(8). Осанка человека.

С. 35-37.

б) №19


Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека.

Называть признаки правильной осанки.

Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки


Определение признаков правильной осанки человека. Обсуждение вопросов: как осанка и жестикуляция человека влияют на восприятие этого человека другими людьми; важна ли красивая осанка; для девочек и мальчиков; одинаковые ли упражнения они должны делать Разработка серии физических упражнений для поддержания правильной осанки


6. Содержание учебного предмета

Человек и окружающий мир

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.

Человек познает самого себя. Клетка- основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.



Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при переломах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Экскурсии: в планетарий, в музей.

Преобразования в России

Россия при Петре I. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов.

План местности.



Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых, работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); составление плана школьного или садового участка.

Экскурсии: в краеведческий музеи.

Мир человека в Новое время

Открытие новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941-1945г). Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.



Практические работы: сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержание необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке.

Экскурсии: в краеведческий музеи.

Современная Россия

Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.



Краеведение. Областные органы власти. Областная символика. Родной край в изучаемый исторический период. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Родной край в изучаемый исторический период: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.



Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.5

Человек познает самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша

родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов.

Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и

спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые

учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка: более глубокую интеграцию

естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире.

Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях

природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной

картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-

нравственной культуры.

Во-вторых, обеспечит успешность социализации учащихся, что очень важно для успешного вступления их

впоследствии во взрослую жизнь.

В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения предметов

естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов

школьного образования.

В-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения

информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.

Это определило цели обучения окружающему миру:

Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать,

решать творческие задачи.

Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе.

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-

нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в

природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

4 класс.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница