Министерство здравоохранения республики узбекистан ташкентская медицинская академия



страница1/3
Дата23.04.2016
Размер0.95 Mb.
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «ЛОР болезни с курсом стоматологии»

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

профессор Тешаев О.Р.

___________________

____ _____________ 2013 г


КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ

По учебной теме

«Острый средний отит, особенности течения у детей.

Этиопатогенез, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение и профилактика. Тактика ВОП»
Ташкент – 2013

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «ЛОР болезни с курсом стоматологии»



КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ

По учебной теме

«Острый средний отит, особенности течения у детей.

Этиопатогенез, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение и профилактика. Тактика ВОП»

Составитель: д.м.н., профессор Шайхова Х.Э.

Педагогическая аннотация

Учебный предмет: оториноларингология

Тема: острый средний отит, особенности течения у детей. этиопатогенез, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение и профилактика. Тактика ВОП.

Цель данного кейса:


  • Обучить студента критериям диагностики среднего отита и особенностям клинического течения у детей;

  • Обсудить правильный выбор антибактериальных препаратов и медикаментозной коррекции острого среднего отита

  • Продемонстрировать принципы проведения дифференциальной диагностики;

  • Рассмотреть критерии возможных осложнений среднего отита у взрослых и детей;

  • Оказания при необходимости неотложной помощи на уровне первичного звена

  • Обучить студентов составлению плана оздоровительных мероприятий и реабилитации больных острым средним отитом

Планируемые учебные результаты – по результатам работы с кейсом студенты приобретают навыки:

  • Оценки и анализа ситуации и общее состояние детей с острым средним отитом.

  • Выбор правильного алгоритма диагностики острого среднего отита.

  • Самостоятельно оказать экстренную помощь при необходимости в условиях CВП и ГВП.

  • Направить в стационар для лечения при осложнениях острого среднего отита

  • Уметь проводить квалифицированную реабилитацию больных средним отитом.

Для успешного решения данного кейса студент должен знать

  • анатомо-физиологические особенности среднего уха в различные возрастные периоды;

  • знать этиологию и патогенез заболевания;

  • критерии диагностики среднего отита;

  • формы острого среднего отита;

  • основные клинические проявления, принципы диагностики и лечения острого среднего отита у детей.

  • дифференциальную диагностику среднего отита;

  • основные осложнения острого среднего отита;

  • принципы лечения и профилактики;

  • показания для консультации и лечения оториноларинголога.

Данный кейс отражает реальную ситуацию в условиях первичного звена

Источники информации кейса

История болезни


ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

1.«Практическая оториноларингология», К.А.Ходжаева, А.Г.Воробьева, Ташкент 2005г.,

2. Болезни уха, горла и носа. Мартин Бартон. 2002.

3. «Оториноларингология», В.Т. Пальчун, А.И. Крюков, Москва, «Литера», 2008г.

4. Болезни уха, горла и носа. Шевригин Б.В., Керчев Б.Л. 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

5. Заболевания носа и околоносовых пазух. Пискунов Г.З. 2003.

6. Клинические лекции по оториноларингологии. Извин А.И. 2004.

7. «Клиническая оториноларингология». Учебное пособие. Н.В. Мишенькин, А.И. Драчук, Л.И.Иванова, Ю.М.Дашкевич, А.Л.Носков, Омск, 1990й.

8. Овчинников Ю.М., Гамов В.П. Болезни носа, глотки, гортани и уха.М.,Медицина,2003.

9. Брюс У., Джафек ЭНН .Секреты оториноларингологии.2001.

10. Шадиев Х.Д., Хлыстов В.Ю., Хлыстов Ю.А. Практическая оториноларингология. М.2002.

11. Материалы II съезда оториноларингологов Узбекистана.2002..

12. «Атлас по оперативной оториноларингологии», под редакцией В.С. Погосова, М., Медицина, 1983й.

13. «Лекции по оториноларингологии», Солдатов И.Б., М., Медицина, 1990й.

14. Оториноларингологические заболевания. Козорез Е.С. 2005.

15. Учебно-методические пособия, разработанные на кафедре оториноларингологии

16. Солдатов И.Б.Руководство по оториноларингологии. М.2000 г.

17. «Ситуационные задачи по оториноларингологии», под редакцией М.С. Плужникова, Санкт-Петербург, 1998й.

18.Детские болезни. Даминов Т.А., Халматова Б.Т., Бобоева У.Р., Ташкент, 2010

19. Педиатрия. Н.Н.Шабалов. С-Петербург, 2008.

20.Пропедевтика детских болезней. А.А.Баранов. М.,Медицина,2007

21.Педиатрия. Исаева. С-Петербург, 1997

22.www.medafarm.ru

23.www.tma.uz

24.www.medlincs.ru
http:/www.emedicine.com

http:/www.nlm.nih.gov

http:/www.medbow.ru

http:/www.journals.elsevierhealth.com/periodicals

http:/www.rhinologyjournal.com

Характеристика кейса согласно типологическим признакам

Данный кейс относится к категории кабинетный, сюжетный. Он объемный, структурированный. Это-кейс вопрос. Возможна последующая отработка/демонстрация практических навыков на муляжах

По дидактическим целям кейс тренинговый, стимулирующий мышление в реальной конкретной ситуации в условиях СВП, ЦРБ и ГВП.

Кейс может быть использован по дисциплинам: оториноларингология, неврология, сурдология, инфекционные и детские болезни, нейрохирургия, токсикология

I КЕЙС

«Острый средний отит, особенности течения у детей. Этиопатогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика.

Тактика ВОП»

Введение

Острый средний отит – (синоним – острый гнойный средний отит) – otitis media purulenta acuta) – относится к распространенным заболеваниям и частота его составляет 25-30% от общего числа заболеваний уха, а у детей – до 70%.

Частота отитов значительно увеличивается во время эпидемий вирусных инфекций.

Решение предполагаемого кейса позволит студентам достичь следующих учебных результатов:


  • Оценки и анализа ситуации и общее состояние детей с острым средним отитом.

  • Выбор правильного алгоритма действий для постановки диагноза.

  • Самостоятельно оказать экстренную помощь при необходимости.

  • Направить в стационар для лечения.

  • Уметь проводить квалифицированную реабилитацию.


Ситуация. №1. Б-я С., 21 года, доставлена в клинику в бессознательном состоянии машиной скорой помощи. У родственников удалось выяснить, что в течение 10 дней жаловалась на сильные боли в левом ухе, снижение слуха, высокую температуру, Раньше ухо никогда не болело. Самостоятельно принимала антибиотики (медработник), борный спирт в ухо, снижение слуха, высокую температуру. Будучи на работе, появилась рвота, усилилась головная боль, потеряла сознание.

При осмотре: в контакт не вступает, выражена ригидность затылочных мышц, симптом Кернига. При отоскопии- яркая гиперемия барабанной перепонки слева. Перфорации ее нет. Пальпация сосцевидного отростка болезненна (усиливается возбуждение больной). Консультирована невропатологом, окулистом. Выявлены очаговые симптомы менингита и застойный сосок зрительного нерва.



В гомограммеL -15х1012, СОЭ-580 мм/час, палочкоядерный сдвиг влево.

При исследовании спинномозговой жидкости выявлено: LP- нейтрофилов 400-500, лимфоцитов 30-40 в поле зрения.

Общий анализ мочи: удельный вес - 1018, белок - аЬs, лейкоциты -2-3 в п/з, эритроциты - отсутствуют.
Вопросы и задания.

  1. Каков ваш диагноз и обоснуйте его?

  2. На ваш, взгляд, с какими патологиями нужно провести дифференциальную диагностику?

  3. Укажите тактику врача общей практики.

Задание: На основе анализа состояния больного следует поставить предварительный диагноз, провести необходимые методы диагностики, принять обоснованное решение для дальнейшего ведения с пациента с острым отитом.
II. Методические указания для студентов

2.1 Проблема:

Выбор тактики ведения и определение необходимости госпитализации пациентов с отитом в условиях СВП.



2.2. Подпроблема

  1. Анализ внешнего вида

  2. Анализ анамнеза и предварительных событий, являющихся этиологическим фактором в возникновении острого среднего отита

  3. Анализ осмотра

  4. Выбор необходимых методов диагностики

  5. Проанализировать полученные результаты и провести дифференциальную диагностику

  6. Прийти к определенному решению проблем в условиях СВП

2.3. Алгоритм решения

1. Анализ внешнего вида включает в себя следующее исследование:

- осмотр кожи и видимых слизистых

- лицо (глаза, язык)

- ухо и околоушная область

2. Анализ анамнеза

- перенесенные заболевания

- семейно-социальный анамнез

- длительность и характер заболевания

3. Анализ осмотра

- пальпация околоушной области и сосцевидного отростка

- перкуссия в области уха и сосцевидного отростка

- отоскопия

- отомикроскопия

- риноскопия

- фарингоскопия

4. Выбор необходимых методов диагностики

- общий анализ крови

- ОАК, ОАМ

- б/х крови

- бакпосев из уха

-рентгенография сосцевидных отростков

- КТ височных костей

5. Соотнести полученные результаты и провести дифференциальную диагностику с:

- наружным отитом

- паротитом

- отомикозом
6. Прийти к определенному решению проблем в условиях СВП

- лечение при необходимости

- экстренная госпитализация

- оказание неотложной помощи



Инструкция к самостоятельной работе по анализу и решению практической ситуации.

Лист анализа ситуации

Этапы работы

Рекомендации и советы

1. Ознакомление с кейсом

Сначала ознакомьтесь с кейсом

Читая, не пытайтесь сразу анализировать ситуацию



2. Ознакомление с заданной ситуацией

Еще раз прочитайте информацию, выделите абзацы, которые показались вам важными.

Постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите что в ней важно, а что второстепенно.



3. Выявление, формулирование и обоснование ключевой проблемы и подпроблем

Проблема:

Выбор тактике ведения и определение необходимости госпитализации детей с острым средним отитом в условиях СВП.




4. Диагностика анализа ситуации.

При анализе ситуации ответьте на следующие вопросы:

Какой круг распространенных заболеваний может приводить к развитию среднего отита?

С какими нозологиями нужно провести дифференциальную диагностику и определить наиболее вероятные причины возникновения острого среднего отита.

Какие методы диагностики необходимо применить, составьте и обоснуйте план обследования на уровне СВП и ЦРБ.

Какие дополнительные консультации узких специалистов необходимы для постановки окончательного диагноза?

Определите степень необходимости последующего наблюдения (медикаментозного и немедикаментозного лечения).



5. Выбор и обоснование способов и средств решения проблемы.

Перечислите все возможные способы решения данной проблемы в данной ситуации.

6. Разработка и разрешения проблемной ситуации

Поставьте диагноз, решите проблему в условиях СВП.


Инструкция к групповой работе по анализу и решению практической ситуации.


Этапы работы

Рекомендации и советы

Согласование представления о ситуации и проблеме.

Обсудите и согласуйте различные представления членов группы о ситуации, проблеме о подпроблемах.

Анализ и оценка предложенных способов и средств решения проблемы, выбор приоритетной идеи решения проблемы.

Обсудите и оцените предложенные варианты способов и средств решения проблемы. Выберите приоритетную, на Ваш взгляд, идею решения проблемы.

Разработка взаимоприемлемого варианта решения проблемы и детальная разработка его реализации.

Разработайте взаимоприемлемый вариант решения проблемы и детальную разработку его реализации.

Обоснуйте Ваш диагноз;

Обоснуйте Вашу тактику действий.


Подготовка презентации

Оформите результаты работы в форме устной презентации от лица группы. Обсудите и решите вопрос, кто будет представлять результаты групповой работы: лидер или вся группа с разделением функций между участниками (содоклады) в зависимости от задач, решаемых ими в ходе анализа и решения проблемы.

Подготовьте иллюстрационные материалы в виде плакатов, слайдов или мультимедиа.

При подготовке сообщения, прежде всего, наметьте примерную схему того, что Вы будете говорить, не углубляйтесь в детали!




Лист анализа и решения проблемной ситуации


Название этапа работы с кейсом

Содержание этапа работ

Ознакомление с заданной ситуацией в кейсе



Обзор заданной конкретной ситуации и определение существенной для решения задачи информации.

Анализ ситуации



При анализе ситуации ответьте на следующие вопросы:

Анализ анамнеза и предварительных событий, являющихся этиологическим фактором в возникновении неревматического кардита у детей.

Анализ объективного осмотра.

Выбор необходимых методов диагностики.

Соотнести полученные результаты и провести дифференциальную диагностику.

Прийти к определенному решению проблем в условиях СВП



Обоснование проблемы

Обоснование ключевой проблемы и её составляющих.

Выбор альтернатив решения проблемы

Формулировка возможных альтернатив решения ситуационной задачи.

Разработка и обоснование решения проблемы

Детальная разработка и обоснование конкретного решения.



III. ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ КЕЙСА

ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ - КЕЙСОЛОГОМ

IV КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ

4.1 Модель технологии обучения


Тема

Острый средний отит

Количество часов – 2 часа

Количество обучающихся: 10 человек

Форма учебного занятия

Семинар по расширению и углублению знаний, отработке умений тактике ведения пациентов с острым средним отитом

План семинара

Введение в учебное занятие

Актуализация знаний

Работа с кейсом в мини – группах

Презентации результатов

Обсуждение, оценка и выбор лучшего варианта стратегий

Заключение. Оценка деятельности групп и студентов, степени достижения цели учебного занятия



Цель учебного занятия: Углубления знаний по тактике ведения детей с острым средним отитом. Развитие способности оценки, анализа ситуации, выбора тактики ведения, диагностике, оказанию неотложной помощи и реабилитации детей с острым средним отитом на уровне первичного звена.

Задачи преподавателя:

  • закрепить и углубить знания по оценке и анализу ситуаций и общее состояние пациентов с острым средним отитом.

  • выработать умение выбора правильного алгоритма действий для постановки диагноза.

  • Выработать навыки по оказанию экстренной помощи

  • Развить навыки самостоятельного принятия решения при ведении детей с острым средним отитом в условиях СВП.

Результаты учебной деятельности:

  • оценивают и анализируют ситуацию и общее состояние детей с острым средним отитом

  • выбирают алгоритм действий для постановки диагноза.

  • развивают навык самостоятельного принятия решения при ведении детей с острым средним отитом в условиях СВП

  • вырабатывают алгоритм действий оказаний экстренной помощи при необходимости



Методы обучения

Кейс-стадии, дискуссия, практический метод

Средства обучения

Кейс, методические указания

Форма обучения

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах

Условия обучения

Аудитория с техническим оснащением, приспособленная для работы в группах

Мониторинг и оценка

Наблюдение, блиц опрос, презентация, оценка



Технологическая карта учебного занятия, основанного на кейсе.


Этап и содержание работы

Деятельность

Преподавателя

Студентов

Подготовительный этап

Разъясняет назначение кейс - стадии и его влияние на развитие профессиональных знаний. Раздает материалы кейса и знакомит с алгоритмом анализа ситуации (см. Методические указания для студентов).

Дает задание самостоятельно провести анализ и занести результаты в «Лист анализа ситуации»



Слушают

Самостоятельно изучают содержание кейса и индивидуально заполняют лист анализа ситуации.



I этап. Введение в учебное занятие

(10-15 мин)

1.1. Называют тему занятия, план, его цель, задачи и планируемый результат учебной деятельности.

1.2. Знакомит с режимом работы на занятии и критериями оценки результатов (см. указания для студентов)



Слушают

Ведут соответствующие записи





II этап основной

60 мин

2.1. Обосновывает постановку проблемы и выбор ситуации – актуальность. Проводит блиц-опрос с целью активизировать знания обучающихся по теме (приложение №1):

Почему возникает острый средний отит?

Перечислите причины возникновения среднего отита?

Какие осложнения возможны при несвоевременной диагностике заболевания?

2.2. Делит студентов на группы. Напоминает содержание и задачи кейса. Знакомит (напоминает) с правилами работы в группе и правилами дискуссии.

2.3. Дает задание, уточняет правильность восприятия задания (приложение №2):

С какими нозологиями нужно провести дифференциальную диагностику и определить наиболее вероятные причины возникновения острого среднего отита у детей.

Методы диагностики, применяемые в условиях СВП

Тактика ведения и лечения пациентов с острым средним отитом.

2.4. Координирует, консультирует, направляет учебную деятельность.

Оценивает результаты индивидуальной работы: Листы анализа ситуации.

2.5. Организует презентации по итогам проделанной работы по решению кейса, обсуждение.

Организатор дискуссии: задает вопросы, реплики, напоминает теоретический материал

2.6. Органайзер - алгоритм действий ВОП в данной ситуации (приложение №3)

2.7. Сообщает свой вариант решения кейса

(приложение №4)




Отвечают на вопросы, обсуждают, задают уточняющиеся вопросы.

Делятся на группы

Обсуждают, проводят совместный анализ индивидуальной проблемы, определяют важнейшие аспекты ситуации, основные проблемы и способы их решения, оформляют результаты решения

Представляют варианты решения проблемы 10-15 мин Вопросы после окончания презентации, выбирают оптимальный вариант


Разрабатывают единую систему, дискуссия

III Подведение итогов занятия, анализ и оценка

20 мин


3.1. Обобщает результаты учебной деятельности, объявляет оценки индивидуальной с совместной работы.

Анализирует и оценивает группу, отмечает положительные и отрицательные моменты.

3.2. Подчеркивает значение кейс - стадии и его влияние на развитие будущего специалиста


Слушают.

Могут провести самооценку и взаимооценку

Высказывают свое мнение





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница