ПРОГРАММА
факультативных занятий Школа моды «Тинейджер»
для 8-9 классов
общеобразовательных учреждений
Разработали: Максимец Ольга Николаевна, Шевченко Татьяна Анатольевна, учитель трудового обучения высшей категории ГОСШ №3, г.Слонима, Гродненской области
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для углубления знаний, совершенствования умений и навыков по конструированию и моделированию, дизайну, обновлению и украшению одежды, совершенствованию знаний в области рукоделия. А также формируются знания в области профессионального самоопределения в условиях современного рынка труда.
Курс рассчитан для учащихся 8 - 9-ых классов на 70 часов – по 2 ч. в неделю в течение одного года, либо по 1 ч. в неделю в течение двух лет. По желанию учителя, возможностей класса, конкретных условий работы школы количество часов можно сократить либо добавить. Целью курса является углубление знаний по основам проектирования, изготовления одежды, художественной обработке изделий, культуре внешнего вида и здорового образа жизни, профессиональному самоопределению. Воспитание трудолюбия, культуры труда, сознательности, аккуратности, эстетического вкуса, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, взаимопомощи, уважительного отношения к людям различных профессий.
Изучение курса предусматривает развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей (учить искать оригинальные решения в нестандартных ситуациях, воплощать собственные идеи, прививать навыки делового общения); обучение умению использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, журналы, интернет-ресурсы, др. базы данных.
Занятия данного курса построены в оригинальной форме привлекательной для подростков, объединены единой структурой под общим названием Школа моды «Тинейджер». Отличаются динамичной сменой разделов, логичным подбором тем, наличием современной и актуальной информации, востребуемой в жизни. При изучении данного курса открываются широкие возможности для ознакомления учащихся с современными направлениями моды и изучения популярной литературы по вопросам обновления одежды. Уделяется также внимание современной терминологии.
Настоящая программа предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных девушками в процессе изучения предмета «Трудовое обучение», а также продолжает знакомить учащихся с профессиями швейной промышленности, знакомит учащихся с основными способами переделки и обновления одежды: без перекроя, с частичным перекроем, с полным перекроем.
Конструирование и моделирование изделий женской одежды дается на примере блузона, топа, жилета, юбки, шорт, др. с учетом направлений современной моды и интересов учащихся. На практических занятиях по изготовлению изделий учитель предлагает учащимся для раскроя готовые лекала изделий и знакомит с простейшей технологией обработки изделия.
Раздел «Декоративно-художественное оформление одежды» включает в себя изучение некоторых видов декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы при изготовлении различных аксессуаров, украшений, дополнений к одежде: сумка, рюкзак, футляр-пенал, косметичка, сумочка для мобильного телефона, др.
Изучение раздела «Культура внешнего вида. Правила ухода.» предполагает решение учебно – воспитательных задач общего характера, направленных на формирование у девушек навыков личной гигиены, положительного психологического настроя, дисциплинированности, ответственности и др.
Практические занятия целесообразно проводить в форме деловой игры, экскурсии, встречи со специалистами различных профессий. Заключительное занятие рекомендуется провести как отчетное общешкольное мероприятие, где будут представлены итоговые проекты участников школы моды «Тинейджер».
Данная программа предполагает использование педагогами как традиционных методов работы (беседа, игра, диспут, объяснение, др.), так и нетрадиционных (тренинги, интегрированные занятия с представителями различных профессий).
Тематическое планирование
№
|
Наименование раздела, темы
|
Колич.
часов.
|
1.
2.
|
Открытие школы моды «Тинейджер».
История моды, закономерности ее развития. Классификация одежды.
|
10
|
3
|
Основы художественного проектирования одежды.
|
24
|
4
|
Декоративно-художественное оформление одежды.
|
14
|
5
|
Культура внешнего вида. Правила ухода.
|
14
|
6
|
Итоговое занятие
|
2
|
7
|
Резервное время
|
2
|
|
Всего:
|
70 ч.
|
Содержание программы
-
Открытие школы моды «Тинейджер». История моды, закономерности ее развития. Классификация одежды. – 10 ч.
Введение, цели, задачи курса. Визитная карточка школы моды «Тинейджер».
Психологическое тестирование по выявлению профессиональных склонностей участников школы моды (с привлечением психолога).
Практическая деятельность.
* Тестирование. Разработка собственной версии визитной карточки школы моды, эмблемы ее участника.
Изучение истории возникновения одежды от первобытного костюма, развития производства готовой одежды и возникновения высокой моды. Знаменитые кутюрье. Тенденции развития современной моды. Прогнозирование моды. Рекомендации Белорусского центра моды, российских и зарубежных дизайнеров. Деление одежды на ассортиментные группы в зависимости от назначения и сезона. Экскурсия.
2.Основы художественного проектирования одежды. – 24 ч.
Средства композиции в одежде: конструктивные и декоративные линии, пропорции, ритм, зрительные иллюзии. Гармония в одежде. Цветовое решение образа. Понятие стиля в одежде. Виды стилей, что такое авторский стиль. Эскизирование и моделирование одежды. Использование готовых выкроек из журналов. Учебный дизайн-проект. Профессия модельер - конструктор.
Практическая деятельность.
* Проектирование изделий или комплектов одежды «От замысла к воплощению…» Упражнения в создании целостного художественного образа.
* Выбор изделия. Изготовление выкройки, используя готовые выкройки журналов мод и внесение в них необходимых изменений.
* Изготовление швейных изделий в авангардном стиле, в сочетании с фолк-стилем. Стильные вещи из джинсовой ткани (по выбору учащихся: топ, блузон, жилет из наборных полос джинсовой ткани, ассиметричная юбка с запахом, шорты, юбка-брюки, бандана, кепи, др.)
3.Декоративно-художественное оформление одежды. – 14 ч.
Виды обновления, отделки и дополнений к одежде. Аксессуары и украшения. Материалы, инструменты и приспособления для их изготовления. Способы и приемы их выполнения.
Практическая деятельность.
* Выполнение модной отделки одежды своего изделия с использованием кулисок, тесемок, широких ремней, накладных объемных карманов, клапанов, фурнитуры, наличие бантов, поясов с акцентом на бедрах, рюшей, оборок, воланов, драпировок.
* Изготовление украшений и аксессуаров из кожи, драпа, джинсовой ткани. Эксклюзивные авторские изделия (по выбору учащихся: сумка, рюкзак, футляр-пенал, косметичка, обложка для записной книжки, ежедневника, сумочка для мобильного телефона).
Выполнение декоративной отделки изделий: атласными лентами, бисером, кожей; с помощью вышивки, аппликации, вязания крючком и др.
* Конкурс участников школы моды на самую оригинальную коллекцию «Юный кутюрье». Защита проектов.
4. Культура внешнего вида. Правила ухода за собой. – 14 ч.
Понятие создания целостного образа и собственного имиджа – как способа самовыражения. Осанка. Профессия – модель. Профессия косметолог.
Практическая деятельность. Навыки дефиле.
Кожа – зеркало здоровья. Типы кожи. Способы ухода. Очищение и питание кожи. Современная косметика для лица. Косметика: будни и праздники. Косметика для подростка. Профессия визажист.
Практическая деятельность. Экскурсия в салон красоты.
Уход за волосами. Современная косметика для волос. Укрепление и лечение ослабленных волос. Приемы укладки волос. Профессия парикмахер.
Практическая деятельность.
* Экскурсия в ПТУ, парикмахерскую. Знакомство с представителями профессии парикмахерского дела. Упражнения в создании причесок.
5.Итоговое занятие. – 2 ч.
6.Резервное время. – 2 ч.
Отчетное мероприятие «Мода, здоровье, успех»
Литература
1. Бердник, Т.О. Дизайн костюма/ Т.О.Бердник. – Ростов-на-Дону,2000.
2. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики: учебн. пособ./Т.О. Бердник. – Ростов-на-Дону, 2001.
3. Герасимова, В.А. Классный час играючи/В.А. Герасимова.- Выпуск 2. – М.:ТЦ «Сфера»,2004.
4. Глушкова, И. Макияж для девочек / И. Глушкова. - М.: Премьера,1999.
5. Дайняк, А.В. Современная энциклопедия для девочек / А.В. Дайняк. – Мн.: Современный литератор, 2002.
6. Дейдман, Питер. Натуральное питание, лечение, косметика / П.Дейдман. - М.: Келвари,1995.
7. Иванова, В. Азбука красоты для девочек/В. Иванова – М.:Премьера,1999.
8. Полянская, И. Секреты красоты и здоровья для девочек: волосы./ И.Полянская.- Санкт-Петербург: Невский проспект, 2000.
9. Сыроватский, Г. Прически для девочек/Г.Сыроватский – М.: Премьера, 1999.
Понятийный аппарат. Мода — латинское слово (мера, способ, образ действий); означает временное преобладание тех или иных вкусов. Мода — это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т. д,(доктор философских наук Б. Парыгин ) Вкус — это чувство меры во всем (что, где, когда надеть, как относиться к своей внешности, как держаться и т. д.). Силуэты — начертательный план формы одежды, ее геометрический прообраз. В популярных статьях о моде используется как термин, позволяющий передать главные очертания того или иного вида одежды. Различаются силуэты прямой, напоминающий прямоугольный, трапециевидный, овальный. Кроме того, даются уточнения о том, в какой степени одежда облегает фигуру,— приталенный силуэт, полуприлегающий и т. д. Ансамбль — в переводе с французского имеет несколько значений: целое, совокупность; набор, комплект; костюм; вместе, сразу, в одно время. Деловой ансамбль - одежда, и обувь, и головной убор, и сумка носят подчеркнуто корректный характер, отличаются определенной сдержанностью, при этом все предметы ансамбля отвечают требованиям моды, соответствуют ситуации, в которую человек попадает, приходя на работу, и одновременно составляют полное художественное единство. Мода «от кутюр» - высокая мода. Мода « от кутюр» одевала состоятельный класс в одежду, которая оставалась уникальной — и по художественному совершенству и по мастерству исполнения, и потому, что всегда носила на себе «авторскую подпись» художника, который создал ее. «Прет-а-порте» - мода промышленной ориентации. В «прет-а-порте» большой тираж каждой вещи, простота и непритязательность, недорогой материал. Мини-мода связана с именем манекенщицы Лесли Хорнби-Твигги. Возникла в середине 60-х годов. Самая короткая женская одежда за всю историю костюма. И хотя уже в конце 60-х годов художники предложили макси и миди, мини держалась в моде еще почти десять лет, а потом, после некоторого перерыва, вернулась снова, правда несколько преображенной. Унисекс (фр.), онесекс (нем.) — однополая или вне пола; так называется одежда, рассчитанная на то, что ее могут носить и мужчины и женщины. Классический пример: джинсы. Но таких вещей, входящих и в мужской и в женский гардероб, сейчас довольно много — свитеры, пуловеры, куртки и т. д. Классический стиль (классический костюм, классика). В моде есть вещи, которые, несмотря на все перемены вкусов, пристрастий, привязанностей, остаются в определенной степени неизменными. Общее мнение признает их превосходными, примерными, образцовыми. Таков, например, английский костюм, который называют классикой моды. Или предложенные французским художником-модельером Габриэль Шанель костюм и маленькое черное платье. Классика живет долго, потому что она совершенна и с практической, и с эстетической точки зрения. «Кантри-лук» - фольклорный стиль, его нередко называют деревенским стилем В 50-е годы возник интерес к народному костюму разных стран, и мода стала активно использовать мотивы, идеи, образы, приемы кроя и отделки народного костюма. Промо-стиль (или прогулочный стиль) — микростиль, объединяющий одежду не просто для отдыха, а именно для прогулок по улице. Романтический стиль — это область «фантазий», «воспоминаний», «поисков» Здесь используются элементы исторического, национального (фольклорного) костюма Стиль сафари — африканского происхождения, означает экспедицию в глубь Африки на охоту в джунглях.Участники охоты одевались в удобную для путешествия, очень функциональную одежду защитного цвета. Много лет существовала она, не замечаемая модой, хотя имела массу достоинств. Прежде всего покрой — в костюме сафари все подчинено удобству. Не стесняющий движений крой. Необходимые в условиях путешествия карманы и карманчики, застежки, дающие возможность трансформировать костюм в той степени, в которой это необходимо. Кожаные пояса с отделениями для патронов. Напоминающие шлемы головные уборы с сетками от комаров. Высокие ботинки или сапоги, столь нужные там, где можно встретиться с ядовитыми змеями. Ткань — плотный хлопок без примеси синтетики цвета хаки или песочного, делающего охотника незаметным в джунглях или саванне. Диффузный стиль — изобретение моды последнего десятилетия, позволяет сознательную, преднамеренную эклектику в решении костюма. В ансамбль объединяются вещи разного стиля: деловой пиджак поверх романтического платья, спортивного характера брюки с блузкой в фольклорном стиле и т. д. Но при кажущейся вседозволенности дозволено далеко не все — разностильные вещи объединяет в ансамбль назначение костюма. Конструктивный стиль в одежде — стиль, при котором конструкция одежды подчеркивается специальными декоративными приемами, что позволяет подчеркнуть, выделить форму костюма. Это было свойственно, в частности, русскому народному костюму, в этом направлении работала Надежда Петровна Ламанова, ее модели в конструктивном стиле были удостоены «Гран при» на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. В 50—60-е годы французские дизайнеры Андре Курреж и Пьер Карден показывали коллекции в конструктивном стиле. Джинсовая мода и джинсовый стиль. В 1850 году предприимчивый американский фабрикант Леви Страус завез в западные штаты брезент для палаток. Однако в тех местах случился дефицит кожаных брюк, и он быстренько сшил брюки из привезенного им брезента, которые безумно понравились местным жителям как практичная и удобная рабочая одежда. Тогда же Леви Страус запатентовал открытие и создал свою знаменитую фирму. Он использовал ткань деним, вывозил ее из порта Генуи, по итальянски «Дженова», отсюда и пошло это название. Почти столетие джинсы были исключительно рабочей одеждой.Мода обратила на них внимание лишь в конце 50-х — начале 60-х годов, и буквально молниеносно они завоевали всеобщую популярность. Начался так называемый «джинсовый бум». Джинсы поднялись в цене, возникли новые фирмы, о джинсах мечтали, их считали одеждой века, Их стали носить буквально все кто мог купить,— и женщины, и подростки, и пожилые люди, которые стремились таким образом стать моложавее и спортивней. Возникли джинсовая мода и джинсовый стиль в одежде. Из джинсовой ткани шили куртки (причем и теплые, на меху), платья, юбки, головные уборы, сумки, обувь, пальто. Их характерная особенность — спортивность, обилие карманов, молний, отделка строчкой, металлические пуговицы, заклепки, очень рациональный крой. Позже, когда джинсовая мода достигла апогея, в этом стиле стали шить одежду и из других тканей, в том числе из вельвета, из кожи. Джинсовую ткань стали украшать набивкой.Джинсовый стиль стал своеобразной классикой, он остается в моде, и по сей день журналы мод предлагают одежду из джинсовой ткани. Комбинированная одежда . Выполняется из двух-трех разных материалов. В 50-е годы были модны комбинированные куртки-блузоны, у которых кокетка, рукава, карманы делались из клетчатой ткани. Был период, когда комбинировали набивные ткани с гладкокрашеными, а позже сочетали — по контрасту или тон в тон — гладкокрашеные ткани. Прием может быть использован в одежде разных стилей — в спортивном, романтическом, деловом.о контрасту или тон в тон — гладкокрашеные ткани. Многослойность— этажная одежда, вошел в употребление с 1972 года, когда мода позволила носить одежду в несколько слоев. При этом старый принцип длинное поверх короткого —был заменен другим — короткое поверх длинного. И все «этажи» оказались на виду: поверх рубахи навыпуск — жилет, а на нем еще более короткий жакет или куртка. Туника—нечто среднее между платьем и блузкой: для блузки слишком длинная, для платья — чересчур короткая. Носят тунику поверх брюк, юбки и даже платья. По бокам она обычно имеет глубокие разрезы. Родословная туники — в далекой древности. Платье «Вамп» — одежда голливудских кинозвезд 30-х годов. Из тонкого «текучего» шелка, плотно прилегает к телу, повторяя его очертания. Платье «Торсо» из того же времени: верхняя часть удлинена до бедер, оканчивается короткой юбкой. Платье «Чарльстон» — прямой лиф с короткими рукавами или вовсе без них, с заниженной талией и двумя присборенными юбками, одна короче другой. Было популярным в 30-е годы. Рубашка поло — рубашка, имеющая застежку до середины груди, термин произошел от имени Марко Поло . У нас такую рубашку называют «тенниской». Деловое платье — то, в котором ходят на работу, отправляются по делам. Фасон и ткань зависит от сезона и направления моды, но в любом случае отличается корректностью, скромностью, сдержанностью в украшениях и отделке. Платье для коктейля — термин этот широко используется в европейских и американских странах. Это как бы промежуточный вариант между платьем нарядным и вечерним. Ткань может быть более дорогой, но украшения довольно сдержанными. Вечерние платья предназначены для особо торжественных случаев, их делают из блестящих шелковых тканей, шьют нередко «в пол», дополняют дорогими мехами и драгоценностями. Платья -диско - носит молодежь ,в них ходят на танцы и музыкальные вечера. Шемиз - очень популярное в течение последних десятилетий платье-рубашка (Роб-де-шемиз - в переводе с французского «рубашечное платье») Корсет - использовался исключительно для стягивания стана, его делали на китовом усе, со шнуровкой. Корсетом (корсетиком) называли и верхние женские кофточки в обтяжку, которые носили с юбкой>поверх нее, как своеобразный вариант спенсера. Сейчас корсеты предлагаются модой в качестве нарядной одежды, для вечерних туалетов. Корсет делается из блестящей шелковой ткани, юбку шьют из гипюра. Кюлоты - узкие, несколько ниже колен брюки (их в прошлом веке сменили широкие панталоны. Бермуды - брюки напоминающие кюлоты по длине, но более свободные, со стрелкой, а иной раз с отворотами по низу . Брюки-гольф обычно шьют из клетчатой ткани, на притачных манжетах, которые застегиваются под коленями на пуговицы. Они вошли в моду в 20-е годы нашего века в качестве спортивной одежды. Ставшие популярными брюки типа рейтуз шьют из эластичной ткани, на штрипках, они предназначены для улицы и городского туризма. Галифе - плотно обтягивающие голени и широкие в бедрах , их раньше носили в основном военные, теперь надевают и женщины. Брюки-сигареты — равномерно узкие, у лодыжек образующие складки-заломы, которые носят с туфлями на высоком каблуке или заправленными в сапоги. Супат - застежка, закрытая планкой или клапаном. Ее называют иногда потайной застежкой. Используется практически во всех видах одежды — от пальто до тонких шелковых блузок. Жакет - женская одежда. Формы и пропорции зависят от общего направления моды. Сейчас жакет делается с расширенной и спрямленной линией плеч, чаще всего приталенным. Рукав может быть и втачным, и цельнокроеным, и покроя реглан. Воротник самой разной формы, но может и отсутствовать. Ткани плотные, должны держать форму. Жакет-спенсер вошел в моду около двухсот лет назад и обязан своим названием лорду Спенсеру, укоротившему полы своей куртки. Это очень короткий жакет, силуэт его может быть приталенным или прямым. Ткань чаще всего светлая, хотя и необязательно. Жакет - тренчкот ведет свое происхождение от пальто-тренчкота, только длина его короче. Шьется он из плотной ткани, имеет обычно отлетную кокетку, накладные карманы, погоны, все это отстрочено. Его носят с поясом, который может быть протянут в кулиску. Жакет-кардиган — довольно длинный, чаще прямой, жакет без воротника и лацканов. Назван по фамилии лорда Кардигана, который ввел его в моду в начале XIX века. В современной моде — с 60-х годов. Юбка-портфель — юбка, имеющая глубокий односторонний запах. Карман-портфель— объемный, увеличивающийся карман с клапаном. Ю б к а-б р ю к и — гибрид, по сути — брюки, по форме — юбка. Поэтому юбка-брюки может быть со складками, как юбка, с застежкой и карманами, как у брюк. Кильт (килт) — мужская юбка, национальная одежда шотландских горцев. Обычно шьется из шерстяной клетчатой ткани (шотландки), сзади и по бокам укладываются складки, спереди — запах, причем край полотна нередко кончается бахромой. Запах закрепляется крупной английской булавкой.
Поделитесь с Вашими друзьями: |