ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
I-IV классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативных занятий «Основы здорового образа жизни и радиационной безопасности» предназначена для преподавания в I-IV классах учреждений общего среднего образования, расположенных на загрязненных радионуклидами территориях. Необходимость в таких факультативных занятиях продиктована состоянием здоровья детей, проживающих в зонах постоянного и периодического радиационного контроля.
Анализ данных комплексного обследования показывает, что учащиеся имеют недостаточные знания в области радиационной безопасности и не проявляют навыки безопасного проживания на местности, загрязненной радионуклидами. При этом наиболее важным для сохранения здоровья они считают знания о здоровом образе жизни.
Основными задачами обучения учащихся основам здорового образа жизни и радиационной безопасности являются:
♦ формирование ценностных ориентации учащихся на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья будущих поколений;
♦ формирование необходимых гигиенических умений и навыков в условиях проживания на территориях, загрязненных радионуклидами ;
♦ формирование умений и навыков психоанализа и психотренинга с целью сохранения и укрепления здоровья;
♦ воспитание радиоэкологической культуры учащихся;
♦ расширение и углубление знаний о некоторых заболеваниях, которые вызываются воздействием радиации на организм человека, и мерах по их профилактике;
♦ привитие практических навыков по обеспечению безопасной жизнедеятельности на территориях, загрязненных радионуклидами.
Основой содержания программы «Основы здорового образа жизни и радиационной безопасности» являются научные знания базовых учебных дисциплин «Человек и мир» и «Основы безопасной жизнедеятельности».
Программа ориентирован на получение учащимися первичных знаний об основах здорового образа жизни, гигиены, радиационной безопасности, психологии, здоровой и безопасной жизнедеятельности.
Эти знания помогут учащимся осознать опасность загрязнения окружающей среды, которая быстро изменяется во многом под влиянием технического прогресса, и тем самым сохранить и укрепить здоровье.
Для освоения программы «Основы здорового образа жизни и радиационной безопасности» рекомендуется использовать разнообразные формы работы: занятия-экскурсии, целевые прогулки, занятия-игры, занятия-путешествия, занятия-устные журналы и др. Наряду с фронтальными и индивидуальными формами работы необходимо включать детей в коллективную деятельность (коллективная, групповая работа, работа в парах и т. д.).
Важное место в учебном процессе должна занять игровая деятельность, направленная как на усвоение специальных предметных знаний и умений, так и на овладение учащимися определенными правилами поведения в природе, обществе, семье, на выработку безопасного поведения.
ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»:
Человек — часть живой природы. Условия, необходимые для жизни людей. Связи между живой и неживой природой.
Человек и его здоровье. Утренняя гимнастика. Значение утренней гимнастики. Физические упражнения, их значение.
Гигиена. Личная гигиена. Правила личной гигиены. Умывание рук, лица. Уход за телом. Правила ухода за зубами. Уход за одеждой, обувью. Общественная гигиена.
Вредные привычки (курение, употребление алкоголя).
Природные и техногенные радионуклиды, их воздействие на организм человека.
Органы чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Охрана зрения. Правила просмотра телепередач. Пользование компьютером. Охрана слуха.
Режим питания. Рациональное питание. Основные группы пищевых продуктов. Пища в разные времена года. Сбор и использование в питании даров леса. Опасность употребления загрязненных радионуклидами продуктов питания.
Поделитесь с Вашими друзьями: |