МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ
АКАДЕМИЯ МЗ РФ»
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ, ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА
ЭТИКА СЁСТРИНСКОГО ДЕЛА. ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ
2.10.1. Философия сестринского дела.
Этические кодексы медицинских сестер
В содержательном плане этика сестринского дела рассматривается как продолжение его философии. Философия сестринского дела — это выраженный в понятиях дух этой профессии, определение ее миссии в обществе, а также лежащей в ее основе системы ценностей. Как пишут СИ. Двойников и В.А. Лапотников, философия сестринского дела определяет цели профессиональной деятельности, этические обязанности, моральные качества (добродетели) медсестры [15, с.49].
Флоренс Найтингейл, которую считают основоположницей современного сестринского дела, подчеркивала, что "по своей сути сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний" [11, с.7]. В то же время она увидела, что фактически медсестры все больше превращаются в помощников врача, и сетовала, что ее воспитанниц часто используют в больничной службе на подсобных, вспомогательных ролях [16, с.32].
Данное противоречие стало разрешаться только в условиях современной реформы сестринского дела, которая в развитых странах началась еще в 1960-е годы. Реализация этой реформы была обусловлена стремлением медсестер обрести профессиональную самостоятельность (автономию), независимость и самодостаточность. Каков же смысл понятия автономии сестринского дела?
Здесь необходимо еще раз сравнить сестринское и врачебное дело. По своей сути врачебное дело есть, прежде всего, распознавание, лечение и профилактика болезней. Как наука медицина во все времена основывалась на достижениях и методах естествознания, но при этом важную роль в ней всегда играла профессиональная этика. Дело здесь не только в том, что перед врачом вынужденно обнажается частная жизнь пациента, но и в той потенциальной опасности, которой подвергается человек в процессе многих медицинских вмешательств в сферу его здоровья. Стержневая заповедь этики Гиппократа "Прежде всего — не навреди!" как нельзя лучше подчеркивает интервенционистский характер врачебного дела.
Не случайно сами врачи говорят, что "хирургическая агрессия" распространилась в последнее время и на диагностику, ведь зондирование сердца и магистральных сосудов, биопсия поджелудочной железы или печени "равносильны по стилю и опасности хорошей операции" [3, с.74].
Сестринское дело — это медицински-компетентное выявление проблем человека (пациента), связанных с его здоровьем, и квалифицированная помощь в их разрешении или, по крайней мере, в смягчении их остроты. Разумеется, конечная цель и врачебного, и сестринского дела — помощь больному. При этом важнейшими средствами медсестры являются забота, уход, выхаживание. Медсестра призвана помогать пациенту в преодолении не только той дезадаптации, которая обусловлена его заболеванием, но и той, которая вызвана врачебным вмешательством (операционной травмой, побочным действием лекарств и др.). Как писала В. Хендерсон, "медсестра — это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знании и уверенности для молодой матери, уста тех.^кто слишком слаб или погружен в сеоя, чтобы говорить". Ц этих ело -вах заключена классическая метафора, выразившая миссию, особое призвание медсестры.
Прогресс врачебного дела все в большей мере связывается со специализацией, что, с одной стороны, несомненно, повышает эффективность распознавания, лечения и профилактики отдельных болезней, а с другой — является, к сожалению, одной из причин дегуманизации клинической практики. В связи с обилием применяемой в клинической медицине техники и сложных научных методик современный пациент все чаще ощущает сегодня дефицит внимания к своей персоне, неповторимости своего духовного мира. Высоко-специализированная клиническая медицина предполагает редукционистский подход к пациенту (офтальмолог сосредоточен преимущественно на органе зрения, уролог — на органах мочеполовой системы и т.д.), в то же время современная философия и теория сестринского дела строятся на холистическом (целостном) подходе к пациенту. Основополагающие принципы сестринского дела в современном понимании — это в некотором смысле альтернатива тенденции дегуманизации медицины, обусловленной специализацией врачебного дела. Отстаивая свое право на автономию, самостоятельность в ряду других медицинских профессий, сестринское дело призвано восстановить и приумножить гуманистический потенциал медицины в целом.
Кто-то назвал сестринское дело самым древним искусством и самой юной наукой. Вторая существенная особенность современной реформы сестринского дела, наряду с устремленностью к профессиональной автономии, заключается в превращении его в отдельную самостоятельную науку — "уникальную структуру знаний" [20, с.58].
Благодаря обретению сестринским делом статуса особой науки сестринская профессия действительно становится самостоятельной. В современной медицине методы и способы ухода за больными достигли качественно нового уровня и как своего рода технологии их можно теперь изучать, осваивать и при необходимости — "тиражировать". Сестринское дело окончательно освобождается от комплекса неполноценности, теряет статус так называемой профессии среднего звена — между самой престижной врачебной профессией и деятельностью санитарок, вообще не требующей профессиональной подготовки. Наконец-то перед медсестрами открылась перспектива университетского (высшего) образования, самостоятельных научных исследований, которые так же, как у врачей, могут быть оформлены в виде магистерских, докторских диссертаций. В социальном плане этот момент можно считать решающим: раньше наиболее способные, имеющие высокие социальные притязания медсестры, стремились, как только позволят житейские обстоятельства, получить врачебное образование и порывали с непрестижной сестринской профессией. Теперь же эта элитная часть сестринских кадров получила возможность, не изменяя своему первоначальному выбору, надеяться на столь же успешную медицинскую карьеру, как и во врачебном деле.
Итак, автономия сестринской профессии и обретение ею научного суверенитета означает ее самодостаточность. Разумеется, и в наше время не исключается совмещение профессиональной сестринской деятельности и религиозного служения (так возродилась традиция подготовки сестер милосердия — сначала в Московском медицинском училище №1, а позднее в Свято-Димитриевском училище при 1-й Градской больнице в Москве), но при этом совершенно ясно, что сегодня невозможно готовить достаточное количество квалифицированных сестер только таким образом. В современном обществе оправдание выбора профессии медсестры нужно искать по преимуществу в ней самой.
Один из главных, поистине "судьбоносных" для сестринской профессии вопросов — установление равнозначно-партнерских отношений сестер и врачей. По мере успешного реформирования сестринского дела привлекательность этой профессии все больше будет определяться присущими ей основательной научной подготовкой, высоким потенциалом творчества, особыми навыками и умениями, которые должны быть доведены до уровня подлинного искусства, необходимостью принимать оптимальные этические решения, находить выход из подчас уникальных житейских коллизий.
Кодексы профессиональной этики медицинских сестер.
Система ценностей сестринского дела как профессии прежде всего выражена в профессиональной этике. Более 80 лет назад по аналогии с врачебной "Клятвой Гиппократа" в одной из американских сестринских школ была создана "Клятва Флоренс Найтингейл" (см. Приложение 1). В 1950 г. Американская ассоциация медсестер разработала национальный "Моральный кодекс медсестер". Для всех медсестер особенно важен "Кодекс профессиональной этики медсестер", созданный Международным Советом медицинских сестер (см. Приложение 2). В 1996 г. в нашей стране по инициативе Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России автором этих строк разработан "Этический кодекс медицинской сестры России" (далее — "Этические кодекс...", см. Приложение 3), который был принят на 3-й Всероссийской конференции медицинских сестер под эгидой названной Ассоциации. Этот факт приобретает особую значимость в контексте истории отечественной медицины XX в.
Ранее отмечалось, что в первые десятилетия после Октябрьской революции 1917 г. в нашей стране официально насаждалось нигилистическое отношение к медицинской этике, что, безусловно, никак не повлияло на преданность своей профессии тысяч отечественных медиков. В 20-30-е годы подвергалось нападкам само понятие "медицинская сестра", которое предлагалось заменить понятиями "помврача", "замврача", "медтехник" и т.п.: "Само слово «сестра», да еще «сестра милосердия», как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу медработника, который нам нужен..." [9, с.40].
Принятие "Этического кодекса медицинской сестры России" стало закономерным этапом реформы сестринского дела в нашей стране. Кодекс составлен в духе идей биоэтики, которые во многом определили содержание профессиональной этики в медицине последних двух-трех десятилетий. Во главу угла поставлено развернутое представление о правах пациента, гарантиях, защите этих прав в современном обществе.
На сегодняшнем этапе развития сестринского дела в России прежде всего требует ответа исходный вопрос о том, каким должно быть содержание собственно сестринской профессиональной этики. Ниже мы излагаем конкретные вопросы профессиональной этики медицинских сестер в виде краткого комментария к 'Этическому кодексу...". Учитывая главную трудность решения этой задачи — практически полное отсутствие работ в нашей стране по данной тематике, — мы были вынуждены в основном опираться на зарубежную (прежде всего — американскую) литературу [20, с.17-25; 1; 22]. Разумеется, необходимо иметь в виду немалые различия организации и уровней развития сестринского дела в России, с одной стороны, и в США и в других западных странах — с другой. Приведем пример: в начале 1990-х годов 30% медсестер в США имели степень бакалавра, 7-8% — магистра, 2- 3% — доктора [20, с.45]. В то же время никто не будет возражать, что у сестринской профессии есть универсальные черты. Реформа сестринского дела в нашей стране, направленная на утверждение автономии, самодостаточности и целостности сестринской профессии, на повышение ее социального статуса, все больше в этом убеждает.
2.10.2. Гуманность сестринской профессии.
Профессиональная компетентность медицинской сестры
"Этический кодекс..." начинается с определения миссии сестринской профессии: "Этической основой профессиональной деятельности медсестер является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболевания". В комментарии к американскому "Моральному кодексу медсестер" излагаются цели сестринской профессии — защита и восстановление здоровья, "включая отдельных людей, семьи, социальные группы и общество в целом" [20, с.13]. Распространение круга профессиональных обязанностей медсестры на семью, близких пациента представляется нам очень важным.
Этическое требование гуманности, милосердия к повседневной профессиональной деятельности медсестры кажется само собой разумеющимся. Что же конкретно означает это требование? У ответа на данный вопрос есть два аспекта: общий для всех медицинских профессий, в равной степени касающийся медсестер, врачей, фармацевтов и т.д., и специальный, выделяющий профессию медсестры из других медицинских профессий.
Рассмотрим первый аспект. В Лиссабонской декларации о правах пациента говорится, что все работники здравоохранения несут коллективную ответственность за признание и осуществление основополагающих прав пациента. Важнейшим из них является право пациента на высококачественную медицинскую помощь. Соответственно, статья 1 "Этического кодекса..." гласит: "Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи." Для медсестры (врача, акушерки и т.д.) главным условием достижения общей цели в сложной, многопрофильной медицинской деятельности является необходимая профессиональная подготовка, соответствующая профессиональная компетентность (статья 2 "Этического кодекса...").
Очевидно, что основной вопрос реформы сестринского дела, начавшейся в нашей стране на четверть века позднее, чем в других развитых странах, касается компетентности, уровня профессионализма, строгого определения профессиональных обязанностей, а вслед за этим — повышения престижа, авторитета и социального статуса отечественных медсестер.
В этой главе мы используем материалы книги Патриции Бен-нер "По пути обретения опыта. В чем сила и совершенство медсестры" (1984, by Addison-Wesley Publishing Company, Inc.) . Необходимо, в порядке отступления, сказать несколько слов о ней и ее труде.
П. Беннер — зарегистрированная медсестра, доктор философии и профессор сестринского дела Калифорнийского университета. Исполнительный директор Американской ассоциации медсестер Миртл К. Айделотт назвал ее труд "книгой, внесшей выдающийся вклад в развитие сестринского дела" [1, с.2]. Главные ее достоинства — документальный характер и высокий научный уровень. Автор, используя методы анкетирования, интервью и развернутых бесед, опросила 1200 американских медсестер, предприняв опыт описания "анатомии сестринского дела".
В своем исследовании П. Беннер описала 7 областей компетенции медсестры:
1) оказание помощи;
2) просвещение и обучение;
3) диагностика и наблюдение;
38 Далее цитируется неофициальный перевод этой книги, сделанный ко Второй Российско-Американской конференции по реформе сестринского дела (Голицыне, 24 июля - 3 августа 1994 г.).
4) эффективная работа в стремительно меняющейся обстановке;
5) терапевтические процедуры и режим;
6) соблюдение и обеспечение безопасности лечебного процесса;
7) организационные вопросы.
В пределах каждой из этих областей компетенции медсестра должна владеть особыми профессиональными навыками (можно также сказать, что это ее профессиональные функции). Например, в пределах такой области компетенции, как "диагностика и наблюдение", опытные медсестры владеют навыками:
1) выявления и фиксирования важных изменений;
2) распознавания первых тревожных сигналов (предвосхищение приступа и ухудшения до появления явных симптомов);
3) предвидения проблем (умение думать о будущем);
4) понимания требований, накладываемых конкретной болезнью (предвосхищение запросов пациента);
5) оценки нацеленности пациента на выздоровление и его потенциальных возможностей [1, с.69].
Эмпирическим путем П. Беннер выделила 5 уровней профессиональной квалификации, профессионального мастерства медсестер:
1) новичок (уровень начинающего специалиста);
2) уровень освоения навыков;
3) компетентный специалист;
4) умелый специалист;
5) опытный специалист [1, с.23-34].
Большинство примеров казусов из работы П. Беннер, которые мы будем приводить ниже, иллюстрирует работу опытных медсестер, в которой особую роль играет профессиональная интуиция, отражающая специфический, уникальный опыт наблюдения, ухода за пациентами, предвосхищения кризисных ситуаций при оказании медицинской помощи и т.д.
Как же обстоят дела с определением компетентности, уровня квалификации медсестры в нашем здравоохранении? Прежде чем отвечать на этот вопрос, приведем соответствующие нормы "Этического кодекса...". "Медицинская сестра всегда должна соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения РФ" (статья 2). "Медицинская сестра несет личную моральную ответственность за поддержание, внедрение и улучшение стандартов сестринского дела. Она не должна претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает" (статья 11).
Согласно Положению об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников (действует с 1.10.1995 г.), в нашей стране выделяется 4 уровня квалификации медсестер (и других средних медицинских работников). Молодые специалисты — со стажем работы до 3 лет — не имеют квалификационной категории. Вторая, первая и высшая квалификационные категории присваиваются сдавшим квалификационные экзамены (собеседование или тестовые задания) и имеющим стаж работы по аттестуемой специальности, как минимум, 3, 5 и 8 лет соответственно [13, с.27-35]. Как мы полагаем, самый трудный вопрос (а именно — определение содержательных критериев каждой из вышеназванных квалификационных категорий) еще ждет своего окончательного разрешения. Приведенная здесь "юридическая модель специалиста" в значительной степени еще должна наполниться конкретным профессиональным содержанием.
Характерно, что большая часть комментария к "Моральному кодексу медсестер" Американской ассоциации медсестер посвящена именно вопросам профессиональной компетенции и ответственности. Таким образом, содержательные моменты решения проблемы профессиональной квалификации медсестер в основном определяет само профессиональное сестринское сообщество: "Индивидуальная профессиональная лицензия — защитный механизм, узаконенный в обществе, для обеспечения основной и минимальной компетентности профессиональной сестры. Исходя из этого общество, наделило профессию медсестры правом регулировать свою собственную практику... Обязанности медсестры изложены в изданиях Национальной ассамблеи медсестер «Сестринское дело — социальная политика» и «Стандарты сестринской практики». Определяя права пациентов, эти стандарты описывают отношения сотрудничества между сестрой и пациентом через сестринский процесс... Сестринское сообщество несет ответственность за принятие в свои ряды только тех лиц, которые продемонстрировали знания, навыки и убеждения, считающиеся основными для профессиональной практики. Преподаватели сестринского дела должны быть убеждены, что компетентность и продемонстрированные убеждения достигнуты до того, как человек начал заниматься сестринским делом профессионально" [20, с.18-22].
П. Беннер подчеркивает, что уровень квалификации медсестры ни в коем случае не может измеряться только стажем ее работы. Она пишет: "Очень мало известно о том, как измерить способность человека узнавать проблемы и отыскивать проблемы, требующие решения, как оценить его умение правильно выбирать методы и способы их решения" ([1, с.38], подчеркнуто П. Беннер). Правда, отдельные профессиональные качества медсестер все-таки поддаются идентификации, очевидным объективным оценкам. Автор, в частности, относит к таким качествам следующие: "способность справляться с критическими ситуациями; психологическая устойчивость; сострадание и надежность при уходе за новорожденными, коматозными больными и другими пациентами, находящимися в совершенно беспомощном состоянии, а потому требующими особого ухода; умение быстро обнаружить и быстро решить «горящую» проблему (т.е. возникшую в кризисной ситуации или в условиях дефицита времени); умение унять боль; забота об умирающем пациенте" [1, с.38].
Таким образом, как ни тривиально это звучит, этическое требование гуманности, милосердия в повседневной профессиональной деятельности медсестры (врача, фармацевта и т.д.) прежде всего означает требование их высокого профессионализма.
Рассмотрим теперь специальный аспект гуманного, милосердного отношения к пациенту, характерный именно для профессии медицинской сестры. Пациент обращается к медсестре, как правило, со своей болью, своими страданиями. Тот факт, что болью как симптомом занимаются врачи и что существует особая врачебная дисциплина анестезиология, совсем не исключает справедливости тонкого замечания П. Беннер: "Определение причины возникновения боли и выбор адекватного средства для ее облегчения или устранения попадает в область компетенции медсестры" [1, с.49].
Тема отношения человека к страданию — старейшая в истории религии, философии и этики [5, с.77-87]. Ф.М. Достоевский видел в добровольном принятии страдания личностью на себя высший нравственный акт человеческого бытия. В 1936 г. Т. Манн в своей речи в день 80-летия 3. Фрейда восславил его любовь к истине, говоря, в частности, о том, как ученый использовал опыт болезни для познания. О том же пишет М. Фаулер, но как специалист по философии и этике сестринского дела она видит две стороны данной проблемы: "Я считаю, что человек учится в страданиях, с другой стороны, мне кажется, чтобы учиться, человеку совсем не обязательно страдать." Далее автор приводит следующий пример: у ее подруги родился внук с многочисленными пороками развития, друзья и знакомые бесконечно ее утешали и успокаивали. В итоге "участливые утешения истощили ее желание осмысливать ситуацию и невольно превратились в источник еще более сильной боли" [22, с.5].
Рассмотрев отдельные аспекты профессиональной деятельности медсестры (оказание помощи, обучение пациентов и т.д.), П. Бен>-нер задает вопрос: что же в целом должно быть присуще опытной медсестре — участие или отстраненность? В медицинской среде широко распространено мнение, что в профессиональном отношении медиков к пациентам необходимо отстранение (желательно устанавливать "дистанцию"). Однако исследование П. Беннер выявило нечто иное: в своих анкетах и устных ответах многие опытные медсестры подчеркивали, что "им очень важно лично прочувствовать, что испытывают их пациенты, страдающие различными недугами" [1, с.110]. П. Беннер отмечает особый язык, которым пользуются опытные медсестры при общении со своими пациентами, например, перенесшими илеостомию или колостомию (когда с полуслова ясно, о каких моментах ухода за собой, особенностях образа жизни идет речь). В свою очередь, М. Фаулер замечает, что с пациентом надо разговаривать не на своем, а на его языке [22, с.6]. Высшим признанием профессионализма медсестры, которая проводила инструктаж пациентки перед операцией мастэктомии, стал вопрос этой пациентки: "А вам что, тоже мастэктомию делали?" [1, с.67].
Среди выделенных П. Беннер нескольких десятков профессиональных функций (навыков) медсестры необходимо обратить внимание на функцию, которую она назвала "Присутствие: умение побыть с пациентом". Вот слова одной из медсестер-респондентов: "Это же очень по-человечески — просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему... Мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю" [1, с.46]. Интересен в этом смысле рассказ Митрополита Антония — православного епископа, возглавляющего епархию Русской православной церкви в Великобритании (по первоначальному образованию — врача). Владыка Антоний вспоминает, как в начале войны он был хирургом; в его отделении умирал молодой солдат, и он облегчил ему минуты умирания именно присутствием, сначала разговаривая с ним, а когда пациент уже перестал реагировать на речь, взяв его за руку, продолжая держать ее до самого конца [8].
Не случайно П. Беннер выделяет такую профессиональную функцию медсестры, как "умение прикосновением успокоить пациента, наладить с ним связь". Вот слова опытной медсестры (у ее пациента метастазы рака прямой кишки, колостома, он мрачен и неразговорчив): "Мне нравится делать ему растирание спины, поскольку это дает возможность лишний раз поговорить с ним и само по себе служит неким средством общения". Далее П. Беннер отмечает, что медсестры традиционно используют прикосновения в терапевтических целях: "Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента" [1, с.50-51]. Однако нельзя оставить без внимания и заключительное замечание П. Беннер: "Но физические прикосновения, как и другие формы общения, несут в себе слишком многое, чтобы пользоваться ими бездумно" [1, с.51].
Наиболее полно специфика этических требований гуманности и милосердия в сестринском деле выражена в понятии "забота о пациентах ". Раскрывая содержание этого понятия, П. Беннер пишет: "Из примеров прекрасной работы медсестер можно сделать и более общие выводы. Практически в каждом из них подчеркивается важность заботливого, человеческого отношения к пациентам... Можно даже ввести понятие «степень заботы», поскольку она поддается количественной оценке. Когда в природе сестринского дела выделяются «инструментальная» и «эмоциональная» составляющие, необходимо отдавать себе отчет, что это искусственное разделение". Приведя пример с искусно проведенной перевязкой у больной с длительно незаживающими ранами и абдоминальными фистулами (после чего пациентка воскликнула: "Надо же! Настоящее искусство!"), П. Беннер заключает: "Перевязка несла одновременно техническую, эмоциональную и информационную нагрузку" [1, с.114].
Понятие "забота о пациентах" — синтетическое, интегративное, причем в его содержании более важны коммуникативный и этический аспекты, чем манипулятивный и технический. "Заботу о пациентах нельзя проконтролировать, к ней невозможно принудить. Забота проистекает из личных и культурных представлений и пристрастий" [1, с.114]. Здесь хочется еще раз повторить: нравствен-
Поделитесь с Вашими друзьями: |