I. Теория и практика журналистики
1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.
Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
Журналистика – это исторически сложившийся вид духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной, общественно значимой информации.
ФЗ «О СМИ» от 27.12.91, ст. 2 (Основные понятия):
- под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
- под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Основные характеристики журналистской информации (от лат. informatio — «научение», «сведение», «оповещение») как массовой:
1. Направленность на массу общества.
2. Соответствие нуждам этой массы.
3. Стремление к созданию единой позиции массы по касающимся её вопросам.
4.Доступность информации для массы, удобный режим потребления.
5.Возможность одновременного получения массовой аудиторией.
6.Возможность для всех желающих принять участие в работе СМИ.
Информация – это совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных) которую несет журналистика аудитории. Текст и информация – не одно и то же. Текст – носитель потенциальной информации. Не всегда переданное становится принятым и адекватно освоенным. Принятая информация – часть текста, которая «взята» аудиторией. Реальная – результат переработки принятой информации в сознании аудитории.
Так становится очевидной не только проблема познания журналистом действительности и фиксации полученного знания в тексте, но и проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Информационная насыщенность Т. – наличие в нем большого объема потенциальной информации и, соответственно, высокая потенциальная эффективность. Ею определяется информативность – максимальная реализация текстом своего потенциала при встрече с аудиторией, т.е. высокая реальная эффективность.
Адекватность – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира. Добиться прагматической адекватности можно при соблюдении необходимых условий информативности:
1. Небанальность (новизна, актуальность).
2. Декодируемость (доступность сообщения, понимание замысла журналиста).
3. Релевантность (ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений в соответствии с интересами и потребностями аудитории).
Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую изображает журналист (правдивые сведения о жизни) С семантической точки зрения информация может быть дескриптивной (описывающая события, явления, законы, процессы, характеры, судьбы), валюативной (оценивающей), нормативной (указывающей на способ действия).
Синтаксическая адекватность – правильная структурная организация текста.
Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность - это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности. Дезинформация - распространение искажённых или заведомо ложных сведений.
2. Функции журналистики.
Понятие функции применительно к журналистике. Сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики. Концепция Е.П. Прохорова: коммуникативные, идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Концепция Н.Н. Богомоловой: социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические) функции. Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко: общество в целом, отдельные социальные институты и группы, личность, профессиональное сообщество журналистов как основные субъекты функций журналистики; функции на уровне каждого субъекта. (Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор.)
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – С. 17–24.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2006. – С 176–196.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. – С. 44–71.
Функции (лат. functio — «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») - совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:
Цель → Средства+способ действия → Функционирование → Результат
Существуют объективные сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики.
Е.П. Прохоров выделяет функции:
-
коммуникативную (общения, налаживания контакта) - исходную функцию журналистики;
-
непосредственно-организаторскую - роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
-
идеологическую (социально-ориентирующую) - стремление оказать глубокое влияние ОМ;
-
культурно-образовательную - участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей;
-
рекламно-справочную - удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений;
-
рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
Концепция Н.Н. Богомоловой.
Н.Н. Богомолова разделяет функции журналистики на социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические). В основе социальных лежат потребности общества как целостной системы, в основе психологических – потребности членов этого общества. Группа психологических функций делится на две подгруппы: социально-психологические (удовлетворение потребностей групп, сообществ, объединений) и общепсихологические (удовлетворение потребностей отдельных индивидов).
Социально-психологические функции:
-
контакта– одной из базовых потребностей человека;
-
отождествления себя с группой (в группе человек чувствует себя защищенным);
-
самоутверждения (самопознания и самореализации) - стремление найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира, ощутить свою значимость;
-
объединения людей в группы (по интересам, полу, возрасту, национальному, территориальному и другим признакам и т.п.) и др.
Чисто психологические функции:
-
познавательная - нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей и значимую для всего общества (это проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями;
-
эмоциональной разрядки, рекреативная, заполнения досуга, развлечения и отвлечения;
-
утилитарная - призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг.
Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко.
Автор определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ:
-
общество в целом – интеграция познания;
-
отдельные социальные институты и группы – пропаганда, агитация, организация;
-
личность – ориентация, морально-психологическое удовлетворение;
-
профессиональное сообщество журналистов – служебно-профессиональная, творческая.
Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.
3. Журналистика как социальный институт.
Понятие социального института, специфика журналистики как социального института. Основные социальные типы СМИ: государственные СМИ, частные СМИ, общественные СМИ и перспективы их создания в России. Правила функционирования СМИ в демократическом обществе: плюрализм и толерантность. Журналистика как «четвертая власть», властные полномочия СМИ. Проблема информационной безопасности. Государственная политика в сфере СМИ, проблема цензуры.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
Социальные институты (лат. «установление», «устройство») – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия). Признаки СИ: 1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности; 2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения; 3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности; 4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества; 5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.
Журналистика – один из важнейших социальных институтов:
- наука о журналистике;
- учебные дисциплины (специальность «Журналистика». В ВГУ подготовка журналистов началась в 1961 г. – на заочном отделении филологического факультета. В 1968 г. был открыт прием журналистов на дневное отделение. В 1985 г. отделение журналистики преобразовано в факультет);
-совокупность профессий (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист);
-наличие учреждений (газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры);
- профессиональные организации (Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов, Комитет защиты журналистов, Репортер без границ; Союз журналистов РФ);
- профессиональные издания («Журналист», «Медиапрофи» и др.);
- национальные премии в сфере журналистики («Правый взгляд» - политическая ж-ка);
- система правовых и нравственных норм (Закон «О СМИ» от 27.12.91, Кодекс профессиональной этики российского журналиста от 23.06.94).
Основные социальные типы СМИ: государственные - создаются различными структурами власти, должны представлять «общие» интересы; частные - СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций, имеющие узкую специализацию (партии, творческие и ученые союзы и т.д.); общественные - максимально реализуют общие интересы, выступают с общенародной позиции и предлагают общеприемлемые решения по спорным вопросам жизни общества.
Правила функционирования СМИ в демократическом обществе. В документе Совета Европы «Декларация "Политика в области СМИ для завтрашнего дня» (2000 г.) рядом поставлены и уравнены "в правах" две взаимодополнительных характеристики деятельности СМИ - "плюрализм услуг и содержания средств массовой информации" и "содействие социальной гармонии". Речь идет о толерантности, т.е. высоком уровне благожелательности к иным взглядам, признаваемых в качества равноправных со своими (идея социального партнерства).
СМИ как 4 власть, властные полномочия СМИ: контроль деятельности государственных структур, критика политики и действий власти, публикации официальных документов в государственных СМИ, участие в создании духовной атмосферы в обществе.
Проблема информационной безопасности. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства:
-
соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею,
-
информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации,
-
развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации,
-
защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Законодательная база – ст.5 закона «О гос. тайне» - перечень сведений, сост. гос. тайну, ст. 23 Конституции – тайны частной жизни, закон «О служебной тайне», закон «О коммерческой тайне».
В законодательстве РФ находит свое выражение государственная политика в сфере СМИ. Основные законы РФ, имеющие отношение к СМИ: Конституция РФ, Закон «О СМИ», Закон «О рекламе», Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», Закон «О связи», Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон «О государственной тайне» и др.
Проблема цензуры. Свобода слова в России — гарантируемое Конституцией Российской Федерации (ст.29, п. 4,5) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Цензура запрещена (ст.29, п.5). Ст.4 Закона «О СМИ»: ограничения на реализацию свободы слова СМИ. Запрещено использование СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности […], других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», запрещает распространение информации о запрещённых за экстремизм организациях и о способах производства и местах приобретения наркотиков, и ограничивает работу журналистов при освещении контртеррористических операций».
4. Проблема свободы журналистской деятельности.
Социально-творческая сторона свободы журналистики: соотношение понятий «свобода» и «необходимость». Свобода как возможность выбора, проблема ответственности. Свобода, необходимость, ответственность применительно к журналистике. Юридическая сторона свободы журналистики – различные подходы: авторитарная концепция, концепция свободы журналистики, концепция социальной ответственности журналистики. Экономическая сторона свободы журналистики: основные источники доходов для СМИ, проблема финансовой независимости.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
Слова «свобода» имеет множество значений. В обыденной жизни это непринужденность, независимость, отсутствие обязательств. В общественной жизни – пребывание вне заключения, отсутствие гнета. В науке – возможность высказывать личную точку зрения и т.п. Главная составляющая свободы, таким образом, - отсутствие внешних и внутренних ограничений, возможность принимать решения самостоятельно, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности. Субъективистское понимание свободы как возможности делать «что хочется», преследуя эгоистические цели, без учета интересов других людей, заводит и теоретической тупик и порождает действия, не имеющие оправдания. Человечество едино, и в основу свободной деятельности должны быть положены единые основания.
Эти основания – объективное требование действовать в рамках необходимости, т.е. не преступать закон. Важнейшим условием действительно свободного творчества является «проникновение» в необходимость.
Социально-творческие факторы свободы СМИ: свобода – необходимость – ответственность. Свобода понимается как возможность выбора. Применительно к журналистике существуют барьеры, ограничивающие полную свободу:
-
Социальные: законы, цензура, этические нормы, аудитория, политическая система, национальные интересы, религиозный фактор;
-
Творческие (внутриличностные): система знаний, творческий кризис, совесть.
Юридическая сторона свободы журналистики – различные подходы:
-
Авторитарная (лат. auctoratas «власть, влияние») - и как ее крайнее выражение тоталитарная - концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие. Практически неограниченную власть получают СМИ, выпускаемые этими силами. Инакомыслящие же либо вовсе не допускаются в область журналистики, либо их издания и программы подвергаются жесткой цензуре, всякого рода экономическим ограничениям с целью исключить или крайне ограничить плюрализм взглядов.
-
Концепция полной свободы печати – возникает как ответ на авторитарную концепцию. Исторически соответствующее юридическое требование - лозунг свободы печати - был сформулирован в XVII веке и стал одним из основных требований революционно-демократических сил XVIII века, боровшихся с феодально-монархическим абсолютизмом, придерживавшимся идеи авторитаризма в сфере печати. При этом смысловое содержание лозунга свободы печати было, если можно так выразиться, «чистым» - речь шла вовсе не о праве на вседозволенность, аморализм, антигуманность и т.д. Свобода не может быть полной (в эгоистическом понимании), мы в ней «захлебнемся», она начинает работать на деградацию.
-
Концепция ответственной свободы СМИ - законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова.
Экономическая сторона свободы журналистики: основные источники доходов для СМИ, проблема финансовой независимости.
Для реализации творческой свободы необходимо обладать экономическими возможностями для организации своей деятельности. Затраты на помещение, оборудование, аренду каналов связи, зарплату сотрудников требует наличия у учредителя соответствующих средств или возможности получить кредит. Альтернативным вариантом является поиск состоятельного соучредителя (спонсора). В результате часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.
Функционирование СМИ в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимости превышения доходов над расходами. Источники доходов СМИ: доходы, получаемые от потребителей информации (покупки газет и журналов, абонементной платы, подписки); плата за размещение рекламы (до 80% доходов СМИ).
СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Государство располагает широкими возможностями, чтобы воздействовать на экономическое положение СМИ: налоговая политика, предоставление льгот на покупку необходимых материалов, и распределение госрекламы и т.д. Конечно, все многообразие форм вмешательства государства и предпринимательских структур в экономическую ситуацию в сфере СМИ избирательно – преимущество обычно отдается тем, чьи позиции более отвечают предпочтениям господствующих сил.
Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, обращаясь за поддержкой к тем социально-экономическим институтам, чьи позиции им близки. Другой вариант – создание объединений (прежде всего – концернов или холдингов). Сращивание с другими сферами предпринимательства может создавать подчиненное положение СМИ в этих структурах и угрозу для информационной независимости. Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в области СМИ (создание такого положения, когда аудитория имеет возможность выбора между конкурирующими изданиями, что предполагает ограничение возможности манипуляции массовым сознанием).
5. Журналистика, реклама, связи с общественностью: общее и различное.
Журналистика, реклама и связи с общественностью как виды деятельности и социальные институты. Общие признаки журналистики, рекламы и связей с общественностью как трех видов целенаправленной коммуникации. Близость на организационном уровне и на уровне правового обеспечения. Существенные различия журналистики, рекламы и связей с общественностью по следующим параметрам: адресант, адресат, информационное воздействие (объекты и характер информирования, цели и методы воздействия), обратная связь. Проблема разграничения журналистики, рекламы и связей с общественностью в коммуникативной практике современной России.
Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе. – Воронеж, 2003.
Существенные различия журналистики, рекламы и связей с общественностью
|
Журналистика
|
Связи с общественностью (ПР)
|
Реклама
|
1. Цель
|
Отражение событийной картины мира, объективный анализ социальных проблем с целью их разрешения
|
«Создание положительного имиджа и управление им («продажа» имиджа, формирование паблисити), разрешение кризисных ситуаций»
|
Создание побудительных мотивов для увеличения спроса на изделие, сбыт товара, стимулирование сбыта
|
2. Объект
|
Социальная информация, разнообразные факты текущей действительности
|
Репутация (негативная информация отсутствует)
|
Товар (недостатки не указываются)
|
3. Функции
|
Коммуникативная; информирования; ценностно-ориентирующая; социально-организаторская; психологического регулирования
|
Коммуникативная; информационная; консультационная; прогнозирующая
|
Коммуникативная: ориентирующая; стимулирующая; экономическая; культурно-образовательная; рекреативная
|
4. Основные методы
|
Убеждение (внушение)
|
Убеждение, внушение
|
Внушение (убеждение)
|
5. Типовые средства (каналы)
|
Газета, телевидение, радио, журнал
|
СМИ, специфические акции конференции, брифинги, фестивали и т.п.)
|
СМИ, наружная, сувенирная, почтовая и др. реклама
|
6. Заказчик
|
Общество, общественность (издатель, учредитель). Оплата через налоги, подписку, приобретение отдельных экземпляров
|
Руководители предприятий, регионов, лидеры организаций. Бесплатное распространение информации (оплачивается работа пиармена)
|
Отделы предприятий, организаций, отвечающие за реализацию товара. Платная форма представления для заказчика (социальная реклама распространяется бесплатно)
|
7. Ключевые профессии
|
Корреспондент, редактор (характер мышления субъекта деятельности по преимуществу индивидуализированный)
|
Специалист по связям со СМИ; специалист по разрешению конфликтов, имиджмейкер (характер мышления по преимуществу нормативный)
|
Менеджер, креатор, копирайтер, художник, фотограф (характер мышления по преимуществу прагматичекий)
|
8. Характер труда
|
Индивидуально-коллективный; производственно-творческий
|
Производственно-творческий; индивидуально-коллективный
|
Производственно-творческий; индивидуально-коллективный
|
9. Произведения, (жанры)
|
Информационные, аналитические, художественно-публицистические материалы в прессе, на ТВ,РВ
|
Пpecc-релиз, информационное письмо, доклад, сцепанарий пресс-конференции, разработка ПР-кампании и др.
|
Модульная газетно-журнальная реклама, теле- и аудиоролики, разработка рекламной кампании и др.
|
10. Аудитория
|
Систематическое информирование массовой аудитории с ориентацией на «читательское ядро»
|
Систематическое информирование определенной части аудитории (явно выраженная целевая группа воздействия) через посредников (редакции, агентства новостей) или в процессе специальных ПР-акций
|
Дискретная доставка ком-мерческой информации массовой аудитории через посредников (СМИ) или через специальные рекламные каналы с ориентацией на целевую группу воздействия
|
6. Принципы редакционной деятельности. Структура редакционного коллектива. Методы управления редакцией.
Принципы редакционной деятельности. Принцип разделения труда, принцип кооперирования труда и объединения результатов, принцип единоначалия. Функциональное, профессиональное и квалификационное разделение труда. Творческая, техническая и коммерческая части редакции. Пирамидальная и плоская структура, их преимущества и недостатки. Правовые, экономические, административные (организационные) методы управления редакцией. Организационные методы управления редакцией: моделирование, планирование, координирование, нормирование труда и учет его результатов, стимулирование работников, контроль и проверка исполнения.
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
Принципы редакционной деятельности: разделение труда; кооперирование труда и объединение результатов; единоначалие.
Функциональное, профессиональное и квалификационное разделение труда.
-
Функциональное - разделение труда в соответствии с функциями трудового коллектива. В результате он разделяется на несколько функциональных групп:
-
Творческая часть редакции:
- звено руководства и управления (редакторат – главный редактор и его заместители, редакционная коллегия и секретариат),
- звено исполнения (корресподенты, обозреватели, специальные и собственные корреспонденты, творческие отделы).
-
Техническая часть редакции (корректорская служба, компьютерный центр, редакционная библиотека и др.).
-
Коммерческая часть коллектива (отделы рекламы, распространения, маркетинга и др.).
-
Профессиональное – внутри этих групп в соответствии с профессией и специальностью их членов.
-
Квалификационное – между отдельными исполнителями в соответствии с их квалификацией, уровнем мастерства, знаний, умений и т.д.
Пирамидальная и плоская структура, их преимущества и недостатки.
Пирамидальная структура редакционного коллектива. Наверху нее стоит руководитель – главный редактор, ниже – его заместители, редколлегия, секретариат, а под ними располагаются творческие отделы, технические и коммерческие службы. У пирамидальной структуры несколько – три-четыре – уровней. На каждом из них находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители, на самом нижнем уровне – корреспонденты, технические и коммерческие сотрудники, непосредственные исполнители заданий своего руководства. Обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого за свою работу. – : громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания.
Новая тенденция в структуре редакции: плоская структура, более простая. В ней ликвидируются отделы, а, следовательно, и заведующие отделами. Каждый журналист ведет несколько своих рубрик, передает свои тексты непосредственно редактору или ведущему редактору. У главного редактора есть свои заместители, которые по очереди ведут подготовку номера. Изменились функции секретариата, иногда в редакции вообще отсутствует фигура ответственного секретаря, либо он называется иначе (заместитель главного редактора по выпуску). Секретариат занимается дизайном. В некоторых редакциях нет редколлегий (“Московская правда”). +: путь от автора до полосы сокращается. -: на руководителей наваливается очень большой груз работы.
Методы управления редакцией:
1. Правовые – в их основе Конституция РФ, ее Гражданский, Трудовой и Уголовный кодексы, а также все законы и подзаконные акты, относящиеся к СМИ, в первую очередь Закон «О СМИ».
2. Экономические – финансовое воздействие на сотрудника редакции (перевод журналиста на вышеоплачиваемую должность, повышение зарплаты, лишение премии и т.п.)
3. Психологические – оптимизируя структуру и состав коллектива, учитываем особенности характера, возможности каждого сотрудника.
4. Организационные:
-
Моделирование. Под моделью мы понимаем упрощенный аналог какого-либо реального объекта – предмета, явления, процесса. В СМИ моделируют структуру редакции, работу ее коллектива (с использование описательных, графических, физических моделей).
-
Планирование. План – одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива (перспективные планы, определяюшие деятельность коллектива и характер издания на длительный период – от нескольких месяцев до полугодия и даже года; рабочие – на месяц и долее, оперативные – недельные и планы конкретных номеров и др).
-
Координирование - согласование действий подразделений и сотрудников редакции (в редакции этим обычно занимается секретариат; если требуется, в этот процесс включаются главный редактор и редколлегия).
-
Нормирование труда и учет его результатов (секретариат): поскольку редакционная деятельность носит производственно-творческий характер, в область журналистского труда введены нормы.
-
Стимулирование работников - сочетает организационное (административное), экономическое и воспитательное воздействие на членов коллектива.
-
Контроль и проверка исполнения. В ходе контроля выявляются результаты воздействия субъекта на объект, отклонения от выполнения решений, определяются пути преодоления этих отклонений, устранения того, что мешает нормальному функционированию системы.
7. Работа редакции с читателями.
Редакционный актив и его состав. Организационно-массовая работа редакции. Работа с редакционной почтой. Формы организации редакционной деятельности: акция, кампания, обсуждение.
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
Редакционный актив и его состав.
1. Информаторы, живущие в различных городах и других населенных пунктах региона распространения газеты, работники различных муниципальных и других властных структур, крупных предприятий, фирм и компаний, институтов и школ. Они, как правило, в газете не выступают, а лишь сообщают журналистам – по телефону, при личной встрече или письмом – о событиях, которые могут представить интерес для редакции.
2. Консультанты – специалисты, компетентные в какой-либо области знания или практической деятельности. К каждому из них руководитель редакции или ее журналист может обратиться за советом, консультацией.
3. Внередакционные авторы – люди с достаточно высоким уровнем образования, умеющие грамотно выражать свои мысли, готовые прислать в редакцию свои отклики на выступления газеты, поделиться своими соображениями о событии или ситуации, рассказать о встрече с интересным человеком.
4. Нештатные профессиональные журналисты, выступающие на страницах газеты. Они связаны с определенным отделом редакции, работают по его плану и получают компенсацию за работу в форме гонораров за свои публикации.
Организационно-массовая работа редакции – система организационных мероприятий, целью которых является расширение и укрепление связей редакции с читателями и авторским активом.
Особенности массовой работы редакции определяются уровнем издания, величиной редакционного коллектива, опытом его журналистов и, не в последнюю очередь, его материальными, финансовыми возможностями. В редакции небольшого регионального издания основными формами массовой работы становятся встречи за «круглым столом» с представителями определенных профессий и проведение всевозможных конкурсов. А редакция крупной столичной газеты организует, кроме того, общественную приемную, создает деловой клуб, проводит фестиваль газеты и т.д.
Работа с редакционной почтой.
Значение редакционной почты:
-
Источник эксклюзивной информации.
-
Средство прямой и обратной связи.
-
Публикация писем читателей в газете – форма выражения общественного мнения и вместе с тем инструмент обеспечения гласности в демократическом обществе.
Одним из важнейших элементов структуры редакции является отдел писем. Это центр работы с редакционной почтой. Он отвечает за учет писем читателей, определение их судьбы, распределение по другим творческим подразделениям редакции и за подготовку писем, содержащих актуальную информацию, к публикации в газете. В зависимости от объема редакционной почты в номерах газеты регулярно – в соответствии с сетевым графиком – публикуют отдельные письма, их подборки или целые полосы под различными рубриками: «Нам пишут», «Письма наших читателей», «Из редакционной почты» и т.п. Рубрики по письмам составляют важную часть системы тематических рубрик издания. Некоторые из них используют сотрудники любого отдела редакции, другие же являются монопольными рубриками отдела писем.
Формы организации редакционной деятельности: акция, кампания, обсуждение.
В ходе управления коллективом используют разные виды редакционной акции - коллективные действия нескольких журналистов или творческих подразделений редакции, направленные на достижение единой достаточно крупной цели. Частные акции помогают организовать работу лишь нескольких журналистов или небольшого подразделения редакции. Распространенная форма такой акции – подготовка тематической или целевой полосы журналистами творческого отдела. Несравненно большее значение имеют общие акции. Нередко они определяют деятельность всего коллектива или большей его части. В их ходе перед редакцией встают крупные задачи. К таким акциям относятся кампания и обсуждение.
Кампания – это комплекс публикаций и организационных мероприятий редакции, посвященных одной общезначимой проблеме или актуальной теме. Цель кампании – вовлечение масс читателей в решение этой проблемы или в обсуждение этой темы. Кампания охватывает длительный период – от нескольких недель до нескольких месяцев и дольше. Тип, характер и длительность кампании определяются ее целью. Политические газетные кампании, связанные с важными событиями в политической жизни страны и общества – выборами президента, депутатов Государственной Думы или мэра крупного города, обычно продолжаются длительное время. Столь же продолжительной может быть и экономическая кампания, посвященная, например, изменению налоговой системы в стране. Но сезонная кампания, связанная, например, с проведением очередных сельскохозяйственных работ – севом или уборкой урожая, ограничивается их началом и окончанием.
Другая форма масштабной редакционной акции – обсуждение. Оно имеет много общего с кампанией. Оно также может продолжаться длительное время. Поводом для него обычно служит обнародование какого-либо важного законопроекта или другого документа. Оно дает возможность выяснить отношение читательской аудитории печатного издания к новому проекту и повлиять на формирование общественного мнения. Часто такое обсуждение проводится в ходе газетной кампании, составляет ее неотъемлемую часть.
8. Интервью как метод сбора информации в журналистике.
Интервью как метод сбора информации в журналистике. Виды интервью: информационное, оперативное, интервью-расследование, интервью-портрет, креативное (по М. Лукиной). Подготовка к интервью: определение цели и характера необходимых сведений; изучение предмета интервью и собеседника; обдумывание хода интервью и вопросов; выбор места и времени. Проведение интервью: встреча с собеседником, приветствие, преамбула интервью, «разминка», стратегия и тактика. Завершение интервью. Барьеры общения и умение их ослабить.
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.
Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1993.
Шумилина Т.В. «Не могли бы вы рассказать…» Метод интервью в журналистике. – М., 1976.
Интервью — самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. Американские исследователи подсчитали, что интервью «съедает» от 80 до 90% их рабочего времени. К общепринятым в этой профессиональной деятельности относят не менее важные — наблюдение и работу с документами. Все три познавательных метода реализуются комплексно и по принципу дополнительности в зависимости от поставленных задач являются основным или вспомогательным инструментом журналистского поиска.
Виды интервью по М.Лукиной:
1. Информационное— наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Костяком информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем?
2. Оперативное— разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте.
3. Блиц-опрос, или опрос на улице – сбор разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу путем постановки одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.
4. Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы.
5. Интервью-портрет, напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя.
6. Креативное интервью (беседа, диалог) – журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества.
Подготовка к интервью:
- определение цели и характера необходимых сведений (зачем вы хотите взять интервью? каких результатов хотите достичь? почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника? интересен ли он лично вам? есть ли к нему интерес у широкой публики?);
- изучение предмета интервью и собеседника (если журналист располагает временем, то для предварительной подготовки желательно воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой. Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две большие группы: документальные источники и устные человеческие свидетельства);
- обдумывание хода интервью и вопросов (предварительная работа с источниками поможет определить основную тематику вопросов, продумать их последовательность и наметить путь, по которому журналист вместе со своим героем пойдет к намеченной цели. Вопросник стоит разрабатывать в соответствии с целями, о которых вы уже сообщили своему герою, когда договаривались об интервью);
- выбор места и времени (договариваясь о встрече, назначая время и место, прислушайтесь к пожеланию собеседника: чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время.
Проведение интервью:
встреча с собеседником, приветствие (при выборе того или иного стиля обращения — по имени или имени и отчеству, на «ты» или на «вы» — в первую очередь учитываются, по крайней мере, два фактора: возраст и социальное положение героя);
преамбула интервью (задача интервьюера— попытаться развеять возникшее напряжение и настороженность при встрече; верный путь — поговорить о том, что входит в сферу интересов вашего героя);
стратегия и тактика (вначале - нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы; затем основные; главный вопрос – в конце; желательно завершить разговор на позитивной ноте).
Завершение интервью: в строго установленное время; перед прощанием уточнить неясные вопросы, имена, цифры; уточнить, не хочет ли собеседник что-либо добавить к сказанному.
Возможные барьеры общения:
-
Психологические (несовпадение социальных характеристик беседующих, несовпадение психологического состояния, несоответствие обстановки, в которой протекает процесс общения, целям, смыслу, планам и привычкам участников).
-
Социально-психологические - неосведомленность журналиста о психологическом состоянии социальной группы, к которой принадлежит собеседник.
-
Этические – нежелание раскрывать свои или чужие секреты, запреты профессиональной этики (врачебной, педагогической и т. д.).
9. Наблюдение как метод сбора информации в журналистике.
Наблюдение как метод познавательной деятельности. Особенности журналистского наблюдения. Виды наблюдения. Произвольное наблюдение и его роль в журналистском творчестве. «Бабушкин чердак» журналиста. Целенаправленное наблюдение и его разновидности: локальное; одноразовое и многократное; открытое и скрытое. Включенное наблюдение – метод «смены профессии» – метод «маски». Правовые и этические пределы использования метода.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.
Лозовский Б.Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.
Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 1996.
Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1993.
Метод наблюдения основывается на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Журналистское наблюдение целенаправленно, последовательно, систематично. Тем самым оно отличается от обыденного наблюдения, которое носит спонтанный характер. В отличие от проработки документов, наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности – первичную информацию.
Объем наблюдаемого так велик, что зафиксировать данные с необходимой полнотой архитрудно, и это порождает технические сложности. Отсюда неизбежность дополнительной нагрузки на журналиста при проверке данных наблюдения. Дело в том, что в силу разных причин физического и психологического характера при наблюдении существует опасность иллюзии восприятия – неадекватного отражения наблюдаемого предмета. Возможны и ошибки интерпретации, связанные с избирательностью нашего восприятия.
Особая разновидность этого метода – самонаблюдение. Тут внимание журналиста сосредоточивается на собственном поведении, на внешних и внутренних факторах, которые его определяют, что открывает доступ к сведениям о неочевидных, скрытых процессах, характерных для той или иной ситуации. Но и в данном случае нельзя обойтись без проверки, без соотнесения результатов самонаблюдения с информацией, полученной другими методами, из других источников.
Виды наблюдения.
I. Непреднамеренное – протекает само по себе, не имеет определенной цели. Поводом для этого наблюдения становятся сами объекты наблюдения.
II. Целенаправленное – предпринимаемое по составленному заранее плану, существует заранее намеченная цель. К этому методу прибегают в том случае, когда точно знают, чему будет посвящен и кому адресован материал:
1) локальное - привязанное к определенному месту (информации, которую намерен собрать на конкретном участке наблюдатель, должно быть достаточно для убедительных выводов);
2) одноразовое (журналист имеет дело с процессами, протекающими в короткий промежуток времени; используется в репортажах, зарисовках, очерках) и многократное (дает наибольшую эффективность при работе над корреспонденцией, статьей);
3) открытое и скрытое (журналист не представляется; используется тогда, когда журналист уверен, что открытым методом достоверную информацию не добыть);
4) включенное (участие журналиста в ситуации) и невключенное (журналист находится за пределами ситуации и не входит в контакт с участниками события).
Включенное скрытое наблюдение – метод маски или смены профессии – достаточно распространенный метод. Этот метод использовал Кольцов М., являющийся редактором и издателем «Огонька»; Рубинов, который удачно провел почтовый эксперимент (меченые атомы).
Правовые и этические пределы использования метода.
Журналисту статьей 47 Закона «О средствах массовой информации» предоставлены права искать, запрашивать, получать и распространять информацию, получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; копировать, публиковать, оглашать или иным образом воспроизводить документы и материалы (с соблюдением авторских прав); вести записи, в том числе с использованием средств аудио-видеотехники, кино-фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.
Но наряду с правами у журналиста есть и обязанности, они перечислены в статье 49 Закона «О средствах массовой информации»: 1) установлены сведения, которые следует отнести к государственной тайне (ст. 5, 6, 7 Закона «О государственной тайне»); 2) по Закону «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 11) не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации, которая раскрывает частную жизнь, личную, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия; 3) целый ряд статей Уголовного кодекса самими названиями раскрывает нацеленность на информационную безопасность личности: нарушение неприкосновенности частной жизни; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; нарушение изобретательских и патентных прав, разглашение тайны усыновления (удочерения) [статьи 137, 138, 147, 155].
«Смена профессии» возможна лишь в случаях, когда репортер уверен, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. Сотрудникам СМИ противопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т.п. Такого рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями законодательства.
10. Изучение документов как метод сбора информации в журналистике.
Понятие документа. Документ и источник. Классификация документов как первый этап их анализа. Проблема подлинности, достоверности и надежности документов. Использование документа в журналистском материале.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.
Лозовский Б.Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998.
Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.
Понятие «документ» употребительно сегодня в двух смыслах — широком и узком. Согласно широкому, документ — это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и в пространстве. Документы могут содержать письменные и печатные тексты, изображения, звуки. Документ в узком смысле — деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.
Говоря о значении документа для журналистики, часто имеют в виду именно узкий смысл. Между тем для нее актуальны оба значения слова: «деловая бумага» — лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности.
Проработка документов — метод, с помощью которого журналист получает уже имеющиеся в обществе сведения, хранящиеся в многообразных «информационных кладовых». Они могут быть самого разного свойства: от законов и решений властных структур, от фундаментальных положений науки до характеристик и описаний мест, людей, событий.
Классификация документов как первый этап их анализа.
1) По способу фиксирования информации: рукописные, печатные, кинопленки, магнитные ленты.
2) По типу авторства: личные, общественные.
3) По статусу: официальные, неофициальные.
4) По способу получения: естественно функционирующие; целевые (созданные по запросу).
5) По степени близости к фиксируемому материалу: первичные (непосредственное отражение действит-ности); вторичные (на основании существующих документов).
Проблема подлинности, достоверности и надежности документов.
Подлинность – действительное происхождение документа от того автора и при тех обстоятельствах, которые указаны или подразумеваются в тексте. Если возникает сомнение в подлинности документа, необходимо прибегнуть к методам специального анализа. Они включают в себя «внутреннюю» и «внешнюю» критику документа. Иначе говоря, предполагают внимание к его содержательным характеристикам и к его внешней стороне в целях подтверждения признаков подлинности или выявления несоответствия им. В ситуациях, когда и эти процедуры не снимают сомнений, приходится просить помощи у специалистов — историков-источниковедов, текстологов, криминалистов.
Достоверность – соответствие информации действительности. Чтобы не допустить ошибки, журналисты могут ориентироваться на правила, принятые при проверке документальных данных на достоверность в социологии. Согласно этим правилам при анализе документов необходимо:
1) различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);
2)определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;
3) выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;
4) учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.
Всегда полезно для проверки достоверности сведений из документа сопоставить их с данными, полученными из других источников информации другими методами. Аудиозапись и видеозапись проверить на достоверность может только специалист-криминалист.
Для проверки данных документа на надежность, то есть на то, в какой мере они основательны, представительны, чтобы служить базой для серьезных выводов и обобщений, журналистам нужно консультироваться со специалистами, способными выступить в качестве экспертов по той или иной проблеме.
Существуют разные методы анализа документов. Традиционные методы (их еще называют качественные) составляют основу журналистского исследования документов. Эти методы преломляются в интерпретации документа, в фиксировании полученных таким образом сведений. Интерпретация - сравнение содержания документа с определенными критериями, соотносящимися с этим содержанием.
Что касается формализованного метода, основу которого составляет контент-анализ, то он требует изучения большого массива однотипных документов (например, подшивки газет) по определенным параметрам этих документов. Контент-анализ – это трудоемкий научный метод, и применяется в журналистике он довольно редко, поскольку требует особых навыков и отнимает много времени.
Использование документа в журналистском материале:
1) характер использования содержащихся в них сведений – от извлечения только фактов до сугубого интереса к оценкам и мнениям;
2) функция документа в журналистском материале: иллюстрация или комментарий; основной аргумент или побочное доказательство; самостоятельное произведение журналистики;
3) способ представления документа в журналистском произведении – от простого упоминания до самостоятельного существования на полосе.
11. Предмет публицистики. Категории «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность», «произведение», «проблема» в публицистике.
Понятия «объект» и «предмет» публицистики. Структура предметной области публицистики: социальная действительность, человек, отраженная действительность. Место в этой структуре и сущность понятий «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность». Произведение как предмет публицистического текста. Соответствие предметных категорий конкретным публицистическим жанрам. Проблема как инструмент исследования предмета в публицистике. Проблемный подход в публицистических текстах разных жанровых групп.
Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Публицистика - (от лат. publicus - общественный) – система произведений особого рода, непосредственная литературно-политическая деятельность, результатом которой является рождение одного из основных потоков социальной информации. Фундаментальные свойства публицистики – документальность (фактографичность), ситуативность, проблемность.
У каждого жанра публицистики свой объект отображения – та область реальной действительности, которую исследует автор текста. При обращении журналиста к определенному жанру объект отображения конкретизируется в предмете отображения - факте, событии, ситуации, явлении, процессе, личности, произведении, проблеме.
Структура предметной области публицистики включает: социальную действительность, человека, отраженную действительность. В разных случаях публицистика решает различные задачи. В одних случаях требуется сообщить о новом важном факте, в другом – рассказать об опыте, в третьем – разъяснить теоретическое положение, его практическое значение, или показать человека. Поэтому возникли группы материалов с устойчивыми признаками. Характерные повторяющиеся признаки этих групп материалов позволили выделить определенные жанры. У каждого жанра есть свои особенности, характерные устойчивые признаки и свои подходы к категориям «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность»:
Факт (factum – «сделанное», «свершившееся») – действительное, вполне реальное событие или явление, всем известная вещь. Для него характерна истинность и конкретность. Отличительная черта факта от других категорий – инвариантность, т. е. независимость факта от любых его истолкований. Факт – первичная ступень в познании, эмпирическое знание о реальности. Под объективными фактами понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фрагменты реальности. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого - искусственного или естественного - языка.
Событие – точно фиксированный в пространстве и во времени шаг в общественном процессе.
Ситуация – система фактов, объединенных причинно-следственными связями.
Явление определяет закономерность фактов: факт → ситуация → явление.
Процесс – динамичное следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи.
Личность - человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Каждая личность обладает собственной историей, своим характером, только ей свойственными мировоззрением, миросозерцанием, мироощущением, индивидуальными привычками, склонностями, способностями и пр.
В конкретном выступлении журналист может сосредоточиться на какой-то одной стороне личности. Например, он может исследовать:
-
пристрастия какого-либо человека.
-
необычные возможности личности.
-
высокие профессиональные качества.
-
физиологические особенности.
-
нравственные примеры и пороки.
Предметом публицистического текста может быть произведение искусства, публицистики, науки. Объектом исследования в данном случае выступает отраженная действительность, другими словами, такой текст является информацией об информации. Основу его составляют факты, но берутся они не из жизни, а из произведений литературы, живописи и т. д. То есть факт в данном случае подвергается вторичной обработке.
Предмет отображения является важным жанрообразующим фактором. Например, к разным жанровым группам будут относиться публикации, отображающие предмет, находящийся во внешнем по отношению к автору выступления мире – и публикации, предмет отображения которых относится к внутреннему миру автора. Кроме того, текст может отображать как «первичную реальность» (различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы), так и «вторичную» (информационные явления: книги, фильмы, телепередачи и т.п.), либо и то, и другое. Только первую группу явлений освещают, например, «аналитические» (в узком смысле этого слова) статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явлений освещают «постановочные» корреспонденции и статьи, обозрения, комментарии, а также публикации информационных жанров.
Проблема (греч. «задача») – отражение в сознании противоположных моментов, конфликтов действительности. Проблемная ситуация – это такое положение, когда при наличии данного состояния системы возникает необходимость другого, т.к. сохранение данного состояния мешает нормальному ее функционированию, совершенствованию и развитию. Проблемный анализ означает изучение структуры отношений и явлений, выделение существенных элементов системы, объяснение существа и противоречий проблемной ситуации, определение движущих сил и тенденций развития в сложившейся обстановке.
12. Факт как первоэлемент публицистики.
Понятие об объективном и научном фактах. Факт в публицистике как результат познавательного процесса. Факт как элемент знания о действительности. Фактические данные. Системная природа факта (факт как элемент системы). Методы сбора фактов в журналистике и эмпирические методы познания. Публицистический факт как разновидность социальных фактов. Факт как определяющая основа жанра. «Окраска» факта и стиль публицистического произведения.
Кропотов Л.А. Проблема факта в журналистике: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. – М., 1985.
Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. – Воронеж, 1975.
Факт в теории журналистики – это 1) любой состоявшийся момент действительности; 2) форма человеческого знания, обладающего достоверностью.
Основные характеристики факта – истинность (достоверность) и конкретность (факты заключают соотношения преимущественно единичные и заключенные в ограниченные пространственно-временные рамки).
Логической формой факта является суждение, которое обозначает определенную связь предмета и его свойств или связь предметов между собой. В публицистике фактические данные – результат первичной обработки единичных фактов.
Различают факты объективные и научные. Под объективными фактами понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фрагменты реальности. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого - искусственного или естественного - языка.
Разновидности фактов:
1) По методу сбора – наблюдение, интервьюирование, документирование.
2) По протяженности во времени и пространстве – статичные и динамические.
3) По степени присутствия единичного и общего – индивидуальные и обобщенные.
4) По степени достоверности – от достоверного до недостоверного.
Свойства факта:
- истинность и конкретность высказывания,
- инвариантность факта (независимость факта от разных его толкований),
- наличие временных и пространственных показателей.
Факт – элемент системы (совокупности взаимодействующих фактов, свойства которой отличны от суммы свойств этих фактов. Т.о., система не аддитивна = не суммарна. Взаимодействие и взаимопроникновение ее составных частей – отдельных фактов – делает невозможным их вычленение без разрушения системы = сверхаддитивность).
Единичный факт в естественных науках не играет основной роли, это не закон. В гуманитарной среде (история, юриспруденция и т.д.) единичный факт играет огромную роль, он может изменить весь ход событий. Публициста привлекает в факте не только проявление общего, но и не в меньшей мере признаки единичного, неповторимого. Вывод строится не на отрицании частных мотивов, а на их утверждении. Создаваемая теория-концепция в свою очередь придает новое освещение входящим в нее фактам. Вот почему в литературе и публицистике возможна типизация одного факта, с наибольшей полнотой и очевидностью выражающего ситуацию, концентрирующего социальный опыт.
Очень показательные примеры в этом плане дает фельетонистика, ибо понятно пристрастие сатириков к факту острому, парадоксальному. Фельетонисту нет надобности подбирать энное число одноплановых фактов, чтобы обосновать свой вывод о, например, живучести мещанства и в наши дни. Убедительность фельетона создается анализом одного факта, в котором социальное зло проявляется наиболее ярко и который благодаря этому может быть типизирован. Количественный фактор утрачивает в искусстве и литературе силу, зато утверждается все, наиболее полно выражающее внутренний смысл явления.
Осуществляя творческие функции, журналист применяет различные методы сбора фактов:
1) Эмпирические (документальные) – наблюдение, беседа, интервью, проработка документов и пр.
2) Теоретические:
- общетеоретические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, исторический, логический, гипотетический методы и т.д.);
- специализированные (комплексные) методы осмысления собранного материала, опирающиеся на различные общетеоретические методы (описание, причинно-следственный анализ, оценка, прогнозирование, программирование).
3)Художественные – методы наглядно-образного обобщения, опирающегося на приемы ассоциации, творческой фантазии, метафоризации, метонимии, одушевления, оксюморона (внутреннего противопоставления), литоты (преуменьшения), гиперболизации (преувеличения), генерализации (подмены частного вывода общим), индивидуализации (подмены общего вывода частным) и т.д.
Факт – определяющая основа жанра. Например, к разным жанровым группам будут относиться публикации, отображающие предмет, находящийся во внешнем по отношению к автору выступления мире – и публикации, предмет отображения которых относится к внутреннему миру автора. Кроме того, текст может отображать как «первичную реальность» (различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы), так и «вторичную» (информационные явления: книги, фильмы, телепередачи и т.п.), либо и то, и другое. Только первую группу явлений освещают, например, «аналитические» (в узком смысле этого слова) статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явлений освещают «постановочные» корреспонденции и статьи, обозрения, комментарии, а также публикации информационных жанров.
13. Системное мышление в публицистике. Специфика публицистического анализа.
Способ отражения действительности, лежащий в основе публицистического анализа. Технологическая схема создания аналитического материала. Особенности выбора темы и работы с фактом в аналитической журналистике. Первоначальный анализ фактического материала. Конфликт, проблема, идея, концепция в аналитической журналистике. Построение аналитических текстов. Логические приемы в аналитической журналистике. Логическая структура аналитических текстов. Аргументы и аргументация. Онтологическая, гносеологическая и психологическая составляющая аналитических текстов.
Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.
Стюфляева М.И. Специфика системного мышления в публицистики // Вестник МГУ, Серия 10, Журналистика. – 1991. – № 1.
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998.
Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. – М., 1976.
Предметом публицистического анализа выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития.
Технологическая схема создания аналитического материала:
1) Первоначальный творческий стимул (творческий замысел).
2) Выбор темы / Сбор фактического материала. Первоначальный анализ фактического материала.
3) Выявление и анализ основного конфликта.
4) Формулировка проблемы.
5) Формулировка идеи.
6) Создание концепции.
7) Создание композиции.
8) Выстраивание логической структуры / Выстраивание образной структуры.
9) Изображение конфликта. Аргументация авторской позиции.
10) Выводы. Выход из конфликтной ситуации.
Поделитесь с Вашими друзьями: |