Учебная программа для специальности 1-23 01 73 Средства массовой информации



страница1/3
Дата27.09.2017
Размер0.5 Mb.
ТипУчебная программа
  1   2   3

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Ректор


Белорусского государственного университета

___________ С. В. Абламейко

____марта 2009г.

Регистрационный № УД-______/баз.




ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Учебная программа для специальности

1-23 01 73 Средства массовой информации














2009г.
СоставителИ:
Н.Т. Фрольцова, профессор кафедры теории и методологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор филологических наук, профессор;

В.П. Воробьев, заведующий кафедрой социологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;

А.А. Градюшко, доцент кафедры теории и методологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;

В.К. Касько, доцент кафедры периодической печати Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;

О.И. Скорбенко, преподаватель кафедры социологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета;

Н.А. Федотова, преподаватель кафедры социологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета

Рецензенты:
О.Г. Слука, профессор кафедры истории журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор исторических наук
И.Н. Соколов, главный редактор газеты, «АиФ в Белоруссии», кандидат филологических наук

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой теории и методологии журналистики факультета журналистики

Белорусского государственного университета

(протокол № 6 от 15.01.2009г.);
Научно-методическим советом учебно-методического объединения по

журналистике

(протокол № 3 от 05.02.2009г.);
Ответственные за выпуск: Фрольцова Н. Т., Касько В.К., Градюшко А.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Теория и методология журналистики» является основополагающим учебным курсом в процессе подготовки специалистов сферы массмедиа. В ней учитываются как традиции и современное состояние журналистского образования в Республике Беларусь, так и инновационные направления, характеризующие многоаспектное содержание профессии. Будучи комплексным и многофункциональным типом социально-творческой деятельности, журналистика отражает различные стороны жизни общества и человека, оказывает влияние на взаимоотношения граждан с системой власти и управления, способствует формированию позитивного имиджа государства и нации, участвует в реализации принципов информационной безопасности и защиты, содействует международному сотрудничеству национальных медиа и их полноправному вхождению в мировое информационное пространство.

Предметом изучения служат фундаментальные явления, понятия и категории, определяющие роль и назначение журналистики в современном мире, закономерности развития и динамики профессии, включенной в структуру обширных общественных связей различного уровня и требующей от медиаспециалистов постоянного совершенствования квалификации и роста творческого мастерства. Производство, распространение, циркуляция и потребление медиапродукции в современных условиях осуществляется на высоком индустриальном уровне с применением все более совершенных технических средств и соответствующих наукоемких технологий. За счет этого в сфере массовой информации и коммуникации не только происходят технологические и организационные преобразования, но возникают новые медиаструктуры, расширяется их взаимопроникновение и взаимодействие с другими системами общества, а в целом меняется и сама журналистика, не изменяясь, однако, в своей фундаментальной сущности. Все это в целом подчеркивает необходимость приобретения слушателями определенного минимума теоретических и прикладных знаний, интегрированных в настоящей учебной дисциплине.

Программа дисциплины состоит из следующих разделов:

Раздел 1 «Введение в специальность и теория журналистики» ставит основной целью формирование у слушателей концептуальных представлений о сущностных принципах журналистики, ее общности с другими видами созидательно-гуманитарной деятельности и отличий от них;

Раздел 2 «Методология журналистики» посвящен изучению методов, методик, способов и приемов создания журналистских произведений. Основная цель состоит в усвоении последовательности в распределении этапов творческого процесса, закономерностей их сочетания с общественно ориентированными интересами конкретных СМИ и жизненной программой творческой личности;

Раздел 3 «Технология журналистики» содержит знания о специфических свойствах, технологиях и организации современного медиапроизводства и редакционном менеджменте. Основная цель связана с получением представлений об индивидуальных и коллективных субъектах творчества и производства, о разделении функций между управленческим и креативным персоналом редакции, о перспективах конвергенции медиа на высокотехнологичных платформах;

Раздел 4 «Политология журналистики» ставит основной целью рассмотрение журналистики как важнейшего фактора информационной устойчивости политической системы, структурного инструмента в развитии политической культуры граждан и в этой связи предусматривает разработку эффективных форм проявления политологической квалификации журналиста в редакции;

Раздел 5 «Социология журналистики» направлен на изучение наиболее результативных социометрических измерений медиадеятельности. Основная цель связана с овладением социометрическим инструментарием, его правильным использованием для совершенствования производственно- творческого процесса и определения стратегий функционирования редакции;

Раздел 6 «Психология журналистики» включает сведения о методах совершенствования межличностного диалога-общения медиа и аудитории и формах установления творческого климата в редакции, максимально способствующего раскрытию творческой личности журналиста. Основная цель состоит в освоении принципов разрешения и предотвращения конфликтов на всех медиауровнях психологического взаимодействия.

В соответствии с основными целями в ходе преподавания дисциплины «Теория и методология журналистики» решаются следующие главные задачи:

–охарактеризовать типологию, формы и виды журналистики как профессиональной деятельности, раскрыть сущность основных специализаций журналистов в сфере массовой информации и коммуникации Республики Беларусь и других стран;

--изучить наиболее эффективные методы, методики, способы и приемы создания журналистских произведений, показать единство и целостность творческого процесса в различных сегментах медиасферы в его тесной взаимосвязи с потребностями общества и устремлениями творческой личности;

--рассмотреть технологию и основные принципы организации современного медиапроизводства, дать характеристику структуры и менеджмента редакции как оптимальной производственной единицы, управляющей взаимодействием менеджеров и творческого персонала;

--раскрыть сущность журналистики как важнейшего инструмента развития политической культуры граждан и обеспечения информационной устойчивости политической системы государства и в этой связи изучить формы политологической квалификации журналистов редакции;

- изучить основные социометрические методики и их использование в управлении редакционной деятельностью, в совершенствовании эффективности производственно-творческого процесса, определении стратегий развития конкретных СМИ и повышении творческого мастерства журналистов;

–способствовать развитию творческого мышления и социальной коммуникабельности медиаспециалистов, овладению современными формами установления контактов СМИ с аудиторией и самоанализу творчества, направленным на совершенствование индивидуальных способностей и инновационную организацию редакционной деятельности.

По окончании изучения дисциплины «Теория и методология журналистики» слушатели должны

знать:

--основные системные термины, категории и понятия, характеризующие функционирование современных медиа, их взаимосвязь с осуществлением информационно-коммуникационной политики белорусского государства и развитием творческого потенциала национальной медиасферы;

--методы, методики, способы и приемы реализации творческого замысла в различных форматах журналистских произведений и в целостном единстве уникальности журналистики как регулярной профессиональной творческой деятельности;

--принципы организации медиапроизводства и редакционной деятельности, подходы к распределению производственно-творческих ресурсов, планированию содержательно-тематической специализации конкретных медиа и журналистов;

--формы и виды проявления политологической компетенции журналистов, направленной на развитие политической культуры СМИ и повышения их взаимосвязи с внешней и внутренней политикой белорусского государства;

--измерительные методики определения эффективности функционирования СМИ и влияние их правильного использования в планировании производственно-творческой деятельности редакций;

--основные психологические аспекты воздействия медиа на аудиторию, на развитие творческого потенциала сотрудников редакции и их взаимоотношения в рамках управления производственно-творческим процессом;

уметь:

--применять системные термины, категории и понятия практической журналистики при определении личностных мотиваций в выборе и реализации жизненной программы, связанной с регулярной профессиональной деятельностью журналиста;

--освоить навыки создания произведений в различных форматах с совмещением личностных устремлений со стратегиями редакционной деятельности и владеть приемами самоконтроля и творческого самосовершенствования;

--самостоятельно работать со специальной литературой на различных носителях, проявлять готовность к осмыслению и анализу доминирующих тенденций в медиасфере и использовать передовой медиаопыт в СМИ Республики Беларусь.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


П\П

Наименование раздела

Аудиторные занятия

Само-стоятельная работа

Всего

Лекции

Лабораторные

занятия

1

Введение в специальность и теория журналистики

10

4

14

14

2

Методология журналистики

10

4

14

14

3

Технология журналистики

10

6

16

16

4

Политология журналистики

6

4

10

10

5

Социология журналистики

4

8

12

12

6

Психология журналистики

4

6

10

10

7

ИТОГО

44

32

76

76



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Тема 1. Журналистика и сфера

информационной деятельности.

Информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Понятия информация, средства массовой информации, медиасфера, информационное пространство: обыденное и научное содержание терминологии. Традиционные и современные значения. Массовая информация в ее взаимоотношениях с личностной и специальной. Признаки и специфика массовой информации. Журналистика как регулярная профессиональная деятельность по выработке и распространению массовой информации.

Информационная безопасность и информационная защита общества, нации, государства. Информация и дезинформация. Принципы регулирования информационного порядка и профессиональная ответственность журналиста.

Массовая информация в социальном управлении. Ожидаемые и реальные результаты массово-информационных контактов. Информация как фактор формирования сознания и направленности поведения массовой аудитории. Массовая информация и социальные институты.


Тема 2. Функции журналистики.

Функциональный подход к журналистской деятельности. Место категории «функция» в системе знаний о журналистике. Взаимосвязь понятий «цель», «средства», «деятельность», «результат». Функции журналистики: объективное предназначение и субъективное целеполагание.

Функциональная роль СМИ в общественной системе и представления о функциях различных субъектов системы (учредителя, журналиста, аудитории).

Коммуникативная функция в деятельности журналиста. Понятие коммуникации. Многообразие коммуникативных средств и форм. Средства массовой коммуникации и журналистика.

Журналистика и массовое сознание. Структура массового сознания и его реальное бытие в различных социальных группах. Журналистика и различные компоненты массового сознания (мировоззрение, миросозерцание, историческое сознание, общественное мнение).

Культуроформирующие функции СМИ. Журналистика и культура быта, досуга, здоровья, общения. Рекламно-справочная (утилитарная) информация. Рекреативные функции СМИ. Журналистика и индустрия развлечений. Познавательная, образовательная, просветительская и воспитательные функции СМИ.

Взаимодополнение функций СМИ в массово-информационном процессе. Функциональная структура медиа общенационального, регионального и местного уровней.
Тема 3. Журналистика как социально-творческая деятельность.

Значимость социальной позиции журналиста. Журналистика в отражении многообразия жизни общества и человека, ценностей и интересов различных социальных групп, общественных и национальных объединений.

Принципы творческого определения границ разнообразия в рамках гуманистической системы ориентиров и реальных задач практической журналистики. Отношение к экстремизму в различных проявлениях. Выбор позиции и проблема независимости журналиста. Позиция по убеждению, конформизм и нонконформизм.

Формирующее направление в социально-творческой деятельности журналиста через достижение информированности всех слоев общества. Разделение формирующих направлений журналистики и их влияние на расширение, совмещение и многообразие типологии современных СМИ.

Журналистика и информационное обеспечение решения политических, экономических, социальных и других задач. Участие журналистики в управлении и социальном контроле. Журналистика и социальная защита граждан.
Тема 4. Журналистика в информационном пространстве.

Деятельность СМИ различного типа и уровня в информационном пространстве. «Информационные поля» различных СМИ и «информационная среда» личности. Критерии единства и целостности информационного пространства в условиях глобализации и одновременной регионализации медиасферы.

Инфраструктура современных СМИ. Характеристика основных тенденций развития информационных агентств, газетно-журнальной периодики, радиотелевещания, интернет-изданий, пресс-служб ведомств и организаций и других производителей массовой информации. Конвергенция и интеграция медиа на современном этапе. Новое осмысление творческой деятельности журналиста на основе внедрения цифровых технологий и научного обеспечения творческого процесса. Новые форматы журналистских произведений и перспективы совершенствования журналистского мастерства.

Тема 5. Общая характеристика системы СМИ Республики Беларусь.

СМИ Республики Беларусь как социально-творческая система и важнейший общественный институт. Подходы к типологии белорусских медиа с учетом: технологии производства общественно значимой информационной продукции, территориального охвата аудитории, содержательно-тематической направленности.

Особенности формирования белорусского медиарынка. Основные принципы государственной информационно-коммуникационной политики, порядок учреждения и регистрации СМИ. Законодательное обеспечение деятельности СМИ.

Задачи оптимизации функционирования белорусских СМИ в глобальном информационном пространстве. Критерии оптимизации и развитие сетевых принципов информационного взаимодействия с внутренними и внешними партнерами.

Открытость и динамика изменений белорусской журналистики на современном этапе. Медиатизация отношений с потенциальной аудиторией и новые типы периодических печатных и онлайновых изданий, радио-и телепрограмм.
Тема 6. Основные приоритеты в развитии белорусских СМИ и творческие задачи журналистики.

Профессиональные организации журналистов Республики Беларусь и их роль в выборе приоритетов и определении творческих задач белорусской журналистики. Высокая значимость организации республиканских конкурсов профессионального мастерства, учреждения специальных премий и других форм поощрения достижений творческой деятельности в области журналистики.

Систематизация приоритетных направлений в развитии общенациональных, региональных, местных, ведомственных, отраслевых, специализированных и других средств массовой информации и коммуникации.

Характеристика наиболее перспективных приоритетов в развитии печатных, аудиовизуальных и сетевых СМИ Беларуси: возникновение и становление бизнес- и корпоративно-деловой журналистики, гендерно ориентированных периодических изданий, радио- и телепрограмм, расширение сферы военной, молодежной, детской журналистики. Идентификация белорусской журналистики в контексте трансформаций информационных запросов и ожиданий общества.



Тема 7. Профессиональная культура журналистики и требования к личности журналиста.

Феномен журналистики в рамках медиакультуры. Содержание понятия медиакультуры, интегрирующей современные представления о предназначении и лидирующей роли информационного производства в постиндустриальном обществе.

Профессиональная культура журналистской деятельности как основа развития медиакультуры. Источники и составляющие части профессиональной культуры журналиста: творческое совершенствование, работа над расширением кругозора и эрудиции, способность к самоконтролю и критической оценке достигнутых результатов, интерес к восприятию и усвоению передового опыта.

Универсальность, целостность и инновационный характер профессиональной культуры журналистики. Журналистская деятельность как одна из форм познавательной--когнитивной деятельности. Высокая отражающая способность журналистики проявляется: в достоверной передаче реальности, в формировании действительной картины мира, в создании каждый раз новых, не бывших ранее, оригинальных произведений различной тематики и содержания.



РАЗДЕЛ 2

МЕТОДОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Тема 1. Категории метода и методологии в журналистике.

Современное определение метода и его содержание как наиболее эффективного способа достижения поставленной цели и выполнения конкретной задачи, связанной с созданием конкретного произведения. Метод в практической журналистике и его понимание в качестве совокупности определенных правил, приемов, норм изучения реальности, позволяющих экономить время, регулировать этапы и последовательность творческого процесса в рамках деятельности данного средства массовой информации.

Понятие методологии журналистики и ее воплощение в системном обобщении теоретически обоснованных и проверенных практикой наиболее надежных способов управления творческим процессом со стороны как коллективных, так и индивидуальных субъектов журналистской деятельности. Направленность методологии журналистики на совершенствование профессионального мастерства и достижение творческих инноваций.

Методология журналистики и ее промежуточное положение среди таких устоявшихся форм познания, как искусство и наука. Взаимосвязь журналистики с художественной формой познания. Специфика проявления данной взаимосвязи в способности журналистики к типизации явлений и фактов реальности, в разработке системы жанров и художественных средств выразительности. Научная форма познания и ее проявление в журналистике через сочетание общих законов логики, индукции и дедукции с избирательным способом типизации и получение достоверных произведений с безусловным уровнем отражения реальности.


Тема 2. Основные этапы и методологическое сопровождение творческого процесса.

Характеристика методологии и примерная систематизация основных этапов творческого процесса. Этап сбора информации (методы наблюдения, детализации, фиксации с помощью инструментальных носителей); этап генерации творческого замысла и разработки темы (методы отбора, оценки и актуализации фактов и явлений); этап воплощения творческого замысла (методы выбора выразительных средств и прикладного инструментария); этап реализации готового произведения (методы сравнения и сопоставления с запросами и ожиданиями потребителя).

Последовательность творческого процесса и структурные особенности осуществления творческого замысла и раскрытия темы. Методы и схемы работы с источниками информации в прямых и опосредованных контактах. Классификация источников информации в соответствии с конкретными задачами реализации творческого замысла. Ведение вопросника журналиста, тематического досье, записной книжки, профессионального дневника как вспомогательного инструментария в развитии профессиональной компетентности и надежной ориентации в потоке событий, ситуаций, явлений.
Тема 3. Методы семиотики и структура произведения журналистики.

Семиотическое понятие текста в применении к произведению журналистики. Медиатекст как минимальная связная смыслопорождающая единица. Открытые и скрытые компоненты текста, оказывающие влияние на его единство и сочетаемость с творческим замыслом и его конечной реализацией. Порядок разработки заголовочного комплекса, композиции, коллизий и развертывания темы в рамках семиотической целостности текста. Конструирование конфликта, интриги, столкновения ситуаций как способов активизации восприятия медиатекста и повышения его воздействия на аудиторию. Сюжет и фабула медиатекста. Интертекстуальность как методологический принцип творческого мышления в современной журналистике.

Семиотические методы и наиболее распространенные приемы оптимизации структуры современного медиатекста. Метод «журналист меняет профессию» и персонификации авторского «я» в предлагаемых обстоятельствах. Метод «маски» и инкорпорации авторского «я» в непредсказуемых обстоятельствах (формат расследовательской журналистики). Метод реконструкции событийной ситуации и информационного повода с включением авторского «я» как инициатора реконструкции. Метод провоцированной ситуации (розыгрыша, игры) с выключением авторского «я» из действия. Метод моделирования развития ситуации в проекции на участие авторского «я» в предполагаемом процессе. Метод имитации в рамках использования приема обратной связи («звонок в редакцию», «читатель спрашивает», «по просьбам читателей»). Смешанные методы и влияние конвергенции современных СМИ на использование семиотических ресурсов творчества в журналистике.


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Значение интерлейкинов в прогрессировании хронической сердечной недостаточности у больных пожилого возраста с ишемической болезнью сердца мохамед Хассан Мохамед Сид Ахмед, асп
123456789 -> Учебное пособие Харьков 2012 министерство здравоохранения украины
123456789 -> Учебное пособие для иностранных студентов высшых фармацевтических учебных заведений и фармацевтических факультетов
123456789 -> Медицинская психология рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов медицинского факультета
123456789 -> Случай абсцедирующего менингоэнцефалита
123456789 -> В., Золотухина Г. А. Облитерирующий бронхиолит у детей
123456789 -> Роль полиморфизма гена Met235Thr ангиотензиногена в патогенезе хронической сердечной недостаточности и ожирения у больных ишемической болезнью сердца
123456789 -> Современные методы и апаратно-программные комплексы для оценки адаптационных возможностей и уровня здоровья организма человека
123456789 -> Учебное пособие для студентов V курса медицинских вузов IV уровня аккредитации Харьков хнму 2009
123456789 -> Практикум по русскому языку для студентов II курса стоматологического факультета


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница