Учебное пособие Харьков 2012 министерство здравоохранения украины



страница1/5
Дата22.04.2016
Размер0.57 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5


Ж.Д. Семидоцкая


ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВРАЧЕБНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Учебное пособие

Харьков


2012

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

Харьковский национальный медицинский университет

Ж.Д. Семидоцкая


ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВРАЧЕБНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Для студентов высших медицинских учебных учреждений

Харьков


2012
УДК: 616-07:165(075)

Рецензенты: кандидат философских наук, доцент В.Г. Левчук (Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина)

заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор медицинских наук, профессор А.И. Дядык (Донецкий медицинский университет им. М. Горького)

В предлагаемом пособии осуществляется попытка дать философское обоснование ряду проблем диагностики и врачевания, использования законов диалектики и логики, интеграции различных научных направлений, обсудить специфику диагностического процессу как метода познания.



Утверждено Ученым советом ХНМУ

протокол № 11 21 декабря 2011г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

4

Модуль 1. Теория научного познания и врачебная диагностика.

6

Тема I. Место и роль гносеологии в структуре философского знания.

6

1) Духовно-практический характер человеческой деятельности. Познание как одна из важнейших характеристик человека. Объект и субъект познания их изменчивость в историческом развитии познания.

7

2) Единство и специфическое отличие философских и научно-медицинских знаний.

15

Тема II. Клиническое мышление врача и диалектическая и логическая структура диагноза.

27

3) Проблема определения специфики клинического мышления врача.

28

4) Логическая структура врачебного диагноза. Законы логики, анализ, синтез, понятие, суждение, умозаключение и доказательства в медицинском диагнозе.

32

5) Проблема объективного и субъективного в медицине. Вера как непознанная реальность.

54

Тема 3. Эпистемиологические проблемы медицинской диагностики.

65

6) Философия здоровья и болезни.

66

7) Универсальные принципы диалектического мышления;

81

8) Врачебные ошибки.

89

Тема 4. Современная врачебная практика и гносеологическая специфика медицинской диагностики.

98

9) Медицинский диагноз как метод отображения сущности болезни.

99

10) Проблема классификации патологии человека, проблема нозологии.

117

11) Детерминизм, этиология и патогенез болезни.

121

Тема 5. Уровни и формы научно-медицинского познания и диагностические проблемы современной медицины.

128

12) Влияние научно-технического прогресса на изменение клинической картины заболеваний человека.

129

13) Узкая медицинская специализация и интеграция.

136

Список литературы.

141


Цель медицинского образования –

дать человеку направление, указать путь и

снабдить картой, весьма неполной с точки

зрения затеваемого путешествия.

У. Ослер
Введение.
Гиппократ отвел врачу-философу роль настоящего божества, способного оказать на пациента мощное врачующее влияние, которое трудно измерить.

В данном пособии осуществляется попытка дать философское обоснование ряду проблем диагностики и врачевания. Философия – древнейшая наука, лежащая в основе всех наук. Медицина также древняя наука, истоки которой зародились вместе с зарождением человека.

Это - интегративный курс медико-философских проблем, крайне необходимый в системе медицинского образования.

Зачем нужен студенту этот курс? Студент отдельно изучает философию и отдельно медицинские предметы. Но в медицине есть проблемы, которые не однозначны, которые требуют дискуссии, философского подхода, знания и применения законов логики, универсальных принципов диалектического мышления, интеграции различных научных направлений и т.д. В медицине есть альтернативные методы диагностики и лечения, которые требуют специального обсуждения.

Курс диагностики является важнейшим в системе медицинского образования. Диагностика рассматривается как специфическая форма познания, основанная на общих принципах теории познания.

Сложность медицинской профессии заключается в том, что познавая объект, т.е. болезнь, мы в то же время имеем дело с субъектом, т.е. больным. Человек состоит из двух субстанций – материальной и духовной. Используя в диагностике точные научные методы познания, врач никогда не должен забывать, что человеческая жизнь – это форма существования одухотворенной материи, и человеческий организм – это прежде всего материальная сила духа. От состояния духовный субстанции во многом зависит исход болезни.

Поэтому данный курс несомненно будет способствовать расширению кругозора студента в плане философского осмысления некоторых медицинских проблем. Студент получит возможность более глубоко изучить гносеологические и логические законы структурного построения диагноза, изучить и использовать универсальные принципы диалектического мышления непосредственно в диагностическом процессе конкретных нозологических форм.

Уровень диагностики зависит от многих факторов, в том числе и от интеллектуальной энергии врача, от его культуры, образовательного уровня, интеллигентности. «Основы теории познания и проблемы врачебной диагностики» освещая философские и медицинские проблемы, гуманизируют образование студента-медика.



«Философия должна быть внедрена

в медицину и медицина в философию,

ибо все свойства философии

сохраняют свое значение в медицине»

Гиппократ
«Врач – философ подобен богу,

ибо познает суть вещей»

Гиппократ


Тема 1. Место и роль гносеологии в структуре философского знания.


  1. Духовно-практический характер человеческой деятельности. Познание как одна из важнейших характеристик человека. Объект и субъект познания их изменчивость в историческом развитии познания.

  2. Единство и специфическое отличие философских и научно-медицинских знаний.

1.Духовно-практический характер человеческой деятельности. Познание как одна из важнейших характеристик человека. Объект и субъект познания их изменчивость в историческом развитии познания.

Теория познания (или гносеология) – это раздел философии, который занимается изучением условий и общих предпосылок познавательной деятельности человека, природы познания, выявления уровней достоверности и истинности знания. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» — знание и «logos»—понятие, т. е. понятие о знании, учение о знании. Термин «теория познания» введен в философию в 1854 г. шотландским философом Дж. Феррером, однако учение о познании разрабатывалось еще со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Наряду с терминами «теория познания» и «гносеология» в философской литературе часто используют термин "эпистемология". В ряде философских публикаций эти 3 термина выступают как синонимы. Однако эпистемология характеризует собой теорию научного познания, которая входит в состав гносеологии.

Философия как система обобщённых и целостных представлений о мире является самой древней наукой, насчитывающей в своём развитии около 3 тысячелетий.

В центре внимания философии находится человек. Понимание мира связывается с тем, что человек является сознательно-деятельным фактором. Современная философия рассматривает человека как сознательного соучастника мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные, духовные качества личности.

Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками как онтология – учение о бытие и диалектика – учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук. При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, медицины.

Система «мир-человек» включает четыре аспекта: онтологический познавательный, аксиологический, духовно-практический.

Всеобщие проблемы познавательных субъектно-объективных отношений включает в себя сущность отражения, соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании, проблемы истины и ее критериев и т.д.

Таким образом философия - это система взглядов на мир в целом и места в нем человека.

Принципиально важным в философии является ответ на два основных вопроса, что первично (дух или материя)? и познаваем ли мир? В зависимости от того, каковы ответы на эти вопросы, философы делились на материалистов, идеалистов и агностиков.

От пути решения основных вопросов зависит трактовка и решение многих философских и медико-философских проблем, например, жизни и смерти, сущности познания здоровья и болезни, проблемы истины, логики научного познания и др. Мы живем в материальном мире. Материалисты считают, что материя первична, дух вторичен.

В последние годы высказано предложение подойти по новому к основному вопросу философии. Материальное не может прямо и непосредственно порождать идеальное. Материальное может порождаться только идеальным. Идеальное, является моделью, проектом будущего материального, может считаться первичным по отношению к материальному продукту практической деятельности. Материальное есть опредмеченное идеальное. «В начале всего лежит мысль. Все действительно начинается со слова» (Н. Бехтерева).

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация же в окружающей действительности может быть успешный, если люди вырабатывают у себя способность адекватно отражать, воспроизводить, постигать эту действительность. Поэтому процесс познания свойственен человеку и является одной из важнейших его характеристик. Уже в Библии имеются указания на стремление человека к познанию. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…», «И открылись глаза у них обоих, и узнали они…» (Бытие 2:16–3:14). Человек – это величайшее творение природы. И ему дано то, чего нет ни у растений, ни у животных. Этот дар – возможность саморазвития, обучения чему-то новому, возможность познания истины. Из анализа структуры целесообразной человеческой деятельности вытекает, что духовно-теоретическое и духовно-практическое освоение мира человеком включает в себя не только отражательную активность, связанную с получением информации о мире, человеке и о самом себе, но и разнообразные формы творчества. Отражение и творчество - две важнейшие функции мышления. В условиях современной информационно-технологической революции и глобального кризиса вопрос о существовании творчества как характерной особенности человеческого способа жизнедеятельности становится всё более важной философской проблемой.

Анализируя глубинные основания познавательной деятельности человека, прежде всего возникает вопрос: нужно ли познавать мир? Способен ли человек постичь, понять, познать мир? Устроен ли мир на основе каких-то более или менее доступных нам принципов законов или в нём господствует некое таинственное непостижимое начало? В различные времена это истолковывалось по-разному.

Аристотель говорил, что всякое познание, и научное в том числе, начинается с удивления. Человек изумляется тому, что он видит. Альберт Эйнштейн писал, что тот, кто потерял способность изумляться, душевно мертв. Александр Мень говорил, что «существует сокровенная реальность, которая является как высшая мудрость и совершенная красота, - это знание, это убеждение есть ядро подлинной религиозности».

Сдвиг в понимании этой проблемы наблюдается в истории науки в связи с революцией в физике на рубеже ХІХ и ХХ в.в, а позднее под влиянием научно-технической революции. Пришло осознание того, что уверенность науки со времён Ньютона о том, что можно выработать единую, непротиворечивую целостную картину мира призрачна, потому что природа многомерна, диалектична. Структура мира многоинтегральна. Это проявляется в многомерности. многоуровневости познаваемой реальности.

В конце ХІХ, первой половине ХХ в. было широко распространено умонастроение, согласно которому человек должен вмешиваться в природу по своему усмотрению, покорять её для удовлетворения максимально растущих потребностей социума.

Однако в дальнейшем экологический кризис изменил мировоззренческие установки людей на идею гармонии между природой и человеком. Принцип «не навреди!» известный со времён Гиппократа как медицинская заповедь, в настоящее время является универсальным принципом всякой деятельности. Наука не меняет природу, а пытается открыть ее секреты.

Из всей теории познания и практики человечества вытекает принцип познаваемости мира. Человек как часть природы способен адекватно и исчерпывающе постигать реальность и не существует никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субъекта в стремлении познания мира.

Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Субъектом познания является человек, наделённый сознанием и обладающий знаниями .

Субъект – это одухотворённая материя, индивид, наделённый ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, абстракциями, в процессе практики он изменяет материальные системы.

В современной гносеологии субъект рассматривается не только как система, получающая, хранящая, и перерабатывающая информацию, а прежде всего как общественно-историческое существо, наделённое сознанием, способное к творческой деятельности.

Объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно практическая оценочная и познавательная деятельность субъекта. Субъект вырабатывает в своём сознании образы, абстракции, гипотезы, теории на базе сформировавшихся универсальных схем деятельности. Они и задают те механизмы, на основе которых человек абстрагирует, понимает и оценивает объекты познания. Многомерный и многоуровневый характер любого объекта обусловливает то, что при выявлении одних аспектов реальности происходит переход к новым её сферам, при этом расширяется многообразие её форм в познавательном отношении. Всё это обуславливает всё большее раскрытие сущности самой природы, всё большее увеличение наших знаний о мире. При этом субъективно–объектное отношение возможно лишь при наличии системы опосредующих звеньев (руки, орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц, экспериментальные установки и т. д.). Процесс познания был бы не возможен без постоянного расширения и усложнения этого «мира посредников». Во второй половине ХХ в. мир посредников гигантски расширился за счёт использования компьютерной техники, системы интернет и т. д.

Как оказалось, на стыке тысячелетий человеческий социум действительно вступил в новую фазу своего развития. Она характеризуется тем, что явления и события информационно и во времени заметно уплотняются, а привычные стереотипы и системы ценностей резко меняются. Это влечёт за собой необходимость в изменении сложившегося для человека способа мышления.

В 1996 г. Международная конференция ЮНЕСКО по образованию генеральной линией ориентации вновь разрабатываемых систем провозгласила формирование личности человека, т.к. «человек - не экономический фактор, не простое орудие средство достижения цели, – в нём самом заложена самостоятельная цель развития». «…человек несёт в себе знания времени, формы и содержания своего развития».

ХХ век войдёт в историю цивилизации под знаком становления «космизма», как определяющего принципа познавательной и практической деятельности человечества. Его по праву называют веком радио, электроники, кибернетики, информатики, космонавтики, генетики и т.д. Он одновременно стал и веком серьёзнейшего предупреждения человечеству земли в вопросах взаимоотношении общества и природы, которые в ХХ веке стали основной проблемой для фундаментальной науки.

Если атом физической материи содержит энергию, способную предстать божественным чудом в глазах древнего человека, то «первоатом Человека» - это бессмертное «Я» - способно проявлять неизмеримо большие энергии, причём не разрушительные, а только творческие. Для этого необходимо заглянуть в глубину своего существа.

Недаром Нобелевский лауреат, президент Израиля Шиман Перес, выступая перед украинской политической элитой в декабре 2010г. сказал, «что самым сенсационным достижением науки будет изучение мозга. …именно мозг поможет нам ответить на один из самых главных вопросов «Кто мы такие?».

В 20-е годы ХХ столетия наши соотечественники, великие мыслители – творцы общечеловеческой науки К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А. Л. Чижевский предсказали ожидающиеся глобальные изменения в науке, а, соответственно, в эволюционном развитии человечества Земли. Они указали направление этих изменений - в сторону объединения точного знания и духовности, т.е. в сторону научной духовности. Они привели учёных и специалистов к необходимости изучения нетрадиционных для современной науки методов объяснения, регистрации, управления и т.д. тончайшими высокоэнергетичными физическими частицами.

К середине ХХ столетия у ведущих творцов мировой науки А. Эйнштейна, В. Гейзенберга, Р. Оппенгеймера, П. Дирака, В. Н. Пушкина, А.П. Дуброва, В. И. Охатрина, Н. А. Козырева, В. П. Казначеева и др. сформировалось твёрдое убеждение в наличии глубокого кризиса в современном мировоззрении и научном познании.

К концу ХХ столетия накопилось множество факторов явлений, событий, природного характера, объяснения которым отсутствуют в функционирующей на это время науке.

Наука – это знания, проверенные и подтвержденные практикой, приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будующее.

Наука – это сфера духовной деятельности человека. На которую возложена задача выработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Она выступает как процесс познания.

Научные знания отличаются тем, что они приведены в систему на основе определенных принципов и логически оформлены в виде теории. Представляя собой теоретические системы, научные знания выражают объективные законы функционирования природных, социальных, духовных образований. Науки разделяются на фундаментальные и прикладные. Как правило, фундаментальные науки опережают прикладные в своем развитии. Наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются по предмету и методу познания.

Одним из оснований научного знания выступают философские идеи и принципы, которые выполняют роль методологии науки.




2.Единство и специфическое отличие философских и научно-медицинских знаний.

Специфической областью научного знания является медицина, представляющая собой систему научных знаний и практических мер, объединенных целью распознания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни.

Уникальность медицины как отрасли научного познания и сферы практической деятельности не подлежит сомнению. Она не имеет аналогов ни среди других отраслей материального и нематериального производства, ни в кругу фундаментальных и прикладных наук. Широта ёё познавательных интересов простирается от молекулярного уровня человека до социальных закономерностей человеческого общежития. Она разрабатывает математически точнейшие приёмы оперативных вмешательств на головном мозге. Она требует в ургентных ситуациях эффективных действий по витальным показателям, когда аналитически точное исследование исключено и невозможно. И не случайно на врачевании издавна лежит печать некой таинственности, а талантливый врач и по сей день наделяется магическими силами, животворящей харизмой («врач божьей милостью»). Специфика медицинского познания кратко подчёркнута ёмкой мыслью академика Н. Н. Блохина (1983): «Медицина - первая наука о человеке….»

Медицина изначально не ординарная отрасль научного знания. Она сложилась в школе Гиппократа как теоретическая отрасль научного знания, опередив на 2 тысячелетия возникновение классической науки (механика Галлия и Ньютона). Высокий, для своего времени, уровень развития медицины в школе Гиппократа и Асклепиада (ІІ – І в. до н.э.) отмечен высказываниями современников. Так Цицерон во главе учёных профессий ставил медицину. Платон рассматривал медицину как науку человеческую, а не божественную. Гиппократ отвёл роль врачу – философу роль настоящего божества, способного оказать на пациента мощное врачующее влияние, которое трудно изменить.

До сих пор медицина определяется в терминах науки и искусства. «Медицина – это наука неопределённостей и искусство вероятностей». Одной из причин этой неопределенности является всё увеличивающееся разнообразие проявлений одного и того же заболевания. Эта неопределённость связей между признаками, симптомами и заболеваниями придаёт медицинской диагностике вероятностный характер.

Известный французский терапевт Гюшар заявлял, что «… клиника – это искусство медицины, а художником дано быть не каждому».

Безусловно, потребность в творческой фантазии в медицине является повседневной. Ведь основным рабочим инструментом врача является клиническое мышление, которое не только не формализовано и «бесструктурно», но в какой-то степени и таинственно. Ни одна из самых фундаментальных наук некомпетентна в прояснениях его предметно- специфической логики. Клиническое мышление нельзя механически отождествлять с формально-логическим, философским или образно-художественным. Клиническое мышление обладает неповторимой в своём роде спецификой.

Клиническое мышление определяет творчество врача в отношении больного. После получения многообразной информации о больном врач ее анализирует, синтезирует, дифференцирует, оформляет в диагностическом плане и индивидуально, учитывая личностые характеристики больного, а также период болезни, начинает больного лечить.

Каждый новый больной – это новое научное исследование. Таким образом, отражение и творчество – две важнейшие функции человеческого мышления имеют свое конкретное отражение в медицине.

В медицине сочетается точное природоведение, физические, химические, биологические и психологические концепции, строго научные исследования, народная мудрость и т.д. Ясно, что всё это обуславливает сложность клинического мышления, принятия решений в отношении конкретных действий врача. Клиницист должен всегда обдумывать и размышлять.

Мировоззрение врача – это видение мира в ориентации на добро и красоту, на веру, надежду и любовь; мировоззрение, в котором органично сольются мир человека, мир природы, мир ценностей и мир Бога.

Врачевание подобно главному подвигу Прометея в трагедии Эсхила. «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий и вечный шёпот волн – деяния человека (врача), отнимающего у смерти его добычу». (отрывок из древнеегипетского папируса). С момента прихода в мир человека и в момент ухода человека из жизни он непосредственно связан с медициной. Медицина должна обеспечивать достойный приход и уход человека из нашего материального мира.

На протяжении 3000 лет медицина была тесно связана с теологией и религией. Позднее медицина стала одним из тех восьми столпов на которых основывались средневековые университеты. Только в ХІХ веке медицина получила своё развитие в современном смысле. Основываясь пока ещё в основном на клинических наблюдениях, но всё ещё с ограниченными диагностическими возможностями и несовершенными методами лечения, врачи превращаются в могущественные и почитаемые личности, обладающие знаниями, опытом, харизмой и интуицией, что позволяет некоторым из них стать великолепными лидерами своего времени. Затем в основном во второй половине ХХ века, основываясь на прогрессе и биологических науках, медицина становится настоящей наукой, располагающей мощными методами и имеющей явные успехи. Эта эволюция привела к очевидным изменениям во взаимоотношениях между пациентом и его врачом. Есть и другие факторы, которые повлияли на эти взаимоотношения – это экономические интересы, распространение медицинских знаний через все виды средств массовой информации, политические аспекты здравоохранения, развитие некоторых парамедицинских профессий.

Сейчас медицина, т.е. искусство заботится о больных людях, больше не находится в руках только врачей. Всё больше во взаимоотношение врача и пациента, процесс принятия решения, вмешивается новое поколение менеджеров здравоохранения, а также политики, которые хотят упорядочить экономику здравоохранения, специалисты парамедицинских профессий, нужные теперь более чем когда-либо, но иногда поглощенные только тем, чтобы доказать собственную необходимость, страховые компании или государственные чиновники, озабоченные в основном финансовыми проблемами, фармацевтические компании, вынужденные сочетать достойные цели с банальной необходимостью получить прибыль, и юристы, ссылающиеся на защиту интересов пациента. В результате пациенты разрываются между необходимостью доверять врачу и часто противоречивыми голосами и советами, отвлекающими их внимание.

Не нужно жалеть о прошлом, более простом времени, когда образ идеального врача был абсолютно ясен, а способы достижения этого идеала совершенно очевидны. Мы уже вошли в мир, где хорошая медицина может быть только результатом согласованных действий партнёров-профессионалов в разных областях с разными медицинскими опытами и своими интересами.

Чем располагал врач для получения информации в начале века и чем он располагает сейчас?

Это – прежде всего древние, но до сих пор очень важные и информативные методы как опрос или анамнез, осмотр, перкуссия, аускультация и пальпация. Исследование больного начинается, как всем хорошо известно, со сбора анамнеза, когда врач получает сведения о признаках болезни через то, как сам больной оценивает свои ощущения. А эта оценка зависит от многих факторов (уровень интеллектуального развития, тип нервной системы и т.д.). При этом симптомы, о которых говорит больной, отражают объективные процессы, разыгрывающиеся в органах и тканях больного и являющиеся нередко проявлением ранних признаков заболевания, которые медицина еще не может зарегистрировать так называемыми объективными методами. Таким образом, при расспросе врач получает объективное отражение тех функциональных отклонений, которые могут иметь место во внутренней среде, в деятельности внутренних органов; получает представление о ряде объективных фактов, связанных с возникновением и развитием болезненного процесса. Расспрос— метод, присущий только медицине.

Осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация являются и в настоящее время очень ценными методами объективного исследования больного, дающими обширную информацию, необходимую для постановки диагноза.

Дополнительные методы исследования, количество которых в медицине постоянно растет, дают также объективную информацию. Более того, они делают медицину всё более точной наукой, так как их информация характеризуется не только качественными, но и количественными показателями. Это — лабораторные методы (клинические, биохимические, иммунологические, бактериологические и т.д.), рентгенологические, радионуклидные, инструментальные (электрокардиография, фонокардиография, ультразвуковые методы), и т. д.

Время начала революции в диагностике можно назвать с точностью до одного дня — это 22 декабря 1895 г. В этот день профессор В. К. Рентген в Вюрцбурге получил первую в истории рентгенограмму — снимок кисти руки своей жены. Создание в настоящее время метода рентгеновской томографии является лучшим свидетельством того, что успехи в медицине тесно связаны с достижениями физики, биофизики, математики, вычислительной техники.

Подтверждением этого высказывания и вторым шагом в истории диагностической революции является создание электрокардиографии. Разработка и практическое внедрение этого метода явилось логическим продолжением тех электрофизиологических исследований сердца, которые активно велись и первом десятилетии XX века. Сегодня есть приборы, которые дают возможность картировать, т.е. получать карту всех возможных зон возбуждения в мышце сердца. Эта аппаратура позволяет не только решать теоретические задачи при изучении функции сердца, но и выявить на клеточном уровне очаги поражения, оценивать эффективность лечения, определять показания к хирургическому вмешательству.

Сохраняет свое значение и контрастное рентгеновское исследование, в частности бронхография, ангиография.

Мы не можем сегодня в диагностике целого ряда заболеваний, особенно желудочно-кишечного тракта обойтись без эндоскопических методов. Волоконная оптика современных эластических эндоскопов не только дает возможность осматривать все отделы желудочно-кишечного тракта, с ее помощью открыта новая страница в хирургии — лапароскопическая хирургия.

Ультразвуковые методы составляют основу диагностики в кардиологии, гастроэнтерологии, нефрологии. Ультразвуковые методы постоянно совершенствуются — появляются новые датчики, новые методики, например, допплерэхокадиография, дающая возможность, изучать скорость и направление кровотока, а также характер (ламинарный в норме, турбулентный при патологии).

Но как ни прекрасна ультразвуковая диагностика, но и ее результаты при определенных условиях не лишены субъективизма. Кроме того, целый ряд областей организма просто не доступен ультразвуковому исследованию. Вот почему с таким энтузиазмом врачи встретили появление двух новых перспективных методов диагностики — рентгеновской компьютерной томографии, магниторезонансных томографии и спектроскопии. Они не только расширили возможности получения объективных данных, но и повысили информативность диагностики за счет выявления характера патологического субстрата в пораженном органе. Еще одно важное преимущество этих методов — их неинвазивность. Сегодня с помощью МР-томографии мы изучаем большую часть артериальной системы — от почечных артерий до сосудов, питающих мозг. Фантастические возможности открываются с внедрением в практику метода МР-спектроскопии. Речь идет уже не об обычном изучении содержания неорганического фосфора, фосфокреатина, АТФ, водорода и т. д., но и об определении характера их изменений в определенных условиях, например, при стрессах или фи­зической нагрузке.

Современному врачу необходимо знать, что происходит в пораженном органе на уровне клетки, какие биохимические и биофизические процессы обусловливают патологический процесс, вызывают и определяют течение болезни. Существующие методы пункционной биопсии дают морфологическую иммунно-гистохимическую характеристику клеточных элементов. Без этих методов трудно представить современную онкологию, гематологию, диагностику некоторых заболеваний почек, печени, без них нельзя представить роль микробов helicobacter pylori в возникновении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

При изучении иммунологического гомеостаза большой прогресс связан с разработкой методов радиоиммунологического и иммунофермеятного анализа.

Несмотря на то, что медицина все больше становится наукой, ее методы математизируются, определенное место в диагностическом процессе отводится интуиции.

Трудности распознавания заболеваний чаще обусловлены не столько недостаточностью информации о них, сколько сложностью ее анализа и оценки. Уже сейчас мы имеем дело с таким количеством заболеваний и сопутствующих признаков, симптомов и лабораторных данных, что врач испытывает затруднения при необходимости вспоминать всю нужную диагностическую информацию, сопоставление и осмысливание большого количества медицинской информации с помощью прежних методов становится почти невозможным. Результаты наблюдений обрабатываются частично, многие важные сведения при этом теряются или остаются не использованными.

Большую помошь приносит внедрение в медицину методов математики и кибернетики.

Машина свободна от многих недостатков, свойственных человеку (ограниченность памяти, субъективность, утомляемость, эмоциональное влияние). Вместе с тем машина уступает человеку в области творчества, интуиции, т. к. работает по заранее составленной, довольно жесткой и узкой программе. Вряд ли с течением времени машины заменят труд врача. Нельзя забывать о роли врача в индивидуальном подходе к больному с его психическим укладом, спецификой болезни. Гуманизм врача, его врачебное искусство, вера во многих случаях является решающим фактором.

Особенность медицины заключается в том, что она всегда связана с людьми, а каждый человек, как известно, индивидуален.

Кризис современной научной медицины заключается в том, что она рассматривает больного с его болезнью как объект и отводит ему абсолютно пассивную роль; ему не о чем спрашивать и не о чем говорить; все, что он должен делать — это послушно и даже без единой мысли следовать предписаниям и по возможности выключить себя самого из процесса пользования. Мы забываем, что жизнь — это форма существования одухотворенной материи, и организм—это материальная сила духа. «Тело без души не живет» (Н. Бехтерева). Метод же душевного врачевания требует от больного прежде всего, чтобы он сам пользовался душою, чтобы он как субъект, как носитель и главный исполнитель врачевания, проявил максимум возможной для него активности в борьбе с болезнью. Путеводной нитью всякого врачевания должно быть правило — не идти в разрез естественному ходу жизни, лишь укреплять в случае болезни всегда присущую человеку волю к выздоровлению. А этот импульс может быть поддержан путем душевного, духовного и религиозного воздействия в той же мере, как и при помощи грубой аппаратуры и химических средств; истинное же исцеление всегда совершается изнутри, а не извне. Сама природа — это внутренний врач, которого каждый с рождения носит в себе и который по этому более понимает в болезнях, чем специалист, лишь извне нащупывающий симптом.

У жизни две стороны – духовная и физическая, обе необходимы. Врачам известна физическая сторона. Медицина, которая развивалась в течение тысячелетий, будет развиваться и дальше только в том случае, если откроется миру духовному.

Духовность – свойство природы самого человека, это то уникальное, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ. Дух – это и мышление, и сознание, и совесть, и воля человеческая, и творчество, и свобода, и добро и зло, это весь единый целостный континуум, который составляет особенность человека.

В настоящее время в медицинской среде неоспоримо чувствуется тоска по универсализму, стремление найти пути от замкнутой локализованной патологии к конституциональной терапии, к осведомлённости не только в отдельных болезнях, которым подвержен тот или иной больной, но и о личности этого больного. Исследовав вплоть почти до молекулы тело и клетку как универсальную материю, врачебный взор сейчас вновь обращён в сторону целостности болезни, различной в каждом случае.

В начале развития человечества на Земле система мышления была одна: логическая и духовная составляющие процесса мышления были неразрывно связаны. В то время не было разделения на религию, философию и науку. Это была единая система. Вот почему египетские жрецы еще 5000 лет назад были подлинными интеграторами знаний человечества того времени.

Далее система постижения истины расчленяется на логическую систему мышления и духовную. Далее расчленение усилилось – логическое и духовное вошло в противоречие. Наука полностью базировалась на логической системе, а религия на духовной системе мышления, что привело к антагонизму между наукой и религией. В основе интеллекта современного человека лежит логическое мышление. Современный человек для приобретения познаний должен изучать десятки наук, прочитывать сотни книг, затрачивая огромные физические, психические и интеллектуальные силы, тратя на это десятки лет своей жизни, расходуя большие материальные средства. А египетский жрец, будучи человеком духовно высокоразвитым, развившем в себе способности мгновенного озарения (происходящего на информационно-энергетическом уровне человека, но никак не на физическом уровне), мог мгновенно получать знания большие, чем современный ученый за всю свою жизнь. Причем знания человек получает такого объема и такой ясности, что у него не возникает ни сомнений, ни потребности в каких-то дополнительных домыслах и физических экспериментах.

Все великие открытия были сделаны как акт озарения гениальных ученых нашей планеты. «Интуиция …,- писал В.И. Вернадский, - основа величайших научных открытий». «Интуиция – это способность проникать через барьер между сознанием и подсознанием. Подсознание подключено ко Всеобщему Сознанию. Интуиция помогает установить связь с подсознанием и, тем самым, получить доступ к источнику знания» (физик-теоретик акад. Г.И. Шилов).

Жизнь говорит о необходимости объединения науки с религией и прекращения антагонизма между религиями. Уровень духовности человека всегда должен превышать уровень его знаний. Как только уровень знаний человека превысит уровень его духовности, это приводит к созданию таких «шедевров» человеческой мысли как атомное и термоядерное оружие, генная инженерия и т.д. вся надежда на духовность науки и на научность религии, т.е. на их единство в планируемом масштабе.

Чарлз Таунс. Лауреат нобелевской премии, один из создателей квантовых генераторов, считает, то в будущем религиозные учения и научные теории придут к существенному единству. Протоиерей А. Мень говорит о том, что «путь к истине нужно искать не в однобокой рассудочности и не в темном иррационализме, а в органическом взаимодействии разума и интуиции, веры и знания». Этот принцип в русской религиозной мысли был четко сформулирован В. Соловьевым, который утверждал, что сложной иерархической структуре реальности соответствуют три основные метода постижения: материальная действительность познается эмпирической наукой, идеальный план – отвлеченной философией, высшая же духовная реальность постигается интуитивным опытом. У каждого рода знания своя собственная сфера, и они не должны служить препятствием друг для друга.

Духовность и наука – вот два основных подхода человечества к истине. Они помогают обретать знания о людях и о вселенной, они помогают искать ответы на великие вопросы. Духовность и наука – две стороны одной медали.

Разделенные в веках, снова начинают сближаться два течения в науке врачевания, органическое и психологическое, ибо неизбежно всякое развитие возвращается на более высокой ступени к исходной своей точке. В истоках своих врачебная наука не отторжима от науки о Боге; медицина и богословие составляют поначалу одно тело и одну душу. Вначале врач выступал наряду со жрецом, а вскоре и против жреца. Жрец замыкается в рамках богослужения и отступается от врачебного искусства, врач отказывается от всякого воздействия на душу, от культа и магии. Эти два течения разветвляются и идут каждое своим путем. Как только врач поставил правильный диагноз и дал болезни .наименование, он в большинстве случаев уже выполнил суть своего дела и лечение совершается в дальнейшем само собой при посредстве предусмотренных на этот случай медицинских приёмов. Но в конце концов всякая механика приходит к изначальному закону движения, всякое дробление вновь тяготеет к единству, все рациональное поглощается иррациональным; и после того, как века науки исследовали материю и форму человеческого тела вплоть до основных глубин вновь возникает вопрос о «духе, созидающем для себя тело».

По мере накопления знаний, и изучения симптомов патогенетических механизмов болезни всё более чёткую характеристику получают синдромы, свойственные той или иной болезни и на том основании совершенствуется диагностика.

Диагностика рассматривается как специфическая форма познания, в которой появляются общие закономерности теории познания. Диагностический процесс не имеет ни хронологических, ни пространственных, границ отделяющих чувственное и логическое познание в диагностическом процессе имеет место несколько этапов:


  1. сбор информации о больном

  2. анализ информации

  3. установление диагноза

Перечисленные этапы имеют большое значение для определения характера заболевания. Однако ценность каждого из них в значительной мере зависит от своеобразия болезней и особенностей больного.

Каждый очередной пациент для врача представляет очередную и персоницированную «теорему». Трудности постижения этой теоремы описывал Л. Толстой «….Каждый живой человек имеет свои особенности и всегда имеет особенную и свою новую, сложную, не известную медицине не болезнь, лёгких, почки, кожи , нервов и т.д. записанную в медицине, но болезнь состоящую из одного из бесчисленных соединений страданий этих органов».

Уровень диагностики зависит от многих факторов, знаний и опыта врача, полноты и точности обследования больного, традиций той или иной школы, склонностей к новаторству, эмоций, степени собственного мастерства и вообще всего багажа интеллектуальной энергии врача, всего того, что можно назвать врачебной прапамятью человечества.

В процессе постановки диагноза большая роль отводится клиническому мышлению врача.

Медицина как не одна область знаний, тесно связанная с другими науками, вышла в настоящее время на новый этап своего развития, характеризующегося созданием интегрального знания. Интегральное знание объединяет в себе одновременно методы, понятия, теории и достижения нескольких наук и научных направлений. Так появились такие науки как синеритика, биосимметритика, экология, хронобиология, соматология, валеология, типология, эргиномика, аксиология, эвристика, парапсихология, психолингвистика и т.д.

Всё это обуславливает сложность диагностического процесса, принятия решения в отношении конкретных действий врача.

Особенностями современной медицины являются:


  1. стремление к превращению проблемы человека в общую проблему всей науки, включая точные и технические науки;

  2. возрастающая дифференциация научного изучения человека, углублённая специализация отдельных дисциплин;

  3. стремление к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы.

Учишься, когда не просто совершаешь действия,

но думаешь о том, что делаешь.

Gale J., Masden P., 1983



Каталог: bitstream -> 123456789 -> 5707
123456789 -> Учебное пособие для иностранных студентов высшых фармацевтических учебных заведений и фармацевтических факультетов
123456789 -> Медицинская психология рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов медицинского факультета
123456789 -> Случай абсцедирующего менингоэнцефалита
123456789 -> В., Золотухина Г. А. Облитерирующий бронхиолит у детей
123456789 -> Роль полиморфизма гена Met235Thr ангиотензиногена в патогенезе хронической сердечной недостаточности и ожирения у больных ишемической болезнью сердца
123456789 -> Современные методы и апаратно-программные комплексы для оценки адаптационных возможностей и уровня здоровья организма человека
123456789 -> Учебное пособие для студентов V курса медицинских вузов IV уровня аккредитации Харьков хнму 2009
123456789 -> Практикум по русскому языку для студентов II курса стоматологического факультета
123456789 -> Лекция №5 процессы возбуждения и торможения в цнс. Основные принципы интегративной деятельности цнс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница