7 Введение Современное толкование понятия «финансовый контроль» отличают многоплановость его целей и многогранность задач. В настоящее время финансовый контроль – это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это, прежде всего, важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления [1, с.15]. В отечественной экономической литературе теме финансового контроля уделяется большое внимание, однако среди ученых и практиков, рассматривающих эту проблему, нет единства взглядов по сущности финансового контроля. Одни ученые (В. М. Родионова, М. В. Романовский, С. Ф. Федулова) рассматривают финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, другие исследователи (Е. Ю. Грачева, М. В. Мельник) характеризуют его с позиций организационно- управленческого подхода как деятельность специально созданных контролирующих органов. Многие авторы (Л. И. Воронина, С. О. Шохин) рассматривают финансовый контроль как функцию управления [2, с.342]. Такое многообразие подходов к определению финансового контроля вызвано недостаточной теоретической проработанностью проблем финансового контроля в рыночных условиях. Целью данной дипломной работы является разработка направлений повышения эффективности финансового контроля на примере торгового предприятия ООО «Камелот-А». Основными задачами при написании ВКР явились: изучение понятия и необходимости финансового планирования и контроля, методов и форм финансового контроля;
8 проведение анализа системы финансового контроля финансовой деятельности предприятия на примере ООО «Камелот-А»; рассмотрение совершенствования финансового контроля через организацию системы бюджетирования и внедрение внутреннего финансового контроля на предприятии. Объект исследования – контроль финансовой деятельности предприятия на примере ООО «Камелот-А». Предмет исследования – процесс осуществления финансового контроля на предприятии. Результаты проведенного исследования могут быть предложены для практического использования на всех субъектах хозяйствования.
9 1 Обзор литературы 1.1 Понятие финансового контроля Финансовый контроль, являясь функциональным элементом управления финансами, тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими как финансовое планирование, оперативное управление финансами. При помощи экономического контроля проверяется исполнение экономических проектов, организация финансово-хозяйственной работы. С другой стороны, последствия финансового контроля употребляются в экономическом планировании, в оперативном управлении [2, с.143]. Результатами финансового контроля считаются разные прецеденты финансовой жизни и количественные характеристики. Негативные прецеденты (снижение инвестиционной активности, уклонение от уплаты налогов), и еще неудовлетворительные финансовые характеристики имеют все шансы свидетельствовать о неэффективности установленных форм и способов реализации экономических взаимоотношений (высокие ставки налогов, неэффективная система налогообложения). Данные «сигналы» показывают на потребность их изменения. Перемены действующих форм и способов реализации экономических взаимоотношений имеют все шансы осуществляться как в оперативном порядке – в процессе текущего планирования, оперативного управления, так и средством разработки новой денежной политические деятели. Эффекты ФК, точные прецеденты и характеристики, их анализ считаются причиной для перемены концепции денежной политические деятели, для разработки новых мониторингов, проектов, перегруппировки денежных ресурсов, конфигурации форм денежных взаимоотношений. А принятые намерения, формы и способы реализации экономических взаимоотношений возобновил нуждаются в контроле [2, с.146].
10 Финансовый контроль хозяйственной деятельности субъектов не исключает, а подразумевает надобность воплощения и других видов контроля (например, административного, экологического и др.). Объектом финансового контроля считаются валютные средства, распорядительные процессы при формировании и применении финансовых ресурсов страны. Конкретным предметом контроля выступают разные финансовые (стоимостные, количественные) характеристики, такие как прибыль, прибыли, расходы, налоги и сборы, разные отчисления в фонды и др. [1, с.36]. Экономическим контролированием охватываются фактически все проводимые экономические операции (сделки) как с использованием денежных средств, так и в их отсутствие (бартерные сделки, безвозмездные услуги и т.п.). В это же время финансовый контроль поможет развитию отдельных направлений производственного характера, таких как: – сбалансированность меж потребностью и наличием финансовых ресурсов; – полнота и своевременность исполнения денежных обязательств перед государством; – выявление внутренних резервов производства и понижение себестоимости; – рациональное использование материальных и валютных средств; – правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности и др. [1, с.37]. В практике финансового контроля сформировались всевозможные основы, такие как сбалансированность, финансовая эффективность, оптимизация. Впрочем, все они подчинены одной цели – обеспечиванию законности финансово-хозяйственной деятельности [1, с.38]. Финансовый контроль связан с ответственностью субъектов финансово- хозяйственной деятельности за ненадлежащее выполнение законов и
11 нормативных правовых актов. Данная обязанность выражается как в административных, так и в экономических мерах действия на нарушителей. Таким образом, финансовый контроль считается разновидностью общегосударственного контроля и осуществляется органами государственной власти и управления, и еще специальными контрольными органами в целях выяснения законности и необходимости действий страны и хозяйствующих субъектов в ходе образования, распределения и применения валютных фондов [1, с.37]. Контроль, являясь одной из наиглавнейших функций процесса управления, осуществляемого на всяком уровне, предполагает систему исследований и выяснения соотношения процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, также выявление итогов управленческих действий на управляемый объект. Контроль осуществляется в всевозможных сферах деятельности общества. Во взаимосвязи с этим выделяют виды контроля: финансовый, статистический, экономический, экологический, технический, административный и др. [2, с.143]. Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль важен во всяком сообществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В государствах с рыночной экономикой роль денежного контроля особо велика, поскольку главнейшим направлением работы субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится увеличение ее производительности. Финансовый контроль имеет главнейшее значение для управления финансами на всяком уровне, обеспечивая верное функционирование всей денежной системы, реализацию осуществляемой государством денежной политические деятели, поможет обеспечиванию экономической безопасности [2, с.143]. В самом общем толке контроль считается специальным приемом обеспечивания законности. Контроль как отран управления (форма управленческого цикла) представляет из себя систему исследования, сравнения,
12 ревизии и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности, производительности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, присутствия отклонений фактических эффектов от установленных характеристик и нормативных предписаний и принятия решений по их ликвидации. Экономический контроль (ФК) занимает актуальное место в системе управления финансами и созданием [2, с.144]. Финансам как финансовой группы морально присуща функция контроля, т.е. беспристрастная способность делать конкретные результаты в экономике, при их субъективной организации. Правительство в интересах сообщества не вправе допускать стихийного становления этого процесса. Потому на практике контрольная функция финансов реализуется в форме экономического контроля [2, с.145]. Экономический контроль – это, до этого всего, стоимостной контроль, потому в отличие от иных видов контроля он имеет место во всех сферах публичного воспроизводства и сопровождает весь процесс перемещения валютных фондов, включая и стадию осмысления экономических результатов. Экономический контроль – это целенаправленная работа уполномоченных органов по обеспечиванию исполнения субъектами хозяйствования установленных форм и способов реализации экономических взаимоотношений, анализу их производительности и исследованию услуг по их совершенствованию. Задачи денежного контроля, его виды, формы и способы, субъекты и объекты надлежит осматривать в зависимости от уровня воплощения контроля (проводится он на макро- и микроуровне) [2, с.145].
13 1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля В Российской Федерации с учетом мирового и отечественного опыта существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам (рис. 1) [3, с.37]. Рисунок 1 – Виды, формы и методы проведения финансового контроля
14 Совокупность контрольных деяний и операций, осуществляемых субъектами контроля, быть может выражена в той либо другой форме, зависящей от целого ряда моментов. С учетом данных причин (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) вполне возможно выделить последующие формы денежного контроля (табл. 1) [3, с.37]. В зависимости от регламента воплощения денежный контроль разделяется на непременный и инициативный [4, с.102]. Неотъемлемый денежный контроль осуществляется в соответствии с работающим законодательством в установленные сроки. Таблица 1 – Основные формы финансового контроля К нему относится, в частности, проведение не реже 1-го раза в год групповых ревизий и тематических проверок поступлений и расходования экономных средств в федеральных органах исполнительной власти, также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Инициативный контроль ориентируется лично хозяйствующим субъектом. По времени проведения различают подготовительный, нынешний и дальнейший экономический контроль [4, с.103]. Подготовительный контроль (до совершения домашних и экономических операций) ведется на стадии рассмотрения бюджетов, финансово-плановых
15 документов, штатных расписаний, раздаточных ведомостей. Главная его задача – вовремя пресекать преступное, нецелевое, нерациональное, неэффективное использование средств. Текущий контроль (в ходе совершения финансово-хозяйственных операций) производится на базе этих изначальных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций, визуального исследования. Дает возможность при надобности регулировать хозяйственную обстановку, предотвращать издержки и убытки. Последующий контроль (после совершения финансово-хозяйственных операций). Главное его содержание – ревизия выполнения намерений по количественным и высококачественным показателям, соблюдения домашнего и экономического законодательства, сохранение принадлежности, законности управленческих решений и т. д. В зависимости от субъектов, осуществляющих экономический контроль, различают последующие его виды [4, с.103]. Муниципальный контроль включает в себя контроль за: исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; организацией валютного обращения; использованием кредитных ресурсов; состоянием казенного внутреннего и наружного долга; муниципальных резервов; предоставлением денежных и налоговых льгот и преимуществ. Казенный экономический контроль воплотят в жизнь федеральные органы законодательной и исполнительной власти: Счетная палата РФ; Центральный банк РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по денежному мониторингу; Федеральная таможенная служба; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба по денежным рынкам; контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти; другие органы, осуществляющие контроль за
16 поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Экономический контроль со стороны страны за негосударственным отраслью затрагивает только сферу исполнения валютных обязанностей перед государством, включая налоги и другие неотъемлемые платежи, соблюдения законности и целесообразности при расходовании выделенных им экономных субсидий и кредитов, соблюдение установленных инструкций организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Внутриведомственный контроль исполняют Особые структуры министерств, ведомств в отношении подведомственных им организаций. Обыкновенно это контрольно-ревизионные департаменты, управления, отделы центрального аппарата отраслевых министерств, а еще контрольные подразделения территориальных органов исполнительной власти. Внутрихозяйственный контроль осуществляется внутри организации экономическими и финансовыми подразделениями. Цели и задачки этого контроля формулируются элементами управления хозяйствующих субъектов. Главное его назначение — непрерывное наблюдение за эффективностью экономической, производственной, снабженческо-сбытовой работой, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечивание сохранности валютных и материальных средств, уничтожение первопричин и критерий, порождающих хищения и бесхозяйственность [4, с.106]. Водящая роль во внутрихозяйственном контроле принадлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией организации в виде: – предварительного – на стадии рассмотрения изначальных документов, поступающих основному бухгалтеру на подпись, для визирования уговоров, смет, приказов, иных документов, связанных с расходованием валютных и материальных средств; – текущего – в процессе учетной регистрации домашних операций и инвентаризации товарно-материальных ценностей;
17 – последующего – на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, при помощи ревизий и проверок в отдельных внутрихозяйственных подразделениях. Городской контроль осуществляется органами районного самоуправления при утверждении районного бюджета, его выполнении и при утверждении отчета о его выполнении. Руководитель районной администрации воплотит в жизнь районный экономический контроль при исполнении районного бюджета, управлении объектами городской собственности. Общественный контроль воплотят в жизнь всевозможные общественные организации: профсоюзы (за внедрением средств, выделенных на общественные цели); средства глобальной информации; политические партии. Свободный (аудиторский) контроль ведется аудиторскими фирмами, аудиторами согласно с работающим законодательством и нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность [4, с.107]. При проведении экономического контроля примут на вооружение конкретные способы, к которым обычно относят обследование, ревизию, проверку, надзор, прогноз и др. [5, с.243]. Ревизия изготавливается по отдельным вопросцам финансово- хозяйственной работы на базе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения экономической дисциплины и планируются события по их устранению. Обследование обхватывает отдельные стороны работы компаний, учреждений. В ходе обследования имеют все шансы осуществляться контрольные обмеры исполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться помимо прочего через выборочный опрос, наблюдение, инспекцию и т.д. Надзор ведется контролирующими органами за финансовыми субъектами, получившими лицензию на особый вид денежной деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он подразумевает контроль за
18 соблюдением установленных инструкций и нормативов, несоблюдение которых влечет за собой отзыв лицензии. Финансовый анализ как разновидность экономического контроля имеет целью исследование периодической либо годовой экономической и бухгалтерской отчетности с целью совокупной оценки эффектов домашней работы, денежного состояния и обоснования полномочий их успешного применения [5, с.244]. Проверка – более известная форма экономического контроля, являющая собой комплекс проверок финансово-хозяйственной работы компаний, учреждений и организаций, проводимых при помощи явных способов фактического и документального контроля. Проверка делается для установления необходимости, обоснованности, финансовой производительности идеальных домашних операций, выяснения соблюдения денежной дисциплины, достоверности этих бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и изъянов в работы ревизуемого объекта. По полноте охвата домашней работы субъекта различаются проверки полные и выборочные, тематические и комплексные (табл. 2) [4, с.91]. Таблица 2 – Классификация ревизий Проверка обхватывает все направления финансово-хозяйственной работы организации. Ревизор начинает собственную работу с установления соотношения осуществляемой организацией работы ее учредительным документам. В ходе проверки проверяются вопросы соблюдения денежной дисциплины, верности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности,
19 сохранность капитала и материальных ценностей, исполнение требований законодательства при совершении организацией домашних и экономических операций [5, с.244]. В зависимости от степени «охвата» денежных и хозяйственных операций различают, частичные и групповые проверки [5, с.245]. На основании проделанной проверки оформляется акт, по которому принимаются меры по уничтожению нарушений, возмещению материального убытка и привлечению виновных лиц к ответственности [5, с.245]. В процессе претворения в жизнь экономического контроля используются разные приемы документального и фактического контроля [4, с.109]. Приемы документального контроля соединены с проверкой документов. Источниками контрольных этих для документального контроля служат: первичные документы; регистры бухгалтерского учета; эти бухгалтерской, статистической своевременной отчетности; плановая, нормативная и иная документация. К способам документального контроля относятся: формальная ревизия документов (наличие реквизитов, поправок, подтирок, подписей); юридическая ревизия соотношения документа (операции) законодательству; арифметическая ревизия расчетов; закономерная ревизия данных; встречная ревизия, учитывает ревизию документов на 1 и такую же операцию у предприятий-контрагентов. Приемы фактического контроля соединены с исследованием состояния проверяемого объекта методом осмотра в натуре. Фактический контроль дает возможность установить достоверность домашних операций, отраженных в изначальных документах, бухгалтерском учете и отчетности. К способам фактического контроля относятся: инвентаризация (сличение фактического присутствия материальных ценностей с данными бухгалтерского учета), обмер, взвешивание, пересчет, лабораторный тест, контрольный пуск сырья в создание. [4, с.110]
20 2 Объект и методы исследования 2.1 Объект исследования Объектом исследования в дипломной работе является контроль финансовой деятельности предприятия на примере ООО «Камелот-А». С целью осуществления контроля за исполнением финансовых планов в ООО «Камелот-А» используется двухуровневая система контроля. На первом уровне производится контроль за исполнением бюджета по центрам ответственности, а на втором уровне за исполнением бюджетов всех центров финансовой ответственности, осуществляемый финансово-экономической службой и бухгалтерией. Предмет деятельности общества: торговая деятельность, включая создание магазинов и иных торговых точек а также другие, определенные в Уставе предприятия. Рисунок 2 – Организационная структура ООО «Камелот-А» Миссия анализируемого предприятия и цели по основным направлениям деятельности (цели первого уровня) отражены на рисунке 3.
21 Рисунок 3 – Миссия и цели ООО «Камелот-А» В таблице 3 представлены основные технико-экономические показатели работы предприятия. Таблица 3 – Основные технико-экономические показатели работы ООО «Камелот-А» за 2013-2015 г.г. Наименование показателей единица измерения Год 2013 2014 2015 Объем товарной продукции Объем реализованной продукции тыс. руб. тыс. руб. 67687 68757 95508 102248 116077 123457 Стоимость основных средств тыс. руб. 40154 48425 53179 Затраты на производство и реализацию продукции: материальные затраты прочие затраты затраты на оплату труда отчисления на социальные нужды амортизационные отчисления тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. 51357 1512 10332 3558 368 75510 448 12395 7294 1753 84477 10460 13126 4743 2269 Численность персонала чел. 199 205 202
28 Анализ динамики валового товарооборота представлена в таблице 4. Таблица 4 – Динамика валового товарооборота, тыс. руб. Наименование показателей Год Отклонение ( ) Темп роста (%) 2013 2014 2015 2014/13 2015/14 2015/13 2014/ 2013 2015/ 2014 2015/ 2013 Объем товарной продукции а) в действующих ценах б) в сопоставимых ценах 67687 67687 95508 85275 116077 103918 +27821 +26468 +20569 +18643 +48390 +45111 141,1 145,0 121,5 121,9 171,5 176,7 Объем реализо- ванной продукции а) в действующих ценах б) в сопоставимых ценах 68757 68757 102248 91293 123457 110526 +33491 +31556 +21209 +19233 +54700 +50789 148,7 152,8 120,7 121,1 179,5 185,0 Индексы цен: 2013 год – 15,1%; 2014 год – 12%; 2015 год – 11,7%. Среднегодовые темпы прироста выпуска и реализации продукции: % 9 , 30 100 100 * 215 , 1 * 411 , 1
Поделитесь с Вашими друзьями: |