С. В. Королинская, Н. И. Измайлова, А. А. Аркуша, Е. Е. Павленко,
Н. А. Зелененко, Ю. В. Шушпанова
для иностранных студентов высшых фармацевтических учебных заведений и фармацевтических факультетов
УДК 796 : 379. 8 (075.8)
Рекомендовано к печати ЦМК Национального фармацевтического университета (протокол № 2 от 15.02.2013г.)
Рецензенты:
Заведующий кафедры педагогики и психологии Национального фармацевтического университета, доктор педагогических наук, профессор Кайдалова Л. Г.;
Заведующий кафедры спортивных и подвижных игр Харьковской Государственной академии физической культуры и спорта, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Помещикова И. П.
Физическая культура и спорт в адаптации иностранных студентов к украинской системе образования : учеб. пособие / С. В. Королинская, Н. И. Измайлова, А. О. Аркуша и др. – Харьков : НФаУ, 2013. – 109 с.
Содержание настоящего учебного пособия раскрывает фундаментальные, связанные с понятиями «физическая культура», «спорт» теоретические и практические вопросы, которые рассматривают взаимосвязь между объемом двигательной активности, здоровьем студента и показателями физической и умственной работоспособности, значение физической культуры и спорта в жизни каждого человека.
.
УДК 796 : 379. 8 (075.8)
Королинская С. В.,
Измайлова Н. И.,
Аркуша А. О,
Павленко Е. Е.,
Зелененко Н. А.
СОДЕРЖАНИЕ
|
3
|
ВВЕДЕНИЕ
|
5
|
Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.
|
6
|
1.1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.
|
6
|
1.2. Физическая культура в структуре профессионального образования.
|
9
|
1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
|
11
|
Контрольные вопросы.
|
14
|
Глава 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
|
15
|
2.1. Организм как единая саморегулирующаяся биологическая система.
|
15
|
2.2. Краткая характеристика функциональных систем организма.
|
17
|
2.2.1. Опорно-двигательный аппарат и его функции при мышечной работе.
|
17
|
2.2.2. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы и их функции при мышечной работе.
|
24
|
2.2.3. Нервная и эндокринная системы и их функции при мышечной работе.
|
30
|
2.2.4. Пищеварительная и выделительная системы и их функции при мышечной работе.
|
32
|
Контрольные вопросы.
|
34
|
Глава 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ.
|
36
|
3.1. Здоровье человека как ценность, его содержание и критерии.
|
36
|
3.2. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
|
38
|
3.3. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.
|
39
|
3.3.1. Режим труда и отдыха.
|
39
|
3.3.2. Организация рационального питания.
|
40
|
3.3.3. Физическая культура в режиме здорового образа жизни.
|
45
|
3.3.4. Личная гигиена и закаливание.
|
46
|
3.3.5. Профилактика вредных привычек.
|
47
|
3.4. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.
|
49
|
Контрольные вопросы.
|
51
|
Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
|
52
|
4.1. Учебный труд и факторы его определяющие.
|
52
|
4.2. Умственная работоспособность и утомление.
|
54
|
4.3. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.
|
57
|
4.4. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения.
|
58
|
4.5. Средства физической культуры в регулировании работоспособности студентов.
|
61
|
Контрольные вопросы.
|
62
|
Глава 5. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ.
|
64
|
5.1. Общая и специальная физическая подготовка.
|
64
|
5.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка
|
65
|
5.2.1. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи.
|
66
|
5.2.2. Основные факторы, определяющие содержание ППФП.
|
68
|
5.2.3. Методика подбора средств ППФП студентов.
|
69
|
5.2.4. Особенности ППФП студентов высших медико-фармацевтических учебных заведений.
|
70
|
5.3. Принципы, методы и средства физического воспитания.
|
72
|
5.4. Воспитание физических качеств.
|
75
|
5.4.1. Сила и методика ее воспитания.
|
76
|
5.4.2. Выносливость и методика ее воспитания.
|
77
|
5.4.3. Ловкость и методика ее воспитания.
|
78
|
5.4.4. Быстрота и методика ее воспитания.
|
78
|
5.4.5. Гибкость и методика ее воспитания.
|
79
|
Контрольные вопросы.
|
80
|
Глава 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНИЯМИ.
|
81
|
6.1. Формы и организация самостоятельных занятий.
|
81
|
6.2.Контроль функционального состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями.
|
83
|
6.2.1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом.
|
83
|
6.2.2. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
|
84
|
6.2.3. Функциональные пробы и тесты.
|
87
|
6.3. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам контроля.
|
90
|
Контрольные вопросы.
|
91
|
Глава 7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
|
92
|
7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.
|
92
|
7.2. Студенческий спорт. Его организационные особенности.
|
93
|
7.3. Многообразие видов спорта.
|
94
|
7.3.1. Классификация спорта. Национальные виды спорта.
|
94
|
7.3.2. Олимпийские игры.
|
97
|
7.3.3.Краткая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений.
|
98
|
7.4. Обоснование индивидуального выбора видов спорта.
|
103
|
Контрольные вопросы.
|
106
|
ВЫВОДЫ.
|
107
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
|
108
|