МАКЕЕВА В.С.
САМООЦЕНКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРОФИЛЮ ГИББД
Учебное пособие
Оглавление
Введение………………………………………………………………
1. Теоретическое обоснование методики самооценки состояний в образовательном пространстве физической культуры………………………………
2. Методы исследования функционального состояния……………………..
2.1. Исследование и оценка функций внешнего дыхания……………………
2.2. Исследование и оценка деятельности сердечно-сосудистой системы….
2.3. Исследование и оценка состояния центральной нервной системы……….
3. Методы исследования и оценки физического развития и физической подготовленности…………………………………………………………………….
3.1.Методы измерения и оценки морфологических показателей……………..
3.2. Методы измерения и оценки физической подготовленности………….
3.3. Методы исследования физической работоспособности……………….
4. Оценка психологического статуса…………………………………………
4.1. Методы измерения и оценки психологического состояния по субъективным показателям…………………………………………………………………….
5. Комплексные методы самооценки здоровья………………………………….
6. Факторы риска утраты здоровья………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Эффективность профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на современном этапе в значительной степени определяется особенностями социальной напряженности и конфликтов, организованной преступности. При этом сотруднику ОВД важно сохранять высокую и стабильную работоспособность, характер управления и организации профессиональных умений и навыков, в том числе двигательных, их своевременность, согласованность и экономичность, иметь хорошо развитую кинестезии. В профессиональной деятельности сотрудников ОВД по профилю ГИБДД в условиях реального служебного процесса чаще всего не встречается идеально организованного рабочего процесса. Неизбежность даже кратковременных изменений профессиональной деятельности, его неритмичность и непредсказуемость, а также масса других негативных факторов могут отражаться на качестве профессиональной службы сотрудников. С другой стороны, указанные факторы, влияя на офицера, ускоряют развитие утомления за счет нарушения рабочего стереотипа, негативно воздействуя на его психоэмоциональный статус, здоровье. Поэтому актуальность написания данного пособия обусловлена:
- необходимостью включать самого курсанта в процесс самопознания и управления психофизическим состоянием в органичном единстве с освоением предметной и организационной стороны учения с целью обеспечения профессиональной мобильности, за счет высокого уровня здоровья;
- необходимостью поиска адекватных средств и методов измерения состояний и самооценки уровня физической и психофизической подготовленности курсантов вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД.
Современные знания позволяют подойти к решению этой проблемы на основе концепции формирования целостного процесса самоуправления учебно-познавательной деятельностью как интегрального понятия педагогической науки. Как отмечает В.И. Андреев: самоуправление личности - это процесс, в который прямо или косвенно входят следующие взаимосвязанные «самости»: самопознание, самоопределение, самоорганизация, самореализация, самоконтроль, самооценка, саморазвитие и др. [В.И. Андреев, 1995].
Программа реализации профессионально-личностной физической подготовки осуществляется на основании типовых учебных программ, профессиограмм, паспорта физической и функциональной подготовленности обучающихся юридического ВУЗа на основе учета особенностей каждой специальности и условий среды, в которой она будет осуществляться. Особое внимание при этом уделяется знанию курсантами (слушателями) приемов самозащиты, задержания и обезоруживания правонарушителя, умению успешно применять их в различных условиях, в том числе экстремальных. В подобных условиях профессиональная деятельность протекает на фоне эмоциональных напряжений и иных стрессовых явлений, а также требует мобилизации функциональных резервов организма.
Измерение и самооценка состояний в совокупности с профессионально-психологическим и медицинским контролем способствует целенаправленной и профилированной профессиональной подготовке, учитывает будущую профессиональную или служебную деятельность, а также условия, в которых она выполняется и, несомненно, будет способствовать развитию психофизических качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей будущих офицеров.
Основным путем решения указанной проблемы является практическое обучение курсантов самостоятельному углубленному получению знаний, приобретению индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности и требуемых для этого навыков измерения и самооценки психофизических состояний, а педагогу организовать направленное воздействие на процессы познания, активизировать их, заложить основы подлинной индивидуализации процесса, поднять его на иной качественный уровень.
Однако, проблема измерения и самооценки состояний как важнейшей части процесса самоуправления учебно-познавательной деятельностью курсантов в сфере физической культуры на современном этапе не имеет должного развития. Практика, в свою очередь, свидетельствует о том, что отсутствие систематизированных научных знаний курсантов об умениях и навыках измерения и самооценки состояний затрудняет процессы формирования физической культуры личности. Налицо проблемная ситуация: с одной стороны необходимость использование в практике подготовки курсантов методов измерения и самооценки состояний, а с другой отсутствие эффективного педагогического инструментария, способствующего созданию оптимальных для этого условий.
Таким образом, проведенный анализ проблем подготовки курсантов к самооценке психофизических состояний позволяет выявить следующие противоречия между:
высокими познавательными возможностями физической культуры, положительным переносом знаний в профессиональную деятельность и неготовностью комплексно и последовательно обучать курсантов измерению и самооценке психофизических состояний;
возросшими требованиями к самоуправлению познавательной деятельностью на основе использования данных самооценки состояний, потребностью личности в знаниях, умении управлять ими в повседневной жизнедеятельности и традиционной организованной формой физической подготовки курсантов;
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении, обосновании и реализации методов самооценки состояний в практике физической подготовки курсантов.
Все вышеуказанное позволяет обосновать выбор темы: «Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИББД».
Цель данного пособия заключается в выявлении методов измерения и самооценки психофизических состояний, теоретическом обосновании и их включения в процесс физической подготовки курсантов.
Объект исследования: физическая подготовка курсантов высших учебных заведений МВД России, обучающихся по профилю ГИББД.
Предмет исследования: измерение и самооценка психофизического состояния курсантов.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что самооценка психофизического состояния в образовательном пространстве физической культуры будет эффективной при выполнении следующих условий:
- обеспечения теоретического анализа и раскрытия научно-методических положений специфики системы основных форм, методов и средств измерения и самооценки состояний в образовательном пространстве физической культуры;
- выявления и обоснования комплекса условий, обеспечивающих процессы самооценки состояний и их использования в образовательном пространстве физической культуры;
- определения основных положений системы измерения и самооценки состояний с целью внедрения индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физической подготовки курсантов.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ проблемы измерения и самооценки психофизического состояния курсантов в образовательном пространстве физической культуры.
2. Разработать и теоретически обосновать методику измерении и самооценки психофизического состояния курсанта и применить ее в практике физической подготовки.
8. Обосновать систему критериев и показателей, характеризующих уровни психофизического состояния с целью управления учебно-познавательной деятельностью курсантов в образовательном пространстве физической культуры.
Методы исследования. Для сбора, обработки, анализа необходимой информации и решения поставленных задач в настоящей работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников и документов; педагогические наблюдения; хронометрирование; экспертная педагогическая оценка; педагогический эксперимент; тестирование общей, специальной физической и психофизической подготовленности; методы математической статистики.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ
САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Многоаспектность профессиональной подготовки обучающихся в системе МВД складывается не только из теоретических основ подготовки, но и из биологического содержания, психофизиологического потенциала, биосоциальных качеств, психосоциального опыта. Максимальное поддержание биологической природы курсанта, смягчение и терпимость к другим параметрам еще формирующегося организма позволит сохранить природный потенциал, в результате целенаправленной подготовки приумножить резерв здоровья, сохранить его на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Адаптация организма курсанта, обучающегося по профилю подготовки в ГИБДД, к влиянию внешней среды рассматривается нами с позиций взаимодействия двух функциональных систем П.К. Анохина. Во-первых, это система, обеспечивающая профессиональную, в частности двигательную и сенсомоторную деятельность курсанта с вовлечением в работу мышц и анализаторов. Во-вторых – это система, обеспечивающая поддержание основных параметров гомеостаза организма в пределах, допустимых для функционирования первой системы. При этом следует обратить внимание, что процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды никогда не достигается раз и навсегда и характеризуется различным уровнем затрат (ценой) функциональных ресурсов организма. (Авцин А.Н.,1974). И.В. Давыдовский (1962). Их совершенствование путем влияния целенаправленной физической подготовки на основе педагогического и медицинского контроля, а также наличия у курсанта умений и навыков использования методов измерения и самооценки психофизических состояний и составляет основу оптимизации приспособительных реакций повышения профессиональной подготовленности и работоспособности будущего сотрудника ГИБДД.
В здоровом теле – здоровый…ум. Такие данные дают ученые из Швеции, которые провели исследование с участием более миллиона молодых мужчин. Оказалось, что в тестах на интеллект высшие баллы набирали люди с самой здоровой сердечнососудистой системой.
«В период ранней юности и начала взрослой жизни центральная нервная система человека очень пластична» - отмечает Nancy Pedersen, профессор психологии (University of Southern California), США. Однако одного этого факта было недостаточно для того, чтобы понять, каким образом хорошая физическая форма стимулирует развитие познавательных функций головного мозга.
Maria Aberg нейрохирург из университета Готенбурга, Швеция, отметила, что полученные результаты поддерживают утверждение о том, что физические упражнения могут оптимизировать успехи в образовании, что подтверждает древнеримское высказывание о том, что физическое и психическое здоровье идут рука об руку. Эта связь была подтверждена, когда интеллектуальные успехи сопоставляли со здоровьем сердечнососудистой системы.
«Если говорить о занятиях спортом, то мы обнаружили четкую взаимосвязь именно между кардиотренированностью, то есть состоянием сердца, и уровнем развития интеллекта. Зависимости развития умственных способностей от объема мускулов не обнаружилось», — объясняет Педерсен. Мальчики, которые помогли своему сердцу и сосудам интенсивными кардионагрузками в возрасте 15−18 лет, лучше проявляли себя в дальнейшей учебе. Иными словами, те, кто более других натренирован к 18 годам, быстрее поступят в институт, чем их физически хилые сверстники.
«Конечно, спортивные нагрузки не являются определяющим фактором в развитии головного мозга, но состояние сердечно-сосудистой системы определенно положительным образом влияет на наши умственные способности, и это нужно принимать во внимание, — поясняет Педерсен. Необходимо более внимательно относиться к разработке программ по физической культуре для молодежи. Важно начать относиться к физическому воспитанию как к серьезному инструменту для оптимизации познавательных процессов уже в школе».
В исследовании использовались данные, собранные о 1 221 727 шведах, рожденных в 1950-1976 годах, годных к прохождению военной службы в 18 лет. Все показатели умственного развития росли вместе с улучшением физической формы молодых людей. Чтобы исключить возможность влияния генов, специалисты дополнительно изучили 260 тысяч пар двойняшек и близнецов. Они выяснили, что даже у однояйцевых близнецов живость ума сильно зависела от состояния их сердечно-сосудистой системы. Оказалось, что здоровье сердечнососудистой системы указывало на более высокий уровень интеллекта и образования, и было связано с лучшими показателями в когнитивных тестах.
Предыдущие исследования уже связывали физические упражнения с умственной деятельностью у животных и людей, но в основном фокусировались на детях и пожилых людях. «Наши данные демонстрируют, что здоровье сердечнососудистой системы и познавательные способности в возрасте 18 лет тесно связаны. Изменения в физической форме в 15-18 лет влияют на интеллектуальные успехи в 18 лет. Более того, физическое здоровье в юности предсказывает более высокий социально-экономический статус и уровень образования в последующей жизни. Как выяснилось, сила мышц никак не связана с интеллектуальными способностями. Также, оказалось, что постоянная физическая активность замедляет старение на клеточном уровне. Согласно ученым из Германии, физкультура способствует защите хромосом от повреждений и увеличивает продолжительность жизни клеток.
В определенном пространстве и в определенном времени адаптация проявляется в «психофизическом состоянии человека».
Психическое состояние - системная реакция на средовые воздействия: или реакция адаптации, или показатель степени адаптированности к условиям и обстоятельствам (Е.П.Ильин, 1980; Н.Д. Завалова, 1983). Психическое состояние как специфическая форма реализации психики, требующая систематического изучения, позволила выявить ее следующие характеристики:
-
целостное, устойчивое интегральное образование, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации;
-
отражает своеобразие психической деятельности на данный момент;
-
является реакцией личности на внешние и внутренние стимулы;
-
имеет определенные временные, пространственные, информационные и энергетические характеристики (М.В. Гамезо, И. Домошенко Н.Д.Левитов).
Единицей психического состояния является временное образование, включающее в себя: переживание, настроение, апатию, напряженность, тревожность, сомнения, убежденность и пр. Оно объективируется через деятельность, общение и поведение.
В своем определении Н.Д. Левитов подчеркивает, что всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром, т.е. содержит в себе и познавательные, и эмоциональные, и волевые элементы.
Начальную стадию переработки информации составляет так называемая сенсорная память, т.н. не воспроизводимый отпечаток внешнего мира «сенсорный образ», удерживающийся в памяти в пределах 50-500 мс. Количество поступающей информации избыточно и многоканально. Организм в соответствии с потребностями выбирает из общей информации более значимую. Таким образом, складывается процесс восприятия.
Мысленное моделирование человеком различных событий составляет сущность его мышления. Мышление имеет, как минимум, два аспекта: принятие решения и стратегию решения задач. Информация, содержащаяся в памяти, соединяется с сенсорной информацией. Моменты осознания текущих процессов разделяют непрерывные функции восприятия и мышления на функционально значимые этапы психической деятельности (Gannon W, 1988; Schleidt M., 1991). Благодаря двусторонним связям в систему опенки ситуации включаются эмоции, определяется выбор целей и прогнозирование событий.
Благодаря вниманию человек имеет возможность направлять свою деятельность в ту или другую сторону. При пассивной форме внимания человек реагирует на окружающие его раздражители без какого-либо волевого усилия. При сосредоточении внимания в коре головного мозга возникает динамический очаг возбуждения. Вокруг него по законам отрицательной индукции развивается торможение. Сила очага возбуждения зависит от состояния нервной системы и того интереса, который вызывает работа.
По законам индукции, чем сильней очаг возбуждения, тем сильней индукционное торможение вокруг него. Становится понятным, почему человек, увлеченный какой-то работой, может не замечать, что происходит вокруг, т.к. все раздражители, которые не имеют отношения к тому, чем он занимается, попадают в зону торможения.
Эмоция развивается и отражает соотношение какой-либо потребности и вероятности ее удовлетворения, которое субъект оценивает на основе личного опыта. В принятой информационной теории эмоций все сведения о необходимых и реально имеющихся возможностях трансформируются мозгом в оценку вероятности достижения цели (прогнозирование). Так малая вероятность избегания нежелательных воздействий вызывает тревогу, а малая вероятность достигнуть желаемую цель - разочарование.
Фундаментальные эмоции интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина составляют основу мотивационной системы. Каждая эмоция обладает уникальной мотивацией; имеет четкие различия во внешних выражениях; способна усиливать или ослаблять другую; взаимодействует с гомеостатическими, перцептивными, познавательными и моторными процессами. Взаимодействуя, фундаментальные эмоции формируют довольно устойчивые комплексы (тревожность, депрессия, любовь, враждебность).
Физический компонент психофизического состояния включает в себя физическое развитие, функциональное состояние, физическую подготовленность отдельного индивидуума, и в этом смысле оно характеризует качество человеческого потенциала.
Епифанов В.А., Апанасенко Г.Л. (1990) под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма. Решетников Н.В. и Кислицын Ю.Л. (1998) рассматривают физическое развитие в двух значениях: как процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни. Как результат этого процесса выступают показатели: рост, вес, жизненная емкость легких и прочие антропометрические данные, а также степень развития физических качеств (сила, выносливость и др.).
Дубровский В.И. (1999) под физическим развитием человека понимает комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений и др.
Процессы физического развития тесно связаны и подчиняются биологическим законам и отражают общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий жизни.
Текущая воспринимающая, регулирующая, координирующая и управляющая деятельность человека постоянно осуществляется на фоне различных состояний. По мнению О. Газенко функциональное состояние – интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно обеспечивают деятельность человека в виде системного ответа организма, адекватного (либо неадекватного) требованиям деятельности.
Функциональное состояние оперативного покоя, работоспособности, экстремальное и пр. характеризует цену адаптации информационных, энергетических, метаболических процессов. Если эти изменения, не выходят за рамки физиологических и не ведут к нарушению сложившегося гомеостаза, если не возникает перенапряжение регуляторных механизмов и не истощаются функциональные резервы, то такая адаптация соответствует «нормам» и признается как успешная (Баевский P.M., 1999).
Физическая подготовленность отражает возможности курсанта к проявлению профессиональной деятельности и отражается в составе освоенных профессиональных, в том числе и двигательных действий, адекватных профилю подготовки будущих сотрудников ГИБДД. При этом на настоящем этапе профпригодность к будущей профессиональной деятельности основывается больше на опыте и интуиции педагога при оценке индивидуальных особенностей технической, стратегической и морально-волевой подготовки курсанта и меньше на объективных методах исследования.
О степени проявления психофизической адаптации можно судить по характеристикам состояния ее отдельных компонентов на данный момент времени: физическое и психическое состояния, которые, в совокупности, обеспечивают социальное благополучие курсанта с одной стороны.
С другой стороны уровень развития психического и физического компонентов представляют его адаптивные возможности и находят свое отражение в умственном, физическом и личностном развитии. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Укрепление и развитие одного из них стабилизирует состояние двух других, способствует их развитию. А ослабление одной составляющей отрицательно сказывается на состоянии остальных и снижает уровень развития всех трех компонентов.
Практически в массовых обследованиях курсантов преобладают медицинские методы обследования, а также тестовые упражнения, качество выполнения которых тесно связано с функциональным состоянием курсанта на момент обследования. В процессе профподготовки используются разнообразнейшие исследования, которые позволяют получить достаточно полную информацию о курсанте, а их использование в собственной практике курсанта позволяет отслеживать:
Состояние здоровья и уровень физического развития;
Особенности телосложения;
Особенности биологического созревания;
Свойства нервной системы;
Функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма;
Уровень развития двигательных качеств и перспективы их совершенствования;
Способности к освоению профессиональной техники и тактики поведения в различных ситуациях, перестройке двигательных навыков и схем поведения;
Способности к перенесению тренировочных и профессиональных нагрузок, к интенсивному протеканию восстановительных процессов;
Психофизиологические способности к мышечно-двигательной и пространственно-временной дифференцировке , оперативному восприятию ситуации и принятию адекватных решений;
Мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность, мобилизационная готовность;
Профессиональный опыт, умение приспосабливаться к взаимодействию с сотрудниками и противодействию преступников, особенностям правовой базы;
Уровень профессионального мастерства и способность реализовать его в экстремальных условиях, характерных для профессиональной деятельности.
Задачи этапа профессиональной подготовки и в частности физической подготовки определяют роль и значение информации, полученной по каждому из указанных направлений. У каждого курсанта есть свои сильные и слабые стороны, причем первые могут компенсировать наличие вторых. Это характерно для любого этапа подготовки. А также профессиональной деятельности. Наиболее типичными вариантами компенсации выступают:
-
недостатки тактического мышления компенсируются быстротой двигательной реакции, устойчивостью и распределением внимания, чувством времени, дистанции, момента и пр.;
-
недостатки распределении внимания компенсируются быстротой восприятия и мыслительных операций, точностью мышечно-двигательных дифференциаций;
-
недостаточная скорость двигательных реакций компенсируется способностью прогнозирования, чувством дистанции, чувством времени, пространства, распределением внимания и его устойчивостью, тактическим мышлением;
-
недостаточная точность двигательных дифференциаций компенсируются вниманием, быстротой двигательной реакции, чувством времени и пр.
В качестве непременного критерия психофизической адаптации выступает понятие «здоровье». Переход от здоровья к болезни можно рассматривать как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и профессиональной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общественных, социальных и учебных функций.
Плата за адаптацию зависит от резервных возможностей организма. Плата, которая вышла за пределы «биосоциального бюджета» и требует от организма все новых усилий, ведет к полому адаптационного механизма - болезни. Уровни проявления психофизических состояний представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни проявления психофизических состояний
Уровень проявления состояния
|
Параметры
|
Формы проявления
|
Физиологический
|
Сердечно-сосудистой системы
|
Изменение частоты сердечных сокращений, тонуса сосудов, артериального давления, ритма сердца
|
Центральной нервной системы
|
Изменение силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов, эффективность деятельности анализаторов
|
Дыхательной системы
|
Изменение объема, ритма и глубины дыхания
|
Моторной сферы
|
Физическая подготовленность и физическое развитие
|
Состояние опорно-двигательного аппарата. Изменение напряжения мышц и их тонуса.
Пропорциональность, гармоничность физического развития
Изменение физической работоспособности и физических качеств
|
Эмоциональный
|
Модальность
Интенсивность
Длительность
|
Характер эмоциональных переживаний (положительный, отрицательный). Тремор, мимика (мимических мышц), пантомимика (поза и движения корпуса), жесты
Глубина переживаний: громкость голоса, его высота, тембр и темп речи.
Длительность протекания аффективных процессов
|
Когнитивно-поведенческий
|
Выраженность когнитивных процессов и их роль в контроле поведения
Трудовые действия и операции
Действия по выполнению собственных актуальных потребностей
|
Логичность мышления
Осознанность состояния
Точность прогноза развития событий
Возможность управления состоянием
Точность выполнения действий, их экономичность и правильность
Адекватность действий актуальным потребностям, избыточность и пр.
|
Социальный
|
Коммуникативный
|
Характер общения с другими, способность слышать другого, воздействовать на него, находить общие точки взаимодействия
|
Социально-адаптационный
|
Способность ставить адекватные цели и достигать их
|
Темпы прироста профессиональных достижений курсантов зависят от их одаренности и от того, как они тренируются. Может оказаться так, что у двигательно-одаренного курсанта результаты будут расти медленнее вследствие того, что он упражняется меньше своих сверстников. Поэтому на начальном этапе обследования целесообразно использовать стандартные тренировочные программы. В это время должны быть одинаковыми для всех курсантов количество занятий, состав тренировочных упражнений, интенсивность и последовательность их выполнения, методы обучения. Саму идею подготовки можно условно записать формулой: естественный рост и развитие + тренировка = результат. Однако, наблюдаемое в настоящее время существенные различия между курсантами в уровне физического развития и физической подготовленности, и соответственно этому – снижение уровня здоровья курсантов в процессе обучения нередко связано с форсированием их подготовки, использованием ограниченного объема тренировочных средств, игнорирования основных дидактических принципов, что вызывает необходимость дифференцированного дозирования физических нагрузок.
Организация системы самооценки состояний может способствовать созданию различных технологий для проведения этой работы. Давая в руки преподавателя объективную оценку различных сторон подготовки курсантов, они помогают делать выводы о профпригодности того или иного курсанта. Следовательно, очень большое значение имеет не только методика, но и организация измерения и оценки психофизических состояний.
Наиболее часто в оценке состояний человека используются различные функциональные пробы. Ранее считалось, что функциональные пробы используются для оценки эффективности той или иной системы организма. Однако, следует помнить, что изменение работы той или иной системы, связанные с возмущающими воздействиями на организм, в значительной степени определяются регуляторными нейрогуморальными влияниями. Большинство функциональных проб характеризуют деятельность не одной отдельно взятой системы, а организма в целом.
Поделитесь с Вашими друзьями: |