Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – учебно-научно-производственный комплекс»
М.А. Соломченко
Т.А. Пеленицина
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» для использования в учебном процессе в качестве конспекта лекций для высшего профессионального образования
Орел - 2012
Лист согласования
Авторы:
канд. пед. наук,
доцент кафедры «Туризм, рекреация и спорт» М.А. Соломченко
ст. препод. кафедры «Туризм, рекреация и спорт» Т.А. Пеленицина
Рецензенты:
Кандидат биологических наук, профессор,
декан факультета физической культуры и спорта
Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Орловский государственный университет» В.А. Пашкова,
кандидат педагогических наук, доцент,
декан факультета физической культуры и спорта
Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Государственный университет – учебно-научно-
производственный комплекс» В.В. Бойко
В конспекте лекций предложены основные темы, раскрывающие происхождение, формирование, развитие и функционирование основных отечественных и зарубежных систем физического воспитания.
Предназначен студентам, аспирантам и преподавателям направления подготовки «Физическая культура» изучающим дисциплину. Может быть полезным также специалистам в области физической культуры и спорта, организации досуга.
Учебное пособие рассмотрено и одобрено:
на заседании кафедры «Туризм, рекреация и спорт»
«__» 2012 г., протокол №___.
зав. кафедрой «Туризм, рекреация и спорт»
д-р пед. наук, профессор ______________В.С. Макеева
на заседании факультета физической культуры и спорта
«___» 2012 г., протокол № __.
председатель УМС, канд. пед. наук, доцент _____________В.В. Бойко
УДК 7А(09) (075.8)
ББК 75.3я 73
С60
Рецензенты:
Кандидат биологических наук, профессор,
декан факультета физической культуры и спорта
Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Орловский государственный университет»
В.А. Пашкова,
кандидат педагогических наук, доцент,
декан факультета физической культуры и спорта
Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Государственный университет – учебно-научно-
производственный комплекс»
В.В. Бойко
Соломченко, М.А.
С60 История физической культуры и спорта: конспект лекций для высшего профессионального образования / М.А. Соломченко, Т.А. Пеленицина. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012. – 84 с.
В конспекте лекций предложены основные темы, раскрывающие происхождение, формирование, развитие и функционирование основных отечественных и зарубежных систем физического воспитания.
Предназначен студентам, аспирантам и преподавателям направления подготовки «Физическая культура» изучающим дисциплину. Может быть полезным также специалистам в области физической культуры и спорта, организации досуга.
УДК 338.48(076)
ББК 65.9(2)49
© ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
Лекция 1. Введение. Источники возникновения физической культуры ...5
1.1 История физической культуры - как наука и учебный предмет………5
1.2 Зарождение физической культуры………………………………………6
Лекция 2. Физическая культура древнего мира …………………………..8
2.1 Физическая культура Древнего Востока……………………………….8
2.2 Физическая культура Античной Греции………………………………..12
2.3 Древнегреческая агонистика…………………………………………….14
2.4 Физическая культура Древнего Рима………………………………….16
Лекция 3. История развития физической культуры Средневековья……18
3.1.Физическая культура в средневековой Западной Европе…………...18
3.2.Физическая культура народов средневековой Азии………………...21
3.3.Физическая культура народов Америки……………………………..23
3.4.Физическая культура Русского централизованного государства….23
3.5.Первые теоретики системы физического воспитания эпохи Возрождения………………………………………………………………..224
Лекция 4. Возникновение новой формы физической
культуры и ее основные направления……………………………………..26
4.1. Учение Д. Локка и его значение……………………………………..26
4.2. Буржуазный джентльменский спорт. Любительское направление в спортивной деятельности……………………………………………….27
4.3. Становление и развитие организационных форм современного спорта……………………………………………………………………….28
Лекция 5. Международное спортивное движение (МСД)……………..29 -
. Структура Международного спортивного движения (МСД)…….29
5.2. Международное рабочее спортивное движение…………………..30
5.3. Международное студенческое спортивное движение…………….31
5.4. Рекреационное направление в спортивной деятельности………..32
-
. Возникновение и развитие регионального спортивного движения и игр.
…………………………………………………………………………..33
Лекция 6. Международное олимпийское движение…………………35
-
Пионеры возрождения Олимпийской идеи. Концепция идеи олимпизма Пьера де Кубертена…………………………………..35
-
Возникновение Международного Олимпийского движения. Олимпийская хартия………………………………………………37
-
Олимпийские игры современности……………………………….38
Лекция 7. Зарубежные системы физической культуры и спорта в период с XVIII века до настоящего времени……………………………………..43 -
. Роль Жан Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци в развитии системы физического воспитания. Деятельность филантропов…...46
-
.Национальные гимнастические движения на Европейском континенте.
-
.Спортивно-игровое направление в физическом воспитании……..48
-
.Становление и развитие современных систем физического воспитания…………………………………………………………….49
ЛЕКЦИЯ 8. Физическая культура и спорт в России…………………….52
8.1. Становление и развитие физической культуры и спорта в России……………………………………………………………………...52
8.2. Физическая культура в годы Великой отечественной войны…….59
8.3. Развитие физической культуры и спорта в послевоенные годы….62
8.4. Дальнейшее развитие физической культуры и спорта в России….64
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Олимпийский словарик…………………………….74
Приложение 2. Вопросы для подготовки…………………………...80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Контрольные тесты…………………………………84
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |