В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ
(ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ)
ЦЕЛЬ. Увидеть изменения произошедшие в природе с приходом осени.
ХОД ЭКСКУРСИИ.
- Ребята скажите куда мы сегодня пришли? (В парк)
- А почему вы думаете, что это парк, а не лес?
- Да, мы пришли в парк. Наш ропшинский парк очень старый, ему уже 300 лет. Он был заложен царём Петром 1.
- Отгадайте загадку. О каком времени года идёт речь?
Пусты поля,
Мокра земля.
Дождь поливает.
Когда это бывает?
- Правильно. Это осень.
А сейчас оглянитесь вокруг и остановите свой взгляд на любом уголке в парке. Послушайте стихотворение Ивана Бунина.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
1 ОСТАНОВКА «ЗНАЙ, ПОМНИ И СОБЛЮДАЙ!»
Мы отправляемся на осеннюю экскурсию. Сегодня 1 октября. Закончился сентябрь, первый месяц осени. Кое-что в природе ещё напоминает лето, но многое уже изменилось с приходом осени. Ваша главная задача – увидеть эти изменения. Красиво в осеннем парке. Но не будем забывать, что мы пришли в гости. А принимает нас у себя в гостях Лисовичок (показ фигурки Лисовичка). Мы будем гулять по осеннему парку и должны вспомнить некоторые правила поведения:
-
Старайся ходить только по тропинкам!
-
Не ломай деревья и кустарники, не срывай травянистые растения!
-
Не сшибай грибы, даже если они несъедобные!
-
Не обрывай паутину и не убивай пауков!
-
Не распугивай птиц и не лови диких животных. Не уноси их домой!
-
Не шуми в лесу, в парке, шумом ты отпугнёшь и напугаешь зверей и птиц!
-
Будь внимательным, учись наблюдать!
2 ОСТАНОВКА «ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ»
- Понаблюдайте за погодой, и сравните её с той, которая была летом. Что изменилось в неживой природе с приходом осени?
- Вспомните, какие вы знаете лесные этажи? (травы, кустарники, деревья)
- Найдите первый этаж – травы. Как они выглядят с приходом осени? Что будет с ними после первых заморозков? (начнут гнить)
- Что происходит с кустарниками? Что можно найти на них? (семена)
- Кому нужны семена в осеннее и зимнее время?
- Чем отличаются травы от кустарников? Посмотрите внимательно.
- А теперь найдём самый верхний этаж леса – деревья.
О каких деревьях идёт речь в загадках?
Весной на ветках клейкие почки
И нежные зелёные листочки.
А лишь осень наступает,
Сарафанчик жёлтый одевает. Берёзка.
Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит. Осина.
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- М с клёнов.
- Мы с яблонь.
- Мы с вязов.
- Мы с вишен.
- С осинки.
- С черёмухи.
- С дуба.
- С берёзы.
Везде листопад:
На пороге морозы. Ю. Копытов
ЗАДАНИЯ (делимся на команды)
1. Найди листок, похожий на пёструю бабочку.
2. Найди два одинаковых листочка с одного дерева по размеру и по цвету.
3. Найди два разных листочка с одного дерева по размеру и по цвету.
4. Найди самый красивый листок. С какого он дерева?
5. Найди листок, который похож на какое-нибудь животное.
6. Найди самый пёстрый листок.
7. Найди самый маленький листок.
ИГРА «УГАДАЙ ПЛОДЫ»
Учитель показывает детям плоды с дерева, а ребята называют дерево или подбегают к нему.
3 ОСТАНОВКА «РАЗ ГРИБОЧЕК, ДВА ГРИБОЧЕК»
- Стоит Ермошка
На одной ножке.
Кто не пройдёт
Всяк поклон отдаёт. Гриб.
-Итак, мы на остановке «Раз грибок, два грибок». Осень – пора грибов. И если мы с вами внимательно посмотрим под кустики и деревья, то наверняка, их встретим.
ЗАГАДКИ.
Под осинкой мужичок.
На нём красный колпачок. Подосиновик.
- Под каким деревом растут обычно эти грибы?
Под берёзой старичок
На нём бурый колпачок.
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой. Подберёзовик.
- Под какими деревьями прячутся эти грибы?
- Стоит мальчонка,
Рыжая шапчонка. Рыжик.
-Эти грибы обычно растут под осиной или под елью.
- Стоит Лукашка,
Белая рубашка.
А шляпа надета
Шоколадного цвета. Белый гриб.
-А этот гриб можно найти под сосной, под берёзой, под елью, под дубом.
- Стоит мальчонка,
Замаслена шапчонка. Маслёнок
-Очень дружные сестрички,
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом
Золотистые … Лисички.
- В нашей стране около 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут 25 видов.
- А какие грибы мы не собираем?
- С шапочкой красной
Знаться опасно.
Даже муха – зуда
Не садится сюда. Мухомор.
- Есть старуха вредная
На ней шляпа бледная.
И нога в ботинке.
На чулке пестринки.
Кто к ней прикоснётся,
Тот, не проснётся. Поганка.
- Можно ли сбивать несъедобные грибы?
- Грибы очень нужны лесу. Нити грибницы подходят к корням деревьев и срастаются с ними. Корни деревьев всасывают из почвы воду и другие питательные вещества. Грибница грибов помогает им. Без грибов деревья хуже растут. А ещё грибами питаются и лечатся многие лесные жители. (белки, лоси, глухари, слизни, мухи, ежи)
- Вспомни, как нужно собирать грибы? Чем нужно пользоваться?
4 ОСТАНОВКА «ТЕ, КТО УЖЕ УЛЕТЕЛИ»
_ Понаблюдайте за насекомыми. Больше их стало или меньше? Почему?
- Насекомых стало меньше, поэтому первыми улетают насекомоядные птицы (сентябрь – начало октября). Это ласточки, соловьи, иволги стрижи, пеночки, славки.
- Затем улетают зерноядные птицы. Урожай убран, ягод и зёрен осталось очень мало. Это – зяблики, трясогузки. А позже улетают болотные птицы – гуси, утки, журавли, чайки… Одни птицы летят днём, другие ночью, а третьи идут пешком (коростель-дергач).
- Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. Журавли.
- Верно. Журавли летят клином.
- Я в любую непогоду
Обожаю очень воду,
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый … Гусь.
- Гуси и цапли - летят шеренгой. Давайте встанем шеренгой и посмотрим, легко ли птицам держать такой строй.
- А про кого эта загадка?
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит в развалочку,
Спотыкалочкой. Утка.
- А теперь мы превратимся в уток и полетим дугой и в линию.
- Есть ещё одна загадка:
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … Скворец.
- Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей. Любят летать птицы и в одиночку. Это – кукушка, удод, вертишейка, зарянка, хищные птицы.
Высота полёта птиц от5000 до 700 метров, а у мелких – 100 м. Скорость полёта достигает 50 -100 км/час.
Игра «Гуси, Гуси!»
На одной стороне луга обозначается дом, в нём находятся гуси. На противоположной стороне луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живёт волк. Остальное место – луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да, да, да.
Пастух: Так летите.
Гуси: Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.
Пастух: Так летите, как хотите,
Только крылья берегите.
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек назначаются новый волк и пастух.
5 ОСТАНОВКА «КОМУ НОВАЯ ШУБКА, КОМУ ТЁПЛАЯ ПОСТЕЛЬ»
- Какие изменения происходят в жизни зверей?
Летом звери ходят в тёплых шубках. Но такие шубы не могут их спасти от зимних холодов. Вот почему звери осенью как бы переодеваются – линяют (постепенно меняют шерсть на густую, пушистую)
Загадки.
Рыжая хозяюшка
Из леса пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. Лиса.
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в шубке рыжей – летом. Белка.
Угадай – ка, что за шапка,
Меха – целая охапка.
Зимой бегает в бору,
У осин грызёт кору. Заяц.
- У белки, зайца, лисы и других зверей происходит линька осенью. А у некоторых меняется цвет шубки. У каких?
Зимой они будут незаметны в заснеженном лесу.
- Какие звери заготавливают себе корм на зиму? (Белки, бобры, мыши, норки, хомяки)
- Одни звери заготавливают себе корм, а другие готовят себе из осенней листвы мягкую постель (Ёж, барсук, медведь.)
6 ОСТАНОВКА «УГАДАЕМ, ПОИГРАЕМ»
1. Найди такие предметы в осеннем парке, которые появились с приходом осени.
2. Выбери такие дары осени, которые пригодились бы животным зимой.
3. Найди предметы, которые такого же цвета как у белки шубка.
4. Найди осенний листок, под которым мог бы спрятаться подосиновик.
5. Найди место, где бы осенью мог заснуть ёжик.
6. Найди деревья, под которыми могут расти подберёзовики.
7.Соберите природный материал на экскурсии. Составьте из него осенние картины.
8. Выкладываем солнышко из осенних листьев.
Игра «У медведя во бору»
Выбирается медведь. На одной стороне площадки берлога медведя. На другой – дети. Дети идут к берлоге со словами:
У медведя во бору
Грибы ягоды беру.
А медведь ещё не спит,
На ребятушек глядит.
После этих слов медведь начинает ловить детей. Дети стараются убежать. Пойманные идут в берлогу. Медведь меняется, когда в берлоге будет 4-5 пойманных. (Как вариант, может быть 2-3 водящих).
Подведение итогов.
Поделитесь с Вашими друзьями: |