Педагог-психолог МБОУ СОШ№8
Трубилина Ирина Леонидовна
«Алгоритм организации коррекционной работы психолога с детьми с ОВЗ»
В практической деятельности школьный психолог часто получает от педагогов и родителей запрос на выяснение причин трудностей обучения ребенка в школе. Зачастую ребенку требуется серьезная, комплексная помощь, без которой дальнейшее обучение становится почти невозможным или весьма осложненным. Такую помощь могут оказать специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Основные причины, которые могут быть показаниями к направлению ребенка на ПМПК:
-
длительность и выраженные трудности периода адаптации к условиям образовательного учреждения;
-
трудности формирования и автоматизации учебных навыков, умений и знаний соответственно образовательным стандартам, характерным для конкретного возрастного этапа развития;
-
трудности в общении со сверстниками, явления изолированности или противопоставления себя коллективу, отвержение ребенка коллективом;
-
подозрение на отставание ребенка в интеллектуальном развитии;
-
утрированные проявления двигательной расторможенности и нарушений внимания, общие проблемы произвольной регуляции деятельности;
-
наличие любых речевых нарушений;
-
отставание в развитии общей и мелкой моторики;
-
подозрение на снижение зрения и слуха;
-
нелепость, неадекватность поведения ребенка ситуации;
-
замедленность формирования и реализации навыков самообслуживания (отставание от сверстников во время еды, одевания, подготовки к занятиям и т.п.), а также житейских знаний;
-
выраженное своеобразие, утрированность, ригидность и другие проявления со стороны интересов и способностей ребенка, приводящие к осложнениям социальной адаптации в традиционных условиях;
-
повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность и другие проявления этого ряда;
-
асоциальные тенденции в поведении;
-
неуверенность в себе, плаксивость, обидчивость и т.п.
Если по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенку установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, то для соблюдения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации обязаны:
-
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья (п.1. ст. 48);
-
разработать для обучающихся с ОВЗ адаптированную образовательную программу (п.1. ст. 79);
-
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (п.1. ст. 48).
С целью соблюдения норм Российского законодательства в нашем образовательном учреждении принят алгоритм организации специальных образовательных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
-
По прибытию ребенка в образовательную организацию необходимо:
-
запросить у родителей заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и рекомендации по созданию специальных образовательных условий;
-
принять от родителя заявление на создание СОУ (обучение по рекомендованной образовательной программе обучения) и заявление о согласии сопровождения ребенка в условиях ПМПК;
-
назначить заседание ПМП-консилиума;
-
ознакомить всех специалистов с рекомендациями ТПМПК;
-
назначить приказом руководителя ответственного сопровождающего и специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда);
-
разработать и утвердить адаптированную образовательную программу (АОП) в соответствии с психофизическими особенностями развития ребенка;
-
назначить контрольные даты для проведения мониторинга реализации АОП и отслеживания динамики успешности ребенка в воспитательно-образовательном процессе.
-
По окончанию учебного года необходимо собрать заседание ПМП-консилиума и коллегиально обсудить степень выполнения рекомендаций ПМПК, отметить динамику успешности ребенка в воспитательно-образовательном процессе.
Вывод о динамике успешности ребенка в образовательном процессе формулируется следующим образом:
-
Положительная динамика фиксируется в тех случаях, когда, в целом, происходят позитивные изменения в характере усвоения ребенком адаптированной образовательной программы, при сохранении отдельных незначительных трудностей и временном несоответствии знаний, умений, навыков и компетенций требованиям программы. При этом следует учесть, что для устранения данных противоречий необходим более длительный промежуток времени и выполнение в полном объеме рекомендаций ТПМПК по созданию специальных образовательных условий (СОУ).
-
Незначительная положительная динамика говорит о том, что необходимые умения, навыки и компетенции формируются, но несколько в замедленном темпе, по сравнению с ожидаемым прогнозом. Такому ребенку, помимо выполнения в полном объеме рекомендаций ПМПК по созданию СОУ, требуется дополнительная поддержка и более длительный временной промежуток.
-
Волнообразная динамика фиксируется в тех случаях, когда при создании в полном объеме рекомендованных ПМПК СОУ, успешность ребенка в образовательном процессе носит не постоянный характер и зависит от ряда факторов: самочувствие ребенка, эмоциональный фон, ситуация в семье, особенности отношения с педагогом, мотивация и т.д. В этом случае ОО необходимо устранить/минимизировать неблагоприятные факторы воздействия.
-
Отрицательная динамика фиксируется только в тех случаях, когда в ОО были созданы в полном объеме рекомендованные ПМПК СОУ, тем не менее, необходимые умения, навыки и компетенции не формируются и ребенок имеет стойкие трудности в усвоении адаптированной образовательной программы. В этом случае ПМПк ОО необходимо провести анализ качества выполнения СОУ. При соответствии надлежащего качества выполнения СОУ необходимо повторно обратиться в ТПМПК с целью корректировки СОУ.
Для психолога образовательного учреждения, в котором обучаются дети с ОВЗ диагностическое, коррекционное, развивающее направление деятельности становится ведущим в работе с детьми данной категории. Главной задачей коррекции является разработка рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития.
В настоящее время существуют две основные формы отставания в развитии:
-
отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания,
-
временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.
В инклюзивной школе психолог зачастую сталкивается с первой формой отставания в развитии, которая требует определенных знаний, умений и навыков, связанных с дефектологической практикой. Для этого ему нужно овладеть основами специальной психологии и специальной педагогики, овладеть специальными знаниями и практическими умениями для организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
В первую очередь необходимо научиться проводить качественный анализ нарушенного развития (подразумевает анализ трех групп феноменов – первично нарушенных функций, вторично задержанных и сохранных). Две последние группы и будут определять содержания коррекционной работы специалистов сопровождения (логопеда, психолога, дефектолога, социального педагога).
В общем виде схема конструирования индивидуального образовательного маршрута выглядит следующим образом (Дж. Рензулли):
1. Определить уровень развития ребенка.
2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и путь к их достижению.
3. Определить время, которое должен затратить ребенок на усвоение того или иного материала.
4. Предусмотреть участие родителей.
5. Определить способы оценки успехов воспитанника.
Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов школьников выступает в последовательной, временной реализации принципа индивидуализации. Обязательным моментом сопровождения индивидуального маршрута является проведение диагностических срезов состояния психофизического развития ребенка с ОВЗ.
В этом случае коррекционная работа тесно взаимосвязана с учебно-воспитательным процессом, или другими словами речь идет о коррекционной направленности всего педагогического процесса. Это система педагогического воздействия на учащихся, направленная на преодоление или ослабление недостатков развития.
Поделитесь с Вашими друзьями: |