Гигиеническое обучение и воспитание населения в медицинских организациях Новосибирск – 2013г



страница1/8
Дата23.04.2016
Размер6.8 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8




Министерство здравоохранения Новосибирской области

Гигиеническое обучение

и воспитание населения

в

медицинских организациях


Новосибирск – 2013г.

Министерство здравоохранения Новосибирской области

УТВЕРЖДАЮ

Министр здравоохранения

Новосибирской области

_______________ О.В. Кравченко

«____» ________________ 2013 г.



Гигиеническое обучение и воспитание населения

в

медицинских организациях

Под общей редакцией

В.М. Чернышева

Методические рекомендации




Новосибирск – 2013г.

УДК 613: 614.2 (075)

ББК 51.2
Ф-76

Рецензенты:


В.Б. Колядо - заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Алтайского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

О.В. Пушкарев - начальник службы организационно-методической и информационно - аналитической работы ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница», доктор медицинских наук, профессор

Фомичева М.Л. Гигиеническое обучение и воспитание населения в медицинских организациях: метод. рек. /М.Л. Фомичева, И.А. Зуева, Е.А. Безпрозванная; под общ. ред. В.М. Чернышева. – Новосибирск, 2013. – 72 с.

В методических рекомендациях дано определение, изложены принципы и значение гигиенического обучения и воспитания населения, рекомендации по организации работы отделений (кабинетов) медицинской профилактики в медицинских организациях. В приложениях представлены нормативные документы, регламентирующие деятельность отделений (кабинетов) медицинской профилактики, нормативы времени на виды работ по гигиеническому обучению и воспитанию, формы учетно-отчетной документации. Даны принципы планирования профилактической работы в здравоохранении. Представленные рекомендации по организации гигиенического обучения и воспитания рассчитаны на специалистов медицинских организаций, осуществляющих гигиеническое обучение и воспитание населения, организаторов здравоохранения.

Предназначены для руководителей медицинских организаций, сотрудников отделений (кабинетов) медицинской профилактики, врачей специалистов, заведующих ФАПами, здравпунктами и др. Могут быть использованы в медицинских образовательных учреждениях в качестве учебного пособия.


УДК 613: 614.2 (075)



ББК 51.2
Ф-76

cmpweb@mail.ru ГКУЗ НСО «Городской медицинский

информационно – аналитический центр»
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений 5

Введение

6







1. Организация работы отделений (кабинетов) медицинской профилактики медицинского учреждения

7







2. Планирование деятельности медицинской организации по гигиеническому обучению и воспитанию населения

8







3. Основные понятия: медицинская профилактика, санитарное просвещение, медицинские профилактические услуги, гигиена, экология

9







4. Гигиеническое обучение и воспитание населения

12







4.1. Определение, задачи, медицинский, социальный и экономический эффекты

12







4.2. Принципы организации гигиенического обучения и воспитания

15







4.3. Здоровый образ жизни: определение, составляющие, мотивации к формированию

17







4.4. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и формирования здорового образа жизни

19







4.5. Формирование здоровья различных групп населения

24







4.6. Профилактическое консультирование

26







Заключение

28

Приложения

30

Список литературы

70






СОКРАЩЕНИЯ

АГ – артериальная гипертензия

АД – артериальное давление

ГХС – гиперхолестеринемия

ЗОЖ – здоровый образ жизни

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ИППП – инфекции передаваемые половым путем

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

ЛФК – лечебная физкультура

МЗиСР – министерство здравоохранения и социального развития

МКБ – международная классификация болезней

НИЗ – неинфекционные заболевания

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

ОХС – общий холестерин

РАМН – Российская Академия Медицинских Наук

СД – сахарный диабет

СМИ – средства массовой информации

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

СР – суммарный риск

ССЗ – сердечно-сосудистые заболевания

ССО – сердечно-сосудистые осложнения

ТаблицаSCORE – оценка общего коронарного риска (SCORE –Systemic Coronary Risk Evaluation)

ФР – фактор риска

ХС ЛПН – липопротеиды низкой плотности

ХС ЛПВ – липопротеиды высокой плотности



ЧСС – число сердечных сокращений


Введение

В современных условиях здоровье общества во многом определяется его санитарно-эпидемиологическим благополучием, реальным обеспечением прав граждан на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний. Здоровье населения – необходимое условие сохранения трудового потенциала страны и один из важных аспектов национальной безопасности.

Все большее значение для Российского здравоохранения приобретает совершенствование медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни, как одного из наиболее динамично развивающегося направления в медицине. О приоритете профилактики в сфере охраны здоровья заявлено в Федеральном законе Российской Федерации от 12 ноября 2011 года № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Нарастающая глобальная эпидемия неинфекционных заболеваний, которые являются лидирующей причиной смертности и инвалидности населения, подчеркивает обоснованность и необходимость организации активной продуманной борьбы с неинфекционными заболеваниями на национальном, региональном и глобальном уровнях. В Российской Федерации выработан особый межсекторальный подход к формированию единой профилактической среды в обществе, который включает участие не только министерства здравоохранения РФ, но и всех других министерств и ведомств.

Ведущую роль в развитии неинфекционных заболеваний, являющихся основными причинами смертности населения в России, играют так называемые «поведенческие факторы». Со злоупотреблением алкоголем связано около 12% всех смертей, с курением -17%, с нерациональным и избыточным питанием – около 25%.Данные факты обосновали начало реализации национальных профилактических стратегий: антиалкогольной, по борьбе с табакокурением, антинаркотической. Для формирования единой профилактической среды необходимо не только создавать условия для ведения здорового образа жизни, но и мотивировать население к тому, чтобы каждый чувствовал ответственность за свое здоровье.

Таким образом, наряду с государственными структурами к созданию единого профилактического пространства должно быть привлечено все гражданское общество, неправительственные организации, представители бизнеса, семьи, как первичной ячейки общества.

Одной из важных задач возлагаемых на отделения (кабинеты) медицинской профилактики является санитарно-гигиеническое просвещение населения, обучение основам формирования здорового образа жизни, контролю основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний, отношения к своему здоровью как к собственному ресурсу и капиталу.
1. Организация работы отделений (кабинетов) медицинской профилактики медицинского учреждения

Отделения (кабинеты) медицинской профилактики – это структурные подразделения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Они создаются в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.09.2003г. №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ» (Приложение 1) и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от15.05.2012 г. № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (Приложение 2).

На отделения и кабинеты медицинской профилактики возложены функции организации, координации и оценки эффективности деятельности медицинской организации по оказанию профилактических услуг населению. Нормативными документами определено, что в этих подразделениях осуществляется выявление и коррекция поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, гигиеническое обучение медицинских работников, информационное обеспечение специалистов и населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья, проведение медико-социальных опросов, а также ведение учетной и отчетной документации.

Приказом МЗ и СР РФ № 543н на отделения и кабинеты медицинской профилактики в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению возлагаются дополнительные функции: участие в проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотрах. В связи с этим, для указанных подразделений рекомендуется увеличить штатное расписаниеи выделить дополнительные помещения для проведения необходимых мероприятий и диагностических исследований непосредственно в подразделении: анамнестический кабинет, кабинеты функциональных (инструментальных) исследований, пропаганды здорового образа жизни, централизованного учета ежегодной диспансеризации, медицинской помощи при отказе от курения (Приложение 2).

Штатные должности врачей и средних медицинских работников прочих медицинских организаций рассчитываются в соответствии со штатными нормативами Приказа Минздрава РФ от 23.04.97. № И/61-119 «О временной форме статистической отчетности» (Приложение 3).В учреждении выделяется помещение под отделение или кабинет медицинской профилактики. Материально-техническое оснащение кабинета проводится в соответствии с табелем оснащения по Приказу Министерства здравоохранения РФ от 23.09.2003г. №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ».

Медицинский персонал отделений (кабинетов) медицинской профилактики должен пройти курс специальной подготовки или тематическое усовершенствование по разделу «гигиеническое воспитание» и иметь соответствующий сертификат.

На медицинских работников отделений (кабинетов) медицинской профилактики составляются должностные инструкции в соответствии с функциями подразделения и видами медицинских профилактических услуг. В отделении (кабинете) медицинской профилактики могут оказываться все виды медицинских профилактических услуг.

В зависимости от функций подразделения и видов медицинских профилактических услуг, формируется номенклатура дел отделения (кабинета) медицинской профилактики в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 04.10.80 г. №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения». В кабинете необходимо иметь нормативную документацию, регламентирующую деятельность подразделения (Приложение 4), в том числе приказы главного врача (о создании отделения (кабинета) медицинской профилактики, о создании лекторской группы в учреждении и др.). Учетно-отчетная документация ведется в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения РФ от 23.09.2003 г. №455 и других нормативных документов, регламентирующих деятельность по имеющимся видам медицинских профилактических услуг. Кроме этого, в кабинете должен быть фонд методической литературы (библиотечный фонд, подписные издания, тематические методические папки, альбомы и т.д.), фонд аудио- и видеоматериалов.


2. Планирование деятельности медицинской организации по гигиеническому обучению и воспитанию населения

Планирование работы медицинской организации по гигиеническому обучению и воспитанию населения является одной из основных функций специалиста отделения (кабинета) медицинской профилактики.

Планирование работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения предусматривает следующие этапы:


  1. Изучение основных показателей здоровья населения, прикрепленного к учреждению;

  2. Определение основной цели работы;

  3. Формулировка конкретных задач;

  4. Определение времени, необходимого на выполнение отдельных задач;

  5. Определение очередности мероприятий;

  6. Учет проводимых мероприятий;

  7. Контроль исполнения мероприятий;

  8. Оценка результатов.

В приложении 5 к методическим рекомендациям нами предложена форма плана работы медицинской организации по гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни населения, содержащая все необходимые разделы деятельности учреждения.

Анализ показателей состояния здоровья населения, планирование деятельности медицинской организации, в том числе отделения (кабинета) медицинской профилактики, а также контроль исполнения и оценка результатов работы медицинской организации осуществляется под руководством заместителя главного врача по лечебной работе. В план работы учреждения по гигиеническому обучению и воспитанию населения включается профилактическая работа всех специалистов учреждения: беседы, лекции, семинары, «школы здоровья» массовые оздоровительный мероприятия, методическая работа по подготовке информационных материалов и т.д. При формировании плана определяются конкретные исполнители мероприятий и сроки исполнения. В помощь специалистам при планировании работы рекомендуем использовать календарь Всемирных дней здоровья (Приложение 6), сезонные проблемы (профилактика ОРВИ, обморожений – в зимнее время, обострение хронических заболеваний – в весенне-осенний период, острые кишечные инфекции, отравления грибами – летом и т.д.)

Для правильного планирования деятельности медицинские работники должны учитывать состояние грамотности населения, экономическое положение, основные местные традиции и привычки, существующие службы здравоохранения.

Более эффективными мероприятия по гигиеническому обучению и воспитанию становятся с привлечением населения к активному участию в оздоровительных мероприятиях (праздники здоровья, школы, горячие линии и т.д.). Наряду с мероприятиями, запланированными в медицинской организации можно планировать совместные мероприятия с общественными организациями, учреждениями образования, культуры, спорта и др.
3. Основные понятия: медицинская профилактика, санитарное просвещение, медицинские профилактические услуги, гигиена, экология.

Сохранение и укрепление здоровья, а также профилактика заболеваний – это сфера деятельности не только сектора здравоохранения, но и политики, законодательства, производства, охраны окружающей среды. В широком аспекте профилактика – это социально-профилактическое направление охраны и укрепления здоровья, включает санитарно-гигиенические, противоэпидемические, общественные и индивидуальные меры, формирование здорового образа жизни, охрану и воспроизводство здоровья здоровых (Лисицын Ю.П., 2002).



Комплекс профилактических мер, реализуемых через систему здравоохранения, классифицируется как медицинская профилактика.

Медицинская профилактика (медицинская профилактическая деятельность) - вид деятельности медицинской организации, направленный на - повышение информированности пациентов и населения по проблемам охраны здоровья и профилактики заболеваний (санитарное просвещение) и оказание медицинских профилактических услуг.

Санитарное просвещение - пропаганда медицинских и гигиенических знаний путем организации и проведения массовых мероприятий: семинаров и лекций, изготовления аудиовизуальной продукции, издание или публикации, выступления в СМИ, проведения декадников и т.д., с целью сохранения и укрепления здоровья, предупреждение заболеваний и их осложнений.

Медицинская профилактическая услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленные на профилактику заболеваний, их своевременную диагностику и оздоровление.

Виды медицинских профилактических услуг:

  • профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и воспитание) отдельных индивидуумов (класс XXI, Z70-Z76, МКБ-10);

  • профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и воспитание) групповое (класс XXI, Z70-Z76, МКБ-10);

  • профилактические медицинские осмотры с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий (класс XXI, Z00-Z13, МКБ-10);

  • иммунизация (вакцинопрофилактика) (класс XXI, Z20-Z29, МКБ-10);

  • диспансеризация;

  • профилактические оздоровительные услуги (лечебная физкультура, физиотерапевтические медицинские услуги, массаж и др.)

В зависимости от объекта приложения профилактических мер говорят о первичной профилактике, когда меры направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых пациентов, и о вторичной профилактике в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения.

Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения, отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.

Первичная профилактика включает следующие мероприятия:

  • Принятие мер по снижению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и др.), проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга;

  • Формирование здорового образа жизни;

  • Меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, в том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др.;

  • Выявление при профилактических медицинских осмотрах вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для принятия мер по их устранению или снижению.

  • Проведение иммунопрофилактики различных групп населения;

  • Оздоровление лиц и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Наиболее демонстративным примером первичной профилактики являются санитарно-гигиенические и эпидемиологические мероприятия, иммунизация. Первостепенное значение для первичной профилактики приобретает концепция образа жизни, которая определяет пути предупреждения, прежде всего, НИЗ (сердечнососудистых, онкологических, эндокринных, психосоматических и других заболеваний), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголем, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизацию и преждевременную смертность.

Вторичная профилактика включает в себя:

  • Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

  • Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий;

  • Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения;

  • Проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма;

  • Проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов (например, производство лечебного питания и т.д.).

Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как:



  • Индивидуальная – профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами;

  • Групповая – профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы, группы высокого риска);

  • Популяционная (массовая) – профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом.

В отделениях (кабинетах) медицинской профилактики гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляется преимущественно на индивидуальном и групповом уровне. На популяционном уровне работают Центры медицинской профилактики, Центры гигиены и эпидемиологии и др. медицинские организации.

В просветительной деятельности медицинские работники, кроме специальных, используют знания по гигиене, санитарии, экологии.

Деятельностью, направленной на оздоровление внешней среды, условий жизни занимается гигиена.

Гигиена – наука о здоровье, целью которой является предупреждение заболеваний путем разработки норм и мероприятий по устранению или уменьшению влияния отрицательно действующих факторов окружающей среды, а также оздоровление условий труда, жизни и укрепление здоровья населения. Объектом внимания гигиены является здоровый человек.

Гигиену следует отличать от санитарии, осуществляющей на практике научные достижения гигиены.



Экологиябиологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

Окружающая человека среда это: атмосферный воздух, питьевая вода, жилье и общественные помещения, почва, продукты питания, климат.

Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. Более 2 тыс. лет назад Гиппократ описал влияние климата, воды, рельефа и времен года на здоровье жителей различных местностей. В нашей стране вклад в развитие экологии человека внесли такие ученые как В.И. Вернадский, И.И. Мечников, А.А. Остроумов. Но как специальная наука экология выделена только в 1972 году. В последние десятилетия этот термин приобрел особую популярность. Экология как наука развивается особенно бурно, поскольку антропогенные (связанные с деятельностью человека) изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек прямо или косвенно сам становится их жертвой.

Варианты воздействия загрязнителей окружающейсреды:


  1. Раздражающее (на слизистые оболочки верхних дыхательных путей, кожу, конъюнктиву глаз);

  2. Токсическое (на печень, легкие, почки, сердце);

  3. Аллергенное (на кожу, верхние дыхательные пути, конъюнктиву; вплоть до отека Квинке и анафилактического шока);

  4. Иммунодепрессивное;

  5. Тератогенное (в стадии внутриутробного развития, приводящее к врожденным дефектам и порокам);

  6. Эмбриотоксическое (токсическое воздействие на плод, вызывающее его гибель либо болезни новорожденных);

  7. Мутагенное (мутации в соматических клетках приводят к преждевременному старению, хроническим болезням, раку; мутации в половых клетках – к бесплодию, наследственным болезням, врожденным порокам у детей, раку у детей до 14 лет);

  8. Канцерогенное (как вариант мутагенного).

4.Гигиеническое обучение и воспитание населения

4.1. Определение, задачи, медицинский, социальный и экономический эффекты

Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы медицинской организации и каждого медицинского работника и направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.

Гигиеническое обучение и воспитаниеэто система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом (Оганов Р.Г., Вялков А.И., 2000).

Гигиеническое обучение и воспитание населения в отличие от санитарного просвещения имеет свои особенности, главная из которых –активный характер проводимых мероприятий. Основным методом воздействия на пациента в данном случае является профилактическое консультирование индивидуальное или групповое. Для овладения техникой профилактического консультирования необходима специальная подготовка медицинских работников.

В Концепции сохранения и укрепления здоровья населения методами и средствами гигиенического обучения и воспитания, 1997г. сформулированы основные задачи:


  • снижение распространенности курения и употребления табака;

  • улучшение качества питания;

  • увеличение физической активности;

  • смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

  • соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;

  • снижение потребления алкоголя;

  • профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;

  • улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.

Перечисленные задачи актуальны и сегодня, что подтверждается принятием Концепций, Постановлений, Приказов на законодательном уровне, приведенных в приложении 4 к настоящим методическим рекомендациям.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения исключительно высока. Гигиеническое обучение и воспитание населения оказывается достаточно мощным инструментом формирования здоровья, что хорошо видно на примере ряда зарубежных стран.

В развивающихся странах первоочередные меры гигиенического обучения и воспитания населения направлены на профилактику инфекционных болезней и борьбу с детской смертностью. Так, в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африканского региона активно внедряются в практику медико-социальные программы: по питанию детей, иммунопрофилактике, по вопросам семьи и здоровья женщин репродуктивного возраста, профилактике туберкулеза, по борьбе с курением и употреблением табака, образовательные программы для акушерок и другие.

В странах с высоким уровнем социального развития проводится профилактика сердечно-сосудистых и дегенеративных заболеваний, злокачественных новообразований, профилактика неинфекционных заболеваний (НИЗ).

Выполнение задач гигиенического обучения и воспитания по вопросам укрепления здоровья населения, естественно, не может дать сиюминутных результатов. Однако, как показывает опыт целого ряда высокоразвитых стран и результаты научных исследований, проведенных в РФ, решение этих задач способно привести в течение 5-10 лет к снижению распространенности артериальной гипертонии и табакокурения на 20% и, как следствие, к уменьшению заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 15%, что равносильно сохранению жизни ежегодно примерно 25 тыс. человек трудоспособного возраста.

Улучшение структуры питания населения и повышение качества пищевых продуктов наряду с повышением на 25-30% числа систематически занимающихся физкультурой и получающих адекватные физические нагрузки обеспечит снижение распространенности избыточной массы тела на 25-30%, уменьшение заболеваемости и смертности от основных НИЗ на 10% и 5%, соответственно.

Снижение потребления алкоголя и профилактика употребления наркотиков позволят снизить заболеваемость алкоголизмом на 15% и потери от временной нетрудоспособности и инвалидности по заболеваниям общемедицинского профиля, связанными со злоупотреблением алкоголем, на 5%, а также заболеваемость соматическими болезнями, обусловленными токсическими эффектами алкоголя и наркотических веществ на 25%, уменьшение травматизма на 10-15%.

Снижение загрязнения окружающей среды до нормативных требований позволит достичь снижения общей заболеваемости на 10-15% и смертности на 5%.

Экономический анализ результатов крупных профилактических программ, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, показывает высокую эффективность гигиенического обучения и воспитания. Так, реализация медико-социальных программ укрепления здоровья обеспечивает соотношение стоимости затрат и полученной выгоды как 1:7, то есть каждый вложенный рубль экономит обществу 7 рублей, которые необходимо было бы потратить на устранение последствий, вызванных курением, употреблением алкоголя и наркотиков, нерациональным питанием, неправильным сексуальным поведением и т.д.

При осуществлении в школах хорошо спланированных долгосрочных мероприятий по формированию ЗОЖ, которые направлены на предотвращение курения, профилактику нежелательной беременности, инфекций передаваемых половым путем (ИППП) и синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), соотношение стоимости затрат и полученной выгоды составляет 1:14. Такой же показатель эффективности может быть получен при успешной реализации программ вакцинопрофилактики (например, против кори, эпидемического паротита, краснухи, дифтерии), в которых просветительский и образовательный компонент часто являются решающими.



4.2. Принципы организации гигиенического обучения и воспитания

Принципами организации гигиенического обучения и воспитания в соответствии с «Концепцией сохранения и укрепления здоровья населения РФ методами и средствами гигиенического обучения и воспитания от 30.07.1997г.»являются:

  • государственный характер;

  • плановость;

  • массовость;

  • участие всех медицинских работников;

  • участие других организаций и населения;

  • наличие специальных органов и учреждений гигиенического обучения и воспитания;

  • общедоступность и целенаправленность;

  • научность;

  • дифференцированность;

  • оптимистичность.

Организация и финансирование здравоохранения является одной из важных функций любого государства. Одним из основных прав каждого гражданина является право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленную законодательно в Конституции РФ, в основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», законе от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ряде других руководящих документов.

В «Концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ методами и средствами гигиенического обучения и воспитания от 30.07.1997г.» определены основные принципы решения задач гигиенического обучения и воспитания населения:



  • Развитие внутрисекторального сотрудничества (между учреждениями здравоохранения, центрами медицинской профилактики, Управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, участковой или семейной службой медицинской организации и др.);

  • Развитие межсекторального сотрудничества (между органами и учреждениями образования, социальной поддержки населения, культуры и спорта, управления внутренних дел, предприятиями, общественными объединениями, средствами массовой информации (СМИ) и др.).

Профилактика социально обусловленных заболеваний, НИЗ, профилактика болезней стиля поведения и формирование у населения здорового образа жизни - мероприятия, выходящие за рамки системы здравоохранения и вовлекающие в решение этих задач специалистов различного профиля, общественные объединения, средства массовой информации и население. Поэтому построение партнерства (внутрисекторального, межсекторального) – это один из ключевых моментов, обеспечивающих успех гигиенического обучения и воспитания. Один из главных принципов партнерства – это привлечение участников на всех стадиях процесса: при планировании, организации и реализации, оценке ее эффективности. Создание партнерства обеспечивает не только идейное объединение партнеров, но и вложение в общую работу своего опыта, времени, объединение их материальных ресурсов, которые могут быть направлены на профилактику.

На современном этапе Министерством здравоохранения РФ ставится задача перед регионами о создании единой профилактической среды на уровне субъекта РФ. Формирование единой межсекторальной профилактической среды как способа преодоления эпидемии неинфекционных заболеваний должно складываться из нескольких звеньев:

  • обеспечение безопасной и комфортной физической и социальной среды обитания человека, создание условий для ведения здорового образа жизни;

  • информирование и мотивирование населения (с учетом возраста, пола, образования) к сохранению здоровья и долголетию, формированию ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких;

  • формирование системы управления здоровьем: своевременное выявление факторов риска (диспансеризация и профилактические медицинские осмотры), индивидуализированная коррекция факторов риска.

Ключевым партнером всех мероприятий по укреплению здоровья и профилактике является население, чье вовлечение и просвещенность в вопросах здоровья определяют успех или неудачу любой программы. Население должно участвовать в мероприятиях, направленных на улучшение их здоровья. Это могут быть различного рода лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, анкетирование и социологические опросы. Средства массовой информации (СМИ) являются одним из основных путей образования населения по вопросам здоровья.

Гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляется медицинскими работниками отделений (кабинетов) медицинской профилактики ЛПУ, специалистами ЛПУ (медицинскими работниками участковой службы, врачами-специалистами, психологами, врачами детских дошкольных и школьных учреждений и др.). Тематика материалов по гигиеническому обучению и воспитанию определяется в соответствии с задачами, стоящими перед медицинской организацией. В медицинских организациях осуществляются различные формы работы с населением, внедряются научно-обоснованные новые технологии, профилактические и оздоровительные программы.

Для более эффективного информирования населения гигиеническое обучение и воспитание осуществляется в различных целевых группах (дети, подростки, учащаяся молодежь, работающие, пенсионеры, и т.д.). Формирование целевых групп целесообразно, т.к. при этом используются аналогичные формы и методы профилактических воздействий: например, профильные школы для больных сахарным диабетом, артериальной гипертонией и др. Информация излагается с учетом возраста, уровня образования, наличия определенных факторов риска. При работе с населением на всех уровнях информация излагается доступно для широких слоев населения, без использования сложных медицинских терминов, носит позитивный характер.

4.3. Здоровый образ жизни: определение, составляющие, мотивации к формированию

На современном этапе в основу гигиенического обучения и воспитания населения РФ положена концепция формирования здорового образа жизни, которая реализуется посредством разнообразных форм и методов профилактических воздействий, а также различных медико-социальных программ.



Учитывая, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.

Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни – количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных ценностей.

Качество жизни – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.

Стиль жизни – особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни – это признак индивидуальности, самостоятельности, способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни.

Первые две категории носят общественный характер. Поэтому понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традициями (менталитет) и личными наклонностями. Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Для чего нужен здоровый образ жизни?

  • Для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека.

  • Для сохранения и укрепления здоровья.

  • Для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности.

  • Для продления рода и достижения активного долголетия.


По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

  • Рациональная организация трудовой (учебной) деятельности.

  • Правильный режим труда и отдыха.

  • Рациональная организация свободного времени.

  • Оптимальный двигательный режим.

  • Рациональное питание.

  • Соблюдение правил личной гигиены, закаливание.

  • Соблюдение норм и правил психогигиены.

  • Сексуальная культура, рациональное планирование семьи.

  • Профилактика аутоагрессии.

  • Контроль за своим здоровьем.


Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания, не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Таким образом, здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.
Для сохранения и восстановления утраченного здоровья человек должен прилагать усилия, для которых нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию (мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности).
Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?


  1. Самосохранение. Если человек знает, что какое-то действие угрожает жизни, он это действие не совершает. Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному пути, навстречу мчащемуся поезду. Если человек выяснил, что на яичный белок у него развивается аллергическая реакция, он не будет есть яйца. Мотивация: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».

  2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Например, жители Крайнего Севера едят сырую замороженную рыбу, так как она обеспечивает наиболее полноценное сбалансированное питание. Другой пример: ребенка с детства обучают гигиеническим навыкам, что продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями. Мотивация: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».

  3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Мотивация: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». Например, водные процедуры за счет изменения кровообращения вызывают приятные ощущения.

  4. Возможность для самосовершенствования. Мотивация: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

  5. Способность к маневрам. Мотивация: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в обществе и свое местонахождение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.

  6. Сексуальная реализация. Мотивация: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии».

  7. Достижение максимально возможной комфортности. Мотивация: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

Академик Н.М. Амосов определил: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные». Процесс изменения поведения и формирования мотивации стал предметом исследования психологов во всем мире. Разными авторами в последние годы предложены структуры изменения поведения, с которыми можно познакомиться в специальных изданиях.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
4.4. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и формирования здорового образа жизни
Используемые медицинскими работниками методы и средства должны соответствовать основным принципам гигиенического обучения и воспитания и быть обучающими, наглядными, актуальными, доступными, оптимистичными и нести воспитательную функцию.

Классификация методов и средств представлена в таблице 1.




Каталог: profila -> m mater
profila -> Профилактика и лечение гриппа и орви
profila -> Памятка для родителей
profila -> Профилактика аборта/контрацепция
profila -> Информационно-методический материал для медицинских работников Ишемическая болезнь сердца у пациентов пожилого возраста
profila -> Памятка для населения
profila -> Всемирный день борьбы против рака. Профилактика злокачественных опухолей
profila -> Атопический дерматит у детей
profila -> Методическое письмо для медицинских работников лпу к «Всемирному дню борьбы против диабета 14 ноября 2011 года»
m mater -> Здоровый образ жизни. Как сохранить сердце здоровым


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©zodomed.ru 2024


    Главная страница