Тьюторское сопровождение детей «группы риска», как способ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Доклад социального педагога
МОУ «КВШ»
Макуровой Н.П.
Структура выступления:
-
Актуализация тьюторского сопровождения
-
Из истории тьюторства
-
Сущность тьюторства в образовательном пространстве
-
Социально-психологические характеристики детей «группы риска»
-
Профилактическая работа с детьми «группы риска»
-
Тьюторское сопровождение детей «группы риска»
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на технологии тьюторского сопровождения несовершеннолетних «группы риска» и методах психолого-педагогического сопровождения.
Актуальность темы заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий распадов семейных браков.
Как помочь ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним в образовательном учреждении?
Трудность решения поставленных вопросов связана с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-карательные меры, в результате которых наказание, «урок», который молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения [1].
Проблемы, которые имеют дети «группы риска», будь то замедленный уровень интеллектуального развития, пониженная познавательная активность, недостатки в развитии эмоциональной сферы, трудности во взаимоотношениях с окружающими, становятся барьером на пути к усвоению знаний, предлагаемых школой. Освоение общеобразовательным учреждением технологии тьюторского сопровождения, вовлечение ребенка в игровую, образовательную и командно-творческую, спортивную, досуговую и др. деятельность – качественный метод профилактической работы.
Тьюторство можно рассматривать как метод психолого - педагогического сопровождения подростков групп риска, как способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка). Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы с развитием познавательного интереса школьника. Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересами каждого ученика, помогать им осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.
Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, обеспечивающая разработку индивидуальных образовательных и воспитательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования и воспитания в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Невозможно также представить зарождение тьюторства в образовании России без ключевого события 80-х гг. ХХ века – педагогики сотрудничества. В масштабах целой страны возникло общественно-педагогическое движение, которое произвело реформу образования «снизу», сформировав и поставив на повестку дня смысл новой школы как со-чувствия, со-мыслия, со-действия учителя и ученика. В.Ф. Матвеев, главный редактор «Учительской газеты» и педагоги – новаторы, дали направление открытой программе развития школы – педагогике сотрудничества, что взволновала общественное безмолвие и стала руководством к действию. Совсем рядом с педагогикой сотрудничества и поддержки по времени и по духу стоит игротехническое движение 90-х годов, когда поколение 30-40 летних встретили перестройку как время новых возможностей и личных продвижений. Методологи и игротехники обеспечивали переход от безальтернативного к поисковому образованию, открывая «зону ближайшего развития» и привели к «личному присутствию человека в образовании». Вопросы, волнующие «агентов новой педагогики» состояли в организационной процедуре изменения «учеников», использования в рамках требований самих образующихся, «заказчиков» своего изменения» [8].
Сущность тьюторского сопровождения в образовательном учреждении заключается в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления учеником собственных образовательных выборов и действий. При этом у ученика есть некая образовательная потребность. Тьютор обсуждает с ребенком, как тот сам достигает собственных целей: как выбирает цель, как определяет способы ее достижения, как действует, что получается, что не получается, каковы результаты его действий, насколько эти результаты удовлетворяют ученика, какое имеют значение для его жизни и что меняют в его образовательных потребностях.
Поделитесь с Вашими друзьями: |