Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений деятельности нашего доу является сохранение и укрепление здоровья детей



страница1/3
Дата11.09.2017
Размер0.55 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3



Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей.

Проблема здоровьесбережения сегодня встает особо остро, т.к. с каждым годом отмечается рост заболеваемости детей.

Причин заболеваемости много. Одной из них является рождение больных детей. Статистические данные свидетельствуют о том, что более 80% детей рождаются с отклонениями в развитии.

В нашем селе Бершеть

в 2005г из 50 новорожденных с I группой здоровья детей нет

II группу здоровья имеют 90% детей (46 чел)

III группу здоровья имеют 10% детей (4 чел)

В 2006г из 49 новорожденных с I группой здоровья детей нет

II группу здоровья имеют 94% детей (46 чел)

III группу здоровья имеют 6% детей (3 чел)

Медики утверждают, что если бы родители планировали рождение ребенка, знали, как себя вести до зачатия и в период вынашивания младенца, то количество больных бы сократилось.

Беременность, хотя и является нормальным физиологическим состоянием женщины, оказывает большую физиологическую и психическую нагрузку на организм. От состояния мамы зависит состояние ребенка. В несколько недель, месяцев формируются тончайшие структуры организма, которые закладываются на генном уровне на всю жизнь. И если хоть один «кирпичик» этой структуры выпадает или будет заложен неправильно, в организме младенца остается патология, которая скажется в детстве или значительно позднее каким-либо заболеванием или отклонением развития. Таким образом, каким ребенок появится на свет – здоровым, крепким, сильным или слабеньким, болезненным, во многом будет зависеть от поведения мамы, ее настроения, самочувствия, от ее знаний. Предстоящие роды потребуют от будущей мамы огромных физических затрат. Поэтому к ним следует также готовиться заранее физически и психологически.

Вторая причина – поступление в ДОУ детей с уже имеющимися отклонениями в физическом и психическом здоровье. Статистические данные показывают, что заболеваемость детей раннего возраста в ДОУ составляет около 70%. А результаты ежегодной диагностики уровня развития детей раннего возраста показывают, что среди поступающих в детский сад дошкольников от 30 до 45% уже имеют сложности в развитии и нуждаются в коррекционной помощи.

Ребенок рождается с огромным потенциалом развития. Наиболее интенсивно оно происходит в раннем детстве. В этот период для становления человека важен не только год, но даже месяц, неделя, день. Однако большинство родителей не обладают необходимыми знаниями для сохранения и укрепления здоровья, полного развития ребенка, или об этом узнают поздно. Более того, во многих семьях и не подозревают о необходимости поддержания здоровья, раннего воспитания ребенка и относятся к этому без должного внимания, а значит, теряется время. А потери в физическом и психическом развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека.

Анализируя данные, мы выделили следующие причины сложившейся ситуации:



Причины, не зависящие от нас:

  1. Экзогенные (внешние)

    1. Неблагоприятные экологические факторы (радиация, близость птицефабрики)

    2. Низкий социальный статус населения

  2. Эндогенные (внутренние)

    1. Отягощенная наследственность

Причины, зависящие от нас:

  1. Медицинская и педагогическая неграмотность женщины (отсутствие занятий по подготовке к родам)

  2. Психолого-медико-педагогическая неграмотность родителей.

Анкетирование и изучение запроса родителей, показало, что в настоящее время в нашем селе появилась большая потребность в оздоровительных и образовательных услугах будущих мам и детей с 9 месяцев до 2-х лет. Решить перечисленные проблемы возможно через создание условий для взаимодействия семьи и ДОУ, ориентированное на формирование здоровья ребенка, начиная с самых ранних этапов его развития (период внутриутробного развития) и до поступления его в детский сад. Поэтому на базе МДОУ Бершетский детский сад организован центр семейного сопровождения «Вместе с мамой!». Центр ведет свою работу в двух направлениях: школа матери «В ожидании малыша» для беременных женщин и школа раннего развития «Первые шаги вместе» для малышей.


Цель и задачи

Функционирование на базе МДОУ Бершетский детский сад центра семейного сопровождения «Вместе с мамой!» направленного на сохранение, укрепление физического и психологического здоровья будущих мам и детей раннего возраста.

Задачи:


  1. Объединить усилия специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление физического, психологического здоровья мам и детей.

  2. Разработать нормативно-правовые, содержательные и методические основы деятельности центра.

  3. Создать на базе МДОУ Бершетский детский сад пространственной среды для проведения занятий.

  4. Повысить психолого-педагогическую грамотность родителей детей раннего возраста, провести пропаганду здорового образа жизни через проведение для них консультаций и занятий с разными специалистами (психологом, педагогом, врачом-педиатром, мед.сестрой).


Модель центра:

Нормативная база:



  1. Закон об образовании РФ

  2. Федеральный закон о «Здравоохранении»

  3. Доктрина национального проекта «Образование»

  4. Санитарные нормы и правила Министерства образования РФ

  5. Постановление Правительства РФ от 29.12.01 №916 «О создании общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья»


Ожидаемый результат:

  1. Разработана система медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка на ранних этапах его развития

  2. Организовано взаимодействие нескольких субъектов разных социальных институтов (амбулатория, детский сад)

  3. Разработаны и распространены рекламные буклеты

  4. Оборудована на базе МДОУ комната развития

  5. Высокая заинтересованность родителей и регулярная (70%) посещаемость занятий.

  6. Отсутствие стрессового состояния в семье перед родами и после родов

  7. Установление партнерских отношений ДОУ с семьей каждого ребенка еще до поступления ребенка в детский сад.

  8. Охват неорганизованных детей в возрасте от 9 мес. до 3 лет

  9. Последующая адаптация детей к условиям детского сада протекает без усложнения.

  10. Прослеживается положительная динамика в развитии детей.

  11. Повысилась грамотность родителей по вопросам сохранения здоровья, воспитания и развития детей раннего возраста.

  12. Формирование у родителей начальных представлений о здоровом образе жизни

Ожидаемый риск: низкая активность женщин

Решение: реклама, индивидуальные приглашения, активизация женщин с помощью специалистов женской консультации.
Программа «В ожидании малыша»

Цель: содействие формированию здоровья ребенка на самых ранних этапах его развития.

Задачи:


  1. просвещение будущих родителей по вопросам жизнедеятельности ребенка и формирования его здоровья в период беременности

  2. формирование физиологической и психологической готовности будущих родителей к рождению ребенка

  3. оказание необходимой психологической помощи (гармонизация эмоциональной сферы женщины, коррекция страхов и переживаний)



Пути реализации.


Школа матери предполагает слаженное взаимодействие врача-гинеколога, педагога-психолога и музыкального руководителя, готовящих женщин к родам. Соответственно каждое занятие состоит из 3-х частей.

  1. Беседа (показ видеоматериалов, консультация, лекция) врача–гинеколога по вопросам:

  • Анатомно-физиологические изменения в организме матери во время беременности (основные этапы внутриутробного развития ребенка, факторы риска беременности, важность медицинского наблюдения)

  • Гигиенические правила в период беременности (образ жизни, питание, личная гигиена, обучение комплексу физических упражнений, дыхательных упражнений, приемам массажа)

  • Подготовка к «родам без страха» (предвестники родов, периоды родов, поведение во время родов, обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов, обучение снятию болевого синдрома через самомассаж, ознакомление с различными физиологическими позами во время родов).

  • Грудное вскармливание.

  1. Особое место в процессе всех занятий отводится музыкальным занятиям, включающим следующие основные моменты.

  • Голосовые упражнения.

Голосовые упражнения пробуждают скрытые резервы организма с помощью естественно звучащего голоса. Углубляется взаимный контакт матери и ребенка через голосовую вибрацию. Женщины учатся совмещать навыки дыхательных упражнений и голосовых упражнений для снятия болевого синдрома.

  • Пение колыбельных песен.

При пении беременными женщинами колыбельных укрепляется интуитивный контакт матери с ребенком. Исследования показывают, что после рождения дети быстро засыпают, услышав колыбельную, которую мама пела ему до родов.

Репертуар колыбельных песен подобран от простейших до сложных. Но эффект дают колыбельные, исполненные мамой в «правильном» эмоциональном состоянии. Голос несет в себе эмоциональную нагрузку исполнителя. И ребенок хорошо чувствует, в каком настроении, состоянии его мать, поющая колыбельную. Привыкая к пению колыбельных в нужном эмоциональном состоянии, женщина приобретает опыт самоуспокоения и выхода из тревожных и напряженных эмоциональных состояний.



  • Слушание музыки.

Наилучшим образом на психоэмоциональное состояние женщины и ее будущего ребенка влияет классическая музыка. После прослушивания музыки женщины делятся своими чувствами.

  • Спонтанное движение

Спонтанные движения способствуют ликвидации гиподинамии у женщин, улучшению кровообращения, повышения мышечного тонуса, развитию подвижности суставов, улучшению эмоционального состояния беременной женщины.

Смысл спонтанного движения – отреагировать двигательно на эмоциональное состояние и на музыкальное сопровождение создавая свой собственный танец, согласно своему состоянию и желанию. Эта работа способствует развитию доверительного отношения к своему телу, столь необходимого во время родов.



  1. Все занятия в школе матери построены на основе использования методов психопрофилактики, т.к. роды даже в самом благоприятном случае представляют огромную психическую нагрузку. Поэтому основная цель занятий педагога – психолога – формирование психологической готовности женщины к родам.

Первым этапом работы является знакомство и снятие чувства неловкости. Для этого используются различные тренинговые методы.

С целью коррекции переживаний и страхов педагог-психолог проводит занятия, беседы, индивидуальные консультации, семейные консультации. Широко используется принцип рисуночных тестов. Рисование и описание своих ощущений позволяет женщине определить, обозначить и нейтрализовать зону эмоционального напряжения сначала графически, а затем в беседе с психологом.

Занятия планируется проводить 1 раз в 2 недели. Возможно, и желательно участие будущих пап.
Темы занятий с беременными женщинами врачом-гинекологом.

I. Анатомо-физиологические изменения в организме матери во время

беременности

1. Краткие сведения о старении и функционировании половой системы.

2 Женские и мужские половые клетки.

3. Развитие внутриутробного плода.

3.1. Оплодотворение.

3.2 Первые признаки беременности.

3.3 Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители.

3.4 Роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода.

3.5 Физиологические изменения в организме женщины, периоды | беременности.

4.Факторы риска беременности.

4.1. Что такое факторы риска

4.2. Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка.

4.3. Роль наследственности.

4.4. Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода.

4.5. Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.).

4.6. Осложнения беременности

5. Медицинское наблюдение.

5.1. Важность раннего обращения беременной в женскую консультацию.

5.2. Частота посещений врача акушера - гинеколога, акушерки.

5.3. Необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования во время беременности.

5.4. Знакомство с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода.

5.5. Обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода.



II. Гигиенические правила в период беременности:

1. Изменение образа жизни.

1.1. Рекомендации по режиму труда, в т. ч. домашней работы. Законодательные права беременной.

1.2. Режим дня.

1.3. Половая жизнь.

2. Питание.

2.1. Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания.

2.2. Прием жидкости.

2.3. Роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода.

2.4. Особенности питания при патологических состояниях (ранний ^токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и др.).

3. Личная гигиена.

3.1. Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, молочными железами, половыми органами и др.).

3.2. Одежда, обувь, белье.

3.3. Роль грудного вскармливания до 6 месяцев жизни ребенка.

3.4. Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины.

4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности.

4.1. Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности.

4.2. Обучение умению расслабляться («быстрый отдых»).

5. Особенности психоэмоционального состояния беременной.

5.1. Психологическая адаптация женщины к беременности.

5.2. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.

III. Подготовка к «родам без страха»

1. Календарные сроки наступления родов.

2. Предвестники родов.

3. Подготовка к поступлению в родильный дом.

4. Периоды родов и их продолжительность.

5. Поведение во время родов.

5. 1. Значение правильного и спокойного поведения женщины в

родах.

5. 2. Роль партнерства в родах.



5. 3. Доверие к медицинскому персоналу и необходимость

выполнения всех его рекомендаций.

5. 4. Обучение различным способам дыхания для благополучного

течения родов.

5.5.Обучение приемам обезболивания родов.

5. 6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах.

6. Первые часы после родов. Значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале.

7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде.

8. Контрацепция после родов.

9. Законодательные права материнства.



Темы занятий с психологом для беременных женщин

Цель: формирование психологической готовности к родам

1. Давайте познакомимся. Психологические особенности беременной женщины. Диагностика.

2. Способы снятия напряжения.

3. Воспоминания о своем рождении

4. Эмоционально-психологические взаимоотношения с Вашим ребенком.

5. Образ родов.

6. Роль папы в самочувствии беременной женщины и развитии ребенка (совместно с папами)

7. Насколько я готова к роли матери.

8. «Со мной уже можно заниматься» (развитие ребенка от 0 мес до 1 мес.)

9. «Со мной уже можно заниматься» (развитие ребенка от 1 мес до Э мес.)

Индивидуальные консультации и диагностика по запросу


МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ для занятий с беременными женщинами

Слушание:

И. Гайдн Симфониям» 47 До мажор «Детская» 3-я часть

В. Моцарт Аллегро До мажор

П. Чайковский «Вальс»

«Полька»


«Неаполитанская песенка» из цикла «Детский альбом»

П. Чайковский «Осенняя песня»

«У камина»

«Подснежник»

«Баркарола» из цикла «Времена года»

Э. Григ «Птичка» из «Лирических пьес»

«Утро»

М. Глинка Ноктюрн Ми-бемоль мажор



B. Моцарт «Колыбельная песня» (перевод с немецкого О. Свириденко)

C. Майкопар «Колыбельная сказочная»

Н. Римский - «Колыбельная песня» (из оперы «Садко»)

Корсаков


Пение:

«Птичка» муз. М Раухвергера сл. А. Барто

«Петушок» Русская нар. прибаутка обр. М. Красева

«Цыплята» муз. А. Филиппенко сл. Т. Волгиной

«Собачка» муз. М. Раухвергера сл. Н. Комисаровой

«Серенькая кошечка» муз. Ан Александрова ел. Н. Френкеля

«Зайка» Русская нар. прибаутка сл. Т. Бабаджан

«Серый зайка умывается» муз. М. Красева ел. H. Френкеля

«Солнышко» муз. М. Раухвергера сл. А. Барто

«Пирожки» муз. А. Филиппенко сл. Н. Кукловской

«Паровоз» муз. А. Филиппенко сл. Т. Волгиной

«Колыбельная» муз. и сл.. Бордюг

«Колыбельная» муз. Е. Тиличеевой

«Баю -баю» муз. М. Красева сл. М. Чарной

Танцевальные упражнения для снятия психического напряжения:

«Цыганские напевы» венгерская мелодия в исполнении Ф. Гойи

«Красный сарафан» муз. А. Варламова

«Мельница» муз. М. Леграна

«Певучая пляска » русская нар. мел в обр. Т. Ломовой

«Гуляем и пляшем» муз. М. Раухвергера

Психогимнастические упражнения:

«Пальма» «Насос и кукла»

«Сосулька» «Гипнотизер» автор Э. Г. Чурилова
Программа «Первые шаги вместе».

Цель: взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании и развитии ребенка раннего возраста.

Работа по программе включает в себя практическую и теоретическую части.



Практическая часть.

Цель: создание условий для развития и социализации детей с года до 2-х лет

Задачи:


  1. содействие вступлению детей в контакт со сверстниками и взрослыми

  2. создание благоприятного эмоционального фона при ознакомлении ребенка с ДОУ

  3. развитие конструктивных умений детей

  4. развитие общей моторики детей

  5. развитие музыкальных способностей детей

Практические занятия для детей с 9 месяцев до 2 лет с участием мамы на развитие конструктивных умений, развитие общей моторики и развитие музыкальных способностей детей проходят 1 раз в неделю. Занятия проводят педагоги и музыкальный руководитель.

Содержание занятий с детьми:


  1. Развитие конструктивного праксиса «Творю, строю, мастерю». Занятия направлены на формирование у детей мыслительных процессов и восприятия, обогащение сенсорного опыта, на развитие координации движений и мелкой моторики, максимального использования возможностей самого ребенка. А также способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умения добиваться результата, учат действовать по показу взрослого. Занятия включают в себя игры с конструктором и бумагой.

  2. Развитие общей моторики детей «Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем». Подвижные игры данного раздела компенсируют недостаток двигательной активности у детей и направлены на развитие основных движений (ходьба, бег, игры с мячом, ползание и лазанье, подвижные игры). Параллельно занятия способствуют развитию психических процессов, расширению активного и пассивного словаря ребенка, пополнению знаний об окружающем.

  3. Развитие музыкальных способностей детей «В мир музыки вместе с мамой». Пение, слушание музыки и музыкальные движения направлены на развитие эмоциональной отзывчивости детей, воспроизведение детьми простейших интонаций песен, умений чувствовать музыку и выражать ее. А так же, музыкальные занятия способствуют развитию у детей слухового внимания, речевых навыков, навыков общения со сверстниками и взрослыми. Кроме занятий проводятся совместные праздники.

Теоретическая часть.

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей

Задачи:

  1. обучение родителей основам воспитания и развития ребенка раннего возраста

  2. воспитание родительских чувств, навыков успешного взаимодействия с ребенком

Для обучения родителей основам воспитания и развития ребенка раннего возраста, сохранения здоровья используются разные формы: консультации, беседы, семинары, круглые столы, тренинги для родителей. Консультации проводят психолог, логопед, мед.сестра, музыкальный руководитель, педагоги - 2 раза в месяц.
План практических занятий «Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем»

с детьми от 1 до 2-х лет.

Месяц

Тема занятий

Программные задачи

Сентябрь

1 неделя 2неделя

«К нам пришла кошка

Мурка»


«Вот собачка Жучка»

Учить детей катать мяч в прямом направлении. Упражнять в ползании, воспитывать умение слушать взрослого, выполнять упражнения вместе с мамой.



3 неделя 4неделя

«Веселые зайчата» «Веселые медвежата»

Учить детей бросать мяч двумя руками вперед снизу, закрепить подлезание под веревку, опираясь на ладони и колени. Развивать чувство равновесия.

Октябрь

1-2 недели

«Вот листочки желтые, вот листочки красные»

Упражнять детей в перешагивании, ползании, подлезании под веревку, закрепить бросание мешочков двумя руками вперед. Развивать ориентировку в пространстве. Закрепить названия основных цветов.



3-4 неделя

«К нам пришла кукла -девочка Катя» «К нам пришла кукла-мальчик Вова»

Продолжать учить детей бросать вдаль, упражнять в ползании в прямом направлении. Развивать равновесие в ходьбе по ограниченной поверхности.

Ноябрь

1 неделя 2неделя

«Собачка пришла и флажок принесла» «Мурка нам флажки принесла»

Продолжать учить детей катать мяч в прямом направлении сидя и стоя, закрепить перелезание через бревно, закрепить названия цветов.



3неделя 4неделя

«Здравствуй Петрушка!» «Кто умеет чисто мыться»

Учить детей лазать по лесенке-стремянке, упражнять в бросании мяча вдаль двумя руками. Воспитывать интерес к двигательным действиям.

Декабрь

1 неделя 2неделя

«Матрешка пришла к

ребятам»


«Вот милашка-кукла

Неваляшка»



Учить детей бросать предмет через веревку, натянутую на уровне груди детей, закрепить подлезание под веревку, перешагивание через палку.



3 неделя

«Вот собачки маленькая и большая»

Учить детей ползать по гимнастической скамейке, закрепить бросание мяча вдаль через предмет.

Январь

2неделя

«Елочка, елочка, зеленые иголочки»

Закрепить катание предметов , учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, воспитывать умение выполнять упражнения вместе с другими детьми.



3неделя 4неделя

«В лесу» «Веселые зайчата»

Закрепить подпрыгивание на месте, повторить катание мяча одной и двумя руками, в подвижной игре учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Февраль

1неделя 2неделя

«Играем снежками» «Летят снежинки белые»


Закрепить бросание мяча (снежка) правой и левой рукой вдаль, продолжать воспитывать умение выполнять упражнения в соответствии с текстом.




3неделя 4неделя

«Много кубиков у нас» «Построим дом, чтобы зайки жили в нем»

Упражнять детей в ползании по ограниченной поверхности, катание мяча под дугу, ходьбе по дорожкам. Продолжать воспитывать умение выполнять движения в соответствии со стихотворным текстом (в подвижной игре)

Март

1 неделя 2неделя

«Веселые погремушки» «Играем с кубиками»

Учить детей ходить и бегать изменяя направление, бросать мяч в горизонтальную цель, развивать чувство равновесия.



3 неделя

4 неделя


«Птички -невелички» «Веселые погремушки»

Учить перебрасывать мяч через веревку, закрепить ходьбу и бег с изменением направления, развивать чувство равновесия в ходьбе по наклонной доске.

Апрель

1неделя 2неделя

«Кошка пришла котят

привела»


«Как платочки хороши»

Закрепить ползание по ограниченной поверхности и подлезание под дугу, продолжать учить ходить и бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга.



3неделя 4неделя

«Мишкины шишки «Белкины шишки»

Учить бросать предметы в горизонтальную цель, воспитывать умение выполнять упражнения по слову взрослого.

Май

1неделя 2неделя

«Горит на солнышке флажок» «Играем султанчиками»

Учить ползать по гимнастической скамейке, закрепить бросание предметов вверх, развивать равновесие при ходьбе по наклонной доске.



3неделя 4неделя

«Карусель» «распустились цветы»

Повторить бросание предметов правой и левой рукой вдаль, развивать равновесие, учить прыгать в дайну с места (через ручеек)




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница